Напоминание

"Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей"


Автор: Пустуева Зинаида Петровна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 2 "Дружная семейка"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана

«Детский сад комбинированного вида №2 «Дружная семейка»

Организация работы по формированию основ безопасности

жизнедеятельности у детей

Пустуева З.П., воспитатель

Детство это уникальный период в жизни человека. Именно в это

время

формируется

здоровье,

происходит

становление

личности.

Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым

годом становится всё более очевидной. Об этом можно говорить

много и всё будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь

разобраться

в

многообразии

жизненных

ситуаций?

Как

научить

помогать друг другу? Мы понимаем, что то, что для взрослого не

является проблемной ситуацией, для ребёнка может стать таковой.

Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан

дошколят.

С

первых

лет

жизни

любознательность

ребёнка,

его

активность

в

вопросах

познания

окружающего,

поощряемая

взрослым, порой становится небезопасным для него.

Для

выявления

уровня

знаний

по

основам

безопасности

жизнедеятельности

я

провела

опрос

детей

с

помощью

небольших вопросов:

Как тебя зовут? Имя, фамилия. Где ты живёшь? Домашний

адрес

Номер домашнего телефона?

Как зовут твоих родителей? Фамилия, имя, отчество.

Место работы родителей?

Номер твоего детского сада?

К кому, и по каким, телефонам обращаются при пожаре, травме,

запахе газа?

Как ты поступишь, если идя по улице, увидишь, что из окна

жилого дома идёт дым?

Как

поступить,

если

в

лесу,

парке,

на

улице

ты

увидишь

красивые незнакомые ягоды?

Как

ты

поступишь,

если

к

тебе

в

лесу,

в

парке,

на

улице

подойдёт незнакомое животное?

Как поступить, если ты один дома и тебе стало плохо? Ты

почувствовал запах дыма, увидел, что что-то горит?

Результат: Свои имя и фамилию, домашний адрес знают дети

старшей

группы,

не

знают

домашний

адрес

дети

средней

группы.

Не все назвали номер своего телефона. Несколько

детей

назвали

место

работы

родителей,

почти

все

назвали

профессии родителей и номер детского сада. Номера телефонов

служб спасения дети называли, но вспоминали их не сразу. Не

многие смогли ответить на вопросы, как вести себя в опасных

ситуациях.

В связи с этим возникла необходимость проведения работы

направленной

на

формирование

основ

безопасно сти

жизнедеятельности детей.

Перед собой были поставлены следующие задачи:

Дать детям знания по основам безопасности жизнедеятельности.

Расширять

начальные

представления

о

правилах

безопасного

поведения;

закреплять

осторожность

поведения

в

быту,

на

природе, на улице.

Передавать детям знания о правилах безопасности дорожного

движения

в

качестве

пешехода

и

пассажира

транспортного

средства.

Развить

в

детях

умение

применить

полученные

знания

на

практике, то есть в дальнейшей жизни.

Воспитать

в

детях

понимание

того,

что

соблюдение

правил

безопасности

жизнедеятельности

необходимо

выполнять

неукоснительно и почему.

Закреплять проявления осторожности и осмотрительности.

При

работе

с

детьми

разного

возраста

содержание

обучения

выстраивается последовательно с усложнением содержания для детей

старшего

возраста.

То

есть

с

взрослением

ребёнка

сложность

материала возрастает.

В своей работе по формированию основ безопасности

жизнедеятельности у детей разновозрастной группы мы наметили

следующие направления:

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Противопожарная безопасность.

Безопасность в быту.

Безопасность в природе.

В

нашей

копилке

наработанный

обширный

материал

по

воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников. На

видном месте оформлен макет - стенд «Автобус», на котором мы

путешествуем с детьми по безопасной среде.

Мы

создали

в

группе

комфортный,

благоприятный

микроклимат,

с п о с о б с т ву ю щ и й

ф о рм и р о в а н и ю

о с н о в

б е з о п а с н о с т и

жизнедеятельности.

Создали

пространство,

где

дети

могут

познакомиться с различным материалом по этой теме (на видном

месте стенды для детей и их родителей, альбомы, детские рисунки,

настольно

-

печатные

игры,

наборы

иллюстраций,

разные

виды

театра,

художественная

литература,

сборники

стихов,

загадок,

пословиц атрибуты к сюжетно - ролевым играм).

В

группе

есть

«места

уединения»

(объяснить

где),

дающие

возможность

ребёнку

одному

порисовать,

посмотреть

книгу,

подумать.

Но

есть

место

и

для

коллективных

игр,

занятий,

для

проведения экспериментов.

Одной из основных задач мы считаем, что должно быть обогащение

игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать

познавательную

активность

детей.

Мы

изготовили

разнообразные

учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности:

альбомы «Опасные предметы дома», «Азбука дороги», «Транспорт»,

«Стихи, загадки», «Правила Дорожного Движения», «Безопасность»,

«Светофор», «Четыре вида транспорта», Варианты игровых полей с

мелкими машинками. «Опасные ситуации в жизни детей» (ребёнок и

другие люди, ребёнок дома, здоровье ребёнка).

Для

развития

познавательной

активности

детей

важно,

чтобы

информация,

заложенная

в

среде,

не

обнаруживала

себя

сразу

полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. В группе имеются

разные дидактические игры: «Добрые и плохие поступки», «Едем по

ПДД»,

«Разложи

картинки

по

порядку»,

«Собери

картинку»,

«Дорожные знаки», «Горит – не горит» и т.д.

Детей

это

очень

заинтересовывает,

одни

сразу

замечают

новое,

подолгу стоят, рассматривают, думают, рассуждают; другим требуется

время. Используя обычные предметы детской мебели,

создаем в

группе уголок, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там

материалам.

Этим

самым

детям

предоставляется

возможность

выбрать интересующую их игру, пособие и играть индивидуально или

совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

Мы обращали внимание детей на окружающие здания, магазины,

библиотека,

перечень

улиц

и

другие

объекты,

т.е.,

«социальный

портрет»,

в

котором

находится

наше

дошкольное

учреждение.

Главное – это показать детям социальный мир «изнутри» и помочь

ребёнку накопить социальный опыт, понять своё место в этом мире

как участника событий, как члена людского сообщества. Мы с детьми

рисовали план – схему групповой комнаты, отмечали опасные места

красными кружочками. Дети вспоминали, какие социальные объекты

окружают детский сад, их дом, дорога в детский сад.

По

мере

познания

предметного

мира

ребёнок

овладевает

умением различать опасные и безопасные для него предметы,

выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с

ними, умение ориентироваться в мире предметов. По поводу

этих

предметов

я

веду

беседы,

рассуждения.

Какие

ещё

опасности спрятаны в группе до поры до времени? (гвоздь в

стуле, сломанная игрушка с острыми концами)

Данная работа ведётся через:

Организационную деятельность с детьми – НОД, экскурсии.

Совместную деятельность детей и взрослых – драматизация

сказок,

беседы,

наблюдения,

труд,

чтение

художественной

литературы, прогулки, ситуативные разговоры

Самостоятельную деятельность детей - сюжетно - ролевые и

дидактические игры, игры в тематических уголках группы

Музыка. Объединяет эмоциональные и эстетические сферы. В

группе имеется магнитофон. Дети имеют возможность слушать

сказки, стихи, песни. Могут заниматься разными делами под

музыку.

Художественная литература является одновременно источником

знаний

и

источником

чувств.

Нами

были

отобраны

литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы,

стихи,

пословицы,

загадки.

Произведения

с

разным

содержанием:

познавательные

Е.Хоринский

«Спичка-

невеличка», И.Тверабукин, «Андрейкино дежурство», Б.Житков

«Пожар в море», Л. Толстой, «Пожар», «Пожарные собаки»;

С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».

Юмористические – С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок»,

«Приключения Буратино», К.Чуковский «Телефон», «Айболит»,

Н.Носов «Телефон».

Особое место мы уделяем сказке. Сказка способствует развитию

сердечных

чувств,

благородству

души,

желание

доставлять

людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать средством

приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как

конкретизируют его через наглядность, образность. Это детские

энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в

картинках» К.Люцис; «Учимся вежливости»; «Уроки Айболита»

Г.Зайцев.

Очень

нравятся

детям

истории

и

приключения

Стобеда.

Деятельность,

особенно

совместная,

является

своего

рода

школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле

ребёнок

видит

и

понимает,

какие

опасности

окружают

его

вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять.

Деятельность даёт ребёнку возможность быть самостоятельным

в познании мира.

Игра. От содержания игры зависят поступки детей в тех или

иных

ситуациях,

их

поведения,

отношения

друг

к

другу.

Отражая в игре события окружающего мира, ребёнок как бы

становится

их

участником,

знакомится

с

миром,

действуя

активно.

В

своей

работе

я

использую

словесно-наглядные,

настольно-печатные,

дидактические,

сюжетно-ролевые,

театрализованные игры.

Изобразительная деятельность. Ребёнок рисование соединяет с

игрой.

Мальчики,

рисуя

пожарных,

изображают

себя

пожарными. Девочки, видят в кошке себя, рисуя ситуацию из

сказки

«Кошкин

дом».

Дети

сознательно

отражают

окружающую

действительно сть

в

рисунке,

л е п к е ,

конструировании.

Предметная

деятельность.

Заключает

в

себе

возможность

познавать

ближайшее

окружение

с

помощью

всей

группы

сенсорных чувств. Предметная деятельность удовлетворяет в

определённый

период

развития

ребёнка

его

познавательные

интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире. В

группе есть предметы, с помощью которых ребёнок знакомится

с правилами безопасного обращения с ними: электроприборы

(магнитофон, утюг, пылесос).

Налажен тесный контакт с родителями: постоянно в действии

такие

папки

-

передвижки:

«Зрение

вашего

ребёнка»,

«О

профилактике дорожно-транспортных происшествий с детьми»,

«ребёнок

на

улицах

города»,

«Противопожарная

грамота»,

Береги себя сам».

Консультации для родителей: «Правила безопасности», «Один

дома»,

«Первая

помощь…».

Родители

активно

участвуют

в

выставках художественно - продуктивной деятельности д.с. в

собраниях и открытых развлечениях.

Проблему,

связанную

с

безопасностью

ребёнка

невозможно

решить

только

в

рамках

детского

сада,

поэтому

важно

обеспечить преемственность не только между детским садом и

семьёй, но и поддерживать связь с инспекторами ГИБДД.

Работая в детском саду, замечаешь, что большинство детей

теряются, не могут принимать самостоятельно решение, они не

знают,

к

кому

обратиться

за

помощью,

не

знают

правила

поведения

по

технике

безопасности.

Главная

наша

цель

по

воспитанию

безопасного

поведения

у

дошкольников

дать

каждому

ребёнку

основные

понятия

опасных

для

жизни

ситуаций, особенностей поведения в них и умение правильно

вести себя в различных ситуациях, применить эти знания.



В раздел образования