Напоминание

Рабочая программа по чтению, 5 класс, для детей с ОВЗ


Автор: Пермякова Галина Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: КГТТ школа-интернат, реализующая АООП
Населённый пункт: Камышлов
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Рабочая программа по чтению, 5 класс, для детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




,

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для обучающихся 5

класса

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного

образовательного

стандарта

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и

науки Российской Федерации от 19.12.2014г., №1599, на основе Федеральной

адаптированной основной общеобразовательной программы образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2022г.

№1026

Обучение чтению носит практическую направленность и тесно связано с

другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств

социальной адаптации в условиях современного общества.

Изучение учебного предмета Чтение имеет своей целью:

- развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков

мыслительной деятельности;

-развитие положительных качеств и свойств личности;

-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением

как базовым навыком в системе образования.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

обучения чтению доступного его пониманию текста вслух, осмыслен-

ному восприятию прочитанного;

воспитания интереса к чтению и книге;

формирования представления о добре и зле;

обучения последовательному и правильному изложению своих мыс-

лей в устной форме;

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи,

направленные на коррекцию и развитие:

основных мыслительных операций;

наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического

мышления;

зрительного восприятия и узнавания;

пространственных представлений и ориентации;

коррекцию речи и обогащение словаря;

Основные виды деятельности на уроке

Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно

воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение

различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения

доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем

я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.);

выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз,

ударений — логического и др., соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов

определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать

вопросы по тексту;

Контроль за состоянием техники чтения проводится 1 раз в четверть.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Предмет «Чтение» входит в обязательную часть учебного плана в предметную

область «Язык и речевая практика». По учебному плану на изучение предмета

отведено 4 часа в неделю, за год – 136 часов.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС,

предполагает достижение ими двух видов результатов:

личностных и

предметных.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

осознание

себя

как

гражданина

России;

формирование

чувства

гордости за свою Родину;

сформированность

адекватных

представлений

о

собственных

возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся и развивающемся мире;

овладение

социально-бытовыми

навыками,

используемыми

в

повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального

взаимодействия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в

нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных

ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающихся, проявление

социально значимых мотивов учебной деятельности;

сформированность

навыков

сотрудничества

с

взрослыми

и

сверстниками в разных социальных ситуациях;

сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,

наличие

мотивации

к

творческому

труду,

работе

на

результат,

бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Предметные результаты

освоения АООП образования включают

освоенные обучающимися знания и умения.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:

минимальный и достаточный.

Достаточный уровень:

правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением

некоторых усвоенных норм орфоэпии;

ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора

(выборочное чтение);

определение темы художественного произведения;

определение основной мысли произведения (с помощью учителя);

самостоятельное деление на части несложного по структуре и

содержанию текста;

формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);

определение собственного отношения к поступкам героев (героя);

сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам

героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя);

пересказ текста по коллективно составленному плану;

нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их

значения и смысла с опорой на контекст;

ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей

литературы

помощью

взрослого);

самостоятельное

чтение

художественной литературы;

знание наизусть 3 – 4 стихотворений.

Минимальный уровень:

правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;

находить, читая про себя отрывки проанализированного текста,

связанные с определенными событиями;

отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью

учителя);

принимать участие в уроках внеклассного чтения.

Базовые учебные действия, формируемые на уроках чтения:

Регулятивные БУД:

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и

практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их

существования;

осознанно действовать на основе разных видов инструкций для

решения учебных задач;

осуществлять

взаимный

контроль

в

совместной

деятельности,

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

осуществлять самооценку и самоконтроль деятельности, адекватно

реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в

соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные БУД:

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-

пространственную организацию;

использовать

логические

действия

(сравнение,

анализ,

синтез,

обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей,

причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном

материале, основе практической деятельности в соответствии с

индивидуальными возможностями, применять начальные сведения о

сущности

и

особенностях

объектов,

процессов

и

явлений

действительности (природных, социальных, культурных, технических

и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и

для решения познавательных и практических задач;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные

знания, отражающие доступные существенные связи и отношения

между объектами и процессами.

Коммуникативные БУД:

вступать

и

поддерживать

коммуникацию

в

разных

ситуациях

социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

слушать

собеседника,

вступать

в

диалог

и

поддерживать

его,

признавать возможность существования различных точек зрения и

права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою

позицию;

дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний

(вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных

ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный

статус, знакомый – незнакомый и т.п.);

Содержание учебного курса

Чтение

Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного

творчества

(считалки,

заклички-приговорки,

потешки,

пословицы

и

поговорки,

загадки).

Стихотворные

и

прозаические

произведения

отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях

и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки.

Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия

и пр.

Тематика

произведений:

произведения

о

Родине,

героических

подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным,

труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-

этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда,

ложь и т.д.)

Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины,

легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.

Ориентировка в литературоведческих понятиях:

литературное произведение, фольклор, литературные жанры

(сказка,

былина,

сказ,

басня,

пословица,

рассказ,

стихотворение),

автобиография писателя.

присказка, зачин, диалог, произведение.

герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет

героя, пейзаж.

стихотворение, рифма, строка, строфа.

средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).

элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист,

оглавление, предисловие, послесловие.

Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и

целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение

произведений.

Формирование

умения

самоконтроля

и

самооценки.

Формирование навыков беглого чтения.

Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий.

Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев.

Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской

позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление

текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный,

краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.

Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов.

Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение

дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).

Описание учебно-методического и

материально-технического обеспечения образовательного процесса

Каждый урок чтения оснащается необходимыми наглядными пособиями,

раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Учебники

1.Чтение.

5

класс.

Учебник

для

общеобразовательных

организаций,

реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

автор – составитель З.Ф. Малышева –

19 – е издание, Москва

«Просвещение», 2020.

Методические пособия для учителя

1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями)\ Мин-во просвещения РФ. – М.: Просвещение,2023

2. Гризик Т.И. Учимся играя. Пособие по подготовке детей к обучению

грамоте:

3.Кн. для учителя. – М.: Просвещение,2006.2. Максимук, Н.Н. Игры по

обучению грамоте и чтению.- М.: ВАКО, 2004.- 128с.

Тематическое планирование

Считалки, потешки, пословицы и поговорки, загадки

3 ч.

«Никита Кожемяка» (Русская сказка)

2 ч.

Тофаларская сказка. Как наказали медведя.

1ч.

«Золотые руки» (Башкирская сказка)

2 ч.

Русская сказка «Морозко»

2ч.

«Два Мороза» (Русская сказка)

2 ч.

Татарская сказка «Три дочери»

2ч.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

(Отрывки)

3 ч.

По Д.Мамину – Сибиряку «Серая Шейка»

2 ч.

Г.Скребицкий «Июнь»

1 ч.

И.Суриков «Ярко солнце светит…»

1ч.

А.Платонов. Июльская гроза (Отрывки)

2ч.

А.Прокофьев «Березка»

1 ч.

Ю.Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»

1ч.

Обобщающий урок по теме «Лето» Внеклассное чтение

произведений о лете.

1ч.

«Сентябрь» по Г.Скребицкому

2ч.

По И. Соколову – Микитову «Золотая осень»

1 ч.

«Осень» К.Бальмонт

1ч.

Добро пожаловать! По Г.Скребицкому

2ч.

Осенние грусти… По В.Астафьеву

1ч.

Первый снег. И. Бунин

2ч.

Обобщающий урок по теме «Осень». Внеклассное чтение

произведений об осени.

1ч.

Ю.Яковлев «Колючка»

2 ч.

Рыцарь Вася. Ю.Яковлев

2ч.

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома

3 ч.

«Фосфорический» мальчик В. Медведев.

2ч.

Л.Воронкова «Дорогой подарок»

2 ч.

Я. Аким. Твой друг

2ч.

И.Крылов «Ворона и лисица», «Щука и кот», «Квартет»

2 ч.

Н.Хмелик «Будущий олимпиец»

2 ч.

Слепой домик. О. Бондарчук

1ч.

В.Осеева «Бабка»

3 ч.

Сухой хлеб. А.Платонов

2ч.

В.Распутин «Люся»

2ч.

В.Брюсов. Труд

1ч.

Р.Рождественский «Огромное небо»

1ч.

Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро».

Внеклассное чтение.

1ч.

«Чародейкою зимою…» Ф.Тютчев

1 ч.

Декабрь. Г.Скребицкий.

1ч.

К зиме. К.Бальмонт.

1ч.

Г.Скребицкий «Всяк по – своему»

2 ч.

«Поет зима – аукает…» С.Есенин

1ч.

С.Есенин «Береза»

1 ч.

Зимняя дорога. А.Пушкин

2ч.

Обобщающий урок по теме «Зима». Внеклассное чтение.

2ч.

Г.Скребицкий «Март»

1 ч.

Вот уж снег последний в поле тает…» А.Толстой

1ч.

Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»

1 ч.

Весна - красна

2ч.

Грачи прилетели

1ч.

Заветный кораблик.

1ч.

В весеннем лесу

2ч.

А.Толстой «Весенние ручьи»

2 ч.

«Гонимы вешними лучами…» А.Пушкин

2ч.

Ворона. А.Блок

1ч.

Е.Серова «Подснежник»

1 ч.

И.Соколов – Микитин «Весна»

2 ч.

«Крупный дождь в лесу зеленом…» И.Бунин

1ч.

Черемуха. С.Есенин

1ч.

Весна, весною, о весне. Я.Аким

2ч.

Обобщающий урок по теме «Весна». Внеклассное чтение.

2ч.

Н.Гарин – Михайловский «Тема и Жучка»

3ч.

Желтухин. А.Толстой

3ч.

К. Паустовский «Кот ворюга»

3ч.

Про обезьянку. Б.Житков

3ч.

Э.Асадов «Дачники»

2 ч.

Из рассказов Олены Даниловны. Ф.Абрамов

3ч.

Будь человеком. С.Михалков

2ч.

Обобщающий урок по теме «О животных». Внеклассное

чтение

1ч.

По О.Тихомирову «На поле Куликовом

2ч.

Рассказы о войне 1812 года. По С.Алексееву. «…И снится

ей жаркое лето…» Н.Некрасов

2ч.

А.Куприн «Белый пудель»

2ч.

Снега, поднимитесь метелью! По Л.Жарикову

2ч.

У могилы Неизвестного Солдата. Ю.Коринец

1ч.

Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа»

1ч.

В.Гюго «Гаврош»

1 ч.

Приключения Тома Сойера (Отрывок) М. Твен

2ч.

С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими

гусями»

3 ч.

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

1 ч.

Обобщающий урок по теме «Из произведений зарубежных

1ч.

писателей».

Итого за год: 136 часов.



В раздел образования