Автор: Пермякова Галина Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: КГТТ школа-интернат, реализующая АООП
Населённый пункт: Камышлов
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Рабочая программа по чтению, 5 класс, для детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование
,
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для обучающихся 5
класса
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного
стандарта
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19.12.2014г., №1599, на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2022г.
№1026
Обучение чтению носит практическую направленность и тесно связано с
другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств
социальной адаптации в условиях современного общества.
Изучение учебного предмета Чтение имеет своей целью:
- развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков
мыслительной деятельности;
-развитие положительных качеств и свойств личности;
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением
как базовым навыком в системе образования.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
обучения чтению доступного его пониманию текста вслух, осмыслен-
ному восприятию прочитанного;
воспитания интереса к чтению и книге;
формирования представления о добре и зле;
обучения последовательному и правильному изложению своих мыс-
лей в устной форме;
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию и развитие:
основных мыслительных операций;
наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического
мышления;
зрительного восприятия и узнавания;
пространственных представлений и ориентации;
коррекцию речи и обогащение словаря;
Основные виды деятельности на уроке
Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно
воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение
различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения
доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем
я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.);
выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз,
ударений — логического и др., соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов
определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать
вопросы по тексту;
Контроль за состоянием техники чтения проводится 1 раз в четверть.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предмет «Чтение» входит в обязательную часть учебного плана в предметную
область «Язык и речевая практика». По учебному плану на изучение предмета
отведено 4 часа в неделю, за год – 136 часов.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС,
предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и
предметных.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
осознание
себя
как
гражданина
России;
формирование
чувства
гордости за свою Родину;
сформированность
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
овладение
социально-бытовыми
навыками,
используемыми
в
повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающихся, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность
навыков
сотрудничества
с
взрослыми
и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие
мотивации
к
творческому
труду,
работе
на
результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Предметные результаты
освоения АООП образования включают
освоенные обучающимися знания и умения.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением
некоторых усвоенных норм орфоэпии;
ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора
(выборочное чтение);
определение темы художественного произведения;
определение основной мысли произведения (с помощью учителя);
самостоятельное деление на части несложного по структуре и
содержанию текста;
формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);
определение собственного отношения к поступкам героев (героя);
сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам
героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя);
пересказ текста по коллективно составленному плану;
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их
значения и смысла с опорой на контекст;
ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей
литературы
(с
помощью
взрослого);
самостоятельное
чтение
художественной литературы;
знание наизусть 3 – 4 стихотворений.
Минимальный уровень:
правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;
находить, читая про себя отрывки проанализированного текста,
связанные с определенными событиями;
отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью
учителя);
принимать участие в уроках внеклассного чтения.
Базовые учебные действия, формируемые на уроках чтения:
Регулятивные БУД:
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
существования;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения учебных задач;
осуществлять
взаимный
контроль
в
совместной
деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
осуществлять самооценку и самоконтроль деятельности, адекватно
реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные БУД:
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-
пространственную организацию;
использовать
логические
действия
(сравнение,
анализ,
синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей,
причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном
материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями, применять начальные сведения о
сущности
и
особенностях
объектов,
процессов
и
явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических
и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и
для решения познавательных и практических задач;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие доступные существенные связи и отношения
между объектами и процессами.
Коммуникативные БУД:
вступать
и
поддерживать
коммуникацию
в
разных
ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать
собеседника,
вступать
в
диалог
и
поддерживать
его,
признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою
позицию;
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний
(вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных
ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный
статус, знакомый – незнакомый и т.п.);
Содержание учебного курса
Чтение
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного
творчества
(считалки,
заклички-приговорки,
потешки,
пословицы
и
поговорки,
загадки).
Стихотворные
и
прозаические
произведения
отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях
и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки.
Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия
и пр.
Тематика
произведений:
произведения
о
Родине,
героических
подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным,
труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-
этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда,
ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины,
легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
литературное произведение, фольклор, литературные жанры
(сказка,
былина,
сказ,
басня,
пословица,
рассказ,
стихотворение),
автобиография писателя.
присказка, зачин, диалог, произведение.
герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет
героя, пейзаж.
стихотворение, рифма, строка, строфа.
средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).
элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист,
оглавление, предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и
целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение
произведений.
Формирование
умения
самоконтроля
и
самооценки.
Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий.
Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев.
Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской
позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление
текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный,
краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов.
Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение
дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).
Описание учебно-методического и
материально-технического обеспечения образовательного процесса
Каждый урок чтения оснащается необходимыми наглядными пособиями,
раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Учебники
1.Чтение.
5
класс.
Учебник
для
общеобразовательных
организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
автор – составитель З.Ф. Малышева –
19 – е издание, Москва
«Просвещение», 2020.
Методические пособия для учителя
1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)\ Мин-во просвещения РФ. – М.: Просвещение,2023
2. Гризик Т.И. Учимся играя. Пособие по подготовке детей к обучению
грамоте:
3.Кн. для учителя. – М.: Просвещение,2006.2. Максимук, Н.Н. Игры по
обучению грамоте и чтению.- М.: ВАКО, 2004.- 128с.
Тематическое планирование
Считалки, потешки, пословицы и поговорки, загадки
3 ч.
«Никита Кожемяка» (Русская сказка)
2 ч.
Тофаларская сказка. Как наказали медведя.
1ч.
«Золотые руки» (Башкирская сказка)
2 ч.
Русская сказка «Морозко»
2ч.
«Два Мороза» (Русская сказка)
2 ч.
Татарская сказка «Три дочери»
2ч.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
(Отрывки)
3 ч.
По Д.Мамину – Сибиряку «Серая Шейка»
2 ч.
Г.Скребицкий «Июнь»
1 ч.
И.Суриков «Ярко солнце светит…»
1ч.
А.Платонов. Июльская гроза (Отрывки)
2ч.
А.Прокофьев «Березка»
1 ч.
Ю.Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»
1ч.
Обобщающий урок по теме «Лето» Внеклассное чтение
произведений о лете.
1ч.
«Сентябрь» по Г.Скребицкому
2ч.
По И. Соколову – Микитову «Золотая осень»
1 ч.
«Осень» К.Бальмонт
1ч.
Добро пожаловать! По Г.Скребицкому
2ч.
Осенние грусти… По В.Астафьеву
1ч.
Первый снег. И. Бунин
2ч.
Обобщающий урок по теме «Осень». Внеклассное чтение
произведений об осени.
1ч.
Ю.Яковлев «Колючка»
2 ч.
Рыцарь Вася. Ю.Яковлев
2ч.
Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома
3 ч.
«Фосфорический» мальчик В. Медведев.
2ч.
Л.Воронкова «Дорогой подарок»
2 ч.
Я. Аким. Твой друг
2ч.
И.Крылов «Ворона и лисица», «Щука и кот», «Квартет»
2 ч.
Н.Хмелик «Будущий олимпиец»
2 ч.
Слепой домик. О. Бондарчук
1ч.
В.Осеева «Бабка»
3 ч.
Сухой хлеб. А.Платонов
2ч.
В.Распутин «Люся»
2ч.
В.Брюсов. Труд
1ч.
Р.Рождественский «Огромное небо»
1ч.
Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро».
Внеклассное чтение.
1ч.
«Чародейкою зимою…» Ф.Тютчев
1 ч.
Декабрь. Г.Скребицкий.
1ч.
К зиме. К.Бальмонт.
1ч.
Г.Скребицкий «Всяк по – своему»
2 ч.
«Поет зима – аукает…» С.Есенин
1ч.
С.Есенин «Береза»
1 ч.
Зимняя дорога. А.Пушкин
2ч.
Обобщающий урок по теме «Зима». Внеклассное чтение.
2ч.
Г.Скребицкий «Март»
1 ч.
Вот уж снег последний в поле тает…» А.Толстой
1ч.
Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»
1 ч.
Весна - красна
2ч.
Грачи прилетели
1ч.
Заветный кораблик.
1ч.
В весеннем лесу
2ч.
А.Толстой «Весенние ручьи»
2 ч.
«Гонимы вешними лучами…» А.Пушкин
2ч.
Ворона. А.Блок
1ч.
Е.Серова «Подснежник»
1 ч.
И.Соколов – Микитин «Весна»
2 ч.
«Крупный дождь в лесу зеленом…» И.Бунин
1ч.
Черемуха. С.Есенин
1ч.
Весна, весною, о весне. Я.Аким
2ч.
Обобщающий урок по теме «Весна». Внеклассное чтение.
2ч.
Н.Гарин – Михайловский «Тема и Жучка»
3ч.
Желтухин. А.Толстой
3ч.
К. Паустовский «Кот ворюга»
3ч.
Про обезьянку. Б.Житков
3ч.
Э.Асадов «Дачники»
2 ч.
Из рассказов Олены Даниловны. Ф.Абрамов
3ч.
Будь человеком. С.Михалков
2ч.
Обобщающий урок по теме «О животных». Внеклассное
чтение
1ч.
По О.Тихомирову «На поле Куликовом
2ч.
Рассказы о войне 1812 года. По С.Алексееву. «…И снится
ей жаркое лето…» Н.Некрасов
2ч.
А.Куприн «Белый пудель»
2ч.
Снега, поднимитесь метелью! По Л.Жарикову
2ч.
У могилы Неизвестного Солдата. Ю.Коринец
1ч.
Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа»
1ч.
В.Гюго «Гаврош»
1 ч.
Приключения Тома Сойера (Отрывок) М. Твен
2ч.
С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими
гусями»
3 ч.
Г.Х.Андерсен «Русалочка»
1 ч.
Обобщающий урок по теме «Из произведений зарубежных
1ч.
писателей».
Итого за год: 136 часов.