Напоминание

"Положительные и отрицательные числа"


Автор: Климкова Людмила Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Школа - интернат №1"
Населённый пункт: город Рязань, Рязанская область
Наименование материала: методическая разработка урока по математике в 6 классе
Тема: "Положительные и отрицательные числа"
Раздел: среднее образование





Назад




Заключительный урок по теме:

«Сложение и вычитание положительных и

отрицательных чисел»

в 6 классе.

Учитель математики

МБОУ «Школа – интернат №1 г.Рязань

Климкова Л.Н.

Форма проведения

урок соревнование.

Цель: обобщить и систематизировать знания, умения

обучающихся по теме

«Сложение и вычитание положительных и

отрицательных чисел», развивать у детей чувства

успеха в обучении, доброжелательное отношение друг

к другу, коллективизм, воспитывать познавательный

интерес к предмету.

Оборудование урока: ноутбук, проектор, задания для

групп, индивидуальные карточки, таблица по

выставлению баллов по группам, историческая

справка по теме урока, презентация по плану урока

.

План урока.

Организационный момент.

Повторение теории (задания по группам – дополнить предложение).

Где мы встречаемся с отрицательными и положительными числами? (устная

работа двух команд).

Математический диктант (задания по группам).

Минутка русского языка (вставить пропущенные буквы).

Устный счёт (одновременно две команды решают на доске и отвечают правила

на сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел).

Историческая справка об отрицательных числах.

Проверочный тест (задания по группам).

Блиц опрос – чередование вопросов по командам.

Дополнительное задание – самостоятельная работа по индивидуальным

карточкам.

Подведение итогов соревнования. Выставление баллов по командам.

Рефлексия (индивидуальная самооценка).

II.Повторение теории

Числа со знаком «-» называют …

Ни положительным, ни отрицательным числом является …

Число, показывающее положение точки на координатной прямой,

называют … этой точки.

Положительные числа расположены … от нуля.

Если точка Д расположена левее начала отсчёта на 3 единицы, то она

имеет координату …

Точка М(-8) удалена от точки N(2) на … единичных отрезков.

Положительное направление на координатной прямой отмечают …

Она показывает, что при движении вдоль прямой вправо числа …

(уменьшаются или увеличиваются).

Заполни пропуск: число … на 3 больше числа -5.

Заполни пропуск: число -6 на 5 меньше числа …

Целыми числами называют … числа, … им числа и …

Если уменьшаемое меньше вычитаемого, то их разность равна …

2 команда.

Числа со знаком «+» перед ними называют …

Число нуль отделяет на координатной прямой …

числа от …

Координатной прямой называют прямую с

выбранными на ней …

Отрицательные числа расположены … (правее,

левее) от нуля.

Если точка К расположена правее нуля на 12 единиц,

то она имеет координату …

Точка F(-4) удалена от точки К(2) на … единичных

отрезков.

Заполни пропуск: число … на 5 больше числа -7.

Заполни пропуск: число -6 на 4 меньше числа …

Координата точки, находящейся на одинаковом

расстоянии от точек с координатами 17 и -17, равна

Целыми числами называют … числа, … числа и …

Если уменьшаемое больше вычитаемого, то их

разность равна …

III. Где мы встречаемся с

отрицательными и положительными

числами?

Доход – расход

Аванс – долг

Выигрыш – проигрыш

Изменение температуры воздуха.

Приливы и отливы в морях и океанах.

Изменение процентных ставок по вкладам в банках.

Изменение уровня воды в реке.

Сжатие и растяжение пружины.

Движение по воде (по течению и против течения).

Летоисчисление («линия времени).

Высота над уровнем моря- глубина- впадина.

IV. Математический диктант.

1. команда.

Запишите все целые числа, которые больше числа -5, но меньше числа 1.

Какое число на 5 меньше числа -1?

Напишите число, противоположное числу 15.

Напишите число противоположное числу -5.

Сравните числа -10 и 7.

Сравните числа 0 и -6.

Сравните числа -9 и -7.

Сравните числа 2 и -20.

Чему равна сумма чисел -2 и -7.

Найти сумму чисел -9 и 9.

Найти сумму чисел -1 и 0.

Чему равен модуль суммы чисел -25 и -15?

Запишите равенство: модуль числа а равен 2.

Решите уравнение: модуль числа х равен 7.

Решите уравнение: модуль числа х равен -3.

Математический диктант.

2. команда.

1. Запишите все целые числа, которые больше числа -4, но меньше числа 2.

Какое число на 7 меньше числа -4?

Напишите число, противоположное числу -11.

Напишите число противоположное числу 16.

Сравните числа -3 и 2.

Сравните числа -8 и 0.

Сравните числа -5 и -8.

Сравните числа -30 и 3.

Чему равна сумма чисел -5 и -4.

Найти сумму чисел -7 и -7.

Найти сумму чисел -4 и 0.

Чему равен модуль суммы чисел -15 и -35?

Запишите равенство: модуль числа b равен 5.

Решите уравнение: модуль числа х равен 4.

Решите уравнение: модуль числа у равен -6.

V. Минутка русского языка.

Разн…сть

Ум…ньшаемое.

Выч…таем…е.

Выч…тание.

Выч…сть.

…тнять.

П…л…жительное число.

…трицательное число.

Выч…слить зн…чение.

Сл… гаемое.

Су…ма.

К…рдинатная прямая.

VI. Устный счёт.

1 команда

1.-4+(-9)

2. -4-9

3. -4+9

4. -4-(-9)

5.-(-4)-(-9)

6. –(-4)+9

7.-(-4)+(-9)

VI. Устный счёт.

2 команда.

1.-6+(-8)

2. -6-8

3. -6+8

4. -6-(-8)

5. –(-6)-(-8)

6. –(-6)+8

7. –(-6)+(-8)

VII. Проверочный тест.

1 команда

А1 Найти сумму -18 и -25

1) 43 2) -43 3) 7 4) -7

А2 Вычислите: 23+(-47).

1) 70 2) -70 3) 24 4) -24

А3 Вычислите: -5,1 + 6,7

1) 11,8 2) 1,6 3) -11,8 4) -1,6

А4 Вычислите: 34 – (-29)

1) 63 2) -63 3) 5 4)-5

А5 Температура воздуха утром была -12˚, а к вечеру понизилась на 7˚. Какой стала

температура воздуха вечером?

1) -5˚ 2) 5˚ 3) - 19˚ 4) 19˚

А6 Найти длину отрезка АВ, если А(-39), В(43).

1) 82 2) -82 3) -4 4) 4

VII. Проверочный тест.

2 группа

А1 Найти сумму -32 и -17.

1) 15 2) -15 3) -49 4) 49

А2 Вычислите 27+ (-48)

1) -21 2) 21 3) -75 4) 75

А3 Вычислите: -2,4 + 7,5

1)-5,1 2) 5,1 3) 9,9 4) -9,9

А4 Вычислите: 24 – (-38)

1) -62 2) -14 3) 14 4) 62

А5 Температура воздуха в понедельник была -15˚, а ко вторнику понизилась на 6˚.

Какой стала температура воздуха во вторник?

1) -9˚ 2) -21˚ 3) 21˚ 4) 9

А6 Найти длину отрезка АВ, если А(-65), В(13).

1) -78 2) 78 3) 52 4)-52

VIII.Индивидуальная

самостоятельная работа

Решить уравнения:

1. –х=-42-(-61)

2. –х =-18-(-34)

IX. Историческая справка об отрицательных

числах.

Отрицательные числа появились значительно позже натуральных чисел и обыкновенных

дробей. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во

II в. до н.э. Положительные числа тогда толковались как имущество, а отрицательные – как

долг, недостача.

Но ни египтяне, ни вавилоняне, ни древние греки отрицательных чисел не знали. Лишь в

VII в. Индийские математики начали широко использовать отрицательные числа, но

относились к ним с некоторым недоверием. Индийский математик Брахмагупта (VII) излагал

правила сложения и вычитания: «Сумма двух имуществ есть имущество», «Сумма двух

долгов есть долг», «Сумма имущества и долга равна их разности»

В Европе отрицательными числами начали пользоваться с XII-XIII вв., но до XVI в., как и в

древности, они понимались как долги, большинство учёных считали их «ложными», в

отличие от положительных чисел – «истинных».

Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского математика,

физика и философа Рене Декарта (1596 – 1650). Он предложил геометрическое

истолкование положительных и отрицательных чисел – ввёл координатную прямую (1637).

Окончательное и всеобщее признание как действительно существующие отрицательные

числа получили лишь в первой половине XVIII в. Тогда же утвердилось и современное

обозначение для отрицательных чисел.

Подведение итогов.

Название тура

1 команда

(+)

2 команда

(-)

Теория

Применение

Диктант

Устный счёт

Тест

Блиц-опрос

Итого



В раздел образования