Автор: Климкова Людмила Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Школа - интернат №1"
Населённый пункт: город Рязань, Рязанская область
Наименование материала: методическая разработка урока по математике в 6 классе
Тема: "Положительные и отрицательные числа"
Раздел: среднее образование
Заключительный урок по теме:
«Сложение и вычитание положительных и
отрицательных чисел»
в 6 классе.
Учитель математики
МБОУ «Школа – интернат №1 г.Рязань
Климкова Л.Н.
Форма проведения –
урок соревнование.
Цель: обобщить и систематизировать знания, умения
обучающихся по теме
«Сложение и вычитание положительных и
отрицательных чисел», развивать у детей чувства
успеха в обучении, доброжелательное отношение друг
к другу, коллективизм, воспитывать познавательный
интерес к предмету.
Оборудование урока: ноутбук, проектор, задания для
групп, индивидуальные карточки, таблица по
выставлению баллов по группам, историческая
справка по теме урока, презентация по плану урока
.
План урока.
Организационный момент.
Повторение теории (задания по группам – дополнить предложение).
Где мы встречаемся с отрицательными и положительными числами? (устная
работа двух команд).
Математический диктант (задания по группам).
Минутка русского языка (вставить пропущенные буквы).
Устный счёт (одновременно две команды решают на доске и отвечают правила
на сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел).
Историческая справка об отрицательных числах.
Проверочный тест (задания по группам).
Блиц опрос – чередование вопросов по командам.
Дополнительное задание – самостоятельная работа по индивидуальным
карточкам.
Подведение итогов соревнования. Выставление баллов по командам.
Рефлексия (индивидуальная самооценка).
II.Повторение теории
Числа со знаком «-» называют …
Ни положительным, ни отрицательным числом является …
Число, показывающее положение точки на координатной прямой,
называют … этой точки.
Положительные числа расположены … от нуля.
Если точка Д расположена левее начала отсчёта на 3 единицы, то она
имеет координату …
Точка М(-8) удалена от точки N(2) на … единичных отрезков.
Положительное направление на координатной прямой отмечают …
Она показывает, что при движении вдоль прямой вправо числа …
(уменьшаются или увеличиваются).
Заполни пропуск: число … на 3 больше числа -5.
Заполни пропуск: число -6 на 5 меньше числа …
Целыми числами называют … числа, … им числа и …
Если уменьшаемое меньше вычитаемого, то их разность равна …
2 команда.
Числа со знаком «+» перед ними называют …
Число нуль отделяет на координатной прямой …
числа от …
Координатной прямой называют прямую с
выбранными на ней …
Отрицательные числа расположены … (правее,
левее) от нуля.
Если точка К расположена правее нуля на 12 единиц,
то она имеет координату …
Точка F(-4) удалена от точки К(2) на … единичных
отрезков.
Заполни пропуск: число … на 5 больше числа -7.
Заполни пропуск: число -6 на 4 меньше числа …
Координата точки, находящейся на одинаковом
расстоянии от точек с координатами 17 и -17, равна
…
Целыми числами называют … числа, … числа и …
Если уменьшаемое больше вычитаемого, то их
разность равна …
III. Где мы встречаемся с
отрицательными и положительными
числами?
Доход – расход
Аванс – долг
Выигрыш – проигрыш
Изменение температуры воздуха.
Приливы и отливы в морях и океанах.
Изменение процентных ставок по вкладам в банках.
Изменение уровня воды в реке.
Сжатие и растяжение пружины.
Движение по воде (по течению и против течения).
Летоисчисление («линия времени).
Высота над уровнем моря- глубина- впадина.
IV. Математический диктант.
1. команда.
Запишите все целые числа, которые больше числа -5, но меньше числа 1.
Какое число на 5 меньше числа -1?
Напишите число, противоположное числу 15.
Напишите число противоположное числу -5.
Сравните числа -10 и 7.
Сравните числа 0 и -6.
Сравните числа -9 и -7.
Сравните числа 2 и -20.
Чему равна сумма чисел -2 и -7.
Найти сумму чисел -9 и 9.
Найти сумму чисел -1 и 0.
Чему равен модуль суммы чисел -25 и -15?
Запишите равенство: модуль числа а равен 2.
Решите уравнение: модуль числа х равен 7.
Решите уравнение: модуль числа х равен -3.
Математический диктант.
2. команда.
1. Запишите все целые числа, которые больше числа -4, но меньше числа 2.
Какое число на 7 меньше числа -4?
Напишите число, противоположное числу -11.
Напишите число противоположное числу 16.
Сравните числа -3 и 2.
Сравните числа -8 и 0.
Сравните числа -5 и -8.
Сравните числа -30 и 3.
Чему равна сумма чисел -5 и -4.
Найти сумму чисел -7 и -7.
Найти сумму чисел -4 и 0.
Чему равен модуль суммы чисел -15 и -35?
Запишите равенство: модуль числа b равен 5.
Решите уравнение: модуль числа х равен 4.
Решите уравнение: модуль числа у равен -6.
V. Минутка русского языка.
Разн…сть
Ум…ньшаемое.
Выч…таем…е.
Выч…тание.
Выч…сть.
…тнять.
П…л…жительное число.
…трицательное число.
Выч…слить зн…чение.
Сл… гаемое.
Су…ма.
К…рдинатная прямая.
VI. Устный счёт.
1 команда
1.-4+(-9)
2. -4-9
3. -4+9
4. -4-(-9)
5.-(-4)-(-9)
6. –(-4)+9
7.-(-4)+(-9)
VI. Устный счёт.
2 команда.
1.-6+(-8)
2. -6-8
3. -6+8
4. -6-(-8)
5. –(-6)-(-8)
6. –(-6)+8
7. –(-6)+(-8)
VII. Проверочный тест.
1 команда
А1 Найти сумму -18 и -25
1) 43 2) -43 3) 7 4) -7
А2 Вычислите: 23+(-47).
1) 70 2) -70 3) 24 4) -24
А3 Вычислите: -5,1 + 6,7
1) 11,8 2) 1,6 3) -11,8 4) -1,6
А4 Вычислите: 34 – (-29)
1) 63 2) -63 3) 5 4)-5
А5 Температура воздуха утром была -12˚, а к вечеру понизилась на 7˚. Какой стала
температура воздуха вечером?
1) -5˚ 2) 5˚ 3) - 19˚ 4) 19˚
А6 Найти длину отрезка АВ, если А(-39), В(43).
1) 82 2) -82 3) -4 4) 4
VII. Проверочный тест.
2 группа
А1 Найти сумму -32 и -17.
1) 15 2) -15 3) -49 4) 49
А2 Вычислите 27+ (-48)
1) -21 2) 21 3) -75 4) 75
А3 Вычислите: -2,4 + 7,5
1)-5,1 2) 5,1 3) 9,9 4) -9,9
А4 Вычислите: 24 – (-38)
1) -62 2) -14 3) 14 4) 62
А5 Температура воздуха в понедельник была -15˚, а ко вторнику понизилась на 6˚.
Какой стала температура воздуха во вторник?
1) -9˚ 2) -21˚ 3) 21˚ 4) 9
А6 Найти длину отрезка АВ, если А(-65), В(13).
1) -78 2) 78 3) 52 4)-52
VIII.Индивидуальная
самостоятельная работа
Решить уравнения:
1. –х=-42-(-61)
2. –х =-18-(-34)
IX. Историческая справка об отрицательных
числах.
Отрицательные числа появились значительно позже натуральных чисел и обыкновенных
дробей. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во
II в. до н.э. Положительные числа тогда толковались как имущество, а отрицательные – как
долг, недостача.
Но ни египтяне, ни вавилоняне, ни древние греки отрицательных чисел не знали. Лишь в
VII в. Индийские математики начали широко использовать отрицательные числа, но
относились к ним с некоторым недоверием. Индийский математик Брахмагупта (VII) излагал
правила сложения и вычитания: «Сумма двух имуществ есть имущество», «Сумма двух
долгов есть долг», «Сумма имущества и долга равна их разности»
В Европе отрицательными числами начали пользоваться с XII-XIII вв., но до XVI в., как и в
древности, они понимались как долги, большинство учёных считали их «ложными», в
отличие от положительных чисел – «истинных».
Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского математика,
физика и философа Рене Декарта (1596 – 1650). Он предложил геометрическое
истолкование положительных и отрицательных чисел – ввёл координатную прямую (1637).
Окончательное и всеобщее признание как действительно существующие отрицательные
числа получили лишь в первой половине XVIII в. Тогда же утвердилось и современное
обозначение для отрицательных чисел.
Подведение итогов.
Название тура
1 команда
(+)
2 команда
(-)
Теория
Применение
Диктант
Устный счёт
Тест
Блиц-опрос
Итого