Напоминание

"Системы железнодорожной автоматики и телемеханики"


Автор: Супрунова Тамара Васильевна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ МО ПК колледж "Московия"
Населённый пункт: Кашира мкр Ожерелье
Наименование материала: рабочая тетрадь для учащихся железнодорожного колледжа
Тема: "Системы железнодорожной автоматики и телемеханики"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»

УТВЕРЖДЕНО

На заседании ПЦК, протокол №___

«___»___________________201__

______________________________

(председатель ЦПК)

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ТРЕНИНГОВ

для учащихся образовательных учреждений

железнодорожного профиля

«Системы железнодорожной автоматики и телемеханики»

__

Супрунова Т.В. - преподаватель ____________

(ф. и. о., ученая степень, ученое звание, должность)

(подпись)

ЧТО ТАКОЕ СЦБ?

Железнодорожники ответят сразу:

Сигнализация, централизация и блокировка. Другими словами,

автоматика.

Она

давно

вошла

в

их

практику.

Обеспечение

слаженной

работы всех автоматических устройств - задача электромеханика СЦБ.

Можно ли обучение такой сложной специальности организовать в

занимательной форме? Откройте тетрадь и убедитесь в этом.

Она

составлена

в

соответствии

с

учебниками

и

программой

и

содержит задачи, развивающие техническое и логическое мышление.

Это пособие можно использовать для организации самостоятельной

работы учащихся по изучению нового материала, закреплению и проверке

знаний учащихся.

Здесь предусмотрены задания разной категории сложности. Пособие

можно использовать для составления обучающих компьютерных программ.

Пособие

составлено

для

использования

на

уроках

по

изучению

устройств

СЦБ

и

их

обслуживание,

общего

курса

железных

дорог,

электротехники, при разработке частных методик нетрадиционных форм

уроков,

для

проведения

уроков-викторин,

конкурсов

профессионального

мастерства по специальности - электромонтёр

СЦБ, квалификационных

экзаменах.

I.

НОМЕНКЛАТУРА РЕЛЕ АВТОБЛОКИРОВКИ

1 2 3

4 5 6

7 8 9

10 11 12

По условным обозначениям реле определить его тип, записать в

буквенном обозначении. Дать расшифровку.

Например: 2- НМШ – нейтральное, малогабаритное, штепсельное.

2. РЕЛЕ И ТРАНСМИТТЕРЫ.

1 По горизонтали: 2. Направленное движение

электронов.

3 Составной элемент

2 устройства КПТ.

4. Передаваемое сообщение в виде

условных видимых сигналов.

3

8. Элемент устройства трансмиттера.

4 10. Реле с герметизированными контак-

тами.

5 11. Устройство КПТ, служащее

для передачи вращения

контактными шайбами.

12. Запрещающий огонь

7 8 9 10

светофора.

11

13. Элемент устройства КПТ,

управляющее работой

контактов.

12 13

14. Один из основных сигналь-

ных цветов.

14

По вертикали: 1. Замкнутый контакт обесточенного реле.

1.

Устройство, применяемое для импульсного питания РЦ.

5. Катушка реле.

6. токовая составляющая кодового сигнала.

7. Составной элемент реле.

9. Двухэлементное реле переменного тока.

10. Изоляционный материал, применяемый в реле.

3. ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ.

1.

От чего зависит время работы срабатывания реле?

2.

Изменится

ли

работа

реле,

если

установить

на

сердечник медную гильзу?

3.

Для

чего

на

якоре

реле

устанавливают

штырек

из

бронзы?

4.

Почему фронтовые контакты изготавливают из угля с

серебряным

наполнением,

а

общие

и

тыловые

из

серебра?

5.

На какие виды подразделяются реле постоянного тока?

6.

Чем отличаются поляризованные реле от нейтральных?

4.

В устройствах СЦБ широко применяются схемные

методы изменения временных параметров реле.

Из представленных ниже схем определить тип замедления реле,

перечислить временные параметры реле.

Как в схемах обозначаются замедленные реле?

Р

1.

П К

М

Р

2.

П

К

М

Р

3. Р

П

К

М

Р

Д

4.

Р

П

М

R

5.

Р

П

М

R

C

6.

Р

П

М

R

2

C

7.

R

1

Р

П

М

R

2

Д

R

1

C

8.

Р

П

М

II.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ АВТОМАТИКА.

5. РЕШИТЬ КРОССВОРД.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11 12

По горизонтали :

1.

Реле, в устройстве которого два якоря.

3. сигнал свободного блок- участка.

8. Реле, транслирующее кодовые сигналы в РЦ.

11. Элемент устройства электромагнитного реле.

По вертикали:

1.

Автоблокировка переменного тока.

2.

контрольное реле горения нитей ламп светофора.

4. Тип электромагнитного реле.

5. Вид тяги подвижного состава.

6. Тип контакта, замыкающийся при срабатывания реле.

7. Тип светофора по устройству оптической системы.

9. изолирующий . . . между смежными блок – участками.

10. обозначение конца рельсовой цепи.

6. Элементы схемы кодовой автоблокировки.

1.

Рассмотрим схему неправильного и правильного включения

питания сигнальной лампы при условии, что если сигнальная

лампа горит, она дает разрешение на совершение какого-нибудь

действия, например движение поезда на занятый блок-участок.

2.

Определить какое из описаний определяет работу каждой схемы.

1.

Лампа горит как при исправных, так и неисправных цепях. Как

лампа будет гореть, если контакт А реле А нормально разомкнут,

т.е. ключ К разомкнут и на обмотку реле А питание не подается.

Лампа

а)

А

ПС

+

R

МС

А

А

ПС

К

МС

+

б)

ПС

R

МС

+

А

А

К

ПС +

МС

Будет гореть также, если ключ К будет, замкнут, а в монтажной цепи

питания обмотки реле А имеется обрыв (в схеме обрыв указан крестиком). К

чему может привести такое включение лампы?

2.

Контакт А реле включен последовательно с сигнальной лампой. Лампа

горит если ключом К на обмотку реле А подано напряжение питания и

контакт А реле А замкнут. При обрывах монтажных цепей прерывается

цепь питания лампы, и она не горит.

3.

Чтобы исключить образование обходных путей при включении

обмотки и контактов реле, нельзя соединять обмотки реле при

любых коммуникациях в схеме последовательно относительно

источника питания.

4.

Представлены два варианта схемы включения

обмоток реле и контактов.

а)

А

ПС

Г

1

МС

Б

М

4

Д

2

В

Е

3

А

б)

ПС

Г

1

МС

Б

М

4

Д

2

В

М

4

Е

3

Определить схему неправильного соединения обмоток А, Б и В

реле, показать обходные цепи каждой схемы.

7. Чтобы исключить ложное срабатывание реле, питание на

ответственные приборы подают из распределительного центрального

пункта, а коммуникацию осуществляют двухполосными

выключателями, коммутируя оба провода питания.

Даны два варианта схемы.

А)

К

МС

3

1

П

2

ПС

Б)

К

3

2

МС

1

ПС

1

- обмотка реле

2

- блок - пост

3

- напольный шкаф.

Определить схему правильного включения ответственных приборов,

пояснить принцип работы схемы

Ответить на вопросы:

Какого типа реле использовано в схеме?

В каких цепях используется реле 1 класса надежности?

Почему герконовое реле не относится к 1м классу надежности?

III.

Оптическая сигнализация

на перегонах и станциях.

8. Отгадайте кроссворд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

По горизонтали: 1. Тип светофора по способу установки.

3. Разделенный пункт на ж/ д, имеющий путевое хозяйство.

4. Отрезок пути между станциями.

6. Дополнительный сигнальный цвет.

9. сигнальная точка.

10. Один из основных элементов светофорной головки.

11. Тип светофора по способу установки светофорной головки.

По вертикали: 1. Запрещающий огонь светофора.

2. Тип светофора по назначению.

3. Передаваемое сообщение, формулируемое в виде условных

сигналов огней.

5. Система расположения сигнальных огней на светофорах.

7. Основной сигнальный цвет.

8. Устройство для крепления светофорной головки.

9. Схема управления огнями трехзначного светофора.

а) По схеме определить типы реле “Л” и “ПЛ”.

б) Почему в схемах красный огонь светофора включается

через тыловые контакты?

в) Почему в схеме использовано реле “ПЛ” данного типа?

ПЛ

П

Л

М

11

12

П

ПЛ

11

111

12

Л

13

М

112

113

10. Определить сопротивление реле, если при включении его в цепь

вольтметр показал U=24В, а миллиамперметр I =48мА.

Вычертить схему включения реле.

11. Определить напряжение, создаваемое катушкой реле, при его

срабатывании от тока 8 мА, если известно, что катушка имеет 10000 витков

и длину 50мм.

12. РЕШИТЬ КРОССВОРД:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

По горизонтали

:

1. Фронтовой, тыловой . . . в реле.

4. Тип контакта в реле.

5.

Токовая составляющая кодового сигнала.

8. Устройство, вырабатывающее импульсы постоянного тока.

11. Двухэлементное реле переменного тока.

13. Изоляционный материал, применяемый в реле.

14. Катушка реле.

По вертикали: 2. запрещающий огонь светофора.

3. составной элемент КПТ.

6.

Элемент устройства трансмиттера.

7.

Один из основных сигнальных цветов.

8.

Направленное движение электронов.

9.

Передаваемое сообщение, формируемое в виде условных

видимых знаков.

10.Устройство КПТ, служащее работой контактов.

12. Элемент устройства КПТ, управляющее работой контактов.

13. Реле с герметизированными контактами.

13.ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА РЕЛЕ.

1.

Определить тип реле, назвать его маркировку.

2.

Где применяются эти реле

3

Ф

П1

Ф

П2

4

ФК

1

1

8

Н

5

О

П

6

Ф

7

О

Т

3.

Назвать элементы устройства реле, обозначенные цифрами.

4.

Пояснить принцип работы реле.

14.ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА РЕЛЕ.

1.

Определите тип реле, его маркировку.

2.

Где применяются эти реле.

5

1

2

2

4

3

3.

Назвать элементы устройства реле.

4.

Пояснить принцип работы реле.

РЕШИТЬ ЗАДАЧИ:

18. Предположим, нужно заменить поврежденную катушку реле СЦБ и

необходимо определить, сколько для этого потребуется провода. Заводская

табличка указывает, что катушка выполняется проводом марки ПЭЛ

диаметром 0,31 мм и имеет сопротивление 300 Ом.

20.

Определим сопротивление реле СЦБ, если при включении его в

цепь вольтметр показал 24 В, миллиамперметр 48 мА

21.

Пусть имеется реле, состоящее из двух последовательно

соединенных катушек по 450 Ом каждая, т.е. реле обладает

сопротивлением 900 Ом. По условиям работы нам требуется реле

сопротивлением 200 Ом. Можно ли использовать имеющееся реле и если

можно, то как схему включения?

22.

Определить напряженность, создаваемую катушкой реле, при его

срабатывании от тока 8 мА, если известно, что катушка имеет 10000 витков

и длину 50мм.

23.

Определить намагничивающую силу катушки реле. Необходимую

для того, чтобы якорь притянулся и преодолел при этом силу

противодействия контактных пружин, равную 50г.

F

k

18

Якорь

Ярмо

d=6

20

F

10

2

2

45

5

0,5

IV.Интервальное движение поездов.

1.

По предоставленной схеме перегона:

а) определить и указать направление движения по данному пути;

б) расставить светофоры, пронумеровать их;

в)

указать

сигнализацию

каждого

светофора

по

трехзначной

системе, согласно состояниям каждого блок - участка.

2П 4П 6П 8П

10П 12П

с) Ответить на вопросы:

1. Каково назначение автоблокировки?

2. Что такое блок – участок? Назовите его составные элементы.

3. На каких участках применяется автоблокировка постоянного тока?

4. Что такое сигнальная установка? Перечислите ее элементы.

5.

Что устанавливают на границах смежных блок – участков?

6.

Что включается на входном и выходном конце рельсовой цепи

автоблокировки постоянного тока?

ОСНОВЫ ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ

2. Решить кроссворд:

1

2

3

4

5 6 7

8

9

10

12

По горизонтали:

2.

Устройство, обеспечивающее питание импульсных РЦ.

3.

Тип светофора на перегоне.

4.

Система, работающая совместно с автоблокировкой.

8. Устройство, обеспечивающее питание путевого реле в

импульсной РЦ.

9. Токовая посылка.

10. Реле, контролирующее горение нити красного огня.

11. Замкнутый контакт обесточенного нейтрального реле.

По вертикали:

2.

Система, обеспечивающая интервальное движение поездов.

3. Реле импульсной РЦ, контролирующее ее состояние.

5.

Передаваемое сообщение, формируемое в виде условных

видимых знаков.

6.

Сигнал занятости блок – участка.

7.

Составной элемент схемы РЦ.

V. СТРЕЛОЧНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПРИВОДЫ

24.

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА СТРЕЛОЧНОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА.

г

г

д

Р

Ф

В

З

К

ш

n

К острякам

На структурной схеме привода даны обозначения всех элементов

(буквенные).

Назвать все элементы и их назначение.

ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ:

1.

В чем состоит основное отличие стрелочных

электроприводов СП от СПВ?

2.

Каково назначение контрольных линеек стрелочного

электропривода и их взаимодействие с

автопереключателем?

3.

Как обеспечивается невозможность перевода стрелки под

составом?

4.

Назвать режимы работы стрелочного электропривода.

5.

Что такое “ЗАПИРАНИЕ ” стрелки?

СТРЕЛОЧНЫЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ

25.

РЕШИТЬ КРОССВОРД.

1

2

3

4

5

6 7 8 9

10

11

12 13

По горизонтали: 1. Электромагнитное переключающее устройство.

2. Специально подготовленный участок путевого развития станции для

передвижения подвижных единиц.

4. Устройство для ручного перевода стрелки в случае повреждения

стрелочного привода.

6. Контрольное устройство стрелочного электропривода.

10. Зубчатое колесо редуктора стрелочного привода.

11. Принудительное передвижение остряков стрелки под действием

скатов состава.

12. Устройство для защиты электродвигателя от перегрузок.

По вертикали: 1. Вид режима работы электропривода.

3. Рабочая рейка стрелочного привода.

5. Положение стрелки, обеспечивающее передвижение по

главному пути.

7. Ось электродвигателя стрелочного привода.

8. Подвижный рельс стрелочного привода.

9. Элемент устройства стрелочного привода.

13. Путь прохождения электрического тока.

СТРЕЛОЧНЫЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ

Ответить

на

вопросы,

выбрать

из

представленных

вариантов

ответов правильный.

1.

Какой из этих стрелочных электроприводов врезной?

а) СП-2 б) СП-3

в) СП-2Р д) СПВ-5

2.

Устройство,

предназначенное

для

смягчения

остановки

якоря

электродвигателя в конце перевода стрелки и предохранения обмоток

двигателя от возможного сгорания.

а) Блок автопереключателя б) Фрикционное сцепление

в) Шибер д) Курбельная рукоятка

3.

При

проверке

стрелки

на

плотность

прижатия

остряков,

стрелка

замыкается при шаблоне толщиной 4 мм. Вероятные причины отказа.

а) Стрелка сильно загрязнена б) Сужение колеи и остряков стрелки

в) Искривление остряков д) Развернулись упорные болты.

4. При переводе стрелки происходит выход ножей из контактных губок

(пружин) с потерей контроля. Причина неисправности.

а) Ослабло фрикционное сцепление

б) Сильно затянуто фрикционное сцепление и завышено напряжение

на электродвигателе.

в) Короткое замыкание в коллекторе двигателя.

д) Несимметричное врубание ножей автопереключателя между

контактными пружинами.

30. При переводе стрелки электродвигатель потребляет повышенный ток.

Указать причину, выбранный вариант прокомментировать.

а) Сильно затянуто корневое крепление

б) Накат на рамном рельсе.

в) Стрелка заперта накладкой

д) Очень плотное прижатие остряка

31. Режим, при котором стрелочный привод обеспечивает перемещение

остряков с нормированным усилием, достигающим 6 кН.

а) динамический,

б) контрольный,

в) рабочий,

д) взрез.

32.

Нормально

действующие

электроприводы

со

временем

перевода

стрелки:

а) 1,5-6 сек. б) 10 сек.

в) 1 мин. д) 7-9 сек.

33.

В

стрелочных

нормальнодействующих

приводах

применяют

электродвигатели напряжением:

а) 100В. б) 220В.

в) 380В. д) 24В.

34.

Какой

из

этапов

не

составляет

нормальную

работу

стрелочного

электропривода?

а) Пусковой. б) Отпирания.

в) Запирания. д) Взрез.

35.

Какой

из

нижеперечисленных

стрелочных

электроприводов

соответствует

определению:

«Взрезной

стрелочный

электропривод

постоянного и переменного тока».

а) Сп-8, б) СПГ-3М,

в) СП-6, д) СПВ-6.

36. При переводе стрелки зазор между остряком и рамным рельсом более

допустимого, но стрелка перевода не заканчивает (работает на фрикцию).

а) Загрязнены и не смазаны башмаки стрелки.

б) Прижатый остряк зажат накатом рамного рельса.

в) Отбой рамного рельса вследствие слабого его крепления.

д) Сужение колеи и остряков стрелки.

37.

Какое

положение

остряка

стрелочного

перевода

обеспечивает

маршрут по главному пути?

а) Переведенного (минусовое).

б) Промежуточное (среднее).

в) Нормального (плюсовое)

д) Взрез.

СВЕТОФОРЫ.

38. РЕШИТЬ КРОССВОРД.

1 2

3

4 5 6

7

8

9 10

11

По горизонтали:

1. Тип светофора по способу установки.

3. Раздельный пункт на ж/д, имеющий путевое хозяйство.

4. Отрезок пути между станциями.

6. Дополнительный сигнальный цвет.

9. Сигнальная точка.

10. Тип светофора по способу установки светофорной головки.

По вертикали:

1.

Запрещающий огонь светофора.

2.

Тип светофора по назначению.

3.

Передаваемое сообщение, формируемое в виде условных видимых

знаков.

5. Система расположения сигнальных огней на светофорах.

7. Разрешающий огонь светофора.

8. Устройство для крепления светофорной головки.

V.

СТАНЦИОННЫЕ СВЕТОФОРЫ.

39. Светофоры, расположенные в пределах станции и разрешающие или

запрещающие проследовать поезду из одного ее района в другой.

а) Выходные б) Маршрутные

в) Проходные д) Входные.

40.

На

входном

светофоре

горят

два

желтых.

Каково

передаваемое

сообщение?

а) Поезд следует на боковой путь.

б) Разрешается движение со скоростью 40 км/ч.

в) Стой! Запрещается проезжать сигнал.

д) Разрешается проследовать светофор с уменьшающей скоростью и

готовностью остановиться у следующего.

41. На станции карликовый светофор устанавливают потому что. . . .

а) Не позволяют габариты установки мачтового.

б) В целях экономии.

в) В целях безопасности движения.

д) удобства обслуживания.

42.

Эти

светофоры

являются

входными

и

служат

для

приема

поездов,

следующих по неправильному пути при капитальном ремонте одного из

путей. Эти сигналы, как правило, карликовые и устанавливаются с левой

стороны

по

движению

поезда.

Они

имеют

только

одно

разрешающее

сигнальное показание – два желтых огня независимо от маршрута приема и

показаний выходного светофора.

а) ПСЧ /ПСН/ б) НД /ЧД/

в) ЧМ /НМ/ д) ЧА /НА/

43. В светофорах используются лампы на напряжение

а) 24 В. б) 220 В.

в) 12 В. д) 180 В.

РЕШИТЬ ЗАДАЧИ:

44.

Определить ток в цепи светофора сопротивлением 172 Ом, питаемого

от батареи, если подключенный к его зажимам вольтметр показывает

напряжение 4,3 В.

45.

Пусть

в

батарее

напряжением

24В

требуется

подключить

светофорную лампу, рассчитанную на напряжение 10 В, при котором

через нее проходит ток 0,5А. Что для этого необходимо и каким

номиналом?

46.

Определим стоимость электроэнергии, израсходованной на питание

устройства СЦБ мощностью 60Вт, работающего в течение месяца по

4 часа в сутки.

47.

Определим, сколько выделится тепла за 10 мин. горения светофорной

лампы,

если

известно,

что

сопротивление

лампы

20

Ом,

а

потребляемый ею ток 0,5 А.

48.

На входном светофоре горит один зеленый мигающий огонь.

Какой это сигнал?

49.

На выходном светофоре зеленый и желтый огни. Из них зеленый

мигающий, и одна светящаяся полоса. Какой это сигнал?

50.

Какой передается сигнал, если на входном светофоре горит желтый

мигающий огонь?

VI.

СТАНЦИОННЫЕ СВЕТОФОРЫ.

51.

Определить, сколько выделится тепла за 10 мин. Горения

светофорной

лампы,

если

известно,

что

сопротивление

лампы 20 Ом, а потребляемый ток 0,5 А.

52.

Светофор имеет номенклатуру:

Л- 44 СПМУБ.

Пояснить полностью устройство данного светофора.

53.

Почему в схемах светофоров станции подается напряжение

ночью 180В, а днем 220В?

54.

В

чем

различие

между

прожекторным

и

линзовым

светофором?

55.

Какие лампы используют в светофорных головках?

56.

Где применяют маршрутные указатели?

57.

Можно

ли

использовать

в

качестве

выходного

светофора

карликовый? Пояснить ответ.

58.

ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ВЫХОДНЫХ СВЕТОФОРОВ.

1. 2. 3.

4 5. 6

7

8

9

ОПРЕДЕЛИТЬ КАКОЙ СИГНАЛ ПОДАЕТСЯ КАЖДЫМ СВЕТОФОРОМ.

Входной

светофор

подает

сигнал:

«Разрешается

поезду

следовать на станции со скоростью на более 80 км/ч на боковой

путь». Какая сигнализация должна быть на светофоре?

VII.

РЕЛЬСОВЫЕ ЦЕПИ.

59. ПО ПРЕДСТАВЛЕННОЙ СХЕМЕ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПИ ОПРЕДЕЛИТЬ:

4

5

6

АБ

2

1

R

3

П

1. Тип РЦ: по схеме включения, по способу питания, по роду

тока.

2. Назвать элементы схемы РЦ обозначенные цифрами.

3. Записать цепь прохождения тока.

4.

В каком режиме находится рельсовая цепь?

60.ПО ПРЕДСТАВЛЕННОЙ СХЕМЕ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПИ

ОПРЕДЕЛИТЬ:

1.

Тип РЦ, по способу включения, по питанию, по роду тока

.

6

5

5

R

-

+

ВАК

Д

4

7

МТ-1

ИР

3

АБ

2

8

ПБ

12

И

ПБ МБ

-_-

---

+

1

11

13

МБ

МТ-1

2.

Элементы рельсовой цепи, обозначенные в схеме цифрами.

3.

Режим, в котором находится рельсовая цепь.

4.

Записать цепь прохождения тока.

5.

определить тип реле ИР.

61.ПО ПРЕДСТАВЛЕННОЙ СХЕМЕ РЕЛЬСОВОЙ

ЦЕПИ ОПРЕДЕЛИТЬ:

1.

Тип РЦ, по способу включения питания, по роду тока.

4

5

+ -

3

R

2

АБ

6

П

1

ОХ ПХ

2.

Назвать элементы рельсовой цепи, обозначенные в схеме

цифрами.

3.

Указать режим, в котором находится РЦ.

4.

Где применяются данные РЦ.

5.

Тип реле П.

6.

Объяснить наличие в схеме регулируемого резистора.

7.

В каком режиме находится аккумуляторная батарея?

VIII.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ.

62.РЕШИТЬ КРОССВОРД.

1 2

3 4

5

6 7

8 9

10 11

По горизонтали: 1. Пучок изолированных друг от друга жил,

заключенных в общую оболочку.

2.Станционное устройство для формирования подвижных составов

3.Специально подготовленный участок путевого развития станции для

передвижения подвижных единиц

4. Вид электрической централизации

6.

Сигнальное устройство

9. Устройство для перехода с одного пути на другой

10.Устройство, обеспечивающее переключение стрелки

11. Раздельные пункты на ж /д. линия, имеющие путевое развитие и

позволяющие производить прием и отправление поездов.

По вертикали: 1. Тип светофора по способу крепления головки.

2. Район станции, прилегающий к перегону.

3. Вид светофора по назначению.

5. Проходной светофор.

7. Тип светофора по назначению.

8. Изолирующий . . . между смежными рельсовыми цепями.

9. Дополнительный сигнальный цвет.

63.СХЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СТАНЦИИ

ЗАДАНИЕ:

На схематическом плане станции выполнить расстановку

светофоров

Ст. А Ст. Б

Показать: специализацию приемо - отправочных путей по направлениям;

Нумерацию путей;

Централизуемые стрелки, их нормальное положение и

нумерацию;

Расстановку изолирующих стыков для полной изоляциипутей

станции;

Обозначение стрелочных и путевых секций в соответствии с

расположением изолирующих стыков.

Составить таблицу зависимости стрелок, сигналов и маршрутов, в

которую записать все поездные и маневровые маршруты, показания

светофора для каждого маршрута, а также указать: номер стрелки, после

проследования которой размыкается маршрут; враждебность маршрутов и

положение стрелок, по которым производится движение в данном маршруте.

Маневровые маршруты показать только для одной горловины.

64.ОДНОНИТОЧНЫЙ ПЛАН ПРОМЕЖУТОЧНОЙ СТАНЦИИ.

ОМ ОМ

ВЛ 10кВ

ОМ

РДУ

РДУ

АБ

Ч2

пост ЭЦ

МК1

МК2 РШ

БШ

Ч1 Н2

1 5

Ч

2

ЧАП

РШ Н

Ч3

Н1

БШ

6

3

Н3

Дать полное описание всех путевых устройств схемы по их назначениям:

По их условным обозначениям:

Н, Ч - Н1, Н2, Н3 и Ч2, Ч3 –

1П, 2П, 3П - 1,3,5 и 2, 4, 6 –

НАП, ЧАП и 1-5СП, ЗСП, 2-4СП, 6СП-

МК1 и МК2

ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ:

1. По каким путям, и в каком направлении предусмотрен безостановочный

пропуск?

2. Какие светофоры мачтовые, а какие карликовые?

3. Какие стрелки спаренные?

4. Для чего светофоры Н и Ч оборудованы дополнительным лунно-белым

огнем?

5. Назначение РШ и БШ.

6. Что является основным источником питания, и какого напряжения?

65. РЕШИТЬ ЗАДАЧУ:

На аппарате управления электрической централизации горит

одновременно 10 контрольных лампочек, каждая из которых имеет

сопротивление 192 Ом. Требуется определить, какой ток

потребляют лампы от источника тока напряжением 24 В.

ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ:

66. Какое оборудование электрической централизации относится

к напольному, и какое к постовому?

67. Как взаимодействуют приборы и устройства управления

стрелками?

68. Каково назначение диспетчерской и горочной централизации?

69. какое движение разрешают пригласительные сигналы

выходных светофоров?

70. Какой сигнал подает лунно-белый огонь на выходном

светофоре:

а/ лунно-белый немигающий огонь,

б/ лунно-белый мигающий огонь.

71. Маневровые маршруты вслед отправляющемуся поезду;

Встречные маневровые маршруты в горловине станции в

направлении маневровых светофоров, установленных в

створе. Это . . . маршруты.

72. Назначение ключа – жезла на пульте управления ДСП.

73. По условным обозначениям на схеме дать полное определение

напольных устройств:

СТРЕЛКИ:

1)

2)

3) 4)

ПУТЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.

1)

ПС

2)

Т Р

3) 4)

Т Р

73.

ПОЯСНИТЕ УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

УСТРОЙСТВ И СХЕМ СЦБ

ВИДЫ СИГНАЛОВ

1. 2. 3.

4.

5.

6.

СВЕТОФОРЫ.

1.

2.

3.

+ +

+

0,6

4.

5.

6.

ДРОССЕЛЬ-ТРАНСФОРМАТОРЫ.

1.

2.

3. 4.

СХЕМА ИЗОЛЯЦИИ СТРЕЛОК

75. ОПРЕДЕЛИТЬ СХЕМЫ С ПАРРАЛЕЛЬНОЙ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ

ИЗОЛЯЦИЕЙ.

А/

1

Б

1

1

РС

2

А

R

0

0,2

Что означает толстая линия рельсовой нити в

П М

схемах?

Недостатки схемы с параллельной изоляцией.

Б/

Б

РС

2

А

R

0

СП

П

В какой схеме рельсовый соединитель на обтекается

М

током и не контролируется?

В/

Б

РС

БСП

А

R

0

П М

В схеме В назначение реле СП? АСП

РЕШИТЬ ЗАДАЧИ:

76.

Вычислить

мощность

электродвигателя

трансмиттера,

если

известно, что при напряжении 110 В он потребляет ток 0,5А.

77. Определить, каким наибольшим током можно нагрузить источник

мощностью 300Вт, получая от него напряжение 12В.

78.

К.П.Д.

электродвигателя

для

перевода

стрелок

равен

0,6.

Определить

какую

механическую

мощность

развивает

электродвигатель,

если он потребляет ток 2,5А при напряжении 100В.

79.

Определить

величину

тока,

потребляемого

электродвигателем

централизованной стрелки, если известно, что время перевода стрелки 2,5

сек

и

за

это

время

через

электродвигатель

проходит

20

К

количества

электричества.

80.

В

схеме

СЦБ

на

нагрузку

работает

генератор,

подряжающий

параллельно включенную аккумуляторную батарею. Необходимо определить

ток, отдаваемый генератором, зарядный ток аккумулятора и ток в нагрузке,

если

известно,

что

генератор

имеет

э.д.с.

Е=108В

при

внутреннем

сопротивлении 0,2 Ом, сопротивление нагрузки 7,34 Ом.

81. Определить мощность электродвигателя стрелки, если известно,

при падении напряжения 110 В он потребляет ток 1,5 А.

ФРАГМЕНТ ОДНОНИТОЧНОГО ПЛАНА СТАНЦИИ

82. Составить блочный план этого фрагмента с расстановкой кнопок и

исполнительных блоков.

1СП

41

Н1П НАП

5СП

I П

5

Н

М1

М7

83. Дать полное описание и назначение блоков исполнительной

группы по их обозначению:

а/ В1 б/ СП

в/ ПС г/ М11

84. Дать полное описание и назначение блоков наборной группы по их

обозначению:

а/ НМ1Д б/ НМ11АП

в/ НПС г/ НМ1

85. По полному описанию блока определить условные наименование:

блок управления маневровым светофором, разрешающим

передвижение из нецентрализованной зоны, а также для одного из двух

маневровых светофоров с участка пути или для одного из светофоров в

створе.

Из четырех вариантов выбрать правильный.

А/ НСС В/ НПС

С/ НПМ Д/ НМ11П

IX.

ПУТЕВОЙ ПЛАН ПЕРЕГОНА.

86.

В задании дано четыре фрагмента путевого плана перегона. Дать

полную характеристику каждого фрагмента, пояснить все буквы и

цифровые обозначения.

ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ:

1.

Назначение путевого плана перегона.

2.

В

какой

системе

автоблокировки

применяются

трансмиттеры

типа КПТШ-515 и КПТШ-715?

3.

Поясните числа ординат светофоров.

4.

Как обозначается основное и резервное питание?

1)

2)

КЯ-6

П Р 2100

КПТШ-7

Ом

ОИТ

КПТШ-715

КЯ-6 КЯ-6

Ом-1,2 ПК 10017+001

3)

4)

КТПО

РПХ, РОХ

ПК 10024+001

Б

БШ

7

РПХ, РОХ

ПК 10040+501

Х. КАБЕЛЬНЫЕ СЕТИ.

87. РЕШИТЬ КРОССВОРД:

1

2

3 4

5 6

7

8

9

10 11

12

13

14 15

16

По горизонтали: 2. Параметр жилы кабеля.

4. Нарушение изоляции кабеля.

КПТШ-5

ПС / 1П

5. Тип наружного покрова кабеля.

6. Вид групповой муфты кабеля.

8. Кабельная арматура, предназначенная для разветвления.

9. Диэлектрическое покрытие жил кабеля.

10. Соединение кабелей между собой и подключение их к аппаратуре.

12. Кабель для передачи и распределения энергии.

14. Контроль электрических параметров кабеля.

16. Один из видов групповой муфты.

По вертикали: 1. Емкость кабеля.

3. Эксплуатационный запас жил кабеля определенных цепей.

4. Проводник электрического тока.

6. Тип кабеля предназначенного для работы в цепях до 250 В.

7. Пучок жил изолированных друг от друга и заключенных в общую оболочку.

8. Измерительный прибор для определения электрических параметров кабеля.

11. Проводник в кабеле.

12. Кабельная линия, подключенная к напольному оборудованию.

13. Защитное устройство жил кабеля от постоянных Э.Д.С. переменного тока.

15. Материал из которого изготовляют жилы кабеля.

РЕШИТЬ ЗАДАЧИ:

88. Найти сопротивление медных проводов воздушной линии

связи диной 20 км. с диаметром провода 4 мм.

89.

По

условиям

допустимости

потери

энергии

стальной

провод связи длиной 200 км. должен иметь сопротивление 2198

Ом. Необходимо определить какого диаметра провод для этого

потребуется.

90.

Определим

проводимость

изоляции

линии

связи

в

дождливую погоду, если известно, что сопротивление изоляции

составляет при этом 2 Мом на км. длины линии.

91. Рассчитаем сечение кабеля для питания централизованной

стрелки,

находящейся

на

расстоянии

925

м

от

поста,

если

потребляемый

ток

составляет

2,5

А.

Допускаемое

падение

напряжения, как уже отмечалось, 57 В.

92.

Определим

мощность,

которую

потребляет

от

высоковольтной

линии

сигнальная

точка

автоблокировки.

К

питающему трансформатору, через который отводится энергия от

высоковольтной

линии,

подключены

установленные

около

светофора выпрямители, трансформаторы и реле. Все эти приборы

потребляют активную мощность 116 Вт, а реактивную – 100 вар.

93.

В

одной

из

схем

СЦБ

предусмотрен

конденсатор

емкостью 0,05 мкФ, а имеются в наличии конденсаторы емкостью

0,1 мкФ. Можно ли использовать данные конденсаторы и если

можно то как?

94.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ: « СХЕМА КОДИРОВАНИЯ

ИМПУСНЫХ РЦ ПОСТОЯННОГО ТОКА 4-Х ЗНАЧНОЙ

АВТОБЛОКИРОВКИ».

СХЕМА ПЕРЕГОНА

I I I I I I I I I

17П 15П 13П 11П 9П 7П

5П 3П 1П

I I I I I I I I I

1 .

Указать

направление

движения,

расставить

светофоры,

пронумеровать, указать сигнализацию на каждом.

2. проставить полярность рельсов на каждом блок - участке.

3. Вычертить схему кодирования для сигнальной установки 5.

4. Выписать в таблицу все элементы схемы, их назначение.

5. Вычертить цепь подачи импульсов на блок – участке 7П.

6. На светофоре с зеленым огнем перегорает лампа. Что произойдет в

схеме, какой

код будет поступать на локомотивный светофор поезда,

какой огонь будет на ЛС? О какой сигнальной установке идет речь?

7. На путевом светофоре горит красный огонь, какой код посылается в

РЦ, через какие элементы, какой огонь горит на ЛС, номер светофора?

8. Как изменится схема и какой огонь будет на ЛС при перегорании

лампы красного огня на проходном светофоре?

Ответить на вопросы:

Когда

выключены

путевые

устройства

АЛСН,

т.е.

кодовые

сигналы

АЛСН в РЦ не посылаются?

На каком конце РЦ устанавливается реле П, что такое расположение?

Как посылаются кодовые сигналы относительно поезда?

XI. АВТОМАТИЧЕСКОЯ ПЕРЕЕЗДНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ.

95. РЕШИТЬ КРОССВОРД.

1

2 3

4 5 6

7

8

По горизонтали: 1. Пересечение ж/д пути с различного вида

дорогами в одном уровне.

4. Ограждающее устройство переезда.

7.

Посылка постоянного или переменного тока.

8.

Цвет огня, показывающий свободность переезда.

По вертикали: 1. Участок ж/д пути, приглашающий к переезду.

2. Звуковая сигнализация переезда.

3.

Режим

работы

реле,

обеспечивающих

мигающую

сигнализацию

переездных светофоров.

5. Комплекс устройств для безопасного движения по переезду.

6. Составной элемент автоматического шлагбаума.

СХЕМЫ СИГНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ

ПЕРЕЕЗДНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ НА УЧАСТКАХ С ДВУХПУТНОЙ

АВТОБЛОКИРОВКОЙ.

96.

Переездные

установки

светофорной

сигнализации

с

авто-

шлагбаумами получают обозначение в зависимости от числа участков

приближения в четном и нечетном направлениях, а также от подачи

извещения с данного переезда на следующий переезд.

Дать характеристику каждой схемы сигнальной установки.

Ответить на вопросы:

Каково назначение устройств переездной сигнализации?

1)

2)

ПС

4

П

41

ПШ1

ПС

Н

1 П

Н

1 ПШ1

I I I I I I I

I I I I I I I

4

3)

4)

ПСО1 ПС1 ПШ01

ПСО ПС1 ПШ01

I

I I

I

В чем особенности ограждения переездов в черте города и на станциях?

Каковы принципы работы переездной сигнализации переезда,

расположенного вблизи станции?



В раздел образования