Автор: Мигаль Татьяна Александровна
Должность: Преподаватель по классу Аккордеон
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Исилькульская детская школа искусств» Исилькульского муниципального района Омской области
Населённый пункт: город Исилькуль, Омской области
Наименование материала: Современные методы и приемы работы преподавателя с учащимися в классе аккордеон
Тема: Для использования в дополнительном образовании детей и взрослых
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Исилькульская детская школа искусств» Исилькульского муниципального
района Омской области
Методическая работа
«Современные методы и приемы работы преподавателя
с учащимися в классе аккордеон»
Составитель: преподаватель
МБУ ДО «Исилькульская ДШИ»
Мигаль Татьяна Александровна
Исилькуль 2023г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1. Проблемы современного обучения в классе аккордеон…………………..4
2. Основные современные тенденции обучения на аккордеоне ………………7
3. Технологии современного обучения игре на аккордеоне ………………......9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы……………………………………………………………....14
Введение
2
Современный мир – это мир быстрых изменений и активного развития
новых технологий. Меняется все, в том числе и музыкальное искусство.
Современная молодежь воспитывается на новых веяниях и направлениях
поп-музыки и имеет совершенно другие музыкальные вкусы и пристрастия.
В
этих
условиях
преподавателям
детских
школ
искусств
или
музыкальных школ приходится тяжело. Не каждый сможет интересоваться и
успевать следить за появлением нового в музыке. А именно это может
помочь стать ближе к ребенку и найти с ним общий язык.
Конечно же, обучение игре на любом инструменте, в том числе и на
аккордеоне
, будет опираться на устоявшиеся традиции классического
музыкального образования. Но современный мир требует включения и
новых, инновационных методов в систему музыкального образования. Эти
два направления должны органично дополнять друг друга, что более полно и
всесторонне раскроет потенциал учащихся и сформирует музыкальную
личность ребенка.
1. Проблемы современного обучения в классе аккордеон
3
Обучение игре на
аккордеоне
– одно из самых старейших систем в
истории музыкального образования и самое консервативное направление в
педагогике. Методы и приемы работы преподавателя в детских музыкальных
школах и школах искусств, несомненно, в своей основе, опираются на
традиционное воспитание и развитие музыкальных задатков и способностей
детей. Но в современном мире, где у учащихся много соблазнов – цифровое и
развлекательное пространство сети интернет, огромный выбор различных
кружков и секций, необходимо к традиционным методам внедрять и новые,
которые бы смогли не просто заинтересовать ребенка, а увлечь его
исполнительством на аккордеоне на долгие годы.
Конечно, при обучении на любом инструменте, учащиеся получают
новые знания и умения, развивают свою исполнительскую инициативу, и за
счет всех этих компонентов активно формируют свои музыкальные
способности в целом. Поэтому необходимо вводить в свою практику
инновационные методы работы с детьми, которые еще больше помогут
открыть творческий потенциал, а также лучше раскроют индивидуальность
учащегося, как прекрасного исполнителя и высоконравственного человека.
Самое важное в педагогической работе в современном мире – это то, что
преподавателю просто необходимо учитывать социальные тенденции и
появляющиеся новые музыкальные направления и стили. Знакомясь с ними,
педагог не только познает новое в музыкальном мире, но и саморазвивается.
Именно это поможет, узнав музыкальные предпочтения и пристрастия
ученика, выстроить более близкий контакт с ребёнком на уроках, а также
выстроить более подходящий репертуар для исполнения.
Учитывая, что современные дети крайне неусидчивы, а тем более
нетерпеливы, преподавателю необходимо самому быть более терпимым и
спокойным, опираться на методы убеждения. Иначе можно сразу потерять
ученика в своем классе.
4
В современном музыкальном образовании сложилась такая ситуация,
что преподавателям детских музыкальных школ или школ искусств
приходится обучать детей самого различного уровня подготовки (от
одарённых до малоспособных). Большинство детей вообще не имеют к
моменту поступления в музыкальную школу никакого уровня развития
музыкальных способностей.
У многих отсутствует склонность постигать новое и нет стремления
учиться. Но такой ребенок приходит в школу обучаться игре на аккордеоне,
или вернее сказать его приводит родитель, и преподавателю приходится
обучать его, независимо от его индивидуального уровня музыкальных
данных. Требования программ несут в себе сведения, что в процессе
обучения каждый обучающийся должен получить необходимые навыки и
знания. При этом важной задачей педагога является поиск новых методов и
технологий, отвечающих интересам детей и эффективно влияющих на
формирование их музыкальных знаний, умений и навыков.
Не следует предъявлять детям на первоначальном этапе обучения
завышенные требования, касающиеся посадки и постановки рук. Нужно все
делать ненавязчиво: незаметно поправить руку или спину, не акцентируя
внимания словами, тем более резкими. Необходимо учитывать здесь прежде
всего, что не все дети спокойные и податливы, большая часть детей – это
нервозные и легковозбудимые дети.
Необходимо учитывать при обучении на инструменте и тот фактор, что
многие дети сейчас просто не имеют хорошую физическую подготовку. По
статистике, у основной массы детей заметное ухудшение здоровья. И
зачастую преподаватели сталкиваются на индивидуальных уроках с тем, что
у ученика есть определенные проблемы опорно-двигательного аппарата. А
здоровый исполнительский аппарат особенно важен для любого музыканта.
Для таких учащихся изучение и исполнение классических и достаточно
сложных программ при стандартном подходе будет просто невыполнимым.
5
Это даст детям только разочарование и негативное отношение к музыке до
конца жизни.
В своей работе преподавателю по аккордеону также не нужно
изначально завышать критерии оценки и завышенные требования в
исполнении выбранного репертуара. Нужно всегда помнить, что лучше легче
выбрать пьесу, но сыграть ее качественнее, чем сложное и с огромным
количеством ошибок, помарок и недоученности или неотработанности того
или иного материала в произведении.
Если обобщить особенности работы преподавателя в современном
начальном музыкальном образовании, то методика обучения в большей мере
сейчас ориентирована на гармоничное воспитание и развитие личности
учащегося в процессе общения с музыкой и в тесном с ней союзе.
6
2. Основные современные тенденции и методы обучения на
аккордеоне.
На современном этапе музыкальная педагогика занята поиском наиболее
эффективных способов обучения детей, создания оптимальных условий для
их интеллектуального роста и развития творческих способностей.
Наиболее перспективным направлением можно назвать интеграцию (или
тесную
связь)
между
музыкой
и
современными
информационными
технологиями.
Другой
современной
тенденцией
можно
назвать
инновацию
(нововведение), или, говоря простым языком, новый подход к музыкальному
обучению. Возникает она за счет влияния цифровых (или электронных)
средств информации. И, несомненно, требуют и поиска новых методов
преподавания в классе аккордеона в рамках этого цифрового поля.
Посредством цифровых ресурсов можно в старом найти что-то новое.
Например, во всемирной сети Интернет можно найти много современных
обработок классических произведений. В них можно найти свежий взгляд,
замысел и мышление современного человека. И данный вариант может
помочь приобщить, мало интересующее мировыми шедеврами музыки,
подрастающее поколение к исполнительству на аккордеоне. И главной
задачей преподавателя класса аккордеон – это увидеть новое, самому
попробовать поиграть и послушать данные произведения, а не опираться
только на исконно консервативные требования программ по специальному
инструменту. Это позволит быть на одной волне с учеником и будет
способствовать тесному контакту на уроке и, соответственно, лучшей
подготовки учащегося как с технической, так и с эмоциональной стороны. А
всё потому, что ребенку просто будет интересно исполнять данное
произведение.
7
Нельзя не заметить еще одну тенденцию. Это проникновение различных
информационных технологий во все сферы деятельности человека. Они
позволяют
выйти
на
совершенно
другой
уровень
обучения.
Сейчас
деятельность преподавателя музыкальной школы связана с применением
знаний работы на компьютере: набор программ, подготовки различной
классной документации, оформления заявок на конкурсы, подготовка
документов к аттестации преподавателя и т.д. Это также повышает уровень и
потенциал преподавателя и сильно влияет на эффективность обучения детей.
Несомненно,
важны
будут
те
возможности
информационных
технологий, которые помогут приобрести новое в музыкальном образовании
и педагогике. Это поиск сведений в сети Интернет информации о
композиторах и исполнителях выбранных произведений; просмотр видео и
прослушивание аудиозаписей различных исполнителей; поиск современных
нотных и методических изданий; обмен профессиональной информацией;
онлайн-участие в конференциях, мастер-классах, в профессиональных
конкурсах и многое другое.
8
3. Технологии современного обучения игре на фортепиано.
Выше сообщалось о том, что все дети делятся на одарённых,
талантливых, способных и учащихся со средними или ниже средних
музыкальными данными или задатками. Для последних учащихся как раз и
необходимы
инновационные
методические
программы,
специальные
методики,
направленные
на
развитие
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости и восприимчивости музыкального материала, слуховую и
двигательную координацию, музыкальный слух и воображение.
Как правило с такими детьми преподавателю приходится заниматься на
уроках специальности. Причина банальна – эти учащиеся не имеют
достаточное развитие отмеченных выше качеств, что является безусловным
тормозящим фактором успешного обучения в классе аккордеон
Для достижения эффективных результатов поставленных целей и задач
в музыкально-педагогической деятельности применяется ряд современных
технологий, которые неразрывно связны между собой.
С младшими школьниками или детьми подготовительных классов
основной познавательной деятельностью является игра. Игровая технология
делиться на два разных компонента: проблемное обучение и развивающее
обучение.
Проблемный подход известен еще с Древней Греции. Он основан на
том, что перед учащимся ставится определенная проблема, которую он
должен решить самостоятельно. Преподаватель является наблюдателем
поиска решения поставленной проблемы: он анализирует организацию
самостоятельной исследовательской работы ученика. Основным и главным
условием данного обучения является включение ребёнка в практическую
деятельность, игру, труд, посредством которых возникает нужда в овладении
какими-то практическими исполнительскими знаниями и умениями.
На
каждом
уроке
должна
присутствовать
новизна,
проблема,
интригующая ситуация, актуальная и доступная для конкретного учащегося.
9
Можно применять на занятиях определенные приемы, которые смогли бы
активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Например,
после
прослушивания
выбранного
произведения
составить
словесное
описание музыкального образа, можно придумать новое название пьесы,
сравнить разные варианты исполнения одного и того же произведения.
Можно дать ученику самостоятельно проставить аппликатуру в
произведении, где ее нет или частично не проставлена в нотах, динамику,
штрихи, фразировку, кульминационные моменты и т.д.
Для органичного развития учащегося можно активно применять связь с
другими видами искусства. Например, с живописью. При этом можно
предложить ребенку найти такую картину, которая соответствовала его
воображению или восприятию изучаемого произведения. А можно просто
дать карандаши и попросить нарисовать то, что возникает в голове у ученика
во время исполнения пьесы.
Ставя различные проблемные вопросы перед учащимся, преподаватель
побуждает его к самостоятельной творческой деятельности, к поиску
собственных решений и повышает мотивацию занятий на инструменте.
Технология
развивающего
обучения
отличается
от
проблемного
обучения. Она основана, прежде всего, на применении уже полученных
знаний на практике. Важное место здесь занимает работа по активизации и
развитию
слухового
восприятия
и
представлений.
Для
организации
музыкальной практической деятельности ученика можно иметь различные
лото
или
карточки
с
ритмическими
рисунками
(нотами,
короткими
отрывками пьес), таблицы, картинки, дидактические игрушки.
Необходимо заметить, что некоторые теоретические знания на самом
начальном этапе обучения появляются только при необходимости и нечасто,
поэтому ученик их просто может забыть. И здесь выручить преподавателя
помогут именно карточки с разными знаками нотного текста (ключи, знаки
альтерации, динамика, штрихи, темповые обозначения).
10
А если на занятиях применять карточки с загадками или ребусами на
пройденный материал в классе специального инструмента, то можно будет
заметить, что учащиеся с удовольствием вам покажут прочность и глубину
своих теоретических и практических знаний.
Важным компонентом развивающего обучения является практическая
деятельность: подбор мелодии и аккомпанемента к предложенной мелодии,
написание дополнительного голоса или досочинение ритмического рисунка
или музыкального материала.
Ученик должен на практическом опыте узнать и понять, как создается
музыка. Он должен не только знать какие-либо определенные правила или
термины, но и уметь применять эти знания на практике при помощи игры на
аккордеоне.
В
современной
педагогике
в
последнее
время
применяют
и
здоровьесберегающие технологии – это и психологический и физический
комфорт учащегося на уроке.
Нужно помнить, что ребенок приходит в музыкальную школу как
правило после общеобразовательной школы, отсидев уже полдня на других
занятиях. А тут ему приходится сидеть еще и за инструментом, держать
локти,
ставить
пальцы,
внимательно
смотреть
в
ноты,
следить
за
аппликатурой, правильным басом и аккордами и т.д. Формирование опорно-
двигательного аппарата это долгий процесс и заканчивается он после 20 лет,
поэтому нужно учитывать тот фактор, что у ребенка на протяжении
нескольких лет обучения в музыкальной школе происходит замена хрящевой
ткани на костную ткань, поэтому больше 25 минут он не может сидеть в
одном положении.
И современная методика преподавания направлено на создание
благоприятного режима двигательной активности обучающихся с учетом их
возраста и состояния здоровья. У многих детей еще мало развиты мелкие
мышцы кистей, которые должны действовать во время игры на инструменте.
Для них это тяжелый физический труд. Детям следует давать возможность
11
подвигаться, размяться, отдохнуть, переменить позу. Естественная поза
ребёнка
на
уроке
может
служить
и
индикатором
психологического
воздействия на него педагогом. Следует давать возможность ученику
расслабиться, опереться на спинку стула, когда вы просто беседуете с ним, и
выпрямляться, когда начинается работа над произведением. Преподавателям
следует обратить внимание именно на эту сторону своей работы и включать
в уроки моменты физической активности, двигательные упражнения,
игровые элементы.
Также можно чередовать различные виды учебной деятельности:
слуховую,
двигательную
и
творческую
деятельности.
Для
отдыха
применяются
и
минифизкультминутки
с
различными
несложными
упражнениями на расслабление исполнительского аппарата.
12
Заключение.
Современная
музыкальная
педагогика
и
методика
стремится
разносторонне воспитать и развить из учащихся творческую и активную
личность, которая сможет успешно реализовать себя в не только в музыке.
Но и в любом другом виде деятельности.
Для
развития
навыков
грамотного
и
качественного
исполнения
учащимися
музыкальных
произведений
на
аккордеоне,
хорошего
музыкального слуха, памяти целесообразно преподавателю специального
инструмента
фортепиано
сочетать
в
своей
педагогической
практике
традиционные (консервативные) и инновационные (новые) методы и приемы
работы.
На
первоначальном
этапе
обучения,
очень
важно
устойчиво
поддерживать интерес к обучению, к творчеству посредством саморазвития
преподавателя и тесной связи с социальными изменениями и новизной в
музыкальном сообществе. Этого возможно достичь за счет применения
разных методов обучения, игровых форм обучения, усиления творческой и
комфортной психологической атмосферы на занятиях в классе аккордеона.
На современном этапе развития образования к преподавателям
предъявляются особенно высокие требования в плане знаний психологии
детей
и
применения
современных
информационно-коммуникативных
технических средств. Это объясняется большой эффективностью личностно-
ориентированного подхода к обучению к любому учащемуся разного уровня
подготовки.
13
Список литературы.
1. .
Амонашвили
Ш.А.
Гуманно-личностный
подход
к
детям/Ш.
А.
Амонашвили; Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. инт. - М.:
ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1998г.
2. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие.
3. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка»//Вопр.
психологии. - 1966г. - №6.
4. А.Варфоломос Музыкальная грамота для баяниста и аккордеониста.
5. Гальперин П.Я. «Методы обучения и умственное развитие ребенка».
6. Грохотов С.В. «Как научить играть на аккордеоне». – М.: издательский
дом «Классика – XXI», 2005г.
7. Давыдов В. В. «О понятии развивающего обучения»//Педагогика. – 1995г.
-№ 1. 3.
8. В. Бубен «Теория и практика обучения игре на аккордеоне»
9. Сальникова Т.П. «Педагогические технологии». – М.: ТЦ Сфера, 2000г.
10. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие технологии». – М.: АРКТИ, 2003г.
11. Сократов
Н.В.,
Феофанов
В.Н.
«Мотивационные
основы
здоровьесберегающего образования детей»: Методические рекомендации. –
Оренбург, 2001г.
12. Цыпин
Г.М.
«Психология
музыкальной
деятельности:
проблемы,
суждения, мнения: пособие для учащихся музыкальных отделений педвузов
и консерваторий»/Г.М. Цыпин. - М.: Интерпракс, 1994г.
14