Напоминание

"Игра, как средство коррекции психофизического развития и адаптации в социуме детей с ЗПР и сложным дефектом"


Автор: Якунина Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №7 "Ромашка"
Населённый пункт: г. Сальск, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Игра, как средство коррекции психофизического развития и адаптации в социуме детей с ЗПР и сложным дефектом"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игра, как средство коррекции психофизического развития

и адаптации в социуме детей

с задержкой психического развития и сложным дефектом

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста-игра,

в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка:

его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д.

Кроме того, игра-это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту

способ усвоения общественного опыта.

Д.В. Менджерицкая

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские

годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Именно в игре

дошкольник усваивает общественные нормы поведения, что и определяет в

целом становление его личности. Игра учит, формирует, меняет, воспитывает.

Игра, как писал выдающийся советский психолог Л.С.Выготский, ведёт за

собой развитие.

Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает внимание

отечественных и зарубежных исследователей: философов, социологов,

биологов, этнографов. Игровая деятельность была предметом исследования

различных педагогов, психологов, среди которых были Л.С. Выготский, А.А.

Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.Н. Соболева, В.С. Виноградова, М.И. Лисина,

Н.Л. Белопольская, И.Ф. Марковская.

Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек

зрения:

игра как деятельность, в которой ребёнок развивается целостно,

гармонично, всесторонне;

игра как средство приобретения и проработки знаний

В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью

ребёнка дошкольного возраста. Психолог А.Н.Леонтьев считал ведущей

деятельностью такую, которая оказывает в данный возрастной период особое

воздействие на развитие ребёнка. Для детей раннего возраста ведущей

является предметная деятельность; для детей младшего и старшего

дошкольного возраста ведущей деятельностью становится игра.

Игра является не только средством всестороннего развития ребёнка, но и

мощным средством коррекции психофизических нарушений у детей.

Особенностями игровой деятельности детей с задержкой психического

развития (ЗПР) занимались такие ученые как Т.В. Менджерицкая, А.П. Усова,

С.Л. Новоселова, Ф.И. Фрадкина, Н.Л. Белопольской, Л.С. Славина, Т.В.

Егорова, Г.И. Жаренкова и др.

Картина

игрового поведения дошкольников с ЗПР различной степени выраженности

позволяет сделать выводы, что у детей имеются существенные трудности в

формировании воображаемой ситуации, которая придает игре смысл, делает

ее мотивированной деятельностью. Создавая воображаемою ситуацию, в

игровой деятельности дошкольников с трудностями в обучении стоит

бедность образной сферы, недостаточная обобщенность и обратимость

сложившихся в жизненном опыте знаний и представлений, трудности в

произвольном оперировании данными непосредственного жизненного опыта,

малоэмоциональная окрашенность

действий.

Так, по данным Е.С.Слепович

специфические нарушения игры детей с ЗПР включают в себя:

специфичность операциональной стороны игровой деятельности; трудности

в формировании мотивационно-целевого компонента; малоподвижное

образование, т.к. при создании замысла и плана его реализации жизненный

материал выступает у этих детей как жесткий ограничитель, а не как

отправная точка для творческого комбинирования реальными событиями;

поверхностное моделирование мира отношений. Причинами нарушений игры

у дошкольников с ЗПР по мнению Е.С. Слепович являются трудности в

формировании уровня образов-представлений и действий; недостаточность

регуляции деятельности, осуществляемой образами-представлениями;

недостаточность общения по линиям взрослый-ребенок, ребенок-ребенок;

трудности в осмыслении мира человеческих отношений

.

При помощи игровых приёмов, действий, упражнений, ролей у ребёнка

развиваются психические процессы (восприятие, внимание, память,

мышление, воображение, речь), совершенствуются основные виды движения,

физические свойства и качества (мелкая и общая моторика, различные виды

ходьбы, бега, равновесие, ориентировка в пространстве, прыжки, лазание,

ловкость, смелость, быстрота и т.д.). Коррекционные игры детей также

направлены на совершенствование слуха, зрения, дыхания, осязания,

обоняния. Игры также направлены на приобретение детьми социального

опыта, эстетического и эмоционального восприятия окружающей

действительности. Игра имеет большое значение в воспитании у детей

нравственных качеств: самостоятельности, взаимовыручки, выдержки,

доброты, умению уступать, договариваться.

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной

направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое

воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное

(дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют

нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации,

подвижные и др.).

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются

мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами

детской активности.

Первая группа - это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их

подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности

определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный,

творческий характер - ребята способны самостоятельно поставить игровую

цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач.

В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми

инициативы, которая всегда свидетельствует об определённом уровне

развития интеллекта.

Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные,

особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение

для общего психического развития каждого ребёнка.

Вторая группа - это различные обучающие игры, в которых взрослый,

сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт

фиксированную программу действий для достижения определённого

результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и

обучения; они направленные на усвоение определённого программного

материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны

обучающие игры также для нравственного - эстетического воспитания

дошкольников.

Таким образом, игра является важным видом детской деятельности, которая

используется взрослыми в целях обучения и воспитания дошкольников.

Благодаря игре, ребенок развивается как личность, у него формируется те

стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть и адаптация

ребенка к внешней действительности, и успешность его учебной и трудовой

деятельности, и его отношения с людьми. Именно поэтому игра так активно

применяется в коррекционно-развивающей работе с детьми с особенностями

психофизического развития, где знания особенностей игры таких детей

являются важнейшими критериями эффективной работы

Список используемой литературы:

1. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. / Вопросы

психологии , 1966, №6

2. Кожарина Л.А. Воля, развитие, игра. / Труды института психологии им.

Л.С.Выготского РГГУ, 2001

3. Носкова Л.П. Дошкольное воспитание аномальных детей. / Книга для

учителя и воспитателя. Москва. Просвещение, 1993

4. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР /Минск.

Педагогика. 1990

5. Соколова Н.Д. Особенности руководства игрой умственно отсталых детей

дошкольного возраста. / Кандидатские дисскусии. Москва. 1973

6. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва. Педагогика. 1978



В раздел образования