Автор: Юлия Олеговна Анашкина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №21
Населённый пункт: г. Канска
Наименование материала: Статья
Тема: «РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Раздел: начальное образование
Анашкина Юлия Олеговна
Учитель начальных классов
«
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
»
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает
быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем
заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых
знаний,
увязывание
их
с
жизненным
опытом
ребенка
на
основе
формирования умения учиться - вот та задача, в решении которой школе
сегодня замены нет. В общественном сознании происходит переход от
понимания
социального
предназначения
школы,
как
задачи
простой
передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому
пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования
становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить
учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и
оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться.
Учащийся сам должен стать строить свой образовательного процесса.
Достижение
данной
цели
становится
возможным
благодаря
формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Близкими
по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия
«общеучебные умения», «надпредметные действия».
Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования наряду с формированием предметных умений, требуют в
процессе
изучения
овладение
учащимися
универсальными
учебными
действиями (УУД), которые способствуют формированию у обучающихся
умений
учиться,
способности
к
самостоятельному
саморазвитию
и
самосовершенствованию
.
Именно регулятивные универсальные учебные
действия (РУУД) лежат в основе формирования умения самоорганизации
учебной работы и ориентированы на формирование о обучающихся навыка
организации проектной работы и способностей разработки персонального
плана. Формирование регулятивных универсальных учебных действий
обучающихся, обуславливается как предметным содержанием, так и способы
организации учебной работы, а содержание каждого учебного предмета
следует своей внутренней логике.
В соответствии с ФГОС НОО основной результат образования
рассматривается
на
основе
системно-деятельностного
подхода
как
достижение учащимися новых уровней развития за счет освоения ими как
универсальных способов действий, так и способов, специфических для
изучаемых предметов.
Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование универсальных учебных действий (УУД), в том числе и
регулятивных, которые описаны в данной исследовательской работе. РУУД,
обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию
и
самосовершенствованию,
является
также
и
залогом
профилактики
школьных трудностей.
Основное значение регулятивных универсальных учебных действий -
это развитие умения ставить корректные задачи и находить пути их решения,
оценивать уровень знаний и умений.
В
ходе
исследования
была
проанализирована
психолого-
педагогическая и методическая литература по данной проблеме и были
раскрыты основные понятия: «универсальные учебные действия» и был
раскрыта сущность групп УУД.
«Программа формирования универсальных учебных действий у
обучающихся на ступени начального общего образования.» трактует понятие
«универсальные учебные действия», как совокупность способов действий
учащегося,
а
также
связанных
с
ними
навыков
учебной
работы,
обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование
умений, включая организацию этого процесса.
Стандарт НОО различает такие группы УУД, как :
личностные УУД, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию
учащихся, а также ориентацию в социальных ролях и межличностных
отношений;
регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимися своей
учебной деятельности;
познавательные УУД включают: общеучебные, логические действия, а
также действия постановки и решения проблем;
коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и
учет позиций других людей, умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Таким образам, можно сделать вывод, что разноуровневые задания как
средство формирование универсальных учебных действий у младших
школьников помогаю в формировании всех вышеперечисленных действий,
ведь проблема эффективности формирования регулятивных универсальных
учебных действий обучающихся - одна из сложных и противоречивых
проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает
потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся,
способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию
знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности;
показывает заинтересованность учёных в нахождении путей формирования
надпредметных действий школьников. С другой стороны, отражено, что
современная система школьного образования с традиционной организацией
учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением ещё не
готова
справиться
с
объективными
факторами,
которые
определяют
формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на
научной
основе,
обеспечить
формирование
надпредметных
действий
младших школьников в оценочной деятельности.
Делая вывод, можно сказать, что цель данной работы- теоретически
обосновать и использовать варианты разработанных разноуровневых заданий
для формирования регулятивных универсальных учебных действий у
младших школьников была достигнута и поставленные задание были
решены.