Автор: Шадинянц Марина Николаевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ Елизаветинская СОШ Азовского района
Населённый пункт: ст. Елизаветинская Ростовская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Пассивные, активные и интерактивные методы преподавания обществознания в современной школе"
Раздел: среднее образование
Пассивные, активные и интерактивные методы преподавания
обществознания в современной школе
В
педагогике
существуют
многочисленные
классификации
методов
обучения. Нас интересует, та в основе, которой главной является
роль
обучающегося
в
процессе
обучения.
Традиционно
в
ней
выделяют
три
метода:
1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые
должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем
- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.
2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют
творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это
творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к
ученику.
3) Интерактивные: От
англ.
(inter
-
“между”;
act
–
“действие”)
таким
образом
дословный
перевод
обозначает
интерактивные
методы
–
позволяющие
учится
взаимодействовать
между
собой;
а
интерактивное
обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся,
в к л ю ч а я
п е д а г о г а .
Э т и
м е т о д ы
н а и б о л е е
с о о т в е т с т в у ю т
личностоориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение
(коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог
являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в
роли
организатора
процесса
обучения,
лидера
группы,
фасилитатора,
создателя условий для инициативы учащихся.
Кроме
того,
интерактивное
обучение
основано
на
прямом
взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как
большинство
интерактивных
упражнений
обращается
к
опыту
самого
учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение
формируется на основе такого опыта.
В России использование активных и интерактивных методов широко
практиковалось в 20-х гг. ххв. (проектный, лабораторно-бригадный метод,
производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка
этих
методов
присутствует
в
трудах
Сухомлинского
(60-егг.),
а
также
“педагогики
–
сотрудничества”
(70-80-егг)
-
Шаталова,
Амонашвили,
Лысенковой и других. Особо интересен для нас и опыт американских коллег,
поскольку в последние десятилетия ххв. Там проводились многочисленные
эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов,
разработаны
детальные
руководства
для
учителей.
Все
эти
методы
и
наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в
массовой школе.
Исследования
проведенные
в
80-х
ггг.
Национальным
тренинговым
центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные позволяют
резко
увеличить
%
усвоения
материала.
Результаты
этого
исследования
отражены в таблице, получившей название “пирамида обучения”. Из которой
видно,
что
наименьший
процент
усвоения
имеют
пассивные
методики
(лекция 05%, чтение - 10%), а наибольший интерактивные (дискуссионные
группы
-
50%,
практика
через
действие
-
75%,
обучение
других,
или
немедленное
применение
-
90%).
Здесь
уместно
привести
китайскую
пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь
мне сделать это, и это станет моим навсегда”.
Многие педагоги, в частности и российские, критически оценивают эту
“Пирамиду”. Действительно, трудно точно измерить “усвоение материала”. К
тому же мы знаем прекрасных преподавателей, чьи лекции, почти дословно
запечатлелись
в
нашей
памяти.
Бывают
также
ученики,
прекрасно
усваивающие материал при чтении (развитая зрительная память). Но можно
согласиться, сто в среднем закономерность, выраженную “пирамидой”, могут
проследить практически все педагоги.
С
другой
стороны,
несмотря
на
свою
спорность,
“Пирамида”
дает
богатую пищу для размышлений о роли методов преподавания, обращает
внимание
на
важность
интерактивных
методов.
Тенденция
отраженная
в
“Пирамиде”
верно
отражает
высокий
потенциал
интерактивных
методов,
позволяющих
вести
обсуждение
в
группах,
практиковать
и
отрабатывать
умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку
интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его
чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс
обучения, “целостного человека”.
Место пассивных, активных и интерактивных методов также хорошо
иллюстрирует так называемая “таксономия Блума” - таблица уровней и целей
обучения
и
развития
познавательных
навыков,
разработанная
группой
американских
психологов
и
педагогов
под
руководством
профессора
Бенджамина Блума. Термин “таксономия” означает систематизацию объектов
по
определенным
критериям
с
целью
создания
определенной
последовательности (иерархии). Блум предложил иерархию учебных целей
по их сложности. Таблица используется учителями практиками, и показывает,
что
уровень
знаний
(информации)
является
лишь
начальным
этапом
в
обучении (хотя и обязательным, базовым) Обучение должно продолжаться
дальше, и педагог должен ставить перед собой и другие цели.
Становится ясным, что пассивные методы обучения ориентированы,
как правило, лишь на уровни знания и понимания, интерактивные же –
задействуют
все
уровни
обучения.Но
все
вышесказанное,
конечно,
не
означает,
что
нужно
использовать
только
интерактивные
методы.
Для
обучения
важны
все
виды
методов
и
все
уровни
познания.
“Плюсы”
и
“минусы”
применения
пассивных
и
интерактивных
методов
мы
также
представили в виде таблицы. Эта таблица также поможет преподавателю
выбрать методы обучения в зависимости от цели и условий работы.
Д а л е е
ц е л е с о о б р а з н о
п р е д с т а в и т ь
п е р еч е н ь
н а и б о л е е
распространенных
активных
и
интерактивных
методов.
Очень
сложно
классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются
сложным
переплетением
нескольких
приемов.
Мы
предлагаем
очень
условное
объединение
методов
в
группы,
прежде
всего
по
целям
их
использования. Использование тех или иных методов зависит от разных
причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса.
Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и
тоже
название
используется
для
обозначения
различного
содержания,
и
наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.
1. Творческие задания.
2. Работа в малых группах.
3. Обучающие игры.
3.1. Ролевые.
3.2. Деловые.
3.3. Образовательные.
4. Использование общественных ресурсов.
4.1. Приглашение специалиста.
4.2. Экскурсии.
5. Социальные проекты.
5.1. Соревнования.
5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.
6. Разминки (различного рода).
7. Изучение и закрепление нового информационного материала.
7.1. Интерактивная лекция.
7.2. Ученик в роли учителя.
7.3. Работа с наглядным пособием.
7.4. Каждый учит каждого.
8. Работа с документами (а также в ней).
8.1. Составление документов.
8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.
9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также).
9.1 ПОПС – формула.
9.2. Проектный метод.
9.3 Шкала мнений.
9.4. Дискуссия.
9.5. Дебаты.
9.6. Симпозиум.
10. Разрешение проблем (а также).
10.1. Мозговой штурм.
10.2. Дерево решений.
10.3. Переговоры и медиация.
В своей работе я стараюсь использовать активные и интерактивные
методы. Все разработки включают в себя применение различных активных и
интерактивных
методов
на
разных
этапах
урока.
Разработки
могут
использоваться
на
уроках
истории,
обществознания,
а
также
на
других
предметах образовательной области “обществоведение”.
Сегодня многие слышали о всяческих модернизациях и инновациях,
компетенциях в современном образовании. Главный смысл всех обновлений
сводится
к
примерной
формулировке
«Научите
меня
у ч и т ь с я
самостоятельно». Хотя по–прежнему, основной формой общения учителя и
ученика был и остается школьный урок. А вот здесь задача каждого учителя не
новая
-
сделать
урок
интересным,
суметь
мотивировать
учащегося
на
дальнейшую
познавательную
деятельность,
вовлечь
в
работу
как
можно
большее количество учеников, … эти и многие другие задачи стояли перед
педагогами всегда.
Сегодня и методика преподавания предлагает учителю обновленный набор
приемов, форм и методов организации и проведения урока.
По роли обучающегося в процессе обучения выделяют три метода:
Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения,
которые должны усвоить и воспроизвести материал. Основные методы это
лекция, чтение, опрос.
Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения,
выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем.
Интерактивные: обучение построенное на взаимодействии всех
обучающихся, включая педагога, обучающиеся и педагог являются
субъектами учебного процесса.
Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся,
а значит, успешнее решить др. задачи: развитие навыков самостоятельной
работы
развитие
познавательных
спо собно стей
, п о в ы ш е н и е
коммуникативной культуры.
Активные методы обучения характеризуются:
1. принудительной активизацией мышления обучаемого
2. постоянной вовлеченностью учащихся в учебный процесс
3. самостоятельной выработкой решений, повышенной
степенью мотивации и эмоциональности учащихся;
4. постоянным взаимодействием учащихся и преподавателей в процессе
форм организации учебного процесса;[1]
Методы организации активной познавательной деятельности чаще
всего применяемые в собственной практике:
ролевая игра, методы театральной педагогики
дифференцированные домашние задания. В ФГОСО нового
поколения присутствует такие же ,только уровни называются иначе.
Творческий
репродуктивный
Стартовый-
минимальный
Сравнение,
анализ, допол.
информация,
интуиция
Базовые
задания, по
отработанному
алгоритму
Задания с
подсказками,
вариантами
ответов
выполнение декоративно-прикладных работ, изготовление поделок,
визитных карточек, их защита;
выполнение творческих работ (историческое сочинение, эссе-
рассуждение, исторический портрет);
работа в творческой группе по выполнению различных заданий;
обсуждение и решение проблемных вопросов;
решение кроссвордов;
ответы на вопросы в режиме состязательности; «цепочка», «эстафета»,
«аукцион»
работа с дополнительной литературой;
исследовательская деятельность уч-ся
рефлексивно- ситуационная деятельность /представь,
вспомни,ответь,предложи свой вариант решения/
Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из
них являются сложным переплетением нескольких приемов.
Отработанными на практике являются такие как:
"мозговой штурм",
метод синквейна,
кластер,
интервью с историческим героем
«историческая вещь» например: уч-ся вручается корона и он ведет
рассказ от имени правителя, повествуя о своих успехах и неудачах,
одноклассники могут задать вопросы
реклама- листовка.
Ученики сами создают рекламную брошюру,
приглашающую в путешествие по Древнему Египту
исторический театр
«Я-археолог»
работа с компьютером и медиатехникой
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в организации
интерактивного обучения в собственной практике отнесу: мультимедиа
презентации ,интерактивные доски, тренажеры и программы тестирования,
образовательные ресурсы Интернета, интерактивные карты и атласы, научно-
исследовательские работы и проекты, DVD и CD диски с картинами и
иллюстрациями, электронные энциклопедии и справочники.
Испытываемые трудности при использовании активных и
интерактивных приемов обучения : требуют большой подготовки как
самого учителя /информация, раздаточный материал, оборудование урока/,
так и подготовки учащихся, а использование интерактивной доски \работа с
компьютером \ на уроке занимает большой объем учебного времени.
Возможности техники не соответствуют «обновленным возможностям
учителя»- скорость интернета, пароли администраторов, Linux .
И все же результативность применения интерактивных методов в
обучении очевидна: Их реализация происходит в атмосфере
доброжелательности и взаимной поддержки, позволяет не только получать
новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение
выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки
зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение[2, c4].
Они способствуют установлению эмоциональных контактов между
учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку
школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и
собственной успешности
К личным достижениям могу отнести то, что существенно возрос интерес
учащихся к предметам обществоведческого цикла .Появился интерес к
научно-исследовательской деятельности у тех ребят, которые этой
деятельностью ранее не интересовались. Кроме того учащиеся стали
выполнять не только поисковые задания исходящие от учителя , но и
самостоятельно определять проблему ,методы и по возможности находить
решения .
Таким
образом,
системное
внедрение
активных
форм
обучения
на
уроках обществознания с 5 по 11 класс позволяет ребенку не только получать
систему
знаний,
но
и
эффективно
развивать
ключевые
компетенции,
связанные
с
поиском
и
практическим
применением
исторической
информации.