Напоминание

"Пассивные, активные и интерактивные методы преподавания обществознания в современной школе"


Автор: Шадинянц Марина Николаевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ Елизаветинская СОШ Азовского района
Населённый пункт: ст. Елизаветинская Ростовская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Пассивные, активные и интерактивные методы преподавания обществознания в современной школе"
Раздел: среднее образование





Назад




Пассивные, активные и интерактивные методы преподавания

обществознания в современной школе

В

педагогике

существуют

многочисленные

классификации

методов

обучения. Нас интересует, та в основе, которой главной является

роль

обучающегося

в

процессе

обучения.

Традиционно

в

ней

выделяют

три

метода:

1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые

должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем

- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.

2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют

творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это

творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к

ученику.

3) Интерактивные: От

англ.

(inter

-

“между”;

act

“действие”)

таким

образом

дословный

перевод

обозначает

интерактивные

методы

позволяющие

учится

взаимодействовать

между

собой;

а

интерактивное

обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся,

в к л ю ч а я

п е д а г о г а .

Э т и

м е т о д ы

н а и б о л е е

с о о т в е т с т в у ю т

личностоориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение

(коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог

являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в

роли

организатора

процесса

обучения,

лидера

группы,

фасилитатора,

создателя условий для инициативы учащихся.

Кроме

того,

интерактивное

обучение

основано

на

прямом

взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как

большинство

интерактивных

упражнений

обращается

к

опыту

самого

учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение

формируется на основе такого опыта.

В России использование активных и интерактивных методов широко

практиковалось в 20-х гг. ххв. (проектный, лабораторно-бригадный метод,

производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка

этих

методов

присутствует

в

трудах

Сухомлинского

(60-егг.),

а

также

“педагогики

сотрудничества”

(70-80-егг)

-

Шаталова,

Амонашвили,

Лысенковой и других. Особо интересен для нас и опыт американских коллег,

поскольку в последние десятилетия ххв. Там проводились многочисленные

эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов,

разработаны

детальные

руководства

для

учителей.

Все

эти

методы

и

наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в

массовой школе.

Исследования

проведенные

в

80-х

ггг.

Национальным

тренинговым

центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные позволяют

резко

увеличить

%

усвоения

материала.

Результаты

этого

исследования

отражены в таблице, получившей название “пирамида обучения”. Из которой

видно,

что

наименьший

процент

усвоения

имеют

пассивные

методики

(лекция 05%, чтение - 10%), а наибольший интерактивные (дискуссионные

группы

-

50%,

практика

через

действие

-

75%,

обучение

других,

или

немедленное

применение

-

90%).

Здесь

уместно

привести

китайскую

пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь

мне сделать это, и это станет моим навсегда”.

Многие педагоги, в частности и российские, критически оценивают эту

“Пирамиду”. Действительно, трудно точно измерить “усвоение материала”. К

тому же мы знаем прекрасных преподавателей, чьи лекции, почти дословно

запечатлелись

в

нашей

памяти.

Бывают

также

ученики,

прекрасно

усваивающие материал при чтении (развитая зрительная память). Но можно

согласиться, сто в среднем закономерность, выраженную “пирамидой”, могут

проследить практически все педагоги.

С

другой

стороны,

несмотря

на

свою

спорность,

“Пирамида”

дает

богатую пищу для размышлений о роли методов преподавания, обращает

внимание

на

важность

интерактивных

методов.

Тенденция

отраженная

в

“Пирамиде”

верно

отражает

высокий

потенциал

интерактивных

методов,

позволяющих

вести

обсуждение

в

группах,

практиковать

и

отрабатывать

умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку

интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его

чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс

обучения, “целостного человека”.

Место пассивных, активных и интерактивных методов также хорошо

иллюстрирует так называемая “таксономия Блума” - таблица уровней и целей

обучения

и

развития

познавательных

навыков,

разработанная

группой

американских

психологов

и

педагогов

под

руководством

профессора

Бенджамина Блума. Термин “таксономия” означает систематизацию объектов

по

определенным

критериям

с

целью

создания

определенной

последовательности (иерархии). Блум предложил иерархию учебных целей

по их сложности. Таблица используется учителями практиками, и показывает,

что

уровень

знаний

(информации)

является

лишь

начальным

этапом

в

обучении (хотя и обязательным, базовым) Обучение должно продолжаться

дальше, и педагог должен ставить перед собой и другие цели.

Становится ясным, что пассивные методы обучения ориентированы,

как правило, лишь на уровни знания и понимания, интерактивные же –

задействуют

все

уровни

обучения.Но

все

вышесказанное,

конечно,

не

означает,

что

нужно

использовать

только

интерактивные

методы.

Для

обучения

важны

все

виды

методов

и

все

уровни

познания.

“Плюсы”

и

“минусы”

применения

пассивных

и

интерактивных

методов

мы

также

представили в виде таблицы. Эта таблица также поможет преподавателю

выбрать методы обучения в зависимости от цели и условий работы.

Д а л е е

ц е л е с о о б р а з н о

п р е д с т а в и т ь

п е р еч е н ь

н а и б о л е е

распространенных

активных

и

интерактивных

методов.

Очень

сложно

классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются

сложным

переплетением

нескольких

приемов.

Мы

предлагаем

очень

условное

объединение

методов

в

группы,

прежде

всего

по

целям

их

использования. Использование тех или иных методов зависит от разных

причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса.

Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и

тоже

название

используется

для

обозначения

различного

содержания,

и

наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.

1. Творческие задания.

2. Работа в малых группах.

3. Обучающие игры.

3.1. Ролевые.

3.2. Деловые.

3.3. Образовательные.

4. Использование общественных ресурсов.

4.1. Приглашение специалиста.

4.2. Экскурсии.

5. Социальные проекты.

5.1. Соревнования.

5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.

6. Разминки (различного рода).

7. Изучение и закрепление нового информационного материала.

7.1. Интерактивная лекция.

7.2. Ученик в роли учителя.

7.3. Работа с наглядным пособием.

7.4. Каждый учит каждого.

8. Работа с документами (а также в ней).

8.1. Составление документов.

8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.

9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также).

9.1 ПОПС – формула.

9.2. Проектный метод.

9.3 Шкала мнений.

9.4. Дискуссия.

9.5. Дебаты.

9.6. Симпозиум.

10. Разрешение проблем (а также).

10.1. Мозговой штурм.

10.2. Дерево решений.

10.3. Переговоры и медиация.

В своей работе я стараюсь использовать активные и интерактивные

методы. Все разработки включают в себя применение различных активных и

интерактивных

методов

на

разных

этапах

урока.

Разработки

могут

использоваться

на

уроках

истории,

обществознания,

а

также

на

других

предметах образовательной области “обществоведение”.

Сегодня многие слышали о всяческих модернизациях и инновациях,

компетенциях в современном образовании. Главный смысл всех обновлений

сводится

к

примерной

формулировке

«Научите

меня

у ч и т ь с я

самостоятельно». Хотя по–прежнему, основной формой общения учителя и

ученика был и остается школьный урок. А вот здесь задача каждого учителя не

новая

-

сделать

урок

интересным,

суметь

мотивировать

учащегося

на

дальнейшую

познавательную

деятельность,

вовлечь

в

работу

как

можно

большее количество учеников, … эти и многие другие задачи стояли перед

педагогами всегда.

Сегодня и методика преподавания предлагает учителю обновленный набор

приемов, форм и методов организации и проведения урока.

По роли обучающегося в процессе обучения выделяют три метода:

Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения,

которые должны усвоить и воспроизвести материал. Основные методы это

лекция, чтение, опрос.

Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения,

выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем.

Интерактивные: обучение построенное на взаимодействии всех

обучающихся, включая педагога, обучающиеся и педагог являются

субъектами учебного процесса.

Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся,

а значит, успешнее решить др. задачи: развитие навыков самостоятельной

работы

развитие

познавательных

спо собно стей

, п о в ы ш е н и е

коммуникативной культуры.

Активные методы обучения характеризуются:

1. принудительной активизацией мышления обучаемого

2. постоянной вовлеченностью учащихся в учебный процесс

3. самостоятельной выработкой решений, повышенной

степенью мотивации и эмоциональности учащихся;

4. постоянным взаимодействием учащихся и преподавателей в процессе

форм организации учебного процесса;[1]

Методы организации активной познавательной деятельности чаще

всего применяемые в собственной практике:

ролевая игра, методы театральной педагогики

дифференцированные домашние задания. В ФГОСО нового

поколения присутствует такие же ,только уровни называются иначе.

Творческий

репродуктивный

Стартовый-

минимальный

Сравнение,

анализ, допол.

информация,

интуиция

Базовые

задания, по

отработанному

алгоритму

Задания с

подсказками,

вариантами

ответов

выполнение декоративно-прикладных работ, изготовление поделок,

визитных карточек, их защита;

выполнение творческих работ (историческое сочинение, эссе-

рассуждение, исторический портрет);

работа в творческой группе по выполнению различных заданий;

обсуждение и решение проблемных вопросов;

решение кроссвордов;

ответы на вопросы в режиме состязательности; «цепочка», «эстафета»,

«аукцион»

работа с дополнительной литературой;

исследовательская деятельность уч-ся

рефлексивно- ситуационная деятельность /представь,

вспомни,ответь,предложи свой вариант решения/

Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из

них являются сложным переплетением нескольких приемов.

Отработанными на практике являются такие как:

"мозговой штурм",

метод синквейна,

кластер,

интервью с историческим героем

«историческая вещь» например: уч-ся вручается корона и он ведет

рассказ от имени правителя, повествуя о своих успехах и неудачах,

одноклассники могут задать вопросы

реклама- листовка.

Ученики сами создают рекламную брошюру,

приглашающую в путешествие по Древнему Египту

исторический театр

«Я-археолог»

работа с компьютером и медиатехникой

К наиболее часто используемым элементам ИКТ в организации

интерактивного обучения в собственной практике отнесу: мультимедиа

презентации ,интерактивные доски, тренажеры и программы тестирования,

образовательные ресурсы Интернета, интерактивные карты и атласы, научно-

исследовательские работы и проекты, DVD и CD диски с картинами и

иллюстрациями, электронные энциклопедии и справочники.

Испытываемые трудности при использовании активных и

интерактивных приемов обучения : требуют большой подготовки как

самого учителя /информация, раздаточный материал, оборудование урока/,

так и подготовки учащихся, а использование интерактивной доски \работа с

компьютером \ на уроке занимает большой объем учебного времени.

Возможности техники не соответствуют «обновленным возможностям

учителя»- скорость интернета, пароли администраторов, Linux .

И все же результативность применения интерактивных методов в

обучении очевидна: Их реализация происходит в атмосфере

доброжелательности и взаимной поддержки, позволяет не только получать

новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение

выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки

зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение[2, c4].

Они способствуют установлению эмоциональных контактов между

учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку

школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и

собственной успешности

К личным достижениям могу отнести то, что существенно возрос интерес

учащихся к предметам обществоведческого цикла .Появился интерес к

научно-исследовательской деятельности у тех ребят, которые этой

деятельностью ранее не интересовались. Кроме того учащиеся стали

выполнять не только поисковые задания исходящие от учителя , но и

самостоятельно определять проблему ,методы и по возможности находить

решения .

Таким

образом,

системное

внедрение

активных

форм

обучения

на

уроках обществознания с 5 по 11 класс позволяет ребенку не только получать

систему

знаний,

но

и

эффективно

развивать

ключевые

компетенции,

связанные

с

поиском

и

практическим

применением

исторической

информации.



В раздел образования