Автор: Олейникова Лариса Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Павловская средняя общеобразовательная школа №2 г. Павловская Воронежской области
Населённый пункт: г. Павловск Воронежской области
Наименование материала: технологичексая карта по предмету окружающий мир 3 класс
Тема: " Семейный бюджет"
Раздел: начальное образование
Олейникова Л.А.,
учитель начальных классов
МКОУ Павловская средняя общеобразовательная школа №2,
г. Павловск Воронежской области
Технологическая карта урока по учебному предмету «Окружающий мир» в 3-ем классе на тему «Семейный бюджет»
Тип урока:
Урок открытия новых знаний
Авторы УМК:
А.А.Плешаков, УМК «Школа России»
Цели урока:
На основе проблемного обучения дать понятие , что такое семейный бюджет. На основе
практической деятельности научить составлять план расходов и доходов.
Формировать представление учащихся о семейном бюджете , его назначении в жизни каждой
семьи.
Развивать познавательную активность, зрительное внимание, уметь применять на практике ,
полученные знания, развивать речь, умение сравнивать и делать выводы, развивать навыки
самоконтроля. Прививать бережное отношение к семейным ценностям.
Планируемые образовательные результаты (личностные,
метапредметные, предметные):
Основные понятия :
Личностные: развивать умение высказывать своё мнение , выражать эмоции, формировать
мотивацию к обучению, к целенаправленной познавательной деятельности. Определять ценностные
ориентиры: для чего я это узнал, что я теперь буду делать.
Регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом
учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящею работу ( составлять план).Осуществлять познавательную и личную
рефлексию.
Познавательные: развивать умения извлекать информацию из иллюстраций , текстов,
представлять информацию в виде схемы, макетов, стендовых докладов, выявлять особенности
объектовна основе анализа делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам.Находить
ответы на вопросы в учебнике, в сети интернет.
Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание
в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, умение работать
в паре и группах.
Семейный бюджет, доходы, расходы.
Оборудование:
Компьютер, проектор, интерактивная доска
Картинки для составления рисунков по теме, видео
запись мультфильма «Каникулы в Простоквашино», иллюстрации с изображением продуктов
питания и товаров первой необходимости.
Образовательные ресурсы:
УМК « Школа России» А.А. Плешаков рабочая тетрадь 3 класс. А.А. Плешаков учебник
« Окружающий мир» 3 класс.
Этап урока
Цель этапа урока
1.Организационный момент
Создать условия для
возникновения внутренней
потребности, включения в
учебную деятельность.
Деятельность учителя
-Здравствуйте! Подарите друг другу
частицу добра, пожелайте удачи и
улыбнитесь.
Деятельность ученика
Дарят сердечки друг другу.
Мамы и папы ушли на
работу,
Пользу приносят они всей
стране.
Мы с тобой тоже за партой
работаем,
Пожелаем мы трудиться
И у спехов во всём
добиться!
Планируемые
результаты
Включение уч-ся в
учебную
деятельность.
Формируемые УУД
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: умение формировать мотивацию к учебной
деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с учителем и одноклассниками.
2. Постановка учебных
задач
Создание проблемной
ситуации . Фиксация новой
учебной задачи.
Я предлагаю самостоятельно
определить тему урока.
СЛАЙД №1 ( ОТРЫВОК ИЗ
МУЛЬТФИЛЬМА «Каникулы в
Простоквашино»-Что имел ввиду кот
Матроскин, когда говорил Печкину.
Просмотр фрагмента
мультфильма « Каникулы в
Прстоквашино»
Кот Матроскин имел ввиду,
то , что они не смогли
рассчитать свои средства на
Формулирование
темы урока.
Планирование
предстоящей
деятельности.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: умение формировать мотивацию к учебной
деятельности.
Что денег хватает, а ума не хватает?
-Зачем надо уметь распределять
средства?
-Как называется план расходов и
доходов?
( на доске появляется запись
БЮДЖЕТ)
-Из чего состоит бюджет.?-Какой
бывает бюджет?
- Ваши догадки мы проверим,
разгадав ребус.
РЕБУС к слову семья.
-Образуйте прилагательное от слова
семья.
-Как вы думаете зачем нужен
семейный бюджет?
Работа с тетрадью. Прочитайте
пословицы и подумайте , какая перед
нами учебная задача.?
покупку новых вещей.
Бюджет.
Государственный и
семейный.
Семейный.
Вести домашнее хозяйство.
Читают и выбирают
пословицы. Объясняют их
смысл СЛАЙД №2
( БЫЛ БЫ УМ, БУДЕТ И
РУБЛЬ,НЕ БУДЕТ УМА,
Коммуникативные: умение обсуждать проблему,
высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения.
планирование учебного сотрудничества с учителем и
одноклассниками
3.Моделирование
Зафиксировать существенные
признаки состава бюджета.
-Что узнаем? –Чему научимся?
На доске появляется ( УЗНАЕМ:
….,НАУЧИМСЯ,,,) --Сформулируйте
тему урока
-Достаточно ли нам уже имеющихся
знаний?
Предлагаю определить, где мы можем
найти информацию , нас
интересующую?
-Что такое бюджет?
НЕ БУДЕТ И
РУБЛЯ.КОПЕЙКА РУБЛЬ
БЕРЕЖЁТ,)
Узнаем: что такое семейный
бюджет. Из чего он состоит.
Научимся: бережно
относиться к семейному
бюджету.
-В учебнике, в сети
интернет.
Работа с планшетом ( выход
в сеть интернет) поиск
понятия слова бюджет.
-План расходов и доходов.
Составление плана
поиска ответов на
вопросы
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: умение формировать мотивацию к учебной
деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с учителем и одноклассниками
-Из чего складывается бюджет?
-Что такое расходы ?
-Что такое доходы? СЛАЙД №3
Как нужно поступать с доходами и
расходами, чтобы правильно вести
семейное хозяйство?
Работа с учебником.
Ответ на этот вопрос вы найдёте в
учебнике на стр. 75.
Проверка задания (РАБОТА В
ПАРАХ) -В листах самооценки
найдите нужный пункт и оцените
свои знания.
-Из расходов и доходов.
-Деньги. Которые
поступили в бюджет.
-Деньги. Которые тратят из
бюджета.
-Нужен план расходов и
доходов.
4.Конструирование нового
способа действия.
Построение
ориентированной основы
нового способа действия
Молодцы, теперь попробуем
упорядочить наши знания о семейном
бюджете.
(РАЗДАТЬ ЗАДАНИЯ ИЗ ПОРТФЕЛЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ)
Для начала вспомним правила работы
в группе..
-Объяснение заданий для каждой
группы.
1 группа Будет изучать из чего
состоят доходы семьи.
2 группа будет изучатьиз чего
складываются доходы и расходы
семьи.
3 группа будет изучать, как сэкономит
доходы семьи.( решение
практической задачи Выполнение
расчетов).
4 группа сформулирует и даст
РАБОТА ПО ГРУППАМ,
Работают с памятками.
Принимать и
сохранять учебную
цель, уметь находить
способы её
достижения.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: умение формировать мотивацию к учебной
деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества в группах. Формирование умения
договариваться.
5.Открытие новых знаний
Развивать умение
использовать понятия
бюджет, знать. Как он
формируется. Способы его
сохранения и экономии.
6.Физминутка
( Гимнастика для глаз)
рекомендации по экономии
семейного бюджета.
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО
ГРУППАМ.
-Обратите внимание , на столах лежат
алгоритмы работы в группах.
-Ваша задача изучить так материал,
чтобы познакомить с ним в
доходчивой форме своих
одноклассников.
Стоп ,урок! Стоп, дела! Отдыхать
пришла пора!.
Работают в группах.
Принимать и
сохранять учебную
цель, уметь находить
способы её
достижения.
Регулятивные: волевая саморегуляция. Умение вычленять
главное и делать выводы.
Личностные: умение формировать мотивацию к учебной
деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества в группах. Формирование умения
договариваться.
7. Практическая работа
Мини проекты
Мини исследования
Провести коллективное
исследование по теме
«Семейный бюджет»
8. Реализация построенного
проекта и закрепление
изученных способов
действий.
Реализовать построенный
проект изучения темы
«Семейный бюджет.»
Учитель помогает. Направляет
действия уч-ся. Следит за
выполнением работы.
-Проверим, как вы справились с этой
работой.
-Отложите в сторону свои схемы,
материалы.
-Давайте вспомним, какая была наша
задача исследования ?
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЙ ГРУПП
Распределить, что относится к
Проводят коллективные
исследования.
Читают цели и задачи на
слайде. СЛАЙД №4
Проводят
коллективное
исследование,
конструируют
формируют понятия
бюджет, расходы,
доходы..
Выявить способы
сохранения
семейного бюджета.,
уметь ими
пользоваться.
Доходы это-….
Расходы-это-…
Регулятивные: волевая саморегуляция. Умение вычленять
главное и делать выводы.
Личностные: умение формировать мотивацию к учебной
деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества в группах. Формирование умения
договариваться.
расходам, а что к доходам.
ПРОВЕРКА . СЛАЙД №4
-В листах самооценки найдите
нужный пункт и оцените свои
знания._
-Заслушаем выступление 2 группы.
-Ваша задача была выяснить. Какой
вид доходов и расходов более значим
для ученика.
3группа подсчитывала семейный
бюджет в одой семье.
- Какой можно сделать вывод?
СЛАЙД №5
4 группа следила за экономией
семейного бюджета.
Сейчас они дадут нам рекомендации,
как экономить семейный бюджет.
На столах лежат листы самооценки,
отметьте понятие , которым вы
Зачитывают с. 76 вывод.
Заслушивают выступление
уч-ся 2 группы.
Выступление уч-ся.
-ВЫВОД:Расходы не
должны превышать доходы
9.Конкретизация знаний и
способов действий.
.
10.Рефлексия
владеете на данном этапе.
Какие знания получили в ходе нашего
исследования?
-Что узнали?
-Чему научились?
Составьте СИНКВЕЙН со словом
бюджет.
- В листах самооценки, отметьте
понятие , которым вы владеете на
данном этапе. Игра « Да, нет –ка».
Игра «Продолжи фразу».
Отмечают листы
самооценки.
-Узнали, что семейный
бюджет-это план расходов и
доходов семи.
-Научились отличать
доходы от расходов.
Научились экономить
семейный бюджет.
Бюджет
Необходимый, правильный
Направляет, помогает,
экономит.
План расходов и доходов.
Отмечают листы
самооценки.
Алгоритм действий,
достижение целей.
Оценки за урок.
-Спасибо за старание!
-Спасибо за урок!
Дают самооценку своей
деятельности. ( устно)
Делают выводы и
предложения.
На доске вы видите 2
полянки, у каждой своё
насторение. Сейчас каждый
из вас прикрепит цветок, на
ту полянку, где изображено
то настроение, с которым он
закончил урок.
Распределяют цветы
на картинках.