Автор: Худякова Анастасия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №8 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Исилькуль
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных педагогических технологий в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Использование современных педагогических технологий в ДОУ
Худякова Анастасия Сергеевна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида»
г. Исилькуль
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в
работу
инновационные
технологии.
Поэтому
основная
задача педагогов
дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с
детьми,
инновационные
педагогические
технологии,
которые
оптимально
соответствуют
поставленной
цели
развития
личности.
Современные
педагогические
технологии
в
дошкольном
образовании
направлены
на
реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально
важной
стороной
в
педагогической
технологии
является
позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к
ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается
положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать
становлению ребенка как личности.
В своей работе с детьми я использую такие технологии как:
Здоровьесберегающие
технологии -
обеспечение
ребенку
возможности
сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений,
навыков по здоровому образу жизни.
Технологии проектной деятельности - Развитие и обогащение социально-
личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного
взаимодействия
путем
игровых,
экскурсионных,
познавательных,
конструктивных учебных проектов.
Технология исследовательской деятельности - сформировать у дошкольников
основные
способности
к
исследовательскому
мышлению
(опыты,
эксперименты, наблюдения, дидактические обучающие игры).
Иннформационно-коммуникационные
технологии
- м и р ,
в
к о т о р о м
развивается современный ребенок, отличается от мира, в котором выросли
его
родители.
Используются
современных
информационных
технологий:
компьютер, интерактивная доска, планшет и др.
Личностно-ориентированные
технологии
- Личностно-ориентированные
технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность
ребенка,
обеспечение
комфортных
условий
в
семье
и
дошкольном
учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация
имеющихся природных потенциалов.
Игровая технология - Строится как целостное образование, охватывающее
определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием,
сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры
и
упражнения,
формирующие
умение
выделять
основные,
характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение
отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции
на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота
каждого
воспитателя. Обучение
в
форме
игры
может
и
должно
быть
интересным, занимательным, но не развлекательным.
Технология «ТРИЗ»- ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая
создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Воспитатель
использует
нетрадиционные
формы
работы,
которые
ставят
ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному
возрасту
ТРИЗ-технология
позволит
воспитывать
и
обучать
ребенка
под
девизом
«Творчество
во
всем!»
Дошкольный
возраст
уникален,
ибо
как
сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не
упустить
этот
период
для
раскрытия
творческого
потенциала
каждого
ребенка.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с
одной
стороны,
таких
качеств
мышления,
как
гибкость,
подвижность,
системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления
к новизне; речи и творческого воображения.
Основная
задача
использования
ТРИЗ
-
технологии
в
дошкольном
возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче
материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.
Технология проблебного обучения - суть проблемного обучения заключается в
том,
что
воспитатель
создает
познавательную
задачу,
ситуацию
и
п р ед о с т а вл я е т
д е тя м
в о зм ож н о с т ь
и з ы с к и ват ь
с р ед с т ва
е е
решения, используя ранее
усвоенные
знания
и
умения. Проблемное
обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к
самостоятельности в процессе познания. Каждое новое знание приоткрывает
ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу,
догадки.
Квест
технология - понятие «квест»
обозначает игру, поиски, которые
требуют
от
игроков
решения
тех
или
иных
умственных
задач
для
преодоления
препятствий
и
движения
по
сюжету,
который
может
быть
определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от
действий самого игрока.
В
ходе
квеста
у
детей
происходит
развитие
по
всем
образовательным
областям
и
реализуются
разные
виды
деятельности:
и гр о ва я ,
коммуникативная,
познавательно-исследовательская,
двигательная,
изобразительная,
музыкальная,
восприятие
художественной
литературы
и
фольклора.
Заключение: Технологический
подход,
то
есть
новые
педагогические
технологии гарантируют в дальнейшем у детей успешное обучение в школе.
Каждый
педагог
–
творец
технологии,
даже
если
имеет
дело
с
заимствованиями.
Создание
технологии
невозможно
без
творчества.
Для
педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет
главным
ориентиром
познавательный
процесс
в
его
развивающемся
состоянии.
Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. Творите сами. Как нет детей
без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.
Список литературы:
1.
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.
2.
Лихачев Б.Т.
Проблемы
развития
воспитательного
процесса
//
Советская педагогика. 1979. - № 3.
3.
Селевко Г.К.
Современные
образовательные
технологии:
Учебное
п о с о б и е .
М . :
Н а р од н о е
о б р а з о в а н и е ,
1 9 9 8 . Филонов Г.Н.
Общенациональная программа воспитания: предпосылки и технологии
разработки // Педагогика; 2001. - № 9.