Автор: Рахимова Суфия Изахетдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №167 "Ладушки"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Сюжетно - ролевая игра как средство формирования социально-личностной компетентности у ребенка-дошкольника с ЗПР."
Раздел: дошкольное образование
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-личностной
компетентности у ребенка-дошкольника с ЗПР.
Социальная компетентность – это успешное, активное, результативное установление
отношений с разными людьми, понимание ребенком своих чувств, желаний, действий.
Задача развития социальной компетентности относится к одной из наиболее важных
задач коррекционного обучения и воспитания детей с ЗПР. У данной категории детей в
структуре нарушений наряду с недостатками речевой, познавательной деятельности,
отмечается эмоционально-личностная незрелость. У детей сужен круг представлений о
явлениях
социальной
действительности.
Эти
недостатки
затрудняют
социальную
адаптацию, взаимодействие со взрослыми и детьми, сказываются на уровне общей
готовности ребенка к школе.
Задачи социально-личностного развития реализуются в процессе проведении ряда
занятий, а также при проведении режимных моментов и в свободной деятельности.
Мы проводим занятия по ознакомлению с ОБЖ, используем специальные игры и
игровые ситуации, позволяющие развивать социально-личностные навыки, умения
вести себя в общественных местах, со взрослыми и детьми.
Значительные возможности для решения задач социально-личностного развития наших
воспитанников представляет сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра:
- способствует формированию социальной компетентности (коррекция, развитие,
социализация личности);
- позволяет привлечь родителей к воспитательному процессу, быструю адаптацию к
школе.
Именно
в
игре
происходят
становление
ребенка
как
личности,
его
психическое
развитие,
формирование
учебной
и
трудовой
деятельности.
Игра
это
подлинная
социальная
практика
ребенка,
его
реальная
жизнь
в
обществе
сверстников.
Игра
занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь ведущим
видом их деятельности. Все дети живут в игре, она – их мир, их бытие…
Однако сегодня, во многом сложилась такая ситуация, что игра стала сдавать свои
позиции обучению. С одной стороны родителям свойственно желание как можно
лучше подготовить своих детей к обучению в школе, а с другой – у них отсутствует
понимание, что не доигравший ребенок будет испытывать серьезные трудности в
учебе. Они считают, что единственной формой подготовки ребенка к школе – занятия.
Однако если ребенок будет заниматься одним видом деятельности – учебой, у него
возникает переутомление, пропадает интерес к учебе в школе.
Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое
окно,
через
которое
в
духовный
мир
ребенка
вливается
живительный
поток
представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
Ролевые
игры
имеют
большое
значение
в
психическом
развитии
ребенка,
они
развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении
игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою
импульсивность,
способствуют
тем
самым
формированию
характера.
Во
время
совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и
действия
других,
отстаивать
свое
мнение,
умению
настоять
на
своем,
а
также
совместно
строить
и
реализовывать
планы.
Исполняя
различные
роли,
ребенок
начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь,
помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку
зрения. Играя в ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои
впечатления,
переосмысливает
и
раскрывает
их.
Понимая,
что
игровая
ситуация
воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания
и тем самым обогащают свой внутренний мир.
Становление
игровой
деятельности
у
детей
с
задержкой
психического
развития
подчиняется тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающихся детей,
но идет значительно медленней и имеет ряд специфических особенностей
.
Если у
нормально
развивающихся
детей
к
шести
годам
сюжетно-ролевая
игра
достигает
своего высшего расцвета, то у всех детей с ЗПР этого возраста она находится на
значительно более ранних этапах своего развития, которые обыч
но
отмечаются
в
младшем дошкольном возрасте. У всех детей с ЗПР различной степени выраженности
вычленяются особенности мотивационно - целевой основы игровой деятельности. Это
проявляется, в первую очередь, в снижении активности в области игрового поведения.
Опыт социальных и межличностных отношений, которые ребенок моделирует в игре,
приобретается в общее со сверстниками и взрослыми. Общение детей с ЗПР, как
правило, бедно по содержанию и средствам. Для игры старших дошкольников с ЗПР
характерен предметно-действенный способ ее построений. Чаще всего игры у детей с
задержкой психического развития различной степени выраженности носят неречевой
характер,
крайне
редко
используются
предметы-заменители.
Игровое
поведение
у
детей с ЗПР часто носит недостаточно эмоциональный характер, дети испытывают
трудности
в
построении
межличностного
взаимодействия
в
процессе
игровых
действий, чаще избегая взаимодействия со сверстниками. Нормы и правила общения
имеют конкретный характер и учитывают только позицию одной стороны. Исходя из
этого, для развития сюжетно-ролевой игры дошкольников с задержкой психического
развития очень важно организовать индивидуальное общение ребенка со взрослым,
общение детей со сверстниками, общение в группе.
Система обучения детей с интеллектуальной недостаточностью строится на признании
того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического
развития
детей
с
интеллектуальной
недостаточностью.
Процесс
обучения
игре,
рассматриваемый
как
особая
форма
взаимодействия
взрослых
с
детьми,
обеспечивающая не столько формирование определенных игровых умений и навыков,
сколько
активизацию
их
психической
и
двигательной
сферы,
развитие
всех
познавательных
процессов,
эмоционально-волевой
сферы,
навыков
общения
со
взрослыми и сверстниками и т.п. В связи с этим ведущими являются коррекционно-
развивающие
и
воспитательные
задачи,
что
необходимо
учитывать,
оценивая
результативность проводимой работы. Обучения игре строится на основе глубокого
знания
и
учета
индивидуальных
особенностей
и
возможностей
развития
каждого
ребенка.
Обучение
игровым
действиям
дошкольников
с
ЗПР
рекомендуется
проводить
на
ограниченном количестве игр. Обучение должно проходить поэтапно и начинаться как
можно
раньше,
а
сама
методика
должна
обязательно
включать
задания
с
неопределенной проблемной ситуацией. Именно такие задания являются пусковым
механизмом для развития воображения. Особое внимание необходимо обратить на
формирование мотивационной готовности к совершенствованию своей деятельности.