Напоминание

"Сюжетно - ролевая игра как средство формирования социально-личностной компетентности у ребенка-дошкольника с ЗПР."


Автор: Рахимова Суфия Изахетдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №167 "Ладушки"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Сюжетно - ролевая игра как средство формирования социально-личностной компетентности у ребенка-дошкольника с ЗПР."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-личностной

компетентности у ребенка-дошкольника с ЗПР.

Социальная компетентность – это успешное, активное, результативное установление

отношений с разными людьми, понимание ребенком своих чувств, желаний, действий.

Задача развития социальной компетентности относится к одной из наиболее важных

задач коррекционного обучения и воспитания детей с ЗПР. У данной категории детей в

структуре нарушений наряду с недостатками речевой, познавательной деятельности,

отмечается эмоционально-личностная незрелость. У детей сужен круг представлений о

явлениях

социальной

действительности.

Эти

недостатки

затрудняют

социальную

адаптацию, взаимодействие со взрослыми и детьми, сказываются на уровне общей

готовности ребенка к школе.

Задачи социально-личностного развития реализуются в процессе проведении ряда

занятий, а также при проведении режимных моментов и в свободной деятельности.

Мы проводим занятия по ознакомлению с ОБЖ, используем специальные игры и

игровые ситуации, позволяющие развивать социально-личностные навыки, умения

вести себя в общественных местах, со взрослыми и детьми.

Значительные возможности для решения задач социально-личностного развития наших

воспитанников представляет сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра:

- способствует формированию социальной компетентности (коррекция, развитие,

социализация личности);

- позволяет привлечь родителей к воспитательному процессу, быструю адаптацию к

школе.

Именно

в

игре

происходят

становление

ребенка

как

личности,

его

психическое

развитие,

формирование

учебной

и

трудовой

деятельности.

Игра

это

подлинная

социальная

практика

ребенка,

его

реальная

жизнь

в

обществе

сверстников.

Игра

занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь ведущим

видом их деятельности. Все дети живут в игре, она – их мир, их бытие…

Однако сегодня, во многом сложилась такая ситуация, что игра стала сдавать свои

позиции обучению. С одной стороны родителям свойственно желание как можно

лучше подготовить своих детей к обучению в школе, а с другой – у них отсутствует

понимание, что не доигравший ребенок будет испытывать серьезные трудности в

учебе. Они считают, что единственной формой подготовки ребенка к школе – занятия.

Однако если ребенок будет заниматься одним видом деятельности – учебой, у него

возникает переутомление, пропадает интерес к учебе в школе.

Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое

окно,

через

которое

в

духовный

мир

ребенка

вливается

живительный

поток

представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

Ролевые

игры

имеют

большое

значение

в

психическом

развитии

ребенка,

они

развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении

игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою

импульсивность,

способствуют

тем

самым

формированию

характера.

Во

время

совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и

действия

других,

отстаивать

свое

мнение,

умению

настоять

на

своем,

а

также

совместно

строить

и

реализовывать

планы.

Исполняя

различные

роли,

ребенок

начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь,

помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку

зрения. Играя в ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои

впечатления,

переосмысливает

и

раскрывает

их.

Понимая,

что

игровая

ситуация

воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания

и тем самым обогащают свой внутренний мир.

Становление

игровой

деятельности

у

детей

с

задержкой

психического

развития

подчиняется тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающихся детей,

но идет значительно медленней и имеет ряд специфических особенностей

.

Если у

нормально

развивающихся

детей

к

шести

годам

сюжетно-ролевая

игра

достигает

своего высшего расцвета, то у всех детей с ЗПР этого возраста она находится на

значительно более ранних этапах своего развития, которые обыч

но

отмечаются

в

младшем дошкольном возрасте. У всех детей с ЗПР различной степени выраженности

вычленяются особенности мотивационно - целевой основы игровой деятельности. Это

проявляется, в первую очередь, в снижении активности в области игрового поведения.

Опыт социальных и межличностных отношений, которые ребенок моделирует в игре,

приобретается в общее со сверстниками и взрослыми. Общение детей с ЗПР, как

правило, бедно по содержанию и средствам. Для игры старших дошкольников с ЗПР

характерен предметно-действенный способ ее построений. Чаще всего игры у детей с

задержкой психического развития различной степени выраженности носят неречевой

характер,

крайне

редко

используются

предметы-заменители.

Игровое

поведение

у

детей с ЗПР часто носит недостаточно эмоциональный характер, дети испытывают

трудности

в

построении

межличностного

взаимодействия

в

процессе

игровых

действий, чаще избегая взаимодействия со сверстниками. Нормы и правила общения

имеют конкретный характер и учитывают только позицию одной стороны. Исходя из

этого, для развития сюжетно-ролевой игры дошкольников с задержкой психического

развития очень важно организовать индивидуальное общение ребенка со взрослым,

общение детей со сверстниками, общение в группе.

Система обучения детей с интеллектуальной недостаточностью строится на признании

того, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического

развития

детей

с

интеллектуальной

недостаточностью.

Процесс

обучения

игре,

рассматриваемый

как

особая

форма

взаимодействия

взрослых

с

детьми,

обеспечивающая не столько формирование определенных игровых умений и навыков,

сколько

активизацию

их

психической

и

двигательной

сферы,

развитие

всех

познавательных

процессов,

эмоционально-волевой

сферы,

навыков

общения

со

взрослыми и сверстниками и т.п. В связи с этим ведущими являются коррекционно-

развивающие

и

воспитательные

задачи,

что

необходимо

учитывать,

оценивая

результативность проводимой работы. Обучения игре строится на основе глубокого

знания

и

учета

индивидуальных

особенностей

и

возможностей

развития

каждого

ребенка.

Обучение

игровым

действиям

дошкольников

с

ЗПР

рекомендуется

проводить

на

ограниченном количестве игр. Обучение должно проходить поэтапно и начинаться как

можно

раньше,

а

сама

методика

должна

обязательно

включать

задания

с

неопределенной проблемной ситуацией. Именно такие задания являются пусковым

механизмом для развития воображения. Особое внимание необходимо обратить на

формирование мотивационной готовности к совершенствованию своей деятельности.



В раздел образования