Автор: Морозова Ольга Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №17"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Портрет выпускника глазами современного учителя"
Раздел: полное образование
Нижегородский Государственный Педагогический Университет
им. Козьмы Минина
Курсы повышения квалификации учителей иностранного языка
МБОУ Гимназии 17
ЭССЕ
на тему:
«Портрет выпускника глазами современного
учителя»
Выполнила: Морозова
Ольга Владимировна
учитель английского языка
МБОУ Гимназия 17
г. Нижний Новгород
2017 г.
Общество,
да
и
школа
с
огромным
надрывом
приняли
введение
новой
системы
оценивания
знаний
выпускников
в
форме
ЕГЭ.
Но
коренным
образом
ничего
не
изменилось.
Не
было
единого
системного
подхода
в
процессе обучения. Когда в 2010 году заговорили о необходимости перехода
школы на ФГОСы, начальная школа не была готова к их введению. Хотя они
явно запоздали лет на семь – восемь.
Менять
нашу
образовательную
систему
надо
было
очень
осторожно,
не
растеряв то лучшее, что в ней было накоплено десятилетиями кропотливого
труда. Новые Стандарты должны были родиться в школе, а не в кабинетах
чиновников. Их необходимо было освещать на каждом этапе, сопровождая
трудами
ученых,
педагогов
–
новаторов.
Не
было
хороших
курсов,
призванных помочь освоить механизм введения ФГОС. В основном это были
скучные лекции о структуре новых стандартов, трактовке различий между
ЗУНами и УУД и бесконечное перелистывание слайдов об УМК к различным
учебным линиям.
Я не против введения нового, но где переподготовка кадров? Ведь когда на
нас свалились УУД, мало кто что-либо понимал. Я не в восторге от самого
термина:
УУД.
Наш
язык
очень
сильно
засорен
сокращениями,
аббревиатурами,
заимствованными
словами.
И
что
означает
эта
универсальность действий? Все – для всего? Или… Обо всем сразу? Пройдет
время и внедрение УУД в образовательный процесс назовут ошибочным, как
ошибочно и перекраивание учебных планов в направлении уменьшения часов
предметов естественного цикла и увеличения учебного времени на изучение
иностранных
языков.
По-прежнему
не
говорят
наши
школьники
по-
английски. А фундаментальные науки постепенно уходят из школы. Так
может все-таки изменить подход? Не является ли введение УУД путем к
ликбезу,
когда
учили
кое-чему
и
кое-как?
Можно
долго
говорить
о
деятельностном подходе, о самостоятельности обучающихся при овладении
ими новых знаний. Но что мы имеем в реальности? Очень трудно в течение
одного часа в неделю (а именно столько отводится на изучение естественных
дисциплин)
создать
условия
для
самостоятельного
овладения
знаниями,
способствовать развитию познавательного интереса, креативности мышления
и т.д. К сожалению, красочные учебники различных линий, содержащие
минимум
информации,
созданные
авторами
в
соответствии
с
ФГОС,
являются
пародией
на
американские
учебники.
В
них
нет
системы,
целостная «картинка-то» никак не складывается.
Следует
признать,
что
засилье
одних
и
тех
же
авторов,
под
разными
псевдонимами, на протяжении многих-многих лет подстраивающихся под
очередные
стандарты,
не
способствует
каким-либо
кардинальным
изменениям
в
образовательном
процессе.
Отсутствие
преемственности
между начальной и основной школой не позволяет понять, какие именно
УУД сформированы в каждой конкретной предметной области. И чем вообще
отличается выпускник начальной школы 2014-2015 г.г. ? Ведь нам предстоит
долгий
путь
совместной
деятельности,
чтобы
реализовать
главный
программный
принцип
основной
школы:
«Учить
ученика
учиться
в
общении», а в старшей школе – «учиться самостоятельно». Возможно, он
обладает основами умения учиться (так прописано в «Портрете выпускника
начальной
школы»),
но
организовать
собственную
деятельность
его
не
научили.
Поэтому
мы
вновь
вынуждены
работать
в
субъект-субъектных
отношениях. Вы скажете, что это всего лишь первый выпуск, и последующий
процесс
обучения
внесет
свои
коррективы?
Но
каким
же
нам
ждать
выпускника на выходе?
«Модель выпускника» начальной школы — это предполагаемый результат
реализации образовательной программы ФГОС, общий ответ на вопрос о
том,
какой
«продукт»
должен
получиться
в
результате
деятельности
педагогического коллектива на каждой из ступеней образования. «Модель
выпускника»
является
ориентиром
для
построения
образовательно го
процесса,
согласования
деятельности
различных
ее
звеньев
и
структур,
проектирования индивидуальных образовательных маршрутов.
Нормативно-правовой базой создания модели выпускника школы являются:
Конституция
Российской
Федерации;
Закон
Российской
Федерации
«Об
образовании»; Федеральный государственный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ
от 06.10 2009 г. № 373, Основная образовательная программа ОУ.
Таким
образом,
модель
выступает
как
норматив.
Выстраивая
образ
выпускника
школы,
мы
исходим
из
того,
что
он
представляет
собой
д и н а м и ч е с к у ю
с и с т е м у,
к о т о р а я
п о с т о я н н о
и з м е н я е т с я ,
самосовершенствуется,
наполняясь
новым
содержанием.
А
значит,
образ
выпускника – это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот
базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально
способствовать школа.
Необходимы следующие установки:
установка на инициативу в приобретении компетенций и
формировании высокой компетентности;
готовность и способность к технологическим, организационным,
социальным инновациям;
высокая социальная активность;
требовательность к исполнению обязательств, ориентация на
сотрудничество и взаимную ответственность;
способность быстро адаптироваться к новым вызовам;
компетентность
в
осуществлении
социальных
взаимодействий,
способствующих
быстрому
распространению
опыта
и
созданию
эффектов коллективного действия
C получением учащимися больших прав («Все решается в пользу ученика»),
в связи с утратой школой воспитательной функции и снижением статуса
учителя,
начинаются
сложности.
К
сожалению,
в
современной
школе
осталось мало места для творчества, для воплощения идей. Школа все более
напоминает
контору,
она
обросла
множеством
бумаг,
с
одним
и
тем
же
содержанием,
но
предназначенных
для
разных
инстанций.
Они
слепо
копируются,
приворовываются
друг
у
друга
в
погоне
за
грамотами
и
дипломами.
Как же он вы глядит сегодня, выпускник общеобразовательной школы? Он
очень
инфантилен,
слабо
мотивирован.
Не
может
работать
с
текстом
и
выделить главное. Он не может анализировать. Сочинить что-либо ему не
хватает ни воображения, ни слов. Вовсе не потому, что мы его не учим этому.
Виной всему стала доступность получения высшего образования за деньги.
Только к концу 10-го класса он начинает сознавать, что впереди ЕГЭ и надо
бы вооружиться кое-какими знаниями. У него не сформирована научная
картина мира, знаниевые компетенции, которые он мог бы применить в
трудной жизненной ситуации, и тем более, принять какое-либо решение.
Неужели
так
уж
все
безнадежно?
Конечно,
нет.
Очень
хочется
видеть
выпускника
высокообразованным,
владеющим
вс евозможными
компетенциями,
владеющим
энциклопедическими
знаниями
(этим
всегда
славилась
Россия),
умеющим
применить
их
на
практике.
Необходимость
перемен в образовательной сфере очевидна. Следует доработать механизмы
внедрения
ФГОС,
осуществить
кадровую
переподготовку,
пересмотреть
тематику
курсов
повышения
квалификации,
создать
школу
педагогов-
единомышленников, шире освещать динамику ФГОС, создать условия для
выхода
в
свет
трудов
ученых-практиков.
Всем
этим
посылам
отвечают
современные задачи образования по ФГОС:
формирование
целостного
представления
о
мире,
основанного
на
приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
приобретение опыта разнообразной деятельности, самопознания мира;
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или
профессиональной деятельности.
Выполнив эти задачи, мы получим качественный продукт в лице Выпускника
новой
школы:
мотивированного
к
познанию;
владеющего
достаточными
знаниями, компетенциями и компетентностями, необходимыми для успешной
социализации;
критически
мыслящего;
готового
к
сотрудничеству
и
коммуникации;
готового
отвечать
за
свои
действия
и
их
последствия;
уважающего
закон,
справедливость;
понимающего
ценность
личности,
человеческой жизни, общества, человечества; любящего свою семью, свой
народ,
культуру;
социально
ответственного;
мотивированного
к
смене
социальных
ролей;
понимающего
важность
сбалансированно сти
умственного,
физического,
эмоционального
развития
для
себя
и
окружающих;
обладающего
навыками
самообладания,
самоанализа,
самооценки, необходимых для определения стратегий личностного развития
и проектирования своего будущего.
Однако
само
по
себе
рождение
человека
нового
типа
невозможно
без
создания
определенных
условий,
требующих
затрат
материальных,
творческих,
эмоциональных
и
др.
Для
реализации
задач
ФГОС
нужны
опытные руководители. Пора менять саму роль директора школы. Это должен
быть не только хороший хозяйственник, но и свободно ориентирующийся в
самом образовательном процессе (в основном всю эту работу ведут завучи).
При
составлении
портрета
выпускника
необходимо
учитывать
задачи,
стоящие перед нашей страной. Мы понимаем, что насущной задачей нашего
времени
является
утверждение
причастности
к
общечеловеческому
делу.
России
нужен
человек,
одухотворенный
идеалами
добра,
сознательно
и
активно
не
принимающий
разрушительных
идей
и
способный
им
противостоять. Необходимо возрождение добрых семейных, национальных,
религиозно-этнических
традиций,
основ
человеческой
нравственности,
начиная
от
почтения
к
родителям
и
заканчивая
сознанием
глубокой
ответственности
перед
Родиной.
Без
этого
невозможно
гармоническое
общественное развитие.
Использованные источники:
1. Булыгина Л.Н. Критериально-уровневый подход к оцениванию
сформированности коммуникативных компетенций учащихся в
образовательном процессе основной школы.//Инновационные проекты и
программы в образовании.- 2011- №1.- С.24-31.
2. Валамина О.В., Давыдова Н.Н. Реализация модели общественно-активной
школы в рамках социально-образовательного проекта «Гражданин».//
Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2010.- №6.- С.30-
36.-(От теории к практике реализации ФГОС второго поколения).
3. Гайдукова В.М. Новые стандарты и принцип психологической
комфортности: Размышления учителя о подготовке педагогов к реализации
новых стандартов.//Методист.- 2011.-№3.- С45.-47. Глоссарий ФГОС
начального образования.//Управление начальной школой.- 2011.- №1.- С.10-
24.
4.Степанов П.В.Воспитание в новом стандарте начального общего
образования: вопросы и ответы.//Спутник классного руководителя.-2011.-
№3.- С.4-10.; №4.- С.4-20.