Автор: Степанова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Еланская СШ №1"
Населённый пункт: р.п. Елань, Волгоградской области
Наименование материала: семинар-практикум
Тема: Интеграция знаний в области естественно-математических и социально-гуманитарных наук.
Раздел: полное образование
Семинар-практикум
Тема семинара:
«Интеграция знаний в области естественно-математических
и социально-гуманитарных наук».
Содержание семинара:
1.
Рассмотреть понятие «интеграция» и ознакомиться с сущностью и
особенностями интегративного подхода как метода проектирования целостной
картины мира.
2.
Выделить потенциальные проблемы, используя метод «Шести шляп».
Провести «Мозговой штурм» для поиска решений проблем.
Оборудование: мяч, 6 шляп разных цветов, магниты, фрукты, корзина для фруктов,
маркеры, буквы слова «интеграция», рисунок ракеты, презентация.
Ход семинара.
I.
Организационный момент
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада приветствовать вас на очередном заседании нашего школьного методического
объединения,
начать
которое
хочу
словами
английского
писателя
и
драматурга,
лауреата Нобелевской премии в области литературы Бернарда Шоу: «Если у вас есть
яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у
меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы
обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».
Я надеюсь, что сегодня мы обменяемся идеями, подискутируем, продолжив работу над
нашей
методической
темой «Интегрированное обучение предметам естественно-
математической
и
социально-гуманитарной
направленности
–
путь
к
формированию гармонично развитой личности в свете требований ФГОС».
Н а контрольно-обобщающем этапе
в
этом
учебном
году мы внедряем технологии,
формы и приемы интегрированного обучения в образовательный процесс, изучаем их
влияние на развитие познавательной активности и повышение качества образования,
обобщая опыта работы над темой.
Но чтобы настроиться на активную и плодотворную работу, я предлагаю вам поиграть
в игру-ассоциацию (мяч).
Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.
Например, если педагог – это цвет, то какой?
- красный.
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это сказочный герой, то кто?
Если представить, что педагог – это время года, то какое?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
Если педагог – это планета, то какая?
Спасибо.
Также как мы задаем своим ученикам домашнее задание, вам тоже необходимо было
выполнить его и принести сегодня по фрукту. С этим заданием все справились.
Все
фрукты
разные,
каждый
из
них
полезен
по
своему,
со
своим
набором
витаминов.
Давайте представим, что фрукты – это образовательные области, т.е. науки (история,
физика, математика, биология, химия). Каждая наука решает свои задачи.
Мы помещаем все фрукты в одну корзину – образовательный процесс (школа).
Получаем набор знаний – кладезь витаминов. Но каждый фрукт в отдельности содержит
только свои витамины, знания из определенной области. Наша цель – сделать так, чтобы
наши ученики получали как можно больше витаминов, то есть соединили разобщенные
знания в единое целое. Как мы можем этого достигнуть?
- сделать фруктовый салат.
То есть создать нечто целое, объединить, соединить.
С каким словом у вас ассоциируется слово объединение, соединение?
- интеграция.
Тема
нашего
семинара: «Интеграция
знаний
в
области
естественно-
математических и социально-гуманитарных наук».
Давайте уточним, что такое интеграция?
Перед вами на доске слово «интеграция». Вам необходимо к каждой букве этого
слова подобрать соответствующие слова - существительные, отражающие его смысл:
И – интерес, инициатива, информация
Н – новаторство, новизна, научность, нетрадиционность, необычность
Т – творчество, трансформация, теория, технологии, ТСО
Е – единство, естественность
Г – гармония, глубина, гибкость
Р – результативность, развитие, рациональность
А – активность, актуальность, альтернативность
Ц –целостность, целенаправленность
И – интеллектуальность, индивидуальность
Я – ясность.
Таким образом, интеграция – это процесс связанности, взаимопроникновения и
взаимодействия отдельных образовательных областей содержания основного общего
образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Интеграция - процесс сближения и связи наук, представляющий собой высокую
форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения»
(Н. С. Сердюкова).
Наша
цель:
повышение
уровня
компетентности
педагогов
на
основе интеграции
образовательных
областей
естественно-математических
и
социально-гуманитарных
наук.
Задачи семинара:
1)
Способствовать повышению уровня теоретической и методической
подготовки учителей в вопросах интеграции и реализации
образовательных областей общеобразовательной программы.
2)
Выявить проблемы интегрированного подхода в обучении и определить пути их
решения.
3)
Совершенствовать профессиональный уровень педагогов через использование
творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
Решить поставленные задачи нам поможет метод «Шести шляп».
Перед вами шляпы разного цвета, с соответствующим аспектом мышления. Почему
именно шляпы? Это тот предмет, который легко, примерить на себя. «Надевая» на себя ту
или иную шляпу мы будем рассматривать нашу проблему в выбранном цвете.
Каждому
участнику
семинара
было
дано
задание
раскрыть
одну
из
форм
интегрированного обучения и поделиться опытом своей работы.
Первой мы примерим БЕЛУЮ шляпу – информационную:
(шляпу передают по кругу)
Сообщение информации по:
- интегрированным урокам (Г.Н.Невежина);
- внеурочная деятельность (Н.И. Саенко);
- проектная деятельность (Т.И. Бреусова);
- интегрированная предметная неделя (Т.С. Евтушенко);
- урочная деятельность (Т.Н. Лапаева);
- внеклассная работа (Т.Г. Степанова).
Теперь мы примерим ЗЕЛЕНУЮ шляпу, раскрывая свое творчество и креативность,
опираясь на свой педагогический опыт.
(сообщение информации из опыта работы)
Руководитель МО обобщает, подводит итог.
Предлагаю примерить ЖЕЛТУЮ шляпу с целью выявления позитивного отношения к
выбранной вами форме интегрированного обучения.
Руководитель МО обобщает, подводит итог.
Говоря о положительных сторонах, невозможно обойтись и без критического взгляда.
Примерив ЧЕРНУЮ шляпу, поговорим о проблемах, возникающих у нас в ходе
апробации и внедрения новых форм интегрированного обучения.
Руководитель МО обобщает, подводит итог, выделяя проблемы.
Выразить наши чувства и интуицию поможет КРАСНАЯ ШЛЯПА.
В режиме Красной шляпы у вас появится возможность высказать свои чувства, которые
возникают при решении выявленной проблемы.
Руководитель МО делает вывод.
Осталась последняя, не примеренная сегодня шляпа – СИНЯЯ ШЛЯПА (управление
процессом).
Она
подразумевает
системное
мышление,
организацию
творческого
процесса.
Надев Синие шляпы, вы должны будете выполнить следующее задание:
найти решение проблемы, используя средства, формы и методы интегрированного
обучения.
Решать проблему будем на основе решения проблемы «Как заставить человека есть
зеленый салат».
Перед вами алгоритм приготовления блюда из зеленого салата:
- Тщательно очистить его
- Украсить салат
- Подать в необычной сервировке
- Добавить в салат необычные продукты, например трюфели
- Придумать интригующее название
- Убедить в простоте приготовления в домашних условиях
- Убедить в полезности состава ингредиентов.
А теперь давайте попробуем разобрать похожую ситуацию, но помещенную в другой
контекст
и
применим
найденные
решения
к
реальным
обстоятельствам
- найдем
средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей по
аналогии, т.е. решить наш главный поисковый вопрос.
Тщательно очистить его
Тщательно
готовиться
к
осуществлению
образовательной деятельности в режимные моменты
Украсить салат
Использовать
наглядность,
в
том
числе
современные средства (ИКТ, мультимедиа)
П о д а т ь
в
н е о б ы ч н о й
сервировке
Проводить
образовательную
деятельность
в
нестандартной форме
Добавить в салат необычные
продукты, например трюфели
Интегрировать с другой деятельностью
Придумать
интригующее
название
Превратить
скучные
темы
организованной
деятельности в увлекательные, «вкусные» для детей
У б е д и т ь
в
п р о с т о т е
приготовления
в
домашних
условиях
Д а в ат ь
и н т е р е с н ы е
и
у в л е к а т е л ь н ы е
самостоятельные задания, которые ребёнок сможет
выполнить
Убедить в полезности состава
ингредиентов.
Сделать приобретаемые знания актуальными и
полезными в жизни.
Итак, мы обобщили наши теоретические знания в вопросах интеграции образования,
поделились опытом своей работы, отметив достоинства и недостатки различных форм
интеграции, выявили проблемы, нашли средства интеграции образовательных областей.
Теперь
я
предлагаю
вам
разработать стратегию
наших
дальнейших
действий
в
решении
задач
интегрированного
обучения.
Какой
цели
мы
достигнем,
реализуя
интегрированный подход в обучении?
Удачным объектом, с помощью которого можно достигнуть цели, является ракета.
Ваша
задача
на
частях
ракеты
указать,
что
лежит
в
основе
интеграции (основание
ракеты), из чего она складывается (ступени ракеты), и к какой цели мы стремимся
(вершина ракеты).
1) Основание ракеты - ресурсы:
- информационные (Интернет – ресурсы);
- учебные (кабинеты, библиотека, музей);
-технические (ТСО, интерактивная доска, проектор, документ-камера);
- кадровые (учителя-предметники, администрация школы).
Ступени ракеты (как можно реализовать интегрированный подход в обучении):
2)
Интегрированные уроки;
3) индивидуальная и групповая форма работы;
3)
Проектная деятельность;
4)
Интегрированные предметные недели;
5)
Учебная деятельность;
6)
Внеклассная работа;
7)
Интегрированные курсы;
8)
Публикации достижений, обмен опытом работы;
9)
разработка методики и практики интегрированного комплексного изучения
учебных предметов;
Цель, к которой мы стремимся – повышение мотивации и познавательной активности
учащихся, повышение качества знаний, формирование УУД.
В завершении нашего семинара я предлагаю вам подвести итог и закончить
предложения:
"На семинаре меня порадовало…" общение, рассуждения
"Я похвалил бы себя…" за активность
"Особенно мне понравилось…" ассоциировать
"После семинара мне захотелось…" творить
"Было интересно…"
"Теперь я могу…"
сделать выбор. Перед вами лежат бабочки трех цветов:
желтая – понравился семинар;
красная – было неплохо;
синяя – было скучно.
А сейчас свою бабочку, посадите, пожалуйста, на свою ладонь. А я расскажу вам одну
легенду.
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один человек захотел доказать обратное. Зажав
в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или
живая?”
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради
своей истины.
- как вы считаете, что ответил мудрец?
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя
любимым, нужным, а главное – успешным.
Всем спасибо за работу!
Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;