Напоминание

Интеграция знаний в области естественно-математических и социально-гуманитарных наук.


Автор: Степанова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Еланская СШ №1"
Населённый пункт: р.п. Елань, Волгоградской области
Наименование материала: семинар-практикум
Тема: Интеграция знаний в области естественно-математических и социально-гуманитарных наук.
Раздел: полное образование





Назад




Семинар-практикум

Тема семинара:

«Интеграция знаний в области естественно-математических

и социально-гуманитарных наук».

Содержание семинара:

1.

Рассмотреть понятие «интеграция» и ознакомиться с сущностью и

особенностями интегративного подхода как метода проектирования целостной

картины мира.

2.

Выделить потенциальные проблемы, используя метод «Шести шляп».

Провести «Мозговой штурм» для поиска решений проблем.

Оборудование: мяч, 6 шляп разных цветов, магниты, фрукты, корзина для фруктов,

маркеры, буквы слова «интеграция», рисунок ракеты, презентация.

Ход семинара.

I.

Организационный момент

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада приветствовать вас на очередном заседании нашего школьного методического

объединения,

начать

которое

хочу

словами

английского

писателя

и

драматурга,

лауреата Нобелевской премии в области литературы Бернарда Шоу: «Если у вас есть

яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у

меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы

обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

Я надеюсь, что сегодня мы обменяемся идеями, подискутируем, продолжив работу над

нашей

методической

темой «Интегрированное обучение предметам естественно-

математической

и

социально-гуманитарной

направленности

путь

к

формированию гармонично развитой личности в свете требований ФГОС».

Н а контрольно-обобщающем этапе

в

этом

учебном

году мы внедряем технологии,

формы и приемы интегрированного обучения в образовательный процесс, изучаем их

влияние на развитие познавательной активности и повышение качества образования,

обобщая опыта работы над темой.

Но чтобы настроиться на активную и плодотворную работу, я предлагаю вам поиграть

в игру-ассоциацию (мяч).

Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.

Например, если педагог – это цвет, то какой?

- красный.

Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?

Если педагог – это сказочный герой, то кто?

Если представить, что педагог – это время года, то какое?

Если педагог – это вид спорта, то какой?

Если педагог – это драгоценный камень, то какой?

Если педагог – это планета, то какая?

Спасибо.

Также как мы задаем своим ученикам домашнее задание, вам тоже необходимо было

выполнить его и принести сегодня по фрукту. С этим заданием все справились.

Все

фрукты

разные,

каждый

из

них

полезен

по

своему,

со

своим

набором

витаминов.

Давайте представим, что фрукты – это образовательные области, т.е. науки (история,

физика, математика, биология, химия). Каждая наука решает свои задачи.

Мы помещаем все фрукты в одну корзину – образовательный процесс (школа).

Получаем набор знаний – кладезь витаминов. Но каждый фрукт в отдельности содержит

только свои витамины, знания из определенной области. Наша цель – сделать так, чтобы

наши ученики получали как можно больше витаминов, то есть соединили разобщенные

знания в единое целое. Как мы можем этого достигнуть?

- сделать фруктовый салат.

То есть создать нечто целое, объединить, соединить.

С каким словом у вас ассоциируется слово объединение, соединение?

- интеграция.

Тема

нашего

семинара: «Интеграция

знаний

в

области

естественно-

математических и социально-гуманитарных наук».

Давайте уточним, что такое интеграция?

Перед вами на доске слово «интеграция». Вам необходимо к каждой букве этого

слова подобрать соответствующие слова - существительные, отражающие его смысл:

И – интерес, инициатива, информация

Н – новаторство, новизна, научность, нетрадиционность, необычность

Т – творчество, трансформация, теория, технологии, ТСО

Е – единство, естественность

Г – гармония, глубина, гибкость

Р – результативность, развитие, рациональность

А – активность, актуальность, альтернативность

Ц –целостность, целенаправленность

И – интеллектуальность, индивидуальность

Я – ясность.

Таким образом, интеграция – это процесс связанности, взаимопроникновения и

взаимодействия отдельных образовательных областей содержания основного общего

образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Интеграция - процесс сближения и связи наук, представляющий собой высокую

форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения»

(Н. С. Сердюкова).

Наша

цель:

повышение

уровня

компетентности

педагогов

на

основе интеграции

образовательных

областей

естественно-математических

и

социально-гуманитарных

наук.

Задачи семинара:

1)

Способствовать повышению уровня теоретической и методической

подготовки учителей в вопросах интеграции и реализации

образовательных областей общеобразовательной программы.

2)

Выявить проблемы интегрированного подхода в обучении и определить пути их

решения.

3)

Совершенствовать профессиональный уровень педагогов через использование

творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.

Решить поставленные задачи нам поможет метод «Шести шляп».

Перед вами шляпы разного цвета, с соответствующим аспектом мышления. Почему

именно шляпы? Это тот предмет, который легко, примерить на себя. «Надевая» на себя ту

или иную шляпу мы будем рассматривать нашу проблему в выбранном цвете.

Каждому

участнику

семинара

было

дано

задание

раскрыть

одну

из

форм

интегрированного обучения и поделиться опытом своей работы.

Первой мы примерим БЕЛУЮ шляпу – информационную:

(шляпу передают по кругу)

Сообщение информации по:

- интегрированным урокам (Г.Н.Невежина);

- внеурочная деятельность (Н.И. Саенко);

- проектная деятельность (Т.И. Бреусова);

- интегрированная предметная неделя (Т.С. Евтушенко);

- урочная деятельность (Т.Н. Лапаева);

- внеклассная работа (Т.Г. Степанова).

Теперь мы примерим ЗЕЛЕНУЮ шляпу, раскрывая свое творчество и креативность,

опираясь на свой педагогический опыт.

(сообщение информации из опыта работы)

Руководитель МО обобщает, подводит итог.

Предлагаю примерить ЖЕЛТУЮ шляпу с целью выявления позитивного отношения к

выбранной вами форме интегрированного обучения.

Руководитель МО обобщает, подводит итог.

Говоря о положительных сторонах, невозможно обойтись и без критического взгляда.

Примерив ЧЕРНУЮ шляпу, поговорим о проблемах, возникающих у нас в ходе

апробации и внедрения новых форм интегрированного обучения.

Руководитель МО обобщает, подводит итог, выделяя проблемы.

Выразить наши чувства и интуицию поможет КРАСНАЯ ШЛЯПА.

В режиме Красной шляпы у вас появится возможность высказать свои чувства, которые

возникают при решении выявленной проблемы.

Руководитель МО делает вывод.

Осталась последняя, не примеренная сегодня шляпа – СИНЯЯ ШЛЯПА (управление

процессом).

Она

подразумевает

системное

мышление,

организацию

творческого

процесса.

Надев Синие шляпы, вы должны будете выполнить следующее задание:

найти решение проблемы, используя средства, формы и методы интегрированного

обучения.

Решать проблему будем на основе решения проблемы «Как заставить человека есть

зеленый салат».

Перед вами алгоритм приготовления блюда из зеленого салата:

- Тщательно очистить его

- Украсить салат

- Подать в необычной сервировке

- Добавить в салат необычные продукты, например трюфели

- Придумать интригующее название

- Убедить в простоте приготовления в домашних условиях

- Убедить в полезности состава ингредиентов.

А теперь давайте попробуем разобрать похожую ситуацию, но помещенную в другой

контекст

и

применим

найденные

решения

к

реальным

обстоятельствам

- найдем

средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей по

аналогии, т.е. решить наш главный поисковый вопрос.

Тщательно очистить его

Тщательно

готовиться

к

осуществлению

образовательной деятельности в режимные моменты

Украсить салат

Использовать

наглядность,

в

том

числе

современные средства (ИКТ, мультимедиа)

П о д а т ь

в

н е о б ы ч н о й

сервировке

Проводить

образовательную

деятельность

в

нестандартной форме

Добавить в салат необычные

продукты, например трюфели

Интегрировать с другой деятельностью

Придумать

интригующее

название

Превратить

скучные

темы

организованной

деятельности в увлекательные, «вкусные» для детей

У б е д и т ь

в

п р о с т о т е

приготовления

в

домашних

условиях

Д а в ат ь

и н т е р е с н ы е

и

у в л е к а т е л ь н ы е

самостоятельные задания, которые ребёнок сможет

выполнить

Убедить в полезности состава

ингредиентов.

Сделать приобретаемые знания актуальными и

полезными в жизни.

Итак, мы обобщили наши теоретические знания в вопросах интеграции образования,

поделились опытом своей работы, отметив достоинства и недостатки различных форм

интеграции, выявили проблемы, нашли средства интеграции образовательных областей.

Теперь

я

предлагаю

вам

разработать стратегию

наших

дальнейших

действий

в

решении

задач

интегрированного

обучения.

Какой

цели

мы

достигнем,

реализуя

интегрированный подход в обучении?

Удачным объектом, с помощью которого можно достигнуть цели, является ракета.

Ваша

задача

на

частях

ракеты

указать,

что

лежит

в

основе

интеграции (основание

ракеты), из чего она складывается (ступени ракеты), и к какой цели мы стремимся

(вершина ракеты).

1) Основание ракеты - ресурсы:

- информационные (Интернет – ресурсы);

- учебные (кабинеты, библиотека, музей);

-технические (ТСО, интерактивная доска, проектор, документ-камера);

- кадровые (учителя-предметники, администрация школы).

Ступени ракеты (как можно реализовать интегрированный подход в обучении):

2)

Интегрированные уроки;

3) индивидуальная и групповая форма работы;

3)

Проектная деятельность;

4)

Интегрированные предметные недели;

5)

Учебная деятельность;

6)

Внеклассная работа;

7)

Интегрированные курсы;

8)

Публикации достижений, обмен опытом работы;

9)

разработка методики и практики интегрированного комплексного изучения

учебных предметов;

Цель, к которой мы стремимся – повышение мотивации и познавательной активности

учащихся, повышение качества знаний, формирование УУД.

В завершении нашего семинара я предлагаю вам подвести итог и закончить

предложения:

"На семинаре меня порадовало…" общение, рассуждения

"Я похвалил бы себя…" за активность

"Особенно мне понравилось…" ассоциировать

"После семинара мне захотелось…" творить

"Было интересно…"

"Теперь я могу…"

сделать выбор. Перед вами лежат бабочки трех цветов:

желтая – понравился семинар;

красная – было неплохо;

синяя – было скучно.

А сейчас свою бабочку, посадите, пожалуйста, на свою ладонь. А я расскажу вам одну

легенду.

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один человек захотел доказать обратное. Зажав

в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или

живая?”

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради

своей истины.

- как вы считаете, что ответил мудрец?

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя

любимым, нужным, а главное – успешным.

Всем спасибо за работу!

Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;



В раздел образования