Авторы: Черных Кристина Андреевна, Ирина Витальевна Герлах
Должность: студент
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «АРМАВИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Населённый пункт: Армавир
Наименование материала: статья
Тема: Сущность понятия «качество образования»
Раздел: высшее образование
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ»
Черных К. А.
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»,
г.Армавир
Появление понятия «качество образования» в российских реалиях
относят к началу 1990-х гг., когда в законе Российской Федерации № 3266-1
от 10.07.1992 «Об образовании» появилась статья о государственном
контроле за качеством образования. Данное обстоятельство привело к
появлению
большого
количества
практик
контроля,
инициировало
разработку
целой
серии
концепций
и
положений.
Это
наглядно
демонстрирует развитие научного дискурса о качестве образования.
Анализ развития последнего позволит установить как широкое, так и
специализированное толкование данного понятия в концептуальном поле
дисциплин,
в
рамках
которых
разрабатываются
вопросы
качества
образования. В Федеральном законе № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации» появилось нормативно закрепленное понятие
«качество
образования»:
комплексная
характеристика
образовательной
деятельности
и
подготовки
обучающегося,
выражающая
степень
их
соответствия федеральным государственным образовательным стандартам,
образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и
(или) потребностям физического или юридического лица, в интересах
которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень
достижения планируемых результатов образовательной программы. Тем
самым полемика о том, что является «качеством образования» подошла к
своему логическому завершению. Ученые приступили к разработкам
инструментария для оценки качества образования, поиску механизмов,
способных обеспечить управление качеством образования по результатам
оценочных процедур. Ярким тому подтверждением может служить то, что в
настоящее время общее число публикаций по проблемам оценки качества
образования,
помещенных
в
системе
российского
индекса
научного
цитирования, исчисляется десятками тысяч.
Очевидно, что до момента принятия Федерального закона № 273 от
29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в литературе
отсутствовали
единые
подходы
к
пониманию
категории
«качество
образования». Ученые и педагоги выдвигали различные интерпретации
данного понятия. Результаты обзора литературы, опубликованной по
затронутой теме, свидетельствуют, что сущность и содержание термина
«качество
образования»
трактовались
по-разному.
При
этом
данные
категории
интерпретировались
в
разных
дисциплинарных
контекстах:
философский,
социологический,
педагогический,
психологический,
экономический и др. Принимая во внимание устойчивый рост внимания
экспертов,
управленцев
и
общественности
к
проблематике
качества
образования на различных его уровнях продуктивным представляется
междисциплинарный синтез на стыке педагогики и иных социально-
гуманитарных дисциплин. Кроме того, на сегодняшний день остается
востребованным экскурс в развитие понятия «качество образования» в
период, который предшествовал принятию Федерального закона № 273 от
29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
Знакомство с основными трудами по поставленной теме показало, что
наиболее продуктивный период работы в этой области пришелся на 2000-е
гг. Тогда свет увидел целый ряд фундаментальных работ ученых и педагогов.
В массиве подготовленной в эти годы научной литературы сложилось
несколько подходов к рассмотрению понятия «качество образования».
Каждый из них обладал определенным когнитивным потенциалом. Отметим,
что рамки статьи все же не позволили провести полноценный экскурс в
обозначенное во вступительной части проблемное поле. Среди широкого
спектра научных подходов к проблеме качества образования выделим подход
А. И. Субетто. Согласно трактовке этого ученого, «качество образования»
обладает следующим набором признаков:
- системность и целостность (качество как система совокупности
свойств объектов и процессов, качество частей не определяют общее
качество);
- структурность и иерархичность (свойства обладают иерархической
структурой);
- динамичность (качество процесса находит выражение в результате);
- количество (т.е. количественная мера качества);
- внешняя и внутренняя обусловленность (единство потенциального,
внутреннего и реального, внешнего качества);
- соответствие требованиям, потребностям и нормам.
Для подхода к понятию «качество образования», который был
сформулирован Н.А. Селезневой, характерно применение в качестве точки
отсчета
системного
анализа.
Исходя
из
этого
посыла
термином
«образование» ученый оперирует в трех смысловых плоскостях: результат,
процесс и целостная образовательная система. В специализированном
смысле «качество образования» трактовалось не иначе как «качество
подготовки».
В
более
широком
смысле
это
отражало
соответствие
образования определенным потребностям, целям, установкам и нормам (т.е.
стандартам). По мнению исследователя, оценка качества образования – это
мера качества образования, которая выражает соотнесенность измерений
свойств с базой, отражающей некий «эталон», норму качества.
Качество образования в воззрениях Н.А. Селезневой предстает
многоструктурным объектом научных изысканий. В него, к примеру, входят
качество воспитанности и качества обученности.
Значителен вклад в разработку поставленного вопроса, внесенный
ученым М. М. Поташником. Классик отечественной педагогической науки
представил качество образования как соотношение цели и результата, как
меры достижения целей, при том что цели заданы только операционально и
спрогнозированы в зоне прогнозируемого развития учащихся. При этом
результаты образования должны включать в себя оценку ресурсозатрат,
которые имели место для достижения результатов, насколько эти результаты
эффективны.
Здесь
речь
идет
о
сведении
к
минимуму
негативных
последствий образовательного процесса, то есть во всех случаях имеется в
виду только достижение оптимального результата.
Созвучный
вывод
исходит
из
позиции
А.А.
Реана.
Качество
образования предстает как механизм регуляции образовательной системы,
который обуславливает ее оптимальное состояние и выступает результатом
сочетания
интересов
и
потребностей
различных
заинтересованных
субъектов.
Интересной, хотя, и в некоторой степени спорной, представляется, на
наш
взгляд,
классификация
научных
подходов,
предложенная
В.
Воротиловым и Г. Шапоренковой. Исследователи, обобщив различные
позиции,
выделяют
следующие
подходы
к
пониманию
«качества
образования»:
1)
соответствие
достигнутого
уровня
качества
образования
потребностям личности и общества;
2) сформированность компетенций, социально значимых личностных
качеств;
3) соответствие совокупности свойств образовательных отношений,
достигнутых результатов требованиям стандартов, нормам общества;
4) соответствие результата целям образования, спрогнозированным на
поле потенциального развития личности;
5)
способность
образовательной
организации
удовлетворять
потребности социума. Кратко систематизированное содержание понятия
«качество образования» представлено ниже в таблице 1.
Таблица 1
Основные подходы к определению понятия «качество образования»
Автор подхода
Содержание понятия «качество образования»
М. М.
Поташник
Качество
образования
–
это
«соотношение
цели
и
результата, как меры достижения целей при том, что цели
(результаты)
заданы
только
операционально
и
спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика».
А. И. Субетто
Качество
образования
–
сложная
категория
и
многоаспектная проблема, может быть раскрыто через
категории свойства, структуры, это совокупность свойств,
системы, количества, эффективности, оценки, управления и
др.
А.А. Реан
Качество образования определяется: степенью соответствия
целей и результатов образования на уровне конкретной
системы
образования
и
на
уровне
конкретного
образовательного
учреждения;
соответствием
между
различными параметрами в оценке результата образования
конкретного
человека
(качеством
знаний,
степенью
сформированности соответствующих умений и навыков,
развитостью
соответствующих
творческих
и
индивидуальных
способностей,
качеств
личности
и
ценностных
ориентаций);
степенью
соответствия
теоретических
знаний
и
умений
их
практическому
использованию в жизни и профессиональной деятельности
при
развитии
потребности
человека
в
постоянном
обновлении своих знаний и умений.
В.П. Панасюк
Качество образования определяет, как совокупность его
свойств, которая обусловливает его приспособленность к
реализации
социальных
целей
по
формированию
и
развитию
личности
в
аспектах
ее
обученности,
воспитанности, выраженности ее социальных, психических
и физических свойств.
В.П. Беспалько
Качество образования – комплексная характеристика, где
главным
показателем
является
качество
знаний,
определяемое совокупностью разделенных и независимых
параметров.
Федеральный
закон «Об
образовании в
Российской
Федерации» №
273- ФЗ от
29.12.2012
Качество
образования
–
комплексная
характеристика
образовательной деятельности и подготовки обучающегося,
выражающая
степень
их
соответствия
федеральным
государственным
образовательным
стандартам,
образовательным
стандартам,
федеральным
государственным
требованиям
и
(или)
потребностям
физического или юридического лица, в интересах которого
осуществляется образовательная деятельность, в том числе
степень
достижения
планируемых
результатов
образовательной программы
В
условиях
отсутствия
единой
трактовки
понятия
«качество
образования» в воззрениях ученых сложился многообразный перечень
подходов
и
определений.
Очевидной
становилась
потребность
в
«унификации» рассматриваемого определения, выработке общепринятого
толкования, без которого невозможным выглядело построение единого
оценочного пространства.
В этой связи складываются единообразные подходы к пониманию
качества образования. Формирование единой системы оценки качества
образования (ЕСОКО) приводит в действие процессы развития систем
оценки качества образования регионального и муниципального уровней.
Так определение «качества образования», закрепленное в законе «Об
образовании
в
Российской
Федерации»
было
интерпретировано
в
региональном
измерении
и
получило
отражение
в
Положении
о
региональной системе оценки качества образования в Краснодарском крае
(РСОКО). Развитие РСОКО ставит перед образовательными организациями
задачи совершенствования внутренних систем оценки качества образования
(ВСОКО), «встраивания» их в современное оценочное пространство региона,
а также управления развитием образовательной организации по результатам
ВСОКО.
Построение региональной системы оценки качества образования в
Краснодарском крае в соответствии с полномочиями регионального органа
управления образованием обеспечивает ее применимость ко всей вертикали
управления образовательной системой Краснодарского края, а также
обеспечивает встраивание Региональной системы оценки качества общего
образования в единую систему оценки качества образования.
Исходя из методологии региональной системы оценки качества
образования сформулирован понятийный аппарат, востребованный с точки
зрения
совершенствования
системы
оценки
качества
образования
Краснодарского
края
и
представленный
ключевыми
понятиями
(определенными Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации»
или
сформулированными
научным
педагогическим
сообществом Краснодарского края).
Так качество образования на региональном уровне представляет
комплексную
характеристику
региональной
образовательной
системы,
выражающуюся
в
ее
способности
удовлетворять
установленные
и
прогнозируемые
потребности
государства
и
общества
в
достижении
результатов
освоения
образовательных
программ
общего
(включая
дошкольное), дополнительного и среднего профессионального образования)
и
являющуюся
следствием
отражения
экономических,
общественно-
политических и социокультурных особенностей региона.
Таким образом, логическим завершением дискуссии о смысле понятия
«качество образования» стала трактовка, закрепленная в Федеральном законе
«Об образовании в Российской Федерации». Закон исходит из соотнесения
уровня подготовки с целым набором стандартов с одной стороны,
интересами и потребностями участников образовательных отношений, с
другой.
Определение,
данное
в
тексте
закона,
позволило
устранить
многозначное
толкование
понятия
«качество
образования».
Сегодня
представляется
возможным
говорить
о
«качестве
образования»
на
следующих иерархических уровнях: на международном уровне (т. е.
создание единой международной конвенции по оценке качества); на уровне
единой системы оценки качества образования; на региональном уровне; на
уровне муниципалитета; на уровне образовательной организации.