Напоминание

Сущность понятия «качество образования»


Авторы: Черных Кристина Андреевна, Ирина Витальевна Герлах
Должность: студент
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «АРМАВИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Населённый пункт: Армавир
Наименование материала: статья
Тема: Сущность понятия «качество образования»
Раздел: высшее образование





Назад




СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ»

Черных К. А.

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»,

г.Армавир

Появление понятия «качество образования» в российских реалиях

относят к началу 1990-х гг., когда в законе Российской Федерации № 3266-1

от 10.07.1992 «Об образовании» появилась статья о государственном

контроле за качеством образования. Данное обстоятельство привело к

появлению

большого

количества

практик

контроля,

инициировало

разработку

целой

серии

концепций

и

положений.

Это

наглядно

демонстрирует развитие научного дискурса о качестве образования.

Анализ развития последнего позволит установить как широкое, так и

специализированное толкование данного понятия в концептуальном поле

дисциплин,

в

рамках

которых

разрабатываются

вопросы

качества

образования. В Федеральном законе № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в

Российской Федерации» появилось нормативно закрепленное понятие

«качество

образования»:

комплексная

характеристика

образовательной

деятельности

и

подготовки

обучающегося,

выражающая

степень

их

соответствия федеральным государственным образовательным стандартам,

образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и

(или) потребностям физического или юридического лица, в интересах

которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень

достижения планируемых результатов образовательной программы. Тем

самым полемика о том, что является «качеством образования» подошла к

своему логическому завершению. Ученые приступили к разработкам

инструментария для оценки качества образования, поиску механизмов,

способных обеспечить управление качеством образования по результатам

оценочных процедур. Ярким тому подтверждением может служить то, что в

настоящее время общее число публикаций по проблемам оценки качества

образования,

помещенных

в

системе

российского

индекса

научного

цитирования, исчисляется десятками тысяч.

Очевидно, что до момента принятия Федерального закона № 273 от

29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в литературе

отсутствовали

единые

подходы

к

пониманию

категории

«качество

образования». Ученые и педагоги выдвигали различные интерпретации

данного понятия. Результаты обзора литературы, опубликованной по

затронутой теме, свидетельствуют, что сущность и содержание термина

«качество

образования»

трактовались

по-разному.

При

этом

данные

категории

интерпретировались

в

разных

дисциплинарных

контекстах:

философский,

социологический,

педагогический,

психологический,

экономический и др. Принимая во внимание устойчивый рост внимания

экспертов,

управленцев

и

общественности

к

проблематике

качества

образования на различных его уровнях продуктивным представляется

междисциплинарный синтез на стыке педагогики и иных социально-

гуманитарных дисциплин. Кроме того, на сегодняшний день остается

востребованным экскурс в развитие понятия «качество образования» в

период, который предшествовал принятию Федерального закона № 273 от

29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

Знакомство с основными трудами по поставленной теме показало, что

наиболее продуктивный период работы в этой области пришелся на 2000-е

гг. Тогда свет увидел целый ряд фундаментальных работ ученых и педагогов.

В массиве подготовленной в эти годы научной литературы сложилось

несколько подходов к рассмотрению понятия «качество образования».

Каждый из них обладал определенным когнитивным потенциалом. Отметим,

что рамки статьи все же не позволили провести полноценный экскурс в

обозначенное во вступительной части проблемное поле. Среди широкого

спектра научных подходов к проблеме качества образования выделим подход

А. И. Субетто. Согласно трактовке этого ученого, «качество образования»

обладает следующим набором признаков:

- системность и целостность (качество как система совокупности

свойств объектов и процессов, качество частей не определяют общее

качество);

- структурность и иерархичность (свойства обладают иерархической

структурой);

- динамичность (качество процесса находит выражение в результате);

- количество (т.е. количественная мера качества);

- внешняя и внутренняя обусловленность (единство потенциального,

внутреннего и реального, внешнего качества);

- соответствие требованиям, потребностям и нормам.

Для подхода к понятию «качество образования», который был

сформулирован Н.А. Селезневой, характерно применение в качестве точки

отсчета

системного

анализа.

Исходя

из

этого

посыла

термином

«образование» ученый оперирует в трех смысловых плоскостях: результат,

процесс и целостная образовательная система. В специализированном

смысле «качество образования» трактовалось не иначе как «качество

подготовки».

В

более

широком

смысле

это

отражало

соответствие

образования определенным потребностям, целям, установкам и нормам (т.е.

стандартам). По мнению исследователя, оценка качества образования – это

мера качества образования, которая выражает соотнесенность измерений

свойств с базой, отражающей некий «эталон», норму качества.

Качество образования в воззрениях Н.А. Селезневой предстает

многоструктурным объектом научных изысканий. В него, к примеру, входят

качество воспитанности и качества обученности.

Значителен вклад в разработку поставленного вопроса, внесенный

ученым М. М. Поташником. Классик отечественной педагогической науки

представил качество образования как соотношение цели и результата, как

меры достижения целей, при том что цели заданы только операционально и

спрогнозированы в зоне прогнозируемого развития учащихся. При этом

результаты образования должны включать в себя оценку ресурсозатрат,

которые имели место для достижения результатов, насколько эти результаты

эффективны.

Здесь

речь

идет

о

сведении

к

минимуму

негативных

последствий образовательного процесса, то есть во всех случаях имеется в

виду только достижение оптимального результата.

Созвучный

вывод

исходит

из

позиции

А.А.

Реана.

Качество

образования предстает как механизм регуляции образовательной системы,

который обуславливает ее оптимальное состояние и выступает результатом

сочетания

интересов

и

потребностей

различных

заинтересованных

субъектов.

Интересной, хотя, и в некоторой степени спорной, представляется, на

наш

взгляд,

классификация

научных

подходов,

предложенная

В.

Воротиловым и Г. Шапоренковой. Исследователи, обобщив различные

позиции,

выделяют

следующие

подходы

к

пониманию

«качества

образования»:

1)

соответствие

достигнутого

уровня

качества

образования

потребностям личности и общества;

2) сформированность компетенций, социально значимых личностных

качеств;

3) соответствие совокупности свойств образовательных отношений,

достигнутых результатов требованиям стандартов, нормам общества;

4) соответствие результата целям образования, спрогнозированным на

поле потенциального развития личности;

5)

способность

образовательной

организации

удовлетворять

потребности социума. Кратко систематизированное содержание понятия

«качество образования» представлено ниже в таблице 1.

Таблица 1

Основные подходы к определению понятия «качество образования»

Автор подхода

Содержание понятия «качество образования»

М. М.

Поташник

Качество

образования

это

«соотношение

цели

и

результата, как меры достижения целей при том, что цели

(результаты)

заданы

только

операционально

и

спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика».

А. И. Субетто

Качество

образования

сложная

категория

и

многоаспектная проблема, может быть раскрыто через

категории свойства, структуры, это совокупность свойств,

системы, количества, эффективности, оценки, управления и

др.

А.А. Реан

Качество образования определяется: степенью соответствия

целей и результатов образования на уровне конкретной

системы

образования

и

на

уровне

конкретного

образовательного

учреждения;

соответствием

между

различными параметрами в оценке результата образования

конкретного

человека

(качеством

знаний,

степенью

сформированности соответствующих умений и навыков,

развитостью

соответствующих

творческих

и

индивидуальных

способностей,

качеств

личности

и

ценностных

ориентаций);

степенью

соответствия

теоретических

знаний

и

умений

их

практическому

использованию в жизни и профессиональной деятельности

при

развитии

потребности

человека

в

постоянном

обновлении своих знаний и умений.

В.П. Панасюк

Качество образования определяет, как совокупность его

свойств, которая обусловливает его приспособленность к

реализации

социальных

целей

по

формированию

и

развитию

личности

в

аспектах

ее

обученности,

воспитанности, выраженности ее социальных, психических

и физических свойств.

В.П. Беспалько

Качество образования – комплексная характеристика, где

главным

показателем

является

качество

знаний,

определяемое совокупностью разделенных и независимых

параметров.

Федеральный

закон «Об

образовании в

Российской

Федерации» №

273- ФЗ от

29.12.2012

Качество

образования

комплексная

характеристика

образовательной деятельности и подготовки обучающегося,

выражающая

степень

их

соответствия

федеральным

государственным

образовательным

стандартам,

образовательным

стандартам,

федеральным

государственным

требованиям

и

(или)

потребностям

физического или юридического лица, в интересах которого

осуществляется образовательная деятельность, в том числе

степень

достижения

планируемых

результатов

образовательной программы

В

условиях

отсутствия

единой

трактовки

понятия

«качество

образования» в воззрениях ученых сложился многообразный перечень

подходов

и

определений.

Очевидной

становилась

потребность

в

«унификации» рассматриваемого определения, выработке общепринятого

толкования, без которого невозможным выглядело построение единого

оценочного пространства.

В этой связи складываются единообразные подходы к пониманию

качества образования. Формирование единой системы оценки качества

образования (ЕСОКО) приводит в действие процессы развития систем

оценки качества образования регионального и муниципального уровней.

Так определение «качества образования», закрепленное в законе «Об

образовании

в

Российской

Федерации»

было

интерпретировано

в

региональном

измерении

и

получило

отражение

в

Положении

о

региональной системе оценки качества образования в Краснодарском крае

(РСОКО). Развитие РСОКО ставит перед образовательными организациями

задачи совершенствования внутренних систем оценки качества образования

(ВСОКО), «встраивания» их в современное оценочное пространство региона,

а также управления развитием образовательной организации по результатам

ВСОКО.

Построение региональной системы оценки качества образования в

Краснодарском крае в соответствии с полномочиями регионального органа

управления образованием обеспечивает ее применимость ко всей вертикали

управления образовательной системой Краснодарского края, а также

обеспечивает встраивание Региональной системы оценки качества общего

образования в единую систему оценки качества образования.

Исходя из методологии региональной системы оценки качества

образования сформулирован понятийный аппарат, востребованный с точки

зрения

совершенствования

системы

оценки

качества

образования

Краснодарского

края

и

представленный

ключевыми

понятиями

(определенными Федеральным законом «Об образовании в Российской

Федерации»

или

сформулированными

научным

педагогическим

сообществом Краснодарского края).

Так качество образования на региональном уровне представляет

комплексную

характеристику

региональной

образовательной

системы,

выражающуюся

в

ее

способности

удовлетворять

установленные

и

прогнозируемые

потребности

государства

и

общества

в

достижении

результатов

освоения

образовательных

программ

общего

(включая

дошкольное), дополнительного и среднего профессионального образования)

и

являющуюся

следствием

отражения

экономических,

общественно-

политических и социокультурных особенностей региона.

Таким образом, логическим завершением дискуссии о смысле понятия

«качество образования» стала трактовка, закрепленная в Федеральном законе

«Об образовании в Российской Федерации». Закон исходит из соотнесения

уровня подготовки с целым набором стандартов с одной стороны,

интересами и потребностями участников образовательных отношений, с

другой.

Определение,

данное

в

тексте

закона,

позволило

устранить

многозначное

толкование

понятия

«качество

образования».

Сегодня

представляется

возможным

говорить

о

«качестве

образования»

на

следующих иерархических уровнях: на международном уровне (т. е.

создание единой международной конвенции по оценке качества); на уровне

единой системы оценки качества образования; на региональном уровне; на

уровне муниципалитета; на уровне образовательной организации.



В раздел образования