Напоминание

«Нетрадиционные уроки в системе инновационного подхода к обучению химии»


Автор: Вероника Николаевна Богачёва
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Холмовская СОШ им. Луценко А.А."
Населённый пункт: с.Холмовка Бахчисарайский район Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: «Нетрадиционные уроки в системе инновационного подхода к обучению химии»
Раздел: среднее образование





Назад




«

Нетрадиционные уроки в системе инновационного подхода к

обучению

»

БОГАЧЁВА ВЕРОНИКА НИКОЛАЕВНА,

учитель химии МБОУ «Холмовская СОШ»

Бахчисарайского района Республики Крым

Содержание работы:

1. Введение.

2. Нетрадиционные (нестандартные) уроки в системе инновационного

подхода к обучению.

2.1 Принципы педагогики сотрудничества.

2.2 Классификация нестандартных уроков.

2.3 Характеристика отдельных нестандартных уроков.

2.4 Использование информационных технологий при обучении химии.

2.5. Результативность использования нетрадиционных методов обучения

3. Нестандартные уроки химии (из опыта работы).

3.1. Урок - суд «Влияние этанола на организм человека, значение

спиртов».

3.2.

Урок – игра путешествие по теме «Металлы»

4. Выводы по работе.

5. Список используемой литературы.

1. Введение.

В каждом настоящем человеке скрыт ребёнок,

который хочет выйти и начать играть!

Ф.Ницше.

Ребенок, приступая к изучению химии, стремится научиться понимать

окружающий мир и все, что происходит вокруг. Задача учителя -

поддержать это стремление с помощью разнообразных форм и методов

обучения. И поэтому при обучении школьников химии важно сохранять и

развивать у них чувство интереса к предмету. Для достижения этой цели

учитель применяет различные приемы работы

.

Очень важным условием для проведения таких уроков является

благоприятный психологический климат, уважительное, доброжелательное

отношение учителя к своим ученикам. У них появляется уверенность в своих

силах, удовлетворение от работы, исчезает боязнь неправильных ответов.

Использование таких уроков помогает сохранять и развивать мотивацию

изучения дисциплины, реализовать в комплексе поставленные цели и задачи

обучения.

Нестандартные формы проведения уроков привлекают внимание

учащихся, повышают их интерес к предмету и, как следствие, способствует

лучшему усвоению программного материала. Разнообразные по форме и

содержанию уроки открывают простор для творчества, как учащихся, так и

самого учителя. Хорошо подготовленные и проведённые нестандартные

уроки становятся настоящим праздником для ее участников. В процессе

работы дети всегда оживлены, увлечены, внутренне сосредоточены.

При проведении таких уроков, несомненно, решаются общеучебные,

развивающие и воспитательные цели. Поиск решения поставленных целей

обуславливает естественность общения.

Нестандартные уроки не теряют свою актуальность в современной

педагогике. Если заглянуть в историю педагогики, то мы обнаружим, что

ещё во второй половине ХХ века учителя стали использовать нестандартные

формы уроков в своей педагогической деятельности. А в настоящее время, в

связи с появлением глобальной сети Интернет и широкого арсенала

материалов цифровых образовательных ресурсов, учитель имеет огромную

возможность изменить традиционную структуру урока и разнообразить её

форму.

Чем обусловлено проведение нестандартных форм уроков в современной

школе? В последние годы в отечественной школе просматривается опасная

тенденция снижения познавательной деятельности учащихся и падения

мотивации школьников к занятиям.

Многие учителя, даже те которые

добиваются довольно высокой успеваемости и обеспечивают интенсивное

умственное развитие и воспитание школьников, находятся в поиске новых

форм обучения.

Стремление учителей к новизне и нестандартности

позволяет

методически

обновить

урочные

занятия

и

приносит

свои

результаты: педагоги всё шире используют нестандартные уроки.

Нестандартные уроки - это импровизированные учебные занятия,

имеющее нетрадиционную структуру, необычные по замыслу, организации,

методике проведения. Они

больше нравятся учащимся, чем будничные

учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы.

При проведении нестандартного урока больше открывается творческий

потенциал учителя, что и повышает интерес и мотивацию к учебной

деятельности.

Есть на свете наука, без которой сегодня невозможно воплотить в жизнь

самые фантастические проекты и сказочные мечтания. Это-ХИМИЯ. В ее

копилке немало таких чудес, перед которыми бледнеют фантазии лучших

сказочников мира. Недаром ее называют чудесницей и волшебницей: она

кормит, поит, одевает, лечит, стирает, добывает полезные ископаемые,

позволяет подняться в космос и опуститься на дно океана.

Для того чтобы владеть языком химической науки, недостаточно одного

учебника. Поэтому основная задача, стоящая перед учителями химии,

заключается, прежде всего, в том, чтобы на качественно новом уровне

проводить учебно-воспитательный процесс.

Введение

новых

программ

по

химии

требует

от

учителя

совершенствования форм организации учебно-воспитательного процесса,

использования их в оптимальном сочетании. Не случайно в реформе

общеобразовательной и профессиональной школы отмечено: «наряду с

уроком – основной формой учебного процесса – шире практиковать лекции,

семинары, собеседования и другие формы обучения».

Эта задача может быть решена и через усиление обучающей работы

учителя на уроке, планомерно и активно организованной им, учитывающей

самые различные формы и методы. Именно поэтому учитель должен быть

интересным для учащихся человеком, показывать образцы творчества на

каждом уроке; переплетать преподавание химии со всем многообразием

знаний;

доказывать,

что

химия

царица

естествознания.

Оставаясь

эмпирической наукой, она в значительной мере будет будить интерес

учащихся к себе.

Все мы знаем, что ребята, впервые пришедшие в химический кабинет, в

большинстве своем проявляют повышенный интерес к химии, связанный с

проведением опытов и экспериментов на уроках. Но, к сожалению, этот

интерес у многих пропадает уже к концу первого года изучения предмета.

Следует приложить максимум усилия к тому, чтобы у детей не пропадал

интерес к предмету, а, наоборот, увеличилось число заинтересованных.

Часто бывает, что ребята рассеивают свое внимание при изучении

сложного и объёмного материала и никак не могут сосредоточиться на уроке.

Именно в таких случаях необходимо привлечь их внимание каким-либо

интересным рассказом или игрой, что поможет сконцентрировать внимание

ребят на изучаемом материале.

Активизировать внимание учащихся и повысить интерес к предмету

помогают нестандартные уроки.

2. Нестандартные уроки в системе инновационного подхода к

обучению.

2.1

Принципы педагогики сотрудничества.

В настоящее время любой метод и любую организационную форму

обучения

следует

рассматривать

с

точки

зрения

их

эффективности,

реализации возможностей познавательной деятельности учащихся. Иначе

говоря, все методы и организационные формы обучения должны быть

активными по своей сути.

Учителя обращают внимание на нестандартные формы проведения уроков.

Это, конечно, не значит, что другие традиционные методы и формы обучения

отходят на второй план.

Если рассматривать принципы, как руководство к совершено конкретной

деятельности, обнаруживается, что их бесполезность – это плод нашего

ленивого воображения. Свидетельством тому все тот же опыт учителей-

новаторов, которые для обобщения своей деятельности, для более понятного

ее

представления

прибегали

к

помощи

принципов

педагогики

сотрудничества.

В общем виде эти принципы: отношения взаимопонимания с учениками;

учения без принуждения; трудной цели; принцип опоры для ученика, в

качестве которой может быть путеводная нить рассказа, правила, способа

решения задачи; принцип оценки, как уважительного отношения не только к

детскому

знанию,

но

и

незнанию,

поощрения

чувства

долга

и

ответственности;

принципы

самоанализа,

соответствующей

формы,

интеллектуального фона класса и личностного подхода.

Некоторые

педагоги

иначе

представляют

творческие

принципы

нестандартных уроков:

1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в

проведении.

2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на

уроке.

3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа

эмоционального тона урока.

4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.

5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения

взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального

удовлетворения.

6. «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся

по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.

7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только

результирующего инструмента).

Данная группа принципов задают общее направление педагогическому

творчеству, ориентируя на весьма конкретную деятельность обучения.

Помимо принципов, исследователи относят к весьма значимым периоды

подготовки и проведения нестандартных уроков. Выделяют 3 периода:

подготовительный, собственно урок, и его анализ.

1. Подготовительный период.

В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при

подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь

учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий,

раздача материала, обеспечение и т. п.), то во втором случае в значительной

степени задействованы и учащиеся.

Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают

определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка

сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов,

викторин и т.д.

2. Собственно урок (выделятся 3 основных этапа):

Первый этап.

Он является предпосылкой формирования и развития

мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выявляется степень

готовности к и решению, к нахождению путей достижения целей урока.

Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные,

развивающие и воспитательные задачи. Развитие мотивационной сферы

осуществляется

тем

эффективнее,

чем

результативнее

проведен

подготовительный

период:

качество

выполнения

учащимися

предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При

проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной

форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические

особенности.

Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний

учащихся

в

различных

«нестандартных»

формах

организации

их

мыслительной активности.

Третий этап. Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль

обычно

не

выделятся

во

времени,

а

«растворяется»

в

каждом

из

предшествующих этапов.

В период анализа данных уроков важно оценивать как итоги обучения,

воспитания, развития учащихся, так и картину общения - эмоциональный

тонус урока: не только в общении учителя с учениками, но и в общении

учащихся друг с другом.

Очевидно, что рассмотренные частности – это только ориентиры,

намётки

для

педагогического

творчества.

Но

они

помогают

начать,

устанавливая некоторые «точки опоры».

2.2 Классификация нестандартных уроков.

Ребенок, приступая к изучению химии, стремится научиться понимать

окружающий мир и все, что происходит вокруг. Задача учителя -

поддержать это стремление с помощью разнообразных форм и методов

обучения. И поэтому при обучении школьников химии важно сохранять и

развивать у них чувство интереса к предмету. Для достижения этой цели

учитель применяет различные приемы работы

.

Очень важным условием для проведения таких уроков является

благоприятный психологический климат, уважительное, доброжелательное

отношение учителя к своим ученикам. У них появляется уверенность в своих

силах, удовлетворение от работы, исчезает боязнь неправильных ответов.

Нестандартных уроков стало настолько много, что потребовалось

обращение

к

классификации.

Классификация,

т.е.

распределение

по

разрядам, помогает выделить общие основания в том случае, когда

приходиться выбирать наиболее необходимое, интересующее, подходящее из

очень большого количества информации. Сегодня не совсем обычных

методов обучения и целых уроков – огромное количеств, но далеко не все

они соответствуют общепринятым представлениям о нестандартности в

образовании,

о

необычности

урока

и,

наконец,

не

соответствуют

представлениям ни об уроке, ни о методе. Выбирая из этого массива именно

ту информацию, которая необходима, учитель, как правило, опирается на

свою интуицию, а не на какие-либо научные основания.

«Классическая» типология по основным дидактическим целям исходит

из стадий процесса учебного познания: усвоение нового материала –

формирование новых знаний и умений, их закрепление и систематизация,

контроль и оценка полученных результатов.

Разработка теории проблемного обучения привела к делению уроков на

проблемные и непроблемные.

В такой классификации зафиксирован

характер познавательной деятельности учащихся. В то же время эта

классификация относится преимущественно к урокам изучения нового

материала.

В зависимости от планируемых целей отдельные формы уроков могут

быть отнесены к различным типам, например, интегрированные уроки-

исследования. Так, на интегрированных уроках учащиеся могут усваивать

новые знания по разным учебным предметам, их нередко ведут 2-3 учителя.

Однако, если они проводятся на известном учащимся материале, то это

скорее уроки систематизации знаний, их обобщения и повторения.

Особенно сложно классифицировать уроки игровой формы. Игровые

технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной

мотив игры – не результат, а процесс. Это усиливает их развивающие

значение, но делает мене очевидным образовательный эффект. Несомненно,

у

игровых

уроков

есть

и

образовательные

возможности,

если

их

рассматривать не разрозненно, а в системе.

Стремление к гласности выразилось в уроках типа «Общественный смотр

знаний» и «Пресс-конференция»; тяга к размышлениям, дискуссиям и

спорам, в ходе которых только и может быть доказана правота какой-либо

точки зрения, - в уроках-диспутах; потребность в инициативе, творчески

мыслящих людях и условиях для их проявления – в уроках, строящихся на

детской

инициативе,

в

уроках

изобретательства

и

сочинительства,

творческих выставках и отчетах.

Четкое

осознание

важности

делового

партнерства,

творческого

сотрудничества и умения их вести, к которому слабо приучены, - в уроках с

использованием групповых форм работы; потребность уважать дело, уметь

его квалифицированно выполнить и судить о человеке по его конкретным

свершениям – в организации уроков-ролевых игр.

выделяют следующие группы уроков:

1. Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок,

построенный на инициативе учащихся, урок – общественный смотр знаний,

урок-диспут, урок с применением компьютеров.

2. Уроки с использованием игровых ситуаций: урок - ролевая игра, урок-

пресс-конференция, урок соревнование, урок-КВН. Урок-путешествие, урок-

аукцион,

урок

с

использованием

дидактической

игры,

урок

-

театрализованное представление.

3. Уроки творчества: урок сочинение, урок-выпуск «живой газеты».

Урок

изобретательства,

комплексно-творческий

урок,

урок-осмотр

самодеятельной выставки.

4.

Традиционные уроки с новыми аспектами:

урок-лекция, урок-

семинар, урок решения задач, урок-конференция, урок-экскурсия, урок-

консультация, урок-зачет.

Уроку должны быть присущи системность и целостность, единая логика

совместной деятельности учителя и учеников, подчиненная общим целям и

задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и

методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной

деятельности и поведение школьников становиться развивающим.

Предлагается классификация уроков на основании не совсем обычных и

совсем необычных методов и форм проведения.

- уроки с измененными способами организации: урок-лекция, лекция-

парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок-встреча;

- уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок творчества: урок-

сочинение, урок изобретательства, урок творческий отчет, урок выставка,

урок-«удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об

ученых; урок-бенефис, урок портрет, урок сюрприз, урок-подарок от

Хоттабыча

- уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия,

заочная экскурсия, прогулка, путешествие по стране. Урок-экспедиция.

-

уроки с состязательной игровой основой:

урок-игра: «Придумай

проект», проверочный кроссворд, урок в форме игры «Лото» и т. д.

- уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов

организации; парный опрос, защита оценки, урок-семинар.

2.3 Характеристика отдельных нестандартных уроков.

В настоящее время учителя обращают внимание на такие методы и

организационные формы обучения, как лекции и семинарские занятия. Это,

конечно, не значит, что другие традиционные методы и формы обучения

отходят на второй план.

В школьной практике учителя прибегают к двум типам лекций

в

зависимости от дидактических целей: лекции по изучению нового материала

и лекции по систематизации и обобщению знаний. Первый тип лекций

проводится при освещении сложного теоретического материала, раскрытии

начальных тем курса (как бы вводные лекции). К лекциям второго типа

учителя прибегают в конце изучения большого раздела или в конце курса

органической химии.

Особенности лекции

проявляются в том, что в процессе изложения

учитель может обратиться к ученику и попросить его высказать свое

суждение по тому или иному вопросу. Попросит повторить какое-то

положение (проверка на внимательность), или остановить изложение и дать

время на запись чего-то важного (закономерности, правила и др.). Иначе

говоря, в процессе лекции не нарушается контакт учитель – ученик. Лекции,

как правило, сопровождаются демонстрациями.

В учебном процессе большое значение для активизации деятельности

учащихся имеют беседы.

Если лекции преимущественно относятся к

монологическому

методу

обучения,

то

беседы

к

диалогическому.

Диалогический метод позволяет в большой степени, чем лекции, развивать

мышление учащихся, дает возможность научить школьников участвовать в

дискуссии, отстаивать свое мнение.

Диалогический метод используется при проведении семинаров.

Эта

форма организации уроков прочно вошла в практику преподавания химии.

Семинарские занятия проводят с целью отработки, закрепления учебного

материала, обобщения знаний по теме, разделу и реже – при изучении нового

учебного материала. Они могут следовать за лекцией.

Важная

особенность

семинарских

занятий

это

проявление

самостоятельности учащихся, их активной мыслительной деятельности при

решении поставленных или возникающих в процессе обсуждения вопросов,

широкое применение приемов логического мышления, особенно сравнений,

аналогий, систематизации и обобщения.

Некоторые учителя проводят уроки-конференции.

Особенности этих

уроков заключается в том, что учащиеся готовят небольшие доклады о

посещении

местного

производства,

о

развитии

местной

отрасли

промышленности (например, производство определенных видов полимерных

материалов). Содержание докладов может быть связано с изучаемым

материалом, но оно может несколько выходить за рамки программы.

Конференция должна быть посвящена определенной теме, например

«Развитие химической промышленности области, края»,

«Природные

источники

углеводородов»,

«Химическая

промышленности

охрана

природы».

Разумеется, конференции в классе учитель проводит редко – одну-две в

год.

В последнее время в школьной практике появилась новая форма

организации урока – ролевые игры.

На них остановимся подробнее.

Характер ролевой игры определяется содержанием программного материала,

производственным окружением, интересами и подготовленностью учителя и

учащихся. При этом следует учитывать, что не всякий программный

материал может быть базой для организации урока в форме ролевой игры.

При его отборе следует исходить из следующих положений: отобранный

материал

должен

обеспечить

постановку

и

разрешение

конкретной

проблемы, возможность творческого поиска; способствовать организации

самостоятельной практической работы учащихся на основе имеющихся у них

знаний, раскрытию роли знаний, науки в развитии общества.

Их проведение требует от учителя творческого подхода. Нужно выбрать

тему, подготовить сценарий, главное – подготовить учащихся к такому

уроку.

Организация работы с учащимися слагается примерно из следующих

этапов:

1.

Предварительное

обсуждение

темы

и

её

основных

вопросов,

определение производственного или научного объекта.

2. Проект сценария, в создании которого принимают участие, как учитель,

так и учащиеся. Распределение ролей. Работа с литературой, средствами

массовой информации

3. Уточнение содержания сценария, участие в нём работников других

учреждений.

4. Индивидуальная и групповая подготовка учащихся к игре.

5. Проверка готовности каждого ученика к участию в ролевой игре.

В ролевых играх, как правило, активно участвуют все учащиеся класса.

Поэтому при подготовке к уроку необходимо разделить учащихся класса на

группы, определить обязанности (роль) каждого из них, разработать

программу урока, задания для каждой группы учащихся, определить время

выполнения заданий, выбрать оборудование, наглядные пособия, подобрать

химический эксперимент, выполняемый учащимися, продумать формы учёта

и контроля знаний.

Подготовительную работу учитель проводит задолго до урока ролевой

игры.

Ролевые

игры

при

хорошей

их

организации

имеют

большое

воспитательное значение: они позволяют показать роль химии в решении

важных практических задач, приучают школьников работать в коллективе,

ответственно относиться к учёбе. В учебную работу вовлекаются самые

застенчивые, робкие ребята, что способствует самоутверждению каждого

ученика

в

классе,

сплочению

коллектива.

При

этом

воспитываются

сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, самостоятельность,

постоянная

готовность

учащихся

включиться

в

различные

виды

деятельности.

Как и конференции, ролевые игры следует проводить 1-2 раза в год. Опыт

показывает, что увлечение только одной какой-либо организационной

формой

обучения

приводит

к

нежелательным

явлениям:

учащимся

становится скучно, неинтересно, они перестают творчески работать.

Некоторые учителя для проверки знаний проводят зачёты по отдельным

или нескольким темам. Для зачёта отбираются как теоретические вопросы,

так и вопросы практического характера (решение экспериментальных и

расчётных задач).

В настоящее время любой метод и любую организационную форму

обучения

следует

рассматривать

с

точки

зрения

их

эффективности,

реализации возможностей познавательной деятельности учащихся. Иначе

говоря, все методы и организационные формы обучения должны быть

активными по своей сути.

2.4 Использование информационных технологий при обучении химии

(из опыта работы).

Значительное внимание в своей работе я уделяю развитию

информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Опыт

работы

показывает

широкие

возможности

использования

информационных технологий в учебном процессе и во внеурочной

деятельности. В их числе:

1.

создание учениками мультимедийных презентаций по темам и

разделам курса;

2.

создание учителем мультимедийных презентаций к разным разделам

программ;

3.

создание и использование контрольно-измерительных материалов

(тестов), организацию самопроверки с использованием такого рода

материалов;

4.

создание и проведение заочных интерактивных экскурсий при

изучении различных тем;

5.

создание мультимедийных презентаций к внеклассным мероприятиям;

6.

использование интернет ресурсов при подготовке рефератов, докладов,

создании проектно-исследовательских работ, индивидуальных и

творческих заданий; позволяют развивать интеллектуальные,

творческие способности учащихся, их умение самостоятельно

приобретать новые знания, работать с различными источниками

информации.

Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении

является повышение качества обучения за счет новизны деятельности,

интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках химии

- новый метод организации активной и осмысленной работы учащихся,

который делает занятия более наглядными и интересными. Уроки с

применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот

делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и

деятельным. При этом у школьников развивается зрительная память

,

акцентируется внимание на важных объектах. Мультимедийная презентация

является наиболее эффективной формой представления материала на уроках

химии. Её использование целесообразно на любом этапе изучения темы и на

любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить

творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению

уроков.

Применение презентаций на уроке позволяет:

1.

более качественно реализовать принципы наглядности и доступности

при обучении,

2.

эффективнее использовать время на уроке, создавать проблемные

ситуации на уроке, что активизирует

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна

компьютеризация образования. Современное общество ответило на этот

вопрос, начав активно создавать новую информационную культуру, новую

культуру деятельности, в которой будут жить, и работать выпускники всех

без исключения типов школ.

Термин «информационные технологии» применяется в

образовательном процессе совсем недавно и подразумевает использование

компьютеров как новых средств подготовки, диагностики, контроля и

обучения предметам. Компьютерные технологии призваны помочь учителю в

школе делать то, что без компьютера делать очень сложно; делать то, что не

делали раньше; делать по-новому то, что делали всегда.

Применение компьютера на уроках химии целесообразно в тех

случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно.

Очень

эффективными, наглядными и содержательными являются интерактивные

уроки.

Так,

мною

проводились

уроки-лекции

с

использованием

компьютерных

технологий

по

темам:

«Природные

источники

углеводородов», «Спирты». На этих уроках учащиеся не только получили

исчерпывающую информацию по темам, но и наглядно увидели изучаемый

материал. Затем были проведены семинарские занятия, где рассматривались

те вопросы, которые освещались на предыдущих уроках. Система уроков

интерактивная лекция (презентация) и семинар показала, что учащиеся

лучше усваивают

материал и реальнее представляют себе процессы,

происходящие между веществами.

Компьютерные технологии можно использовать и на уроках

объяснения нового материала. Такой урок был проведён в 8 классе по теме

«Основные классы неорганических соединений». В отличие от лекции, на

таких уроках ребята не только получали информацию, но и обсуждали

просмотренный материал, закрепляли изученное и проводили химические

эксперименты.

Закрепление изученного материала можно проводить с применением

презентаций. С этой целью был проведён нестандартный урок (урок – суд)

в 11 классе по теме «Влияние этанола на организм человека, значение

спиртов».

Зная

свойства

одноатомных

спиртов,

ребята

подготовили

презентации о пользе и вреде спиртов, высказали своё мнение о действие

спиртов на организм человека,

проверяли практические эксперименты

(действие спирта на белок, куриную печень), подготовили видио фильм о

вреде алкоголя.

Хочется отметить, что в школьной лаборатории не всегда можно

провести химический эксперимент в должном виде. А так как химия - наука

экспериментальная, то помощь компьютера в данном случае просто

необходима. Поэтому при обобщении знаний в 11 классе был проведён

интерактивный урок на тему «Качественные реакции в органической химии».

Часть урока была посвящена просмотру и записи качественных реакций на

органические вещества, а вторая половина - решению экспериментальных

задач. Такое комплексное повторение даёт возможность лучше запомнить и

воспроизвести ранее изученное.

Таким образом, эффект применения компьютерных технологий

зависит в наибольшей мере от умения использовать новые возможности.

Важно включить эти технологии в систему обучения каждого ребёнка,

предоставить ему свободу выбора форм и средств деятельности при решении

учебных задач, в тоже время, обеспечивая его системой помощи в случае

затруднений.

Очевидно, что в настоящее время умение учителя-практика

пользоваться компьютером в учебном процессе есть обязательный элемент

его профессиональной компетенции.

2.5. Результативность использования нетрадиционных методов обучения

Нетрадиционные формы урока - одна из форм активного обучения.

Проведение

нетрадиционных

уроков

способствовало

повышению

эффективности обучения, дало возможность свести воедино и осуществить

на практике все принципы обучения с использованием различных средств и

методов.

Для

учащихся

нетрадиционный

урок

-

переход

в

иное

психологическое состояние, это другой стиль общения: положительные

эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и

ответственность.

Данные уроки позволяют развить у обучающихся творческие

способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их

применение

на

практике,

ощутить

взаимосвязь

разных

наук,

самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Значительно

повышается интерес учащихся к изучаемому предмету, науке. В процессе

проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития

умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но

точных

выводов.

На нетрадиционных уроках удаётся заставить работать каждого

ребёнка. Сформированность положительной мотивации учения школьников,

повышение активности на уроке, познавательной деятельности определялась

тем, что использовались дидактические игры на уроках, разнообразные

задания на развитие мышления и памяти, активное восприятие детей

пробуждала применяемая на уроке наглядность. Также большую роль играли

кроссворды, загадки, используемые на уроках, методы поощрения детей.

Нетрадиционные уроки способствуют развитию навыков коллективной

деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки. Дети на таких

уроках

учатся

уважать

товарищей,

согласовывать

свои

действия

с

действиями партнёров, общаться друг с другом. Нетрадиционная форма

делает урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца

каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. Нестандартные

уроки

способствуют

формированию

мотивации

учения,

выступают

средством

повышения

интереса

и

активности

младших

школьников;

нетрадиционные

уроки

отличаются

разнообразием,

чёткостью,

системностью, творческим подходом.

Результаты опроса обучающихся.

Уроки

биологии

становятся

интереснее,

если

в

них

включены

нестандартные задания?

6 класс

75%учеников

25% учеников

8 класс

68% учеников

32% учеников

9 класс

64% учеников

32% учеников

Да. Уроки биологии становятся интереснее, если в них включены

нестандартные задания.

Нет. Ничего не изменилось.

3. Нестандартные уроки химии

(из опыта работы).

3.1. «Влияние этанола на организм человека, значение спиртов»

Цели урока:

расширить знания учащихся о влиянии спиртосодержащих

органических веществ на организм человека, рассмотреть значение спиртов

в народном хозяйстве.

Оборудование и реактивы

:

ТСО, экран, этанол, куриный белок, свиная

печень

Тип урока

:

урок - суд

Ход урока:

Секретарь суда: Прошу всех встать, суд идет! (заходит судья)

Судья:

заседание суда прошу считать открытым. Прошу

всех

сесть.

Слушается дело по преступлению против Человека.

Обвиняемый – Спирт Этиловый

Дата рождения –

Место рождения –

Происхождение –спиртовое брожение

Ближайшие родственники – никотин, наркотики

Характер – дурманящий, опьяняющий, ядовитый

Профессия – наркотик

Род занятий – вступает в контакт с нервной системой человека

Подсудимый обвиняется злонамеренном ухудшении здоровья

человека,

возникновения многих заболеваний нервной, сердечнососудистой систем

человека.

Присяжным для вынесения объективного приговора необходимо

выслушать показания свидетелей защиты и обвинения.

Адвокат, ваш подзащитный признает себя виновным?

Адвокат: нет, мой подзащитный не признает себя виновным

Судья: слово предоставляется адвокату подозреваемого.

Адвокат: Господа присяжные! Я считаю что Спирт Этиловый не виновен, и

я докажу вам это.

Судья: Приступайте к опросу свидетелей.

Адвокат: Мой первый свидетель - господин Немиров

Представьтесь, пожалуйста.

Немиров: Я господин Немиров, президент фирмы «Немиров и К»

Адвокат: Как вы относитесь к предупреждения

Минздрава о том,

употребление спиртосодержащих напитков вредит здоровью человека?

Немиров: Отрицательно.

Адвокат: Почему?

Немиров:

Потому, что мы постоянно совершенствуем производство,

выпускаем безвредные напитки.

Адвокат: Скажите, можно ли использовать спирты в других целях?

Немиров: (презентация в защиту)

Адвокат: У вас есть, что еще добавить?

Немиров: Нет.

Адвокат: У меня больше нет вопросов.

Судья: Спасибо. У прокурора будут вопросы к свидетелю?

Прокурор: Да, будут.

Судья: Слово предоставляется прокурору

Прокурор: Вы сказали, что ….( учащийся самостоятельно формулирует

вопрос)

Немиров: к сожалению мне нечего добавить

Прокурор: Господин Немиров, представьте такую ситуацию: к вам на

работу пришли устраиваться два очень квалифицированных специалиста,

при этом один из них иногда выпивает на рабочем месте. Кого вы

примете на работу?

Адвокат: Возражаю, Ваша честь! Ситуация к делу не относится.

Судья: Протест отклонен. Свидетель, отвечайте!

Немиров: Наверное, непьющего.

Прокурор: Почему?

Немиров: Непьющий все свое рабочее время активен, работает в полную

силу и самое главное – он не втянет других.

Прокурор: А вы сами выпиваете?

Немиров: Нет

Прокурор: У меня больше нет вопросов

Судья: Свидетель, вы свободны

Адвокат: Следующий мой свидетель госпожа Рекламова. Представьтесь,

пожалуйста

Рекламова: я президент рекламного агентства, госпожа Рекламова.

Адвокат: Какую продукцию вы выпускаете для рекламы спиртных

напитков?

Рекламова:

мы

выпускаем

различные

виды

продукции: футболки,

рекламные плакаты, ролики на телевидении.

Адвокат Скажите, пожалуйста, если не секрет, какова ваша прибыль?

Рекламова: Несколько миллионов в год.

Большая часть наших доходов идет на развитие частного бизнеса, иногда

перечисляем средства в различные благотворительные фонды.

Адвокат Спасибо, у меня больше нет вопросов.

Судья: У прокурора будут вопросы к свидетелю?

Прокурор: госпожа Рекламова , как вы относитесь к идеи помещать на

упаковках

спиртных

напитков надпись « Минздрав

предупреждает,

употребление спиртных напитков опасно для вашего здоровья»?

Рекламова:

мы

не

занимаемся

размещением рекламы на упаковках

спиртных напитков, а насчет предупреждения Минздрава скажу так: ему

никто не верит, так как многие врачи сами выпивают.

Прокурор: ваше отношение к запрещению рекламы спиртных напитков

на телевидении?

Рекламова: Отрицательное, это приносит нам огромный доход.

Прокурор: у меня вопросов больше нет.

Судья: вы свободны.

Адвокат: я приглашаю следующего свидетеля – господина Неверящего.

Представьтесь, пожалуйста.

Неверящий Я, мне 32 года

Адвокат: давно вы начали употреблять спиртные напитки?

Неверящий Слабоалкогольные с 13 лет

Прокурор : Когда в последний раз вы были у врача?

Неверящий Полгода назад проходил медкомиссию

Прокурор Результатами довольны?

Неверящий Несовсем.

Прокурор: какие проблемы у вас со здоровьем?

Неверящий

Появилась

неуверенность, раздражительность, бессонница,

повысилось артериальное давление.

Адвокат: а вы хотели бы бросить пить?

Неверящий Да что вы! Нет. У меня очень напряженный график работы: в

моем подчинении много сотрудников, поэтому нахожусь в постоянном

психологическом напряжении, а после 50-100 грамм прихожу в норму

Адвокат: так вы, что считаете Спирт невиновен?

Прокурор: протестую, Ваша честь.

Судья: вопрос отклонен. У прокурора есть вопросы к свидетелю?

Прокурор Скажите, а ваша жена выпивает?

Неверящий Иногда.

Прокурор А дети у вас есть?

Неверящий Да, дочь ходит в 3 класс.

Прокурор А как у неё успехи?

Неверящий Если честно, не очень. Учительница жалуется на её плохую

память, быструю утомляемость, повышенную возбудимость, нервозность,

рассеянное внимание. Не знаю в кого она такая? Я всегда хорошо

учился, стихи быстро запоминал.

Прокурор: А ваши родители выпивали?

Неверящий Нет.

Прокурор У меня больше нет вопросов.

Судья: слово предоставляется прокурору.

Прокурор Мой первый свидетель – госпожа Статистова. Представьтесь,

пожалуйста.

Статистова: Я госпожа Статистова, провожу исследование по проблеме

алкоголизма и употреблении спиртных напитков.

Прокурор: познакомьте нас с результатами ваших исследований

Статистова: (

презентация обвинение)

Прокурор:

Что

вы

можете сказать

об

увеличении

числа пьющих

подростков?

Статистова:Да, в последние годы наблюдается тенденция в увеличилось

числа

пьющих

подростков.

Сначала

употребление

слабоалкогольных

напитков с разрешения родителей, а затем более крепких. В пьющих

семьях до 60% детей выпивают.

Прокурор:

спасибо. Я приглашаю

следующего

свидетеля. Доктора

медицинских наук.

Доктор:

В

нашем центре «Здоровье» мы

проводим

различные

исследования. Например, если взять кусочек ткани печени у заядлого

алкоголика, приготовить из него экстракт и втирать в уши кролика, то

кролик через некоторое время умрет.

Самое

страшное, что выпивают

дети, девушки, молодые

мамы это

отражается на здоровье всей нации.

* (просмотр видео фильма о влиянии спирта на организм человека)

* (проведение эксперимента: влияние этанола на печень и белок)

Судья: слово для заключительного выступления предоставляется адвокату

обвиняемого.

Адвокат: вы хотите обвинить невинного гражданина, но все мы грешны,

и нас никто не судит. А госпожа прокурор не представляет себе, что

будет, если сейчас запретить производить спиртные напитки. Господа

присяжные, подумайте. Когда выпивающий человек бросает употреблять

спиртное, у

него

появляется

бессонница, повышается

нервная

возбудимость, раздражительность. Прошу принять во внимание, что спирт

используют

в

лечебных

целях. Прошу

признать

подсудимого

невиновным.

Судья: слово для заключительного

выступления

предоставляется

прокурору.

Прокурор:

я надеюсь,

господа

присяжные, что

вы

убедились

в

виновности

Спирта

Этилового. Он

свободно

гуляет

по планете,

завоевывая умы и сердца беззащитных людей.

Вам должно быть известно, что на 1 милл. жителей – 1 человек погибает в

авиакатастрофе каждые 40 лет, от автокатастроф – каждые 4-5 дней, от

алкоголя – каждые 2 дня. Алкоголь обгоняет автомобильные катастрофы.

Спасибо.

Судья: господа присяжные, выносите свой приговор!

Подведение итогов (приговор)

Судья: Суд окончен. Всем спасибо.

3.2. Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»

(урок – игра путешествие)

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»

Цель:

закрепить знания о свойствах металлов, способах получения, их

нахождении в природе, основных областях применения.

Задачи: Обучающая: повторить и обобщить сведения, полученные ранее о

металлах; дополнить их познавательными опытами; закрепить и проверить

знания о физических и химических свойствах, применении металлов.

Развивающая:

развивать

творческое

мышление,

наблюдательность,

логическое мышление, память

Воспитательная: воспитывать способность к сотрудничеству,

взаимопомощи, формировать опыт делового общения, групповой творческой

деятельности

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков

учащихся

Форма урока: урок – игра путешествие

Оборудование: карта-маршрут «Остановочные пункты маршрута» (полоски

плотной бумаги с надписями «Пролив Достижений», «Проток Формул»,

«Лагуна Успеха», «Рифовые кроссворды», «Бухта Олимпийских вершин».

Маршрутный лист ________________(ФИО ученика)

Шифровка

Внимание,

на старт!

Пролив

Достижений

Проток

Формул

Лагуна

Успеха

Рифовые

кроссворды

Бухта

Олимпийских

вершин

Интерактивная доска, компьютер.

Реактивы:

растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, хлорида железа

(III), серной кислоты, хлорида цинка, соляной кислоты, спиртовки,

пробиркодержатели, пробирки, штативы.

Предварительная подготовка:

В качестве инструкторов-мореходов

приглашаются учащиеся 10-11 класса, приглашаются фотокорреспонденты

школьного редакционного совета.

Класс поделить на группы – команды по рядам, всего три команды.

Ход урока:

Эпиграф урока:

Жизнь без металлов невозможна,

И эта аксиома непреложна:

Твердые, блестящие, ток проводящие,

Для человека металлы – друзья настоящие!

В начале урока учитель говорит учащимся о том, что им сегодня предстоит

отправиться в серьезную экспедицию, цель которой – проплыть маршрут, т.е.

принять участие в регате и достичь острова Химических сокровищ – одного

из прекраснейших островов в Мире Знаний. Каждую группу возглавляет

инструктор – морской капитан, которым хорошо знаком маршрут. В начале

игры представляются команды, они должны заранее придумать название,

девиз и эмблему своей команды.

В качестве разминки предлагают первое задание- Шифровка (это задание

необходимо как разминка и выполняется как графический диктант)

Раздаются на парты листки – полоски бумаги со шкалой, где проставлены

цифры – их 20 (это 20 вопросов). Отметить шалашиком «Λ» на отрезке номер

положения, которое считается неверным и чёрточкой «―» если ученики

согласны с утверждением.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Выбрать правильные утверждения:

1. Типичные металлы расположены в правом нижнем углу ПСХЭ Д.И.

Менделеева.

2. Неметаллов больше чем металлов

3. Литий самый лёгкий металл

4. Металлы хорошие проводники электричества

5. Атомы металлов могут быть как окислителями, так и восстановителями

6. Натрий и калий были получены английским учёным Гемфри Дэви

7. Медный купорос используется для борьбы с вредителями сада

8. Все металлы твёрдые

9. Металлы имеют молекулярную кристаллическую решётку

10.

Алюминий

самый

распространённый

металл

на

Земле

11. При взаимодействии натрия с кислородом образуется пероксид натрия

12. Концентрированная серная кислота реагирует со всеми металлами без

исключения

13. Натрий можно получить и электролизом расплава и электролизом

раствора соответствующих солей

14. Хром, алюминий, цинк амфотерные металлы

15. Ионы натрия придают пламени ярко-жёлтый цвет

16. Медь входит в состав бронзы

17. Все металлы реагируют с водой

18. Электроотрицательность металлов меньше электроотрицательности

неметаллов

19. Кристаллическая решетка металлов состоит из ионов и атомов металлов,

расположенных в узлах и свободно движущихся ē по всему пространству.

20. Самый твёрдый металл это хром

- Λ - - Λ - - Λ Λ - - Λ Λ - - - Λ - - -

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

После выполнения этого задания инструкторы фиксируют результаты

ответов.

Учитель предлагает учащимся добраться до места старта на кораблях, а во

время плавания ответить на вопросы. Это позволит проверить знания, а

также установить, кто первым окажется на старте.

В маршрутном листе фиксируются результаты ответов, по количеству

баллов определяем последовательность прибытия команд на старт.

Задание №2. Внимание, на старт!

1.Что такое металлы? ( Металлы - хим. элементы, образующие в свободном

состоянии простые вещества с металлической связью )

2. Какие металлы использовались в древние и средние века? (Fe, Cu, Sn, Pb,

Hg, Au, Ag)

3. Какие металлы называют черными, какие цветными?

(Черные - железо и его сплавы, цветные – Al, Cu, Pb, Zn, Sn, Ag)

4. Самый легкий металл? (Литий)

5. Назовите фамилию химика, впервые получившего натрий, калий, кальций,

магний.

(Английский химик Дэви)

6.Самый твердый металл. (Хром)

7.Какой металл придает нашей крови красный цвет? (Железо)

8. Самый тяжелый металл (Осмий)

9.В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят?

(Алюминий)

10.Металл- жидкость. ( Ртуть)

11. Самый используемый металл в мире. (Железо)

12. Какой металл называют металлом консервной банки? (Олово)

13.Какой длины проволоку можно вытянуть из 1г. золота?. (3,5 км.)

14. Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий)

15. Какой металл участвует в свертывании крови? (Кальций)

16.Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам)

17. Почему литий хранят не в керосине, а в вазелине?

(Легкий, всплывает, плотность лития меньше, чем плотность керосина)

18.Чего больше всего боится славный и бесстрашный воин- железо?

(Коррозии)

19.Самый пластичный металл. (Золото).

20. Какой металл убивает бактерий? (Серебро).

Учитель объявляет, в какой последовательности идет выход на маршрут.

Начинается регата.

Встреча назначается «В Проливе Достижений»

Задание №3. Пролив Достижений.

Учитель командам дает задание- задание всем командам одновременно.

Разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия металлов.

Задание №4 Проток Формул

Каждой

команде

предстоит

осуществить

превращение,

используя

инструктивные карточки.

Инструктивная карточка:

1. Прочитать правила техники безопасности (за нарушение техники

безопасности штраф 10 баллов);

2.

Осуществить

превращение

(каждая

команда

выполняет

одно

превращение):

1. CuSO

4

Cu(OH)

2

CuO

2. FeCl

3

Fe(OH)

3

Fe

2

(SO

4

)

3

3. ZnCl

2

Zn(OH)

2

ZnCl

2

3. Оформить отчет в виде таблицы:

Схема

превращения

Уравнения реакций в молекулярном

и ионном виде

Количество баллов

Задание №5 Лагуна Успеха

В этом задании необходимо отгадать загадки

1. Я блестящий, светло-серый,

Образую хлорофилл,

И меня фотограф первый

Очень поджигать любил! (Магний)

2. Я - металл незаменимый,

Очень летчиком любимый,

Легкий, электропроводный,

А характер – переходный(Адюминий)

3. Меня любит человек!

Мною назван целый век!

Я блестяща и рыжа,

Очень в сплавах хороша! (Медь)

4. На внешность я напоминаю

Углеродистую сталь.

И поделки из железа

Покрываю, словно шаль. (Хром)

5. Поташ, селитру, сильвинит, какой металл объединит?

(Калий)

6. Из башни словно масло льется,

«Хлебом индустрии зовется»

(Железо)

7. Живет обычно в керосине

И бегает он по воде,

В природе, в комнате – отныне

Свободным нет его нигде.

В солях открыть его возможно:

Желтеет пламя от него.

И получить из соли можно,

Как Дэви получил его.

(Натрий)

Задание №6 Рифовые кроссворды. Раздать учащимся кроссворды

9

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Щелочной

металл,

составляющий

часть

поваренной

соли

2. Щелочноземельный

металл,

образующий

мел,

мрамор,

известняк

3. Металл, относящийся к лантаноидам получивший название от старинного

названия

г.Парижа

4. Металл, в честь которого был назван целый век

5. Металл,

из

которого

льют

пули

6. Искусственно полученный щелочной металл названный в честь Франции

7. Самый

тяжёлый

металл

8.

Самый

лёгкий

металл

9. Самый распространённый металл на земле

Ответы: 1. Натрий, 2. Кальций, 3. Лютеций, 4. Медь, 5. Свинец, 6. Франций,

7. Осмий, 8. Литий, 9.Алюминий.

Задание №7 Бухта Олимпийских вершин Мы постепенно подходим к концу

нашего урока. И вот мы заходим в бухту Олимпийских вершин, которая

находится на берегу острова Химических сокровищ. По моему сигналу вы

должны из различных карточек с формулами химических веществ, лежащих

на столе в беспорядке, выбрать те, с помощью которых может быть

составлена

генетическая

цепочка

превращений

указанного

элемента.

Победит та команда, кто сделает это быстрее.

(На плотной бумаге с левой стороны рисуется стартовая линия, а с правой –

финишная. На протяжении этой “дорожки” делаются небольшие размеры

бумаги, обведенные ярким цветом по числу возможных звеньев генетической

цепочки.

Так

же

необходимо

приготовить

карточки

с

формулами

неорганических веществ, с помощью которых, можно было бы составить

генетическую цепочку соответствующего химического элемента, и несколько

карточек с формулами химических веществ, не входящих в эти цепочки.)

Образцы карточек:

1 2 3

Fe

Fe(OH)

2

Ca

Ca(OH)

2

Cu

Cu(OH)

2

Fe

3

O

4

FeCl

2

CaO

Ca(NO

3

)

2

CuO

CuCl

2

Fe(OH)

3

FeO

CaCO

3

Ca(HCO

3

)

2

Cu(NO

3

)

2

CuCO

3

FeS

Fe(NO

3

)

3

CaSO

4

CuSO

4

Учитель: «Вы преодолели последние метры и достигли берега острова

Химических сокровищ! Поздравляю вас! Достигнуть его было непросто,

каждый находил свои пути преодоления трудностей. Впереди у вас новые

дороги, новые победы. Но сегодня вы убедились, что вместе можно

решить даже непосильные проблемы, а знания дают возможность

достигнуть вершин успеха.

Такое важное событие, как плавание к острову Химических сокровищ, не

осталось без внимания журналистов, которые просят вас поделиться

впечатлениями. (Школьники высказывают мнение об уроке. О своих

затруднениях, наиболее простых для них заданиях).

Учитель подводит итоги, дает краткую оценку работе учащихся.

Выводы по работе.

Использование инновационных педагогических технологий: технологии

развития критического мышления, игровых технологий, проектного и

исследовательского метода, групповой работы, проблемного обучения,

здоровье сберегающих технологий и других – позволяет превратить обычные

уроки химии в необычные.

При

подготовке

и

проведении

необычных

(нестандартных,

нетрадиционных) уроков следует помнить, что в значительной степени их

эффективность будет обеспечиваться при условиях, если учитель:

Нестандартный урок принимает в качестве одного из ведущих средств

обучения;

Хорошо владеет методикой (технологией) проведения нетрадиционных

уроков;

Умело использует нетрадиционные и традиционные формы работы;

Владеет

способностью

диагностировать,

отбирать

содержание,

конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного

урока;

Включает нестандартные уроки в систему своей работы.

В данной работе дано обоснование целесообразности проведения

нестандартных уроков, как средства инновационного подхода к обучению.

Выделены принципы,

которых должны придерживаться учителя,

проводящие нестандартные уроки.

Дана характеристика нестандартных уроков, наиболее часто проводимых

учителями-практиками.

Показана необходимость использования компьютерных технологий при

подготовке к нестандартному уроку.

Представлены разработки нестандартных урок.

Список используемой литературы.

1. Власов Л., Трафимов Д. Занимательно о химии. М.: Молодая гвардия,

1965

2. Брейберг Л.М. Нестандартные уроки. Волгоград: Учитель, 2004

3. Игнатьева С.Ю. Нетрадиционные уроки 8-11 классы. Волгоград:

Учитель, 2004

4. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Не совсем обычный урок:

Практическое пособие для учителя и классных руководителей, студентов

педагогических. учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону:

Творческий центр «Учитель», 2001. – 176 с.

5. Обучение химии в 10 классе: Книга для учителя. В 2 ч. Ч 1/ И.Н. Чертков,

А.С. Корощенко, Л. А. Цветков и др.; Под ред. И.Н.Черткова. – М.:

Просвещение, 1992. – 96 с.: ил.

6. Отчёт о встрече учителей-экспериментаторов. // Учительская газета.

18.10.1986

7. Страницы современной педагогики: диалог теории и практики. Под общ

редакцией С.М.Годника. – Воронеж, С. 174-175.

8. Суровцева Р. П., Гузей Л.С. Химия. 8-8 классы: Методическое пособие. –

3-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 80 с.

9. Химия: Неорганическая химия: 8-11 классы: Книга для учителя. – М.:

Издательство «Первое сентября», 2003. – 296 с. (Я иду на урок).

10. Шукайло А. Д. Тематические игры по химии. 8 класс. Методическое

пособие для учителя. - М:. ТЦ Сфера, 2003. – 95 с.

8. Я иду на урок химии: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое

сентября», 2000. – 272 с.: ил.



В раздел образования