Автор: Хорошавина Дарья Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ "Бородино"
Населённый пункт: город Подольск, Московская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады
Раздел: среднее образование
«Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады»
Цели:
Обучающая: формирование представлений учащихся о личности Ивана
IV, сути и характере реформ второй половины XV в.
Развивающая: создание условий для развития у учащихся активной
мыслительной деятельности через активные формы работы с текстом.
Воспитательная: формирование понимания неоднозначности оценки
исторических деятелей
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
суть и характер реформ Ивана IV
органы управления государством во второй половине XV в.
Учащиеся должны понимать, что такое:
централизованное государство
Земский собор
Избранная Рада
стрелецкое войско
Судебник
Учащиеся должны уметь:
умения передавать содержание текста в сжатом виде
проводить информационно-смысловый анализ текста
формулировать выводы
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный урок
Ход урока
I. Изучение нового материала:
План
1.
Боярское правление в начале XVI в.
2.
Личность Ивана IV.
3.
Укрепление центральной власти
4.
Стоглавый собор. Реформы государственной власти сер. XVI века.
5.
Военная реформа
Введение в тему: На сегодняшнем уроке мы начнем разговор о последнем
представителе династии Рюриковичей – Иване IV, получившем прозвище Грозный.
Запишите тему, план урока.
Постановка учебной задачи: В ходе урока необходимо будет оценить начало
правления Ивана IV.
1. Боярское правление.
Рассказ учителя: Иван родился в 1530 г.
Посмотрите на форзац учебника, назовите указанные годы правления Ивана
(1533 по 1584 г.)
Слайд 3Вопрос: Мог ли 3-летний Иван править самостоятельно? Конечно,
нет. Отец Ивана Василий III умер в 1533 г, перед смертью назначив опекунский
совет из 7 влиятельных бояр над своим сыном Иваном, наказав боярам «беречь»
сына и приобщать к государственным делам. Наступило время боярского
правления. Это была эпоха беззакония, насилия, вражды и борьбы за власть.
Злоупотребления и взяточничество достигли невиданных размеров. Начались
народные волнения. Чтобы прекратить народные волнения и восстановить
правильную и четкую работу государственного аппарата, необходимы были
реформы. слайд 4 Вдова Василия III - Елена Глинская, тяготившаяся боярской
опекой, взяла управление государством в свои руки. По легенде, эта женщина
происходила из рода Мамая. Но волею судеб оказалась в Великом княжестве
Литовском и стала литовской княжной. В 1526 году вышла замуж за Великого
князя московского. После смерти мужа фактически стала правительницей при
трехлетнем сыне. За время своего правления (менее 5 лет) Елена Глинская сумела
провести в стране ряд реформ.
Рассказ учителя: После смерти Елены Глинской в стране снова началась
ожесточенная борьба за власть: отравления, убийства, заключение в темницу,
насильственное пострижение в монахи стало обычным делом при московском
дворе. И все это происходило на глазах юного Ивана., в эпоху так называемого
«боярского правления». Детство осталось в памяти Иванна как время обид и
унижений, конкретную картину которых он лет через 20 дал в своих письмах к
князю Курбскому.
Работа учащихся с документом «О боярском правлении» стр. 200 учебника.
2. Личность Ивана IV. Данилова Лера
Учитель. Иван Грозный - самый загадочный и самый жестокий царь на Руси,
был высокообразованным и просвещенным человеком, сочинял музыку, собрал
уникальную, лучшую в мире библиотеку оставил в Москве и истории свой
неизгладимый след. Вот такой человек на 17 году жизни заявил митрополиту
Макарию о своем намерении венчаться на царство. (слайд7) Это было новшество.
И Ивана 4 венчали на великое княжение. В чем же разница?
Учащиеся в результате высказываний приходят к выводу: венчание на
царство ставило Ивана на одну ступеньку с другими знатными правителями мира и
поднимало международный авторитет России. Период боярского правления
закончился. Царь Иван стал самодержавным государем.
3. Укрепление центральной власти слайд 9
Давайте вспомним, как управлялось государство в начале 15 века.
Так назывался правитель в России в 15 веке (Великий князь).
Так назывался совет из представителей старинных боярских родов при князе
(Боярская дума).
Так назывались центральные органы управления (приказы).
Так назывались люди, правившие отдельными уездами страны (наместники).
Рассказ учителя. Слайд 9 Перед Иваном IV стояли большие задачи:
Необходимо было создать единую систему центральных и местных органов
управления, утвердить единое законодательство и суд, войско и налоги, преодолеть
унаследованные от прошлого различия между отдельными районами.Первое, что
сделал царь – это укрепил и расширил органы управления. Царь создал совет, в
который вошли близкие царю люди ( А.Ф. Адашев, священник Сильвестр, князь
Курбский, Макарий) Этот совет стал называться Избранная рада. Царь и избранная
Рада задумали провести в стране реформы. С ними мы сейчас и познакомимся.
1549 – первый Земский собор – это орган при царе из представителей
различных слоев населения для решения важных государственных дел .слайд 10
1550 – принятие нового Судебника. Вспомните, когда и кем был введен
первый Судебник? Что значит выражение «Юрьев день». Слайд 11
Появляются новые приказы. Их 80. Каждый ведал определенными
государственными делами. слайд 12
1551 г. - состоялся церковный собор, получивший название Стоглавый.
Слайд 13
1556 г – реформа местного самоуправления. Учреждены должности губных
старост (губа – территориальный округ: уезд, волость) и земские старосты там, где
большинство населения составляли черносошные крестьяне слайд 14
Запись: выборные органы:
вершили суд;
следили за соблюдением законов и порядка:
собирали подати
Вывод: В целом сохранялись старые органы управления (центральные и
местные), но в их деятельность вносились существенные изменения
4. Военная реформа слайд 14
Рассказ учителя: Стрельцы вооружались за счет государства огнестрельным
оружием (пищалями), были одеты в суконные кафтаны, отделанные на груди
поперечными шнурами. На голове носили островерхие суконные шапки с меховой
опушкой. Стрелец был вооружен тяжелым гладкоствольным ружьем – пищалью и
саблей. За службу стрельцы получали хлебное, денежное и земельное жалование. В
мирное время стрельцы несли службу у городских ворот, на крепостных стенах, на
улицах. Жили стрельцы в слободах, где в свободное время занимались ремеслом и
торговали своими изделиями. Среди стрельцов были сапожники, шорники,
оружейники.
Введение даты: в 1556 г. было принято «Уложение по службе»,
определявшее точные нормы обязательной службы в царском войске от всех
землевладельцев.
Вывод: Таким образом, реформы 1550-х гг. правления Ивана IV были
направлены на усиление центральной власти.
II. Домашнее задание: