Автор: Иванова Наталья Зосимовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Высший колледж ПГТУ "Политехник"
Населённый пункт: город Йошкар-Ола Республика Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: Занятия по русскому языку как основа формирования речевой (коммуникативной) культуры
Раздел: среднее профессиональное
Н.З. Иванова, преподаватель русского языка и литературы
Высший колледж ПГТУ «Политехник»
ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ
РЕЧЕВОЙ (КОММУНИКАТИВНОЙ) КУЛЬТУРЫ
В последние годы вопросы речевой культуры горячо обсуждаются не только
специалистами (лингвистами, методистами и преподавателями русского языка),
но
и
широкой
общественностью.
Этой
теме
посвящаются
радио-
и
телепередачи, статьи в газетах и журналах. Речь наших современников
многими воспринимается и оценивается как сниженная, ненормативная.
Отмечается влияние на литературный язык ненормированной разговорной
речи, проникновение просторечных слов, жаргонизмов; немотивированное
использование иноязычной лексики и т.п.
Ученые скорее озабочены недостатками языкового воспитания, низкой
языковой компетенцией большинства населения. Что же касается языка как
явления, то он в своем историческом развитии переживал уже процессы,
аналогичные современным: экспансия варваризмов (т.е. иноязычных слов и
выражений, эпоха Петра 1, а также первая треть ХIХ века), жаргонизация языка
в советское время (20-е годы), увлечение «канцеляритом» (50-60 гг. XX века).
Тем не менее литературный язык продолжал жить, отбросив все ненужное,
наносное, и выходил из этих ситуаций обновленным.
Язык - это душа народа. По своей природе он не может не отражать того, что
происходит с человеком и вокруг человека. Огрубление языка, явное его
оскудение, снижение тональности общения - все это свидетельствует о нашей
духовной и нравственной деградации.
И наиболее уязвимыми в этом отношении оказываются дети: деформируется
их языковое чутье, языковой вкус определяется скорее модой, чем красотой,
правильностью и уместностью речи. «Сегодня русский язык - важный фактор и
объект национальной безопасности», - не без оснований пишет академик
Российской
академии
естественных
наук
К.Колин.
В
этой
ситуации
ответственность за состояние языка ложится не только и не столько на
лингвистов, нормализаторов языка, но и на нас - учителей, методистов, и,
конечно же, родителей.
Неслучайно поэтому современная концепция содержания обучения русскому
языку предусматривает формирование не только лингвистической (языковой),
но и коммуникативной (речевой) компетенции обучающихся, связанной с
овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и
письменной речи, правилами и способами использования языка в разных
сферах общения.
О необходимости развития на занятиях по русскому языку «уменья находить
наилучшее выражение для определенного содержания речи», что «зависит от
того, насколько богат словарный запас учащихся и насколько свободно могут
они использовать все разнообразие грамматических средств языка», писал и
наш современник - В.Добромыслов. Именно они, наши дети, и являются
основными потребителями современной поп-культуры, это для них издаются
«шпаргалки на каждый день», «готовые домашние задания», «русская
литература в кратком изложении» и т.п. А Интернет, где «проблемные
полилоги вырождаются в чаты (легкие беседы на определенную тему)» и
«пустую болтовню»..., сложные описания эмоций замещаются смайликами.
К.Чуковский: «Орфографию невозможно улучшить в отрыве от обшей
культуры. Орфография обычно хромает у тех, кто духовно безграмотен, у кого
недоразвитая и скудная психика. Ликвидируйте эту безграмотность, и все
остальное приложится».
Следовательно, на занятиях по русскому языку важно не только научить
правильно писать и говорить, но и научить думать. Научить полноценно
воспринимать письменную и устную речь, уметь выразить себя в слове (то есть
сформировать речевую культуру) невозможно без развития духовной культуры
ребенка, воспитания у него любви к родному языку, формирования его
мыслительных способностей и потребности в самосовершенствовании. Тогда и
занятия русского языка перестанут быть не интересными для обучающихся.
Применительно к обучению русскому языку, следует говорить о воспитании
языковой личности, владеющей нормами русского литературного языка,
обладающей даром слова, т.е. способной правильно воспринимать устную и
письменную речь, свободно пользоваться словом для выражения своих мыслей
и чувств в устной и письменной форме (коммуникативный аспект культуры
речи), соблюдающей этические нормы общения.
Недостаточно разработанным в учебниках является коммуникативный аспект
культуры речи, если иметь в виду культуру владения языком в различных
сферах
общения.
Язык
выполняет
разные
коммуникативные
задачи,
обслуживает разные сферы общения, каждая из которых предъявляет к нему
свои требования, поэтому воспитание речевой культуры личности немыслимо
без учета цели, сферы и ситуации общения.
Итак, воспитание речевой культуры на занятиях по русскому языку
предполагает овладение обучающимися знаниями о закономерностях системы
языка и ее функционирования, формирование на этой основе умений и навыков
нормативного, уместного и этичного использования языковых средств в
разнообразных ситуациях и сферах общения. Необходимо воспитать у
обучающихся сознательное отношение к своей речи, речи окружающих,
способность воспринимать язык как национальную и общечеловеческую
ценность, воспитать у него личную ответственность за каждое сказанное слово.