Напоминание

Занятия по русскому языку как основа формирования речевой (коммуникативной) культуры


Автор: Иванова Наталья Зосимовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Высший колледж ПГТУ "Политехник"
Населённый пункт: город Йошкар-Ола Республика Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: Занятия по русскому языку как основа формирования речевой (коммуникативной) культуры
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Н.З. Иванова, преподаватель русского языка и литературы

Высший колледж ПГТУ «Политехник»

ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ

РЕЧЕВОЙ (КОММУНИКАТИВНОЙ) КУЛЬТУРЫ

В последние годы вопросы речевой культуры горячо обсуждаются не только

специалистами (лингвистами, методистами и преподавателями русского языка),

но

и

широкой

общественностью.

Этой

теме

посвящаются

радио-

и

телепередачи, статьи в газетах и журналах. Речь наших современников

многими воспринимается и оценивается как сниженная, ненормативная.

Отмечается влияние на литературный язык ненормированной разговорной

речи, проникновение просторечных слов, жаргонизмов; немотивированное

использование иноязычной лексики и т.п.

Ученые скорее озабочены недостатками языкового воспитания, низкой

языковой компетенцией большинства населения. Что же касается языка как

явления, то он в своем историческом развитии переживал уже процессы,

аналогичные современным: экспансия варваризмов (т.е. иноязычных слов и

выражений, эпоха Петра 1, а также первая треть ХIХ века), жаргонизация языка

в советское время (20-е годы), увлечение «канцеляритом» (50-60 гг. XX века).

Тем не менее литературный язык продолжал жить, отбросив все ненужное,

наносное, и выходил из этих ситуаций обновленным.

Язык - это душа народа. По своей природе он не может не отражать того, что

происходит с человеком и вокруг человека. Огрубление языка, явное его

оскудение, снижение тональности общения - все это свидетельствует о нашей

духовной и нравственной деградации.

И наиболее уязвимыми в этом отношении оказываются дети: деформируется

их языковое чутье, языковой вкус определяется скорее модой, чем красотой,

правильностью и уместностью речи. «Сегодня русский язык - важный фактор и

объект национальной безопасности», - не без оснований пишет академик

Российской

академии

естественных

наук

К.Колин.

В

этой

ситуации

ответственность за состояние языка ложится не только и не столько на

лингвистов, нормализаторов языка, но и на нас - учителей, методистов, и,

конечно же, родителей.

Неслучайно поэтому современная концепция содержания обучения русскому

языку предусматривает формирование не только лингвистической (языковой),

но и коммуникативной (речевой) компетенции обучающихся, связанной с

овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и

письменной речи, правилами и способами использования языка в разных

сферах общения.

О необходимости развития на занятиях по русскому языку «уменья находить

наилучшее выражение для определенного содержания речи», что «зависит от

того, насколько богат словарный запас учащихся и насколько свободно могут

они использовать все разнообразие грамматических средств языка», писал и

наш современник - В.Добромыслов. Именно они, наши дети, и являются

основными потребителями современной поп-культуры, это для них издаются

«шпаргалки на каждый день», «готовые домашние задания», «русская

литература в кратком изложении» и т.п. А Интернет, где «проблемные

полилоги вырождаются в чаты (легкие беседы на определенную тему)» и

«пустую болтовню»..., сложные описания эмоций замещаются смайликами.

К.Чуковский: «Орфографию невозможно улучшить в отрыве от обшей

культуры. Орфография обычно хромает у тех, кто духовно безграмотен, у кого

недоразвитая и скудная психика. Ликвидируйте эту безграмотность, и все

остальное приложится».

Следовательно, на занятиях по русскому языку важно не только научить

правильно писать и говорить, но и научить думать. Научить полноценно

воспринимать письменную и устную речь, уметь выразить себя в слове (то есть

сформировать речевую культуру) невозможно без развития духовной культуры

ребенка, воспитания у него любви к родному языку, формирования его

мыслительных способностей и потребности в самосовершенствовании. Тогда и

занятия русского языка перестанут быть не интересными для обучающихся.

Применительно к обучению русскому языку, следует говорить о воспитании

языковой личности, владеющей нормами русского литературного языка,

обладающей даром слова, т.е. способной правильно воспринимать устную и

письменную речь, свободно пользоваться словом для выражения своих мыслей

и чувств в устной и письменной форме (коммуникативный аспект культуры

речи), соблюдающей этические нормы общения.

Недостаточно разработанным в учебниках является коммуникативный аспект

культуры речи, если иметь в виду культуру владения языком в различных

сферах

общения.

Язык

выполняет

разные

коммуникативные

задачи,

обслуживает разные сферы общения, каждая из которых предъявляет к нему

свои требования, поэтому воспитание речевой культуры личности немыслимо

без учета цели, сферы и ситуации общения.

Итак, воспитание речевой культуры на занятиях по русскому языку

предполагает овладение обучающимися знаниями о закономерностях системы

языка и ее функционирования, формирование на этой основе умений и навыков

нормативного, уместного и этичного использования языковых средств в

разнообразных ситуациях и сферах общения. Необходимо воспитать у

обучающихся сознательное отношение к своей речи, речи окружающих,

способность воспринимать язык как национальную и общечеловеческую

ценность, воспитать у него личную ответственность за каждое сказанное слово.



В раздел образования