Автор: Абдуллина Гульназ Ниловна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: ОГБПОУ "Старокулаткинский механико-технологический колледж"
Населённый пункт: р.п.Старая Кулатка
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К ИЗУЧЕНИЮ ХИМИИ
Раздел: среднее профессиональное
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К ИЗУЧЕНИЮ ХИМИИ
Среднее профессиональное образование очень важный этап в системе образования,
который играет ключевую роль в подготовке квалифицированных специалистов. Оно
представляет
собой
уровень
образования,
который
обеспечивает
студентам
профессиональные навыки и знания. Важность СПО подтверждена рядом ключевых
документов, которые указывают на его значимость и роль в обществе.
Среднее профессиональное образование играет важную роль в подготовке кадров в
разных сферах, и особое значение имеет подготовка специалистов в области физической
культуры и здоровья населения страны. В современном обществе сохранение и
укрепление здоровья являются приоритетными задачами, и подготовленные специалисты
играют важную роль в достижении этих целей.
Современное обучение сталкивается с проблемой снижения у студентов мотивации к
изучению
общеобразовательных
предметов.
В
частности,
постепенное
снижение
мотивации к изучению наук естественного цикла у студентов колледжей. Связана эта
тенденция со многими причинами, например:
1. Недостаточное использование современных методов преподавания.
2. Сложность предмета.
3. Недостаточная значимость предмета для будущей профессии и жизни.
4. Негативный опыт изучения химии в школе.
5. Недостаток связи материала с реальным миром.
Решение этих проблем позволит не только повысить активность учащихся в учебном
процессе и увеличить его эффективность, но и стимулировать личностный рост студентов.
Исходя из вышесказанного, возникает актуальность нашего исследования.
Мотивация
рассматривается
как
непростой
многоуровневый
регулятор
жизнедеятельности человека — его поведения, деятельности.
Многие авторы, описывающие мотивацию учебной деятельности, выделяют две
направленности учебных мотивов.
1. Внутренние мотивы – внутренние по отношению к учебной деятельности мотивы, т. е.
мотивы, которые непосредственно связаны с учебой. Например, получение удовольствия
от учения.
2. Внешние мотивы – внешние по отношению к учебной деятельности мотивы, т. е.
социальные мотивы, мотивы, связанные с общением и желанием занять свое место в
обществе.
Наблюдения за студентами СПО показывают, что некоторые внешние мотивы к обучению
значительно отличаются от мотивов школьников. К примеру, мотивация оценкой
значительно теряет свою силу. Многие студенты предпочитают в лучшем случае выучить
минимум материала на оценку «удовлетворительно», в худшем – прибегают к таким
хитростям, как списывание.
Мотив одобрения тоже значительно ослабевает ввиду возрастных особенностей. Для 16-
18 лет характерно проявление «чувства взрослости». Это субъективная сторона
взрослости считается центральным новообразованием подросткового возраста. Чувство
взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то
стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности,
отношений со сверстниками, и, что очень важно для нас, - учебы.
Проблему повышения мотивации на занятиях общеобразовательных дисциплин в СПО
можно решать в двух направлениях: отбор содержания учебного материала с ориентацией
на профессиональную деятельность; организация таких форм работы студентов на
учебном занятии, которые способствуют формированию образовательных компетенций,
необходимых современному специалисту высокого уровня.
Главными условиями становления положительной мотивации к учебно-профессиональной
деятельности являются сама организация учебно-воспитательного процесса, ее принципы,
возрастные особенности, закономерности.
В своей профессиональной деятельности мы используем различные формы, методы и
приемы обучения, направленные на осознание условий для осознания профессиональной
значимости предмета химии.
На уроке, посвящённом спиртам, мы используем кейсы, содержащие информацию о
применении спиртов. Задача из одного кейса: «В больничном отделении требуется
подготовить раствор этилового спирта для дезинфекции ран. Известно, что врачу
необходимо получить 500 мл раствора этилового спирта с концентрацией 70%. Однако у
него имеется только 96% этиловый спирт и вода. Какое количество этилового спирта и
воды нужно использовать для приготовления требуемого раствора?». Такие задачи
направлены на практическую значимость химии.
Для наглядной демонстрации результата употребления алкоголя, используется опыт
«Окисление спирта медью», результатом которого является уксусный альдегид, имеющий
характерный запах после употребления алкоголя.
В теме «Углеводы» мы рассматриваем процессы энергетического обмена, например: «При
выполнении упражнений мышцы обеих рук за 1 мин расходуют 20 кДж энергии.
Определите: А) Сколько всего граммов глюкозы израсходуют мышцы за 15 мин при
условии, что кислород в мышцы доставляется кровью в достаточном количестве? Б)
Накапливается ли молочная кислота в мышцах?» В качестве домашнего задания
обучающиеся получают задание составить примерный рацион с учетом энергетической
ценности белков, жиров и углеводов.
В заключение, мотивация играет важную роль в процессе изучения химии в среднем
профессиональном образовании (СПО). Она является ключевым фактором, влияющим на
успех и продуктивность студентов в обучении. Различные факторы, такие как интерес к
предмету, перспективы трудоустройства и эффективные методы преподавания, могут
влиять на мотивацию студентов.
Студенты, изучающие химию в СПО, могут столкнуться с трудностями и вызовами в
процессе обучения. Важно знать эти проблемы и причины их возникновения, чтобы
разработать соответствующие методы и подходы для поддержки мотивации студентов [4].
Одним
из
способов
повысить
мотивацию
студентов
является
использование
разнообразных методов и подходов в обучении. Интерактивные уроки, примеры из
реальной жизни и новые технологии могут сделать обучение химии более интересным и
привлекательным для студентов.
Установка целей и разработка мотивационных планов также имеют большое значение для
студентов. Четко определенные цели помогают студентам ориентироваться и видеть свой
прогресс, что способствует поддержанию мотивации и достижению успеха.
В целом, мотивация при изучении химии в СПО является ключевым фактором, который
оказывает влияние на успех студентов в обучении. Эта статья обсудила различные
факторы, трудности и вызовы, а также методы и подходы для повышения мотивации
студентов.
Понимание
роли
мотивации
и
ее
влияния
на
обучение
поможет
преподавателям и студентам создать поддерживающую и мотивирующую среду,
способствующую успешному изучению химии в СПО.
Список литературы:
1.
Божович Л.И. / Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович //
Изучение мотивации поведения детей и подростков / ред. Л.И. Божович, Л.В.
Благонадежина. – Москва : Педагогика, 1972. – С. 7-44.
2.
Мильман В.Э. / Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы
психологии. 1987. - № 5. - С. 129 - 138.
3.
Цветкова,
Р.И.
/
Мотивационная
сфера
личности
студента
как
субъективно-
развивающаяся система / Р.И. Цветкова // Гриф УМО - Хабаровск 2006.-124 с.
4.
Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. М.; СПб., 1994. – 198 с.