Автор: Овчаренко Елена Георгиевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ КК "Крымский индустриально-строительный техникум"
Населённый пункт: Краснодарский край г.Крымск
Наименование материала: Статья
Тема: Применение инструментов бережливого управления в ходе подготовки к демонстрационному экзамену по компетенции «Кирпичная кладка»
Раздел: среднее профессиональное
Применение инструментов бережливого управления в ходе подготовки к
демонстрационному экзамену по компетенции «Кирпичная кладка»
Овчаренко Елена Георгиевна
Преподаватель спецдисциплин
Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Краснодарского края
«Крымского индустриально-строительного техникума»
У истоков каждого успешного предприятия
стоит однажды принятое смелое решение
Питер Дракер, американский экономист.
Профессия
строителя
всегда
была
и
есть
одной
из
самых
востребованных
на
рынке
труда.
Обеспечение
экономики
страны
высоквалифицированными
специалистами
–
задача
профессиональных
образовательных организаций, в числе которых Крымский индустриально –
строительный техникум.
Для
реализации
этой
задачи,
в
рамках
государственной
итоговой
аттестации
проводится
демонстрационный
экзамен,
который
позволяет
определить качество подготовки специалиста по компетенции «Кирпичная
кладка».
Бережливое управление – это концепция менеджмента, основанная на
постоянном
стремлении
к
выявлению
и
устранению
всех
видов
потерь,
возникающих в процессе деятельности организации. В сферу образования
бережливое управление внедряется относительно недавно, но уже имеет
свою специфику.
Как и в любом процессе, в ходе подготовки к демонстрационному
экзамену возникают различные виды потерь. Для того чтобы понять, какие из
действий в ходе подготовки добавляют ценность, а что является потерей,
необходимо перенести все шаги и выполняемые нами операции на бумагу
как можно подробнее. Картирование, как один из инструментов бережливого
производства,
позволило
визуализировать
процесс.
С
помощью
этого
простого
инструмента
получилось
наглядно
изобразить
поток
создания
ценности,
включая
изображения
всех ненужных шагов
в
процессе
подготовки каменщиков.
Процесс
раскладывается
по
этапам,
от
его
начала
и
до
конца
–
от
входных данных до окончания всей работы.
В процессе картирования были выявлены следующие виды потерь:
1.
Лишние движения;
2.
Избыточная обработка;
3.
Переделка/брак;
4.
Неиспользуемый человеческий потенциал.
Наглядное
изображение
потока
создания
ценности
помогло
сгенерировать идеи для повышения эффективности процесса уже на первом
этапе.
Организация рабочего места каменщика в ходе сдачи демонстрационного
экзамена включает мероприятия по его оснащению средствами и предметами
труда, а также их размещению в определенном порядке. Данный подход
позволяет создать
необходимые условия для высокопроизводительного и
безопасного труда рабочих при достижении необходимого качества работ.
Система 5С (система организации рабочего пространства) – еще один
эффективный
инструмент
бережливого
управления,
обеспечивающий
безопасное
выполнение
работ.
Основными
принципами
системы
5С
являются:
1.
Сортировка
2.
Соблюдение порядка
3.
Содержание в чистоте
4.
Стандартизация
5.
Совершенствование.
В
ходе
реализации
данных
принципов,
рабочее
место
каменщика
приведено к стандарту, что означает рациональное размещение объектов в
пределах рабочей зоны. Благодаря этому, удалось обеспечить безопасный и
удобный
доступ
к
рабочим
предметам
и
объектам.
Большое
внимание
уделено визуализации: области хранения подписаны и выделены цветом.
В настоящий момент применение бережливых технологий становится
все
более
актуальным.
Министерстве
экономики
Краснодарского
края
поддерживает
реализацию
проекта
«Бережливая
Кубань»
в
муниципалитетах.
Бережливые
технологии
обеспечивают
формирование
у
студентов
профессионального
сознания,
улучшение
производственных
показателей.
Результатом использования инструментов бережливого управления является
достижение следующих показателей: чистота рабочего места, сокращение
времени
на
выполнение
практического
задания,
сокращение
продолжительности цикла, повышение безопасности рабочего пространства,
сокращение
количества
брака
и
переделки,
готовность
студентов
к
организации
рабочего
пространства
в
ходе
сдачи
демонстрационного
экзамена.
При внедрении инструментов бережливого управления также важно
учитывать специализацию и ресурсную базу образовательной организации,
потенциал обучающихся и работников, а также другие факторы, которые
влияют на эффективность внедрения улучшений.
Список использованных источников
1. Волкова. И. А Отраслевые особенности внедрения системы бережливости
(Текст)/ И.А Волкова// Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского
института бизнеса.-2016-№3 (36).-21-25
2. Волкова, И. А. Повышение качества образования на основе применения
бережливых технологий [Текст] / И. А. Волкова // Новые технологии оценки
качества
образования
:
сб.
материалов
XI
Форума
экспертов
в
сфере
профессионального образования. — М. : Гильдия экспертов в сфере проф.
образования, 2016. — С. 219–225.
3.
Внедрение
бережливых
технологий
в
деятельность
образовательных
организаций / составители: Е. В. Мурышкина, Е. Н. Шумило. – Кемерово :
Издательство КРИПКиПРО, 2020. – 57 с.