Напоминание

Урок "Путешествие по Галактике"


Автор: Смердова Тамара Витальевна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Красногорский колледж" Волоколамский филиал
Населённый пункт: г. Волоколамск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок "Путешествие по Галактике"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГБПОУ МО «Красногорский колледж»

Волоколамский филиал

Открытый урок

по физике

«Повторение и обобщение темы

«Магнитное поле и электромагнитные явления»

/ урок – игра «Путешествие в Галактику»/.

Преподаватель: Смердова Т.В.

Тема урока:

повторение и обобщение темы «Магнитное поле и электромагнитные

явления».

Цель урока:

повторить и систематизировать знания и умения обучающихся по данной

теме, расширить кругозор обучающихся.

Тип урока: урок – игра «Путешествие в Галактику».

Образовательные задачи:

в игровой форме повторить и обобщить знания, полученные при изучении

данной темы, совершенствовать навыки решения задач.

Развивающие задачи:

развивать познавательную активность, логическое мышление обуч-ся,

активизировать интерес к предмету, умение видеть проявление изученных

закономерностей в окружающей жизни, решать нестандартные задачи.

Воспитывающие задачи:

развивать коммуникативные способности обуч-ся, воспитывать волевые

качества, взаимопомощь.

Ход урока.

1.

Организационный момент.

(Объявление темы урока, задачи, цели урока.)

(Стихотворение читает обуч-ся).

О, Родина! Ты смотришь в небо смело.

Ты рвешься к звездам, обгоняя птиц.

Нет разуму свободному предела,

И смелости высокой нет границ.

Что скорость птиц!

Ты ловишь скорость света,

Опережая музыки полет.

И в космосе не синяя комета,

Людское сердце бьется и поет.

Счастливый путь, мы люди, а не боги.

Но мы умеем делать чудеса,

Прокладывая первые дороги

С родной Земли в немые небеса.

Твой гордый сын, отваги полной первым

Пронес наш алый стяг в межзвездной мгле.

Он совершил свой подвиг беспримерный

Как сын Земли для счастья на Земле.

Вы прослушали стихотворение Михаила Дудина, которое он, как и многие

другие поэты, написал 50 лет назад, посвятив его первому полету в

космос нашего космонавта Ю. Гагарина.

2.

Проведение игры «Путешествие в Галактику».

В игре принимают участие три команды: «Союз», «Восток», «Восход».

(Название космических кораблей).

Выбирается командир, который руководит командой, назначает, кто

будет отвечать.

У каждой команды по одному наблюдателю, который отмечает наиболее

активных обуч-ся.

- Сегодня мы с вами совершим путешествие по Галактике. Я предлагаю

отправиться на трех кораблях (названия на столах). Одновременно

проверим, чья команда будет дружнее, находчивее. Выбираются

командиры.

В ходе путешествия вам нужно будет отгадать ключевое слово, которое

зашифровано в кроссворде. (На доске).

Что поможет нам всегда в любом полете, в путешествии, в жизни?

Готовы? Объявляется пятисекундная готовность: 5,4,3,2,1! «Поехали!»

(Звучит музыка).

Обуч-ся читает стихотворение.

Людей всегда манили дали,

Их вечно звали океаны…

А космос жил, не торопясь,

Он был загадочен и страшен.

Наши корабли, преодолев земное притяжение, взяли курс к далекой

планете Луна.

Вот что писал Ю. Гагарин в книге «Дорога в космос». Какие

ощущения испытывал космонавт, впервые оторвавшись от Земли.

«Я оторвался от кресла, насколько это допускали привязные ремни, и как

бы повис между потолком и полом кабины, испытывая легкость в теле.

Переход к этому состоянию произошел очень плавно. Все вокруг стало

делаться легче. И руки, и ноги, и все тело ничего не весили. Не сидишь, не

лежишь, а как-то висишь в кабине. Все незакрепленные предметы парят, и

наблюдаешь их, как будто во сне. И планшет, и карандаш, и блокнот… А

капли воды, пролившиеся из шланга, приняли форму шариков, свободно

перемещающихся в пространстве».

Делаем посадку на Луне.

(Студент)

Луна – спутник Земли. Форма Луны очень близка к шару радиусом

1737км.

Поверхность

Луны

довольно

темная.

Поверхность

Луны

нагревается днем до + 110 градусов, а ночью остывает до – 120 градусов.

Но эти колебания температуры проникают вглубь лишь на несколько

дециметров вследствие слабой теплопроводности поверхностных слоев.

1-е задание. (По кроссворду)

В начале 20 века, когда появление на дороге автомобиля было сенсацией,

жил в Калуге человек, создающий проекты космических кораблей и

спутников. Человек, удивляющий нас сегодня гениальным предвидением.

Он до мелочей описал в своих трудах все, что должен наблюдать

космонавт во время космических полетов.

Его фамилию вы должны вписать в 5-ую строчку кроссворда.

(К.Э.Циолковский)

Наши корабли берут курс на Марс.

(студент)

Марс – четвертая по удаленности от Солнца и седьмая по размерам

планета Солнечной системы названа в честь Марса – древнеримского бога

войны. Иногда Марс называют «красной планетой» из-за красноватого

оттенка поверхности. У Марса есть магнитное поле, но оно слабо и крайне

неустойчиво. Есть два естественных спутника: Фобос и Деймос.

Делаем посадку.

Предлагаю тест «Подумай и ответь».

(См. приложение.)

Летим дальше.

2-е задание (по кроссворду)

Мы пролетаем мимо скопления группы звезд, объединенной общими

границами, названиями, иногда легендой.

Что это?

Ответ вы должны вписать в 1-ую строчку кроссворда.

(Созвездие)

Делаем посадку на планете Венера.

(студент)

Венера – третий по яркости объект на небе Земли после Солнца и Луны.

Своей максимальной яркости Венера достигает незадолго до восхода или

через некоторое время после захода Солнца. Поэтому ее называют

«Вечерняя заря» или «Утренняя звезда».

3-е задание (по кроссворду)

Отгадайте слово, которое находится во 2-ой строчке кроссворда.

Вопрос: назовите предмет, около которого постоянно существует

магнитное поле.

(магнит)

Предлагаю карточки-задания по теме «Сила Ампера, сила Лоренца».

(См. приложение)

Пора лететь дальше. Но поступило сообщение: обнаружена поломка на

центральном пульте управления корабля.

Задание.

Что

нужно

сделать,

чтобы

стрелка

гальванометра

на

мгновение

отклонилась? Продемонстрируйте ваш ответ. Что означает отклонение

стрелки? Как называется это явление?

4-е задание (по кроссворду)

Впишите это слово в кроссворд.

(индукция)

Можно лететь дальше.

И мы берем курс на Юпитер.

(студент)

Юпитер – самая крупная планета Солнечной системы. Объем Юпитера в

1310 раз больше объема Земли, масса – в 318 раз больше земной.

Магнитное поле Юпитера больше Земли в 12 раз.

На планете Юпитер вижу «черный» ящик.

Что в нем? Вот записка.

«В ящике прибор известный

Включается он интересно.

В любой цепи ему рады,

Он для зарядов не преграда.

Услугу он нам окажет:

Силу тока покажет». (Амперметр)

5-е задание (по кроссворду)

Впишите это слово в 3-ю строчку.

Не устали?

Давайте сделаем «чайную» паузу.

Перед вами два чайника.

Мой вопрос. В какой из чайников можно налить больше жидкости?

Желаю удачи!

Дальше летим на планету Плутон.

(студент)

Плутон – единственная планета, которую спутники Земли пока не

достигли. Открыта в 1930г. Малая масса, большая плотность, медленное

вращение, отсутствие атмосферы и особенности орбиты Плутона делают

его совсем непохожим на внешние планеты-гиганты.

На поверхности планеты вас ждет следующее задание:

тест «Электромагнитные явления».

(См. приложение)

Время полета подходит к концу.

Чтобы вернуться домой ответьте на вопрос.

6-е задание (по кроссворду)

О какой планете писал Ю.Гагарин такие слова «Пролетая в космосе, я

увидел планету. Она казалась голубой, маленькой, но очень красивой.

Люди, берегите эту планету».

Впишите это слово в 6-ую строчку кроссворда.

Вот и пришло к концу наше путешествие.

Давайте теперь выясним, какая команда была дружнее и внимательнее.

3.Итоги урока.

Подводятся итоги игры.

Обучающиеся, набравшие большее количество баллов, получают оценку

«5», остальные – по количеству ответов.

Необходимо всех отметить.

В итоге победила дружба.

«В космосе не должно быть

ни войн, ни оваций…»

Спасибо за урок!

Литература.

1.

Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического

профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф.

образования. — М., 2021

2.

Дмитриева

В.Ф.

Физика

для

профессий

и

специальностей

технического

профиля.

Сборник

задач:

учеб.

пособие

для

образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2022

3.

Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Справочник. — М., 2021

4.

Физика Вселенной. 1-е изд., 1976, Наука, 2-е изд., 2021.

5.

Климишин И.А. Астрономия наших дней.- М.: 2020.

6.

Климишин И.А. Открытие Вселенной.- М.: 2022

7.

Мухин Л.М. Мир астрономии, 2020.



В раздел образования