Автор: Смердова Тамара Витальевна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Красногорский колледж" Волоколамский филиал
Населённый пункт: г. Волоколамск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок "Путешествие по Галактике"
Раздел: среднее профессиональное
ГБПОУ МО «Красногорский колледж»
Волоколамский филиал
Открытый урок
по физике
«Повторение и обобщение темы
«Магнитное поле и электромагнитные явления»
/ урок – игра «Путешествие в Галактику»/.
Преподаватель: Смердова Т.В.
Тема урока:
повторение и обобщение темы «Магнитное поле и электромагнитные
явления».
Цель урока:
повторить и систематизировать знания и умения обучающихся по данной
теме, расширить кругозор обучающихся.
Тип урока: урок – игра «Путешествие в Галактику».
Образовательные задачи:
в игровой форме повторить и обобщить знания, полученные при изучении
данной темы, совершенствовать навыки решения задач.
Развивающие задачи:
развивать познавательную активность, логическое мышление обуч-ся,
активизировать интерес к предмету, умение видеть проявление изученных
закономерностей в окружающей жизни, решать нестандартные задачи.
Воспитывающие задачи:
развивать коммуникативные способности обуч-ся, воспитывать волевые
качества, взаимопомощь.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
(Объявление темы урока, задачи, цели урока.)
(Стихотворение читает обуч-ся).
О, Родина! Ты смотришь в небо смело.
Ты рвешься к звездам, обгоняя птиц.
Нет разуму свободному предела,
И смелости высокой нет границ.
Что скорость птиц!
Ты ловишь скорость света,
Опережая музыки полет.
И в космосе не синяя комета,
Людское сердце бьется и поет.
Счастливый путь, мы люди, а не боги.
Но мы умеем делать чудеса,
Прокладывая первые дороги
С родной Земли в немые небеса.
Твой гордый сын, отваги полной первым
Пронес наш алый стяг в межзвездной мгле.
Он совершил свой подвиг беспримерный
Как сын Земли для счастья на Земле.
Вы прослушали стихотворение Михаила Дудина, которое он, как и многие
другие поэты, написал 50 лет назад, посвятив его первому полету в
космос нашего космонавта Ю. Гагарина.
2.
Проведение игры «Путешествие в Галактику».
В игре принимают участие три команды: «Союз», «Восток», «Восход».
(Название космических кораблей).
Выбирается командир, который руководит командой, назначает, кто
будет отвечать.
У каждой команды по одному наблюдателю, который отмечает наиболее
активных обуч-ся.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие по Галактике. Я предлагаю
отправиться на трех кораблях (названия на столах). Одновременно
проверим, чья команда будет дружнее, находчивее. Выбираются
командиры.
В ходе путешествия вам нужно будет отгадать ключевое слово, которое
зашифровано в кроссворде. (На доске).
Что поможет нам всегда в любом полете, в путешествии, в жизни?
Готовы? Объявляется пятисекундная готовность: 5,4,3,2,1! «Поехали!»
(Звучит музыка).
Обуч-ся читает стихотворение.
Людей всегда манили дали,
Их вечно звали океаны…
А космос жил, не торопясь,
Он был загадочен и страшен.
Наши корабли, преодолев земное притяжение, взяли курс к далекой
планете Луна.
Вот что писал Ю. Гагарин в книге «Дорога в космос». Какие
ощущения испытывал космонавт, впервые оторвавшись от Земли.
«Я оторвался от кресла, насколько это допускали привязные ремни, и как
бы повис между потолком и полом кабины, испытывая легкость в теле.
Переход к этому состоянию произошел очень плавно. Все вокруг стало
делаться легче. И руки, и ноги, и все тело ничего не весили. Не сидишь, не
лежишь, а как-то висишь в кабине. Все незакрепленные предметы парят, и
наблюдаешь их, как будто во сне. И планшет, и карандаш, и блокнот… А
капли воды, пролившиеся из шланга, приняли форму шариков, свободно
перемещающихся в пространстве».
Делаем посадку на Луне.
(Студент)
Луна – спутник Земли. Форма Луны очень близка к шару радиусом
1737км.
Поверхность
Луны
довольно
темная.
Поверхность
Луны
нагревается днем до + 110 градусов, а ночью остывает до – 120 градусов.
Но эти колебания температуры проникают вглубь лишь на несколько
дециметров вследствие слабой теплопроводности поверхностных слоев.
1-е задание. (По кроссворду)
В начале 20 века, когда появление на дороге автомобиля было сенсацией,
жил в Калуге человек, создающий проекты космических кораблей и
спутников. Человек, удивляющий нас сегодня гениальным предвидением.
Он до мелочей описал в своих трудах все, что должен наблюдать
космонавт во время космических полетов.
Его фамилию вы должны вписать в 5-ую строчку кроссворда.
(К.Э.Циолковский)
Наши корабли берут курс на Марс.
(студент)
Марс – четвертая по удаленности от Солнца и седьмая по размерам
планета Солнечной системы названа в честь Марса – древнеримского бога
войны. Иногда Марс называют «красной планетой» из-за красноватого
оттенка поверхности. У Марса есть магнитное поле, но оно слабо и крайне
неустойчиво. Есть два естественных спутника: Фобос и Деймос.
Делаем посадку.
Предлагаю тест «Подумай и ответь».
(См. приложение.)
Летим дальше.
2-е задание (по кроссворду)
Мы пролетаем мимо скопления группы звезд, объединенной общими
границами, названиями, иногда легендой.
Что это?
Ответ вы должны вписать в 1-ую строчку кроссворда.
(Созвездие)
Делаем посадку на планете Венера.
(студент)
Венера – третий по яркости объект на небе Земли после Солнца и Луны.
Своей максимальной яркости Венера достигает незадолго до восхода или
через некоторое время после захода Солнца. Поэтому ее называют
«Вечерняя заря» или «Утренняя звезда».
3-е задание (по кроссворду)
Отгадайте слово, которое находится во 2-ой строчке кроссворда.
Вопрос: назовите предмет, около которого постоянно существует
магнитное поле.
(магнит)
Предлагаю карточки-задания по теме «Сила Ампера, сила Лоренца».
(См. приложение)
Пора лететь дальше. Но поступило сообщение: обнаружена поломка на
центральном пульте управления корабля.
Задание.
Что
нужно
сделать,
чтобы
стрелка
гальванометра
на
мгновение
отклонилась? Продемонстрируйте ваш ответ. Что означает отклонение
стрелки? Как называется это явление?
4-е задание (по кроссворду)
Впишите это слово в кроссворд.
(индукция)
Можно лететь дальше.
И мы берем курс на Юпитер.
(студент)
Юпитер – самая крупная планета Солнечной системы. Объем Юпитера в
1310 раз больше объема Земли, масса – в 318 раз больше земной.
Магнитное поле Юпитера больше Земли в 12 раз.
На планете Юпитер вижу «черный» ящик.
Что в нем? Вот записка.
«В ящике прибор известный
Включается он интересно.
В любой цепи ему рады,
Он для зарядов не преграда.
Услугу он нам окажет:
Силу тока покажет». (Амперметр)
5-е задание (по кроссворду)
Впишите это слово в 3-ю строчку.
Не устали?
Давайте сделаем «чайную» паузу.
Перед вами два чайника.
Мой вопрос. В какой из чайников можно налить больше жидкости?
Желаю удачи!
Дальше летим на планету Плутон.
(студент)
Плутон – единственная планета, которую спутники Земли пока не
достигли. Открыта в 1930г. Малая масса, большая плотность, медленное
вращение, отсутствие атмосферы и особенности орбиты Плутона делают
его совсем непохожим на внешние планеты-гиганты.
На поверхности планеты вас ждет следующее задание:
тест «Электромагнитные явления».
(См. приложение)
Время полета подходит к концу.
Чтобы вернуться домой ответьте на вопрос.
6-е задание (по кроссворду)
О какой планете писал Ю.Гагарин такие слова «Пролетая в космосе, я
увидел планету. Она казалась голубой, маленькой, но очень красивой.
Люди, берегите эту планету».
Впишите это слово в 6-ую строчку кроссворда.
Вот и пришло к концу наше путешествие.
Давайте теперь выясним, какая команда была дружнее и внимательнее.
3.Итоги урока.
Подводятся итоги игры.
Обучающиеся, набравшие большее количество баллов, получают оценку
«5», остальные – по количеству ответов.
Необходимо всех отметить.
В итоге победила дружба.
«В космосе не должно быть
ни войн, ни оваций…»
Спасибо за урок!
Литература.
1.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического
профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф.
образования. — М., 2021
2.
Дмитриева
В.Ф.
Физика
для
профессий
и
специальностей
технического
профиля.
Сборник
задач:
учеб.
пособие
для
образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2022
3.
Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Справочник. — М., 2021
4.
Физика Вселенной. 1-е изд., 1976, Наука, 2-е изд., 2021.
5.
Климишин И.А. Астрономия наших дней.- М.: 2020.
6.
Климишин И.А. Открытие Вселенной.- М.: 2022
7.
Мухин Л.М. Мир астрономии, 2020.