Авторы: Селиверстова Ольга Николаевна, Федотов Владимир Ильич
Должность: преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ МО Красногорский колледж Волоколамский филиал
Населённый пункт: город Волоколамск Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Роль наставничества в период адаптации молодого специалиста
Раздел: среднее профессиональное
РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО
СПЕЦИАЛИСТА
В условиях модернизации образования в России значительно возрастает
роль наставника, повышаются требования к его личностным и профессиональным
качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции. Сегодня
наставничество в образовании переживает второе рождение, с одной стороны в
общем доступе огромный образовательный, познавательный, методический
ресурс, который могут использовать молодые специалисты, но этого
недостаточно, чтобы пройти период адаптации и стать опытным педагогом. На
первый план выходит помощь наставника - это опытные коллеги, которые имеют
большой практический опыт и готовы им делиться. В современных условиях труд
педагога очень многогранен, и добиться его результативности бывает сложно
молодым специалистам. Чаще всего молодые люди сталкиваются с проблемой
выстраивания отношений с коллегами, студентами, рациональным построением
занятия, выявление творческих студентов, работа с неуспевающими и т.д.
В чем заключается суть наставничества?
Наставничество - это способ быстрой адаптации навыков молодого специалиста
под требования современного образования.
Глобальная цель - сделать так, чтобы молодой специалист включился в работу и
качественно выполнял обязанности без сторонней помощи.
Наставничество молодых специалистов выполняет следующие
задачи:
снизить текучесть кадров, особенно среди молодых специалистов;
укрепить и развить корпоративный дух, удержать ценных сотрудников;
значительно сократить период адаптации к новому месту работы, сделать этот
процесс системным и контролируемым;
минимизировать возникновение конфликтных ситуаций за счет меньшего числа
ошибок со стороны молодого специалиста.
Виды и методы наставничества в колледже:
Наставничество в школе можно разделить на два основных направления: работа
с молодыми специалистами и уже опытными сотрудниками. Разберем первый.
Молодые специалисты - опытные сотрудники:
познакомить с образовательной организацией,
объяснить преимущества работы педагога,
рассказать о возможных конкурсах, грантах, возможностях развития для
педагогов,
уведомить осложившихся формах отчета,
проводить работу по сопровождению на уроках молодого педагога.
Методическая помощь:
помощь в работе с нестандартными учебными группами (дети мигрантов, ученики
с низким уровнем знаний). Разработка индивидуальных планов обучения для
таких групп;
подготовка сотрудника к аттестации;
помощь в подготовке к участию в конкурсах;
функции наставника молодого специалиста;
ввести молодого специалиста в корпоративную культуру, передать правила
делового общения, традиций и стандартов поведения;
найти проблемные места в профессиональной подготовке и создать условия для
их устранения;
составить план профессиональной адаптации;
контролировать применение теоретической части на занятиях;
при необходимости оказывать поддержку в подготовке к участию в
профессиональных конкурсах.
Этапы наставничества в колледже:
Наставничество молодых специалистов в колледже можно условно разделить на
три этапа. В зависимости от задач они могут быть разбиты на подзадачи.
Знакомство
Здесь важно разделить роль руководителя и наставника. Непосредственный
руководитель (директор или заместитель директора) отвечает за весь колледж и
не может регулярно отвлекаться на вопросы. Поэтому первичную адаптацию
берет на себя наставник.
Обучение
У молодого специалиста обязательно появятся вопросы, некоторые из них лучше
разобрать вместе с наставником. Как правило, они касаются внутреннего
документооборота, взаимодействия между педагогом, студентами, их
родителями, а также администрацией. Наставнику необязательно лично
разбирать каждый вопрос, но он обязан выстроить процесс так, чтобы молодой
специалист получил оперативный ответ.
Контроль
Этот блок позволяет понять, насколько хорошо молодой специалист применяет
знания на практике. В зависимости от вида деятельности контроль выстраивается
по-разному. В деятельности по подготовки к диагностикам, качество работы
отслеживается через конкретные показатели (результаты предметных
диагностик), качество самих уроков по предмету можно оценить при их
посещении. При этом, важно дать обратную связь молодому специалисту, для
возможности определения дальнейшей зоны роста.
Преимущества и недостатки наставничества
Наставничество новых сотрудников в колледже обладает своими
преимуществами и недостатками. Разберем их.
Преимущества
Быстрая и эффективная адаптация. Молодой специалист быстрее становится
компетентным. Следовательно, он начинает быстро вливается деятельность
колледжа, и его студенты успешно проходят диагностики.
Уменьшение текучести кадров. Перспективные молодые специалисты быстрее
адаптируются.
Улучшение показателей. Стратегическая цель, которая достигается за счет более
мотивированных и подготовленных кадров.
Повышение лояльности. По-человечески приятно, когда колледж проявляет
внимание и помогает освоиться.
Целостность корпоративных стандартов. Корпоративная культура и стандарты
транслируются со стороны более опытных сотрудников. Такой подход вызывает
больше доверия.
Недостатки
У системы наставничества в школе есть и недостатки. В основном они связаны с
качеством внедрения этого механизма.
Личность. Успешному наставнику необходимы лидерские качества и
педагогический талант. Важно, чтобы люди заинтересовались и не считали это
бесполезной затеей.
Человеческий фактор. Наставник и подопечный могут не сработаться по личным
причинам.
Отсутствие баланса. Молодого специалиста могут нагрузить теорией в ущерб
практике или, наоборот, требовать достижений без опоры на теоретическую базу.
Риск есть и у наставника. Например, он углубится в работу с новичком и не будет
успевать выполнять свои обязанности.
Навязчивый контроль. Важнее разбор системных ошибок, нежели фокус на
мелких недочетах. Излишняя критика может отпугнуть перспективного молодого
специалиста, ведь никому не нравится, когда за ним постоянно следят и
оценивают.
Кто может быть наставником в школе у молодого специалиста
Наставничество в системе отношений «педагог – педагог » связывается с
обменом знаниями, профессиональными умениями между опытным педагогом и
молодым учителем. Такая форма наставничества предполагает систематическую
работу наставника - опытного педагога по совершенствованию или развитию
профессиональных компетентностей у молодого специалиста, входящего в
профессию. Основная цель наставничества в системе «педагог – педагог » -
повышение качества профессиональной деятельности молодого педагога, в том
числе решении проблем, возникших у молодого специалиста в части
преподавания, а также взаимодействия в коллективе для создания комфортной
профессиональной среды внутри образовательной организации.
Лучше, когда функции наставника выполняет опытный и авторитетный сотрудник.
К практику всегда больше доверия, он знает, чем живет школа. Согласно приказу
Минпросвещения РФ от 24.03.2023 N 196 учитель наставник должен иметь
высшую квалификационную категорию.
Педагог-наставник должен обладать всеми знаниями, определенными
Профессиональным стандартом педагога. Помимо этого, он должен знать:
требования нормативных правовых и иных актов, определяющих права и
обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
нормативные акты образовательной организации, регламентирующие
осуществление наставничества в ней.
Список литературы
1.
Барыбина И.А. Организация наставничества в школе / И.А. Барыбина //
Школа – 2012. – №7. – С. 16-24.
2.
Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»:
информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко
Т. В. – 2-е издание, доп., перераб. – Казань: ИРО РТ, 2020. – 51 с.
3.
Реализация целевой модели наставничества в образовательных
организациях [электронный ресурс]: методич.рекоменд. / сост. Ю.Г.
Маковецкая, Н.В. Грачёва, В.И.Серикова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2021.
4.
Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для
кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н.Ю. Синягиной,
Т.Ю. Райфшнайдер. – М.: Рыбаков Фонд, 2016. – 153 с.