Напоминание

Особенности проведения уроков математики с учащимися, имеющими ЗПР


Автор: Мусатов Владимир Александрович
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Соломатовская ОШ
Населённый пункт: Нижегородская область г.о.г. Чкаловск с. Соломаты
Наименование материала: статья
Тема: Особенности проведения уроков математики с учащимися, имеющими ЗПР
Раздел: среднее образование





Назад




Особенности проведения уроков математики с обучающимися,

имеющими ЗПР.

Каждому учителю хочется иметь ярких и способных учеников, но все дети –

очень разные : одна категория детей быстро усваивает учебный материал,

другая часть детей испытывает большие трудности в учебе.

Причем в

последние годы наблюдается тенденция увеличения

доли детей

с низкой

познавательной

активностью. По различным данным, количество детей,

которые в силу неблагоприятных микросоциальных условий обучения и

воспитания, соматической и нервно-психической ослабленности имеют

невыраженные отклонения в развитии и испытывают различные трудности в

учебной деятельности, составляет от 20 до 40% учащихся школы .

Под термином, «задержка психического развития» ученые подразумевают

«синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных

ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых),

замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств

организма».

Для учащихся с ЗПР характерны следующие признаки:

1. низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками)

уровень развития восприятия.

2. Снижение способности распределять и концентрировать внимание.

3.Неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания,

4.Неумение проводить анализ при выполнении аналогичных заданий в

измененныхусловиях .

5. Снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость.

6 Преобладание наглядной памяти над словесной.

7.Низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения.

8.Неумение организовывать свою работу.

9.Недостаточная познавательная активность и целенаправленность при

запоминании и воспроизведении.

10.Слабое умение использовать рациональные приёмы запоминания.

11.Недостаточный объём и точность запоминания.

12.Низкий уровень опосредованного запоминания.

13. Преобладание механического запоминания над словесно-логическим.

14.Снижение потребности в общении как со сверстниками, так и со

взрослыми.

15.Частая смена настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье,

фамильярность по отношению к взрослому.

16.Низкий словарный запас. восприятие учебного материала на

общеобразовательных уроках.

Для учителя необычайно важно дать каждому ребенку возможность

самореализоваться, дать ему почувствовать его пусть маленький, но успех,

вовремя замеченный и одобренный.

С учётом индивидуальных особенностей обучающегося с ЗПР отметим

основные подходы к организации учебного процесса :

1.Устный счет на каждом уроке.

2. Подбор заданий (дидактические игры, загадки, исторические сведения

связанные с математикой и т. д.), максимально возбуждающих активность

ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности,

требующих разнообразной деятельности.

3. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к

уровню развития детей с ЗПР.

4. Индивидуальный подход.

5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных

заданий.

6.Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий. 6.

Использование многократных указаний, упражнений.

7. Проявление большого такта со стороны учителя.

8. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в

нем веры в свои силы.

9.Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.

10. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

Психолого-педагогические исследования Юрия Зиновьевича Гильбуха а

также практика обучения детей с ЗПР свидетельствуют о том, что

математика является для них наиболее трудным учебным предметом. Эти

трудности объясняются как рассмотренными выше особенностями

мыслительной деятельности учащихся, так и спецификой самого предмета. В

его исследованиях указано, что специфическое отставание по математике

детей рассматриваемой категории вызвано следующими причинами:

1.недостаточным развитием способностей к обобщению.

2.Недостаточным развитием способностей к логическому обобщению;

3.Пробелами в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу;

4.Пониженным интересом к математике.

5.Не умением анализировать материал.

6. Не умением мыслить отвлеченно, абстрактными категориями.

7. Отсутствие или слабая способность быстрой перестройке мыслительного

процесса.

8. Полное или частичное отсутствие специфической математической памяти.

Наиболее характерные трудности у школьников с ЗПР, затрудняющие

процесс усвоения знаний по математике: счет в обратном порядке, и

особенно — счет от одного пункта числового ряда до другого; не понимание

зависимости результата счета от пространственного расположения

предметов; отсутствие анализа при решении простых арифметических

задач; неумение использовать математические термины в своей речи; не

умение самостоятельно пользоваться и воспринимать слова: «столько же»,

«по одному», «ни одного», «каждый»; « больше на» , « меньше в» в

понимании пространственных отношений.Поэтому учителю математики на

каждом уроке необходимо вносить определенные коррективы с учетом

возраста и индивидуальных особенностей детей.

Урок в классе для детей с ЗПР специфичен: медленный темп; четкое деление

на этапы, логическая связь этапов; подача материала небольшими дозами, с

постепенным усложнением в занимательной форме; постоянное повторение в

различных вариантах; учет особенностей эмоционально-волевой сферы

детей; наличие коррекционных и динамических пауз, чередование видов

работы, включать в урок динамические паузы, физминутки для чередования

видов деятельности, например упражнение «ЛЮБОПЫТНАЯ ВАРВАРА»:

«Любопытная Варвара, смотрит влево, смотрит — вправо. А потом опять

вперед, тут немножко отдохнет. Смотрит - вверх и смотрит - вниз. Мышцы

шеи напряглись. Возвращается обратно — расслабление приятно».

Каждый урок должен иметь четко сформулированную тему и цель. Так как

урок математики включает и арифметический и геометрический материал, то

на уроке может быть поставлена не одна, а несколько дидактических целей,

подчиненных главной дидактической цели- результативности обучения.

Неоднозначность цели на уроке обусловлена необходимостью включать

почти в каждый урок новый материал, повторять пройденное и готовить

учащихся к восприятию новых знаний. Наряду с учебными целями

формируется коррекционно-развивающие и воспитательные цели.

Содержание учебного материала на уроке должно отвечать теме, целям

урока, быть доступно учащимся, отвечать требованиям индивидуального и

дифференцированного подхода, научно, тесно связано с жизнью и трудом.

На уроке необходимо сочетание арифметического и геометрического

материала, теоретического и практического материала упражнений

вычислительного характера и решения задач. Объем учебного материала

должен обеспечить активность учащихся и работу в течение урока в

доступном темпе. Методы и приемы работы на уроке должны отвечать

возрастным особенностям школьников, развивать и корригировать их

познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и

практических действий, способностей анализировать, синтезировать,

обобщать. На каждом этапе урока математики ведется систематический

контроль за качеством усвоения знаний, формированием умений и навыков.

Учитель математики:

1. ставит перед учащимися конкретные цели и добивается от каждого

ученика (в зависимости от его возможностей) их реализации,

2. осуществляет контроль за деятельностью школьников,

3. вносит коррективы в их знания, оказывает необходимую помощь,

укрепляет уверенность, поощряет даже минимальные успехи.

Урок должен быть оснащен необходимыми наглядными пособиями и

дидактическим материалом, измерительными чертежными, современными

техническими средствами.

Каждый урок математики должен отличаться организационной четкостью:

ясная цель каждой структурной части урока и подчиненность их главной

дидактической цели урока и правильное распределение времени между

каждой структурной частью. Сочетание фронтальной работы с

индивидуальным и дифференцированным подходом. Повторение должно

осуществляться на каждом уроке математики, т.н. должен соблюдаться

принцип непрерывности повторения. На каждом уроке учитель должен

развивать речь учащихся, обогащать их словарь новыми терминами и

выражениями, следить за точностью, лаконичностью и грамматическим

строением речи. Учитель должен не забывать об эмоциональной стороне

урока и воспитывать любознательность и интерес к математическим фактам

и явлениям.

В целях предупреждения развивающейся неуспеваемости необходимо

особое внимание надо уделять детям , которые не могут объяснить, в чем

испытывают трудности при изучении учебного материала .Как правило такие

учащиеся пассивны на уроке,не задают вопросов по существу изучаемого,

не могут дать ответы даже на наволящие вопросы, не проявляют активности

в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работ, не

реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех или неудачи, не могут

дать оценки своей работе, не контролируют себя; не могут объяснить цели

выполняемого ими задания, сказать, на какое правило оно дано, не

выполняют предписаний правил, пропускают действия, путают их порядок,

не могут проверить полученные результат и ход работы. Эти признаки

проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении

действий в составе более сложной деятельности; учащиеся не могут

воспроизвести определения понятий, формул, доказательств; не понимают

текста, построенного на изученной системе понятий.

Одной из основных коррекционных задач на уроках математики является —

развитие речи. В процессе усвоения количества и счета дети учатся

согласовывать в роде, числе и падеже существительные с числительными

(одна машина, две машины, пять машин). Учитель формирует умение детей

образовывать существительные в единственном и множественном числе

(гриб — грибы). В процессе сравнения конкретных множеств школьники

должны усвоить математические выражения: больше, меньше, поровну. При

усвоении порядкового счета различать вопросы: Сколько? Который? Какой?,

при ответе правильно согласовывать порядковые числительные с

существительным. При знакомстве с величиной дети, устанавливая

размерные отношения между предметами разной длины (высоты, ширины),

учатся располагать предметы в возрастающем или убывающем порядке и

отражать порядок расположения в речи, например: шире — уже, самое

широкое — самое узкое и т. д. На занятиях дети усваивают геометрические

термины: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, цилиндр,

куб, учатся правильно произносить их и определять геометрическую форму в

обиходных предметах, образуя соответствующие прилагательные (тарелка

овальная, блюдце круглое и т. п.). Уделяется внимание совершенствованию

умения ориентироваться в окружающем пространстве и понимать смысл

пространственных и временных отношений (в плане пассивной, а затем

активной речи): слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко,

день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра. При определении временных

отношений в активный словарь детей включаются слова-понятия: сначала,

потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.Особое значение в

процессе обучения математики имеет умственная активность, называемая —

гимнастика для ума. Учителю необходимо владеть методическими приемами,

пробуждающими мыслительную активность детей: давать четкие

инструкции, применять наглядность, обучать приёмам мышления (анализ,

синтез, сравнение, обобщение) стимулировать познавательные интересы

многообразием приёмов занимательности. Один из таких приёмов —

использование игры: Дидактические игры представляют возможность

развивать у детей произвольность таких психических процессов как

внимание и память. Игровые задания развивают у обучающихся смекалку и

находчивость. Дидактическая игра является ценным средством воспитания

умственной активности детей, активизирует психические процессы,

вызывает у школьников интерес к процессу познания. В.А Сухомлинский

писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра — это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности». В

дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, классифицирует

предметы по различным признакам, что способствует развитию психических

процессов у школьников с ЗПР.

Приложение:

Образец карточек для устного счета:

Используемая литература:

1.Ю.З. Гильбух « Психолого-педагогические основы индивидуального

подхода к работе со слабоподготовленными учениками». Киев.Рад. школа

1985г.

2В.А. Сухомлинский « Сто советов учителю». Радянська школа. 1984



В раздел образования