Автор: Мусатов Владимир Александрович
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Соломатовская ОШ
Населённый пункт: Нижегородская область г.о.г. Чкаловск с. Соломаты
Наименование материала: статья
Тема: Особенности проведения уроков математики с учащимися, имеющими ЗПР
Раздел: среднее образование
Особенности проведения уроков математики с обучающимися,
имеющими ЗПР.
Каждому учителю хочется иметь ярких и способных учеников, но все дети –
очень разные : одна категория детей быстро усваивает учебный материал,
другая часть детей испытывает большие трудности в учебе.
Причем в
последние годы наблюдается тенденция увеличения
доли детей
с низкой
познавательной
активностью. По различным данным, количество детей,
которые в силу неблагоприятных микросоциальных условий обучения и
воспитания, соматической и нервно-психической ослабленности имеют
невыраженные отклонения в развитии и испытывают различные трудности в
учебной деятельности, составляет от 20 до 40% учащихся школы .
Под термином, «задержка психического развития» ученые подразумевают
«синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных
ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых),
замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств
организма».
Для учащихся с ЗПР характерны следующие признаки:
1. низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками)
уровень развития восприятия.
2. Снижение способности распределять и концентрировать внимание.
3.Неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания,
4.Неумение проводить анализ при выполнении аналогичных заданий в
измененныхусловиях .
5. Снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость.
6 Преобладание наглядной памяти над словесной.
7.Низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения.
8.Неумение организовывать свою работу.
9.Недостаточная познавательная активность и целенаправленность при
запоминании и воспроизведении.
10.Слабое умение использовать рациональные приёмы запоминания.
11.Недостаточный объём и точность запоминания.
12.Низкий уровень опосредованного запоминания.
13. Преобладание механического запоминания над словесно-логическим.
14.Снижение потребности в общении как со сверстниками, так и со
взрослыми.
15.Частая смена настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье,
фамильярность по отношению к взрослому.
16.Низкий словарный запас. восприятие учебного материала на
общеобразовательных уроках.
Для учителя необычайно важно дать каждому ребенку возможность
самореализоваться, дать ему почувствовать его пусть маленький, но успех,
вовремя замеченный и одобренный.
С учётом индивидуальных особенностей обучающегося с ЗПР отметим
основные подходы к организации учебного процесса :
1.Устный счет на каждом уроке.
2. Подбор заданий (дидактические игры, загадки, исторические сведения
связанные с математикой и т. д.), максимально возбуждающих активность
ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности,
требующих разнообразной деятельности.
3. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к
уровню развития детей с ЗПР.
4. Индивидуальный подход.
5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных
заданий.
6.Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий. 6.
Использование многократных указаний, упражнений.
7. Проявление большого такта со стороны учителя.
8. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в
нем веры в свои силы.
9.Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
10. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
Психолого-педагогические исследования Юрия Зиновьевича Гильбуха а
также практика обучения детей с ЗПР свидетельствуют о том, что
математика является для них наиболее трудным учебным предметом. Эти
трудности объясняются как рассмотренными выше особенностями
мыслительной деятельности учащихся, так и спецификой самого предмета. В
его исследованиях указано, что специфическое отставание по математике
детей рассматриваемой категории вызвано следующими причинами:
1.недостаточным развитием способностей к обобщению.
2.Недостаточным развитием способностей к логическому обобщению;
3.Пробелами в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу;
4.Пониженным интересом к математике.
5.Не умением анализировать материал.
6. Не умением мыслить отвлеченно, абстрактными категориями.
7. Отсутствие или слабая способность быстрой перестройке мыслительного
процесса.
8. Полное или частичное отсутствие специфической математической памяти.
Наиболее характерные трудности у школьников с ЗПР, затрудняющие
процесс усвоения знаний по математике: счет в обратном порядке, и
особенно — счет от одного пункта числового ряда до другого; не понимание
зависимости результата счета от пространственного расположения
предметов; отсутствие анализа при решении простых арифметических
задач; неумение использовать математические термины в своей речи; не
умение самостоятельно пользоваться и воспринимать слова: «столько же»,
«по одному», «ни одного», «каждый»; « больше на» , « меньше в» в
понимании пространственных отношений.Поэтому учителю математики на
каждом уроке необходимо вносить определенные коррективы с учетом
возраста и индивидуальных особенностей детей.
Урок в классе для детей с ЗПР специфичен: медленный темп; четкое деление
на этапы, логическая связь этапов; подача материала небольшими дозами, с
постепенным усложнением в занимательной форме; постоянное повторение в
различных вариантах; учет особенностей эмоционально-волевой сферы
детей; наличие коррекционных и динамических пауз, чередование видов
работы, включать в урок динамические паузы, физминутки для чередования
видов деятельности, например упражнение «ЛЮБОПЫТНАЯ ВАРВАРА»:
«Любопытная Варвара, смотрит влево, смотрит — вправо. А потом опять
вперед, тут немножко отдохнет. Смотрит - вверх и смотрит - вниз. Мышцы
шеи напряглись. Возвращается обратно — расслабление приятно».
Каждый урок должен иметь четко сформулированную тему и цель. Так как
урок математики включает и арифметический и геометрический материал, то
на уроке может быть поставлена не одна, а несколько дидактических целей,
подчиненных главной дидактической цели- результативности обучения.
Неоднозначность цели на уроке обусловлена необходимостью включать
почти в каждый урок новый материал, повторять пройденное и готовить
учащихся к восприятию новых знаний. Наряду с учебными целями
формируется коррекционно-развивающие и воспитательные цели.
Содержание учебного материала на уроке должно отвечать теме, целям
урока, быть доступно учащимся, отвечать требованиям индивидуального и
дифференцированного подхода, научно, тесно связано с жизнью и трудом.
На уроке необходимо сочетание арифметического и геометрического
материала, теоретического и практического материала упражнений
вычислительного характера и решения задач. Объем учебного материала
должен обеспечить активность учащихся и работу в течение урока в
доступном темпе. Методы и приемы работы на уроке должны отвечать
возрастным особенностям школьников, развивать и корригировать их
познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и
практических действий, способностей анализировать, синтезировать,
обобщать. На каждом этапе урока математики ведется систематический
контроль за качеством усвоения знаний, формированием умений и навыков.
Учитель математики:
1. ставит перед учащимися конкретные цели и добивается от каждого
ученика (в зависимости от его возможностей) их реализации,
2. осуществляет контроль за деятельностью школьников,
3. вносит коррективы в их знания, оказывает необходимую помощь,
укрепляет уверенность, поощряет даже минимальные успехи.
Урок должен быть оснащен необходимыми наглядными пособиями и
дидактическим материалом, измерительными чертежными, современными
техническими средствами.
Каждый урок математики должен отличаться организационной четкостью:
ясная цель каждой структурной части урока и подчиненность их главной
дидактической цели урока и правильное распределение времени между
каждой структурной частью. Сочетание фронтальной работы с
индивидуальным и дифференцированным подходом. Повторение должно
осуществляться на каждом уроке математики, т.н. должен соблюдаться
принцип непрерывности повторения. На каждом уроке учитель должен
развивать речь учащихся, обогащать их словарь новыми терминами и
выражениями, следить за точностью, лаконичностью и грамматическим
строением речи. Учитель должен не забывать об эмоциональной стороне
урока и воспитывать любознательность и интерес к математическим фактам
и явлениям.
В целях предупреждения развивающейся неуспеваемости необходимо
особое внимание надо уделять детям , которые не могут объяснить, в чем
испытывают трудности при изучении учебного материала .Как правило такие
учащиеся пассивны на уроке,не задают вопросов по существу изучаемого,
не могут дать ответы даже на наволящие вопросы, не проявляют активности
в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работ, не
реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех или неудачи, не могут
дать оценки своей работе, не контролируют себя; не могут объяснить цели
выполняемого ими задания, сказать, на какое правило оно дано, не
выполняют предписаний правил, пропускают действия, путают их порядок,
не могут проверить полученные результат и ход работы. Эти признаки
проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении
действий в составе более сложной деятельности; учащиеся не могут
воспроизвести определения понятий, формул, доказательств; не понимают
текста, построенного на изученной системе понятий.
Одной из основных коррекционных задач на уроках математики является —
развитие речи. В процессе усвоения количества и счета дети учатся
согласовывать в роде, числе и падеже существительные с числительными
(одна машина, две машины, пять машин). Учитель формирует умение детей
образовывать существительные в единственном и множественном числе
(гриб — грибы). В процессе сравнения конкретных множеств школьники
должны усвоить математические выражения: больше, меньше, поровну. При
усвоении порядкового счета различать вопросы: Сколько? Который? Какой?,
при ответе правильно согласовывать порядковые числительные с
существительным. При знакомстве с величиной дети, устанавливая
размерные отношения между предметами разной длины (высоты, ширины),
учатся располагать предметы в возрастающем или убывающем порядке и
отражать порядок расположения в речи, например: шире — уже, самое
широкое — самое узкое и т. д. На занятиях дети усваивают геометрические
термины: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, цилиндр,
куб, учатся правильно произносить их и определять геометрическую форму в
обиходных предметах, образуя соответствующие прилагательные (тарелка
овальная, блюдце круглое и т. п.). Уделяется внимание совершенствованию
умения ориентироваться в окружающем пространстве и понимать смысл
пространственных и временных отношений (в плане пассивной, а затем
активной речи): слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко,
день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра. При определении временных
отношений в активный словарь детей включаются слова-понятия: сначала,
потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.Особое значение в
процессе обучения математики имеет умственная активность, называемая —
гимнастика для ума. Учителю необходимо владеть методическими приемами,
пробуждающими мыслительную активность детей: давать четкие
инструкции, применять наглядность, обучать приёмам мышления (анализ,
синтез, сравнение, обобщение) стимулировать познавательные интересы
многообразием приёмов занимательности. Один из таких приёмов —
использование игры: Дидактические игры представляют возможность
развивать у детей произвольность таких психических процессов как
внимание и память. Игровые задания развивают у обучающихся смекалку и
находчивость. Дидактическая игра является ценным средством воспитания
умственной активности детей, активизирует психические процессы,
вызывает у школьников интерес к процессу познания. В.А Сухомлинский
писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра — это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности». В
дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, классифицирует
предметы по различным признакам, что способствует развитию психических
процессов у школьников с ЗПР.
Приложение:
Образец карточек для устного счета:
Используемая литература:
1.Ю.З. Гильбух « Психолого-педагогические основы индивидуального
подхода к работе со слабоподготовленными учениками». Киев.Рад. школа
1985г.
2В.А. Сухомлинский « Сто советов учителю». Радянська школа. 1984