Напоминание

Конспект индивидуального занятия "Постановка звука Р"


Автор: Кислицына Оксана Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: СП Детский сад "Русалочка" МАОУ СШ № 143
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект индивидуального занятия "Постановка звука Р"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект индивидуального логопедического занятия по

постановке звука [Р] (ребёнок 5,5-6лет).

Характеристика звука «Р»

Звук «Р» согласный, сонорный, твердый, звонкий, дрожащий, вибрант.

Положение губ, углов рта и расстояние между резцами зависит от

следующего гласного.

Язык широкий, боковые края языка прижаты к верхним коренным

зубам. Передний край языка поднят к альвеолам и соприкасается с ними во

время вибрации. Вибрация кончика языка происходит под напором воздуха,

поступающего из гортани в ротовую полость.

Мягкое нёбо поднято.

Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Напряжение выдыхаемого

потока воздуха сильное.

Виды нарушений артикуляции звука «Р»

Часто звук [р] полностью отсутствует в речи детей или вместо него

появляется призвук гласного. В данном случае обнаруживается полное

отсутствие нужных артикуляционных движений.

Недостатки произношения звука [р] могут проявляться в виде

горлового дрожащего звука. Первый тип подобной артикуляции — велярный

[р] (от velum — мягкое нёбо), при котором корневая часть языка сближается

с нижним краем мягкого нёба, образуя с ним щель. Проходя через эту щель,

выдыхаемый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мягкого

нёба, в результате чего возникает шум, который, примешиваясь к тону

голоса, сообщает специфическое дефектное звучание. При втором типе —

увулярном [р] (от uvula — язычок) вибрирует только кончик мягкого нёба —

в результате слышится отчетливый рокот.

Встречается двугубный [р]. Первый вариант — «кучерское»

произношение, образуемое вибрацией обеих губ. Второй вариант — без

вибрации — воспроизведение [р] с помощью образования двугубной щели,

когда слышится нечто вроде английского «w».

При боковом произношении [р] вибрация присутствует, но место ее

передвигается. В основе бокового произношения обычно лежат причины

органического характера: парезы языка, массивная, короткая подъязычная

связка, к наличию которой часто присоединяются узкое, высокое нёбо или

неправильное расположение зубов верхней челюсти. Эти факторы мешают

формированию эластичности кончика языка и поднятию языка кверху, что

приводит к попыткам ребенка компенсировать свой дефект. Таким образом,

смычка образуется следующими способами:

а) поднятая спинка языка + нёбо. При этом получается звучание [рл];

б) кончик языка или один из боковых краев языка + внутренняя

поверхность щели: вибрация получается грубой, как результат— «щечный»

звук [р];

в) язык + верхняя губа: вибрация грубая, и проскальзывает звук [п];

г) смычка кончика языка или чаще одного из его боковых краев с

нёбом происходит или правее, или левее средней линии звучание [р]

несколько мягченное.

Вместо [р] встречается носовой звук типа английского или немецкого

«ng», образуемого путем смыкания корневой части языка с мягким нёбом

при свободном проходе воздуха из глотки в нос.

В некоторых случаях приходится сталкиваться с так называемым

одноударным [р], при котором передний край языка лишь один раз

соприкасается с альвеолами, вибрация отсутствует, слышится звук,

напоминающий английский (альвеолярный) «d». Попытки произнести

длительный рокочущий звук не удаются.

Возможно и глухое произношение звука [р]. При одноударном и

глухом произношении звука [р] артикуляция оказывается наиболее близкой к

норме. Мягкое произношение. Звук [p] произносится мягко, как [p`] (рука –

«рюка», корова – «корёва», шар – «шарь»).

Кроме того, имеется несколько видов параротацизма.

У дошкольников часто наблюдается замена звука [р] на [л] или [л'] и на

[д]. В данных вариантах параротацизма место образования звука остается

более или менее правильным, но изменяется способ произношения, звук

перестает быть дрожащим.

В случаях замен звуков: [р] => [j], [р] => [в], [р] => [г] — изменяется и

место произношения: переднеязычный [р] заменяется среднеязычным [j],

губно-зубным [в], заднеязычным [г], и способ произношения: дрожащий

заменяется щелевыми или взрывными звуками. Возможна замена звука [р]

парным мягким [р'].

Встречаются замены звука [р] гласным [ы] (рама – «ыама», ворона –

«воыона», сыр – «сыы»).

В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как

твердый [р], так и мягкий [р']. Нередко, однако, при нарушенном [р]

отмечается сохранный [р']. Реже наблюдается обратное.

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке

звука [Р] (ребёнок 5,5-6лет).

Цель: Постановка звука [Р].

Задачи:

Образовательные:

- упражнять в определении наличия звука в слове.

Коррекционно-развивающие:

- способствовать развитию ручной и артикуляторной моторики;

- создать условия для развития фонематических процессов;

- развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание.

Воспитательные:

-воспитывать внимательность.

Оборудование: зеркало, стол для игры «Футбол», вата, шарик су-джок.

Организационный момент: 1.Логопед: - Доброе утро! Вспомним

наше правило. /Произносим вместе с ребёнком медленно, проговаривая все

звуки, ребёнок выговаривает те звуки, которые способен проговорить на

данный момент/.

Говорим всегда красиво,

Правильно, неторопливо

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно

Чтоб всем было понятно.

Основная часть занятия

2. Логопед: - Зарядку мы с тобой в группе сделали, а вот для язычка

забыли! Давай сядем к зеркалу, я буду показывать упражнение и

рассказывать стих, а ты повторяй за мной упражнения. Договорились?

Поехали! (Артикуляционная гимнастика для языка и упражнение на силу

голоса, логопед произносит стихи и показывает упражнения, ребенок

повторяет, подражает)

Пропевание гласных

Открываем мы глаза,

Вдох и тянем долго АААА (ребенок тянет АААА)

Утром солнышко взошло,

Снизу-вверх мы тянем: ОООО (ребенок тянет ОООО)

Днем по горкам едем мы ЫЫЫЫ (ребенок тянет ЫЫЫЫЫ)

Ночью смотрим на звезду-

Сверху вниз слетает УУУУ (ребенок тянет УУУУ)

Упражнение «Улыбка» (Логопед объясняет, как сделать: губы

растянуты, зубы сомкнуты, рот чуть-чуть приоткрыт)

Волга река - широка

И улыбка у нас широкая.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Упражнение «Маляр» (Логопед объясняет, как сделать: широко

раскрыть ротик, широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних

зубов до маленького язычка, делаем медленно)

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Упражнение «Лошадка» (Логопед объясняет, как сделать:

присасываем кончик языка к нёбу, а затем отлепляем его, должен получится

щелчок, показывает на примере, меняем темп быстро-медленно)

Быстро скачет лошадка – быстро и звонко цокаем язычком, устала

«Лошадка», медленно скачет, тихо цокаем язычком.

Упражнение «Грибок» (Логопед объясняет, как сделать: широко

открыть рот, присосать поверхность языка к нёбу, не отрывая язык от нёба,

оттягиваем вниз нижнюю челюсть)

3. Логопед: Здорово, язычок размялся, стал сильным и крепим! Давай

поиграем! Игра называется «Футбол». Нам нужен стол. Давай сядем

напротив друг друга и будем дуть ватку друг другу так, чтобы она как

можно дальше отлетала в мою сторону, дуть надо сильно. Ты умеешь?

Покажи! Ребенок дует. Приступают к игре.

4. Логопед: А теперь давай поиграем в игру: «Узнай звук «Р». Я

называю слова, а ты, если услышишь звук «Р», хлопай в ладошки. Готов?

Ребенок отвечает, и логопед приступает.

Рот (хлопок), крот (хлопок), дождь, рак (хлопок), знак, краб (хлопок),

мрак (хлопок), враг (хлопок), драка (хлопок), гром (хлопок), слон, дом, вор

(хлопок), стол, рама (хлопок), драма (хлопок).

Супер, ты настоящий молодец, все слова со звуком «Р» угадал!

5. Динамическая пауза, берем массажный шарик Су-джок (с

шипами, колючий).

Логопед: Давай помассажируем наши ладошки, они так хорошо

хлопали, что пора их размять. Бери шарик и повторяй за мной движения под

слова стихотворения:

Все движения соответствуют тексту. Шарик в обеих руках, под слова

меняем руки при поглаживании. На последнюю строчку – переброс мяча из

руки в руку.

Я мячом круги катаю,

Взад – вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук!

6. Постановка звука по подражанию (напротив зеркала, а также

лицом к лицу, логопед показывает упражнение).

Логопед: - Сегодня мы часто слышим звук «Р», давай попробуем его

произнести. Для этого мы прижимаем язычок к верхнему нёбу, как делаем

«Грибок», носиком набираем воздух в лёгкие и с прилипшим язычком пробуем

выдувать воздух на язычок так, чтобы он отлип и задрожал. Логопед

показывает, ребенок повторяет. Чувствуешь, как кончик языка дрожит и

вибрирует? А теперь давай сильнее и быстрее дуть.

Если не получается, то постановка продолжается вторым способом,

механическим. Просим ребёнка быстро и часто говорить на выдохе звук «Д-

Д-Д-Д-Д», зондом приподнимаем язычок, и касаясь уздечки языка, быстрыми

движениями влево-вправо помогаем сделать вибрацию, вызывая звук «Р».

7. Присоединяем к звуку «Р» гласные, произносим закрытые

слоги.

Логопед: Здорово! Давай добавим А и скажем «РА-РА-РА» (Пробуем с

ребенком вместе)

8. Итог занятия.

Логопед: - Скажи, над каким звуком мы работали? Ответ ребенка. Ты

научился произносить звук [р]? Сможешь дома порычать? Покажи сегодня

вечером родителям, как ты научился рычать.

- Ты, молодец, ты это знай,

И наклейку получай!

9. Рекомендации родителям:

- тренируйся произносить длительное РРРРа, РРРРо,РРРу от

артикуляционного упражнения « Грибок».

Рекомендации родителям: Показать правильную артикуляцию звука[ р]

и рекомендовать каждый деть с ребенком проговаривать слоги ррра, ррро,

ррру, рррры…..р – тянем. Вырабатываем навык у ребенка удерживать язык

вверху, в правильной артикуляторной позе.

Литература:

1.

Жукова Н.С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. М.,

Эксмо, 2015.

2.

Правдина О.В. Логопедия. – М., 1968

3.

Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959.



В раздел образования