Напоминание

Организация деятельности студентов на уроках литературы и русского языка в колледже


Автор: Нефедова Юлия Владимировна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОАПОУ "Старорусский агротехнический колледж"
Населённый пункт: г. Старая Русса Новгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация деятельности студентов на уроках литературы и русского языка в колледже
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Нефедова Юлия Владимировна

преподаватель русского языка и литерату-

ры

ОАПОУ «Старорусский агротехнический

колледж»

Организация деятельности студентов на уроках литературы и рус-

ского языка в колледже

В настоящее время, в соответствии с требованиями ФГОС, функцией

преподавателя литературы в колледже научить студентов работать с поступа-

ющей информацией, научить анализировать, вычленять главное и второсте-

пенное, отбирать необходимое, сопоставлять разные точки зрения. При этом

студенты должны вырабатывать свою точку зрения на основе полученной

информации и собственных размышлений.

Главная задача преподавателя литературы - добиться, прежде всего,

чтения текста художественного произведения, ведь без знания текста не мо-

жет быть изучения литературы.

Что для этого должен преподаватель? Прежде всего, предварительно

напомнить студентам за 2 – 3 недели о том, какое крупное произведение чи-

таем. Например, пока изучаем литературу А.Фета, Ф.Тютчева – самостоя-

тельно читаем поэму Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»; пока изу-

чаем лирику Н.А. Некрасова – читаем роман М.Е. Салтыкова – Щедрина

«Господа Головлевы» и так далее.

Необходимо преподавателю практиковать проверку знания текста.

Студентам можно предложить продолжить краткий пересказ сюжета произ-

ведения по цепочке или ответить письменно на вопросы по тексту. Первый

вариант кажется наиболее целесообразным и эффективным. «Публичный»

способ проверки знаний заставляет студентов читать не только из-за страха

получить двойку, но и из-за нежелания показаться в глазах других неучем и

недобросовестным студентом.

Приучить читать студентов внимательно также помогают всевозмож-

ные литературные викторины, составленные из «каверзных» вопросов на

знание текста, деталей, о которых говорится не прямо, а косвенно.

Изучение

крупных

произведенийтаких,

как

“Преступление

и

наказание” Ф. М.Достоевского, “Война и мир” Л.Н.Толстого, “Тихий Дон”

М.Шолохова и других можно строить по следующему принципу:

-

последовательное изучение блоками, крупными темами,

-

четкое следование сюжету.

-

в домашнем задании строго оговаривать тему, называю конкретные

главы (не более 5 – 6), диктовать 5 – 6 вопросов по содержанию этих

глав. Опрос домашнего задания на следующем уроке вести четко по

данным вопросам.

Подобная подготовительная работа позволяет проанализировать текст,

причем на уроке используется и комментированный пересказ, и прием

выделения художественных деталей, ключевых слов, фраз, и поэтапное

составление характеристики литературного героя, и выразительное чтение

ключевых сцен, эпизодов. В ходе урока преподаватель преподносит

дополнительную информацию об особенностях творческого метода писателя,

об авторской позиции в произведении. После подробного изучения темы

целесообразно дать на дом письменную работу обощающего характера.

При

изучении

крупных

произведений

необходимо

широко

практиковать

индивидуальные

задания.

Индивидуальные

задания

необходимо подбирать для каждого студента с учетом всех психо-

физиологических особенностей и, конечно, с учетом возможностей каждого

студента. Примерами индивидуалььных заданий могут быть: “Петербург в

романе М. Достоевского “Преступление и наказание”, “Цвет в романе, его

роль в раскрытии идейного замысла писателя” – для более сильных

студентов. И темы более простые, узкие, например: “Основные положения

теории

Раскольникова”-

для

студентов

с

более

низким

уровнем

заинтересованностью литературой.

На уроках литературы эффектино применение групповых заданий. Так,

например, при изучении лирики С.Есенина стдентам можно предложить

самостоятельную работу в группах исследовательского характера: подобрать,

выразительно прочитать и проанализировать стихотворение С. Есенина,

которое можно было бы назвать творческим кредо поэта, аргументировать

свою точку зрения.

Важная роль в изучении литературы отводится письменным работам

обучающего

характера.

Это

составление

цитатных,

сопоставительных

характеристик героев; составление планов, тезисов ответа на вопрос, в том

числе

и

составление

тезисного

плана

сочинения.

Подобные

работы

незаменимы при изучении крупных литературных произведений и для

осознания параллелей, переклички тем, проблем, образов, существующих

между различными произведениями различных авторов.

Как можно заинтерисовать студентов изучаемым произведением,

вовлечь их непосредственно в процесс чтения и анализа? Что можно

предложить в этом случае? Прежде всего, прием опережающей аннотации и

прием недоговаренности, который “срабатывает” в любой аудитории. Также

постановка проблемного вопроса и ответа на него. Не секрет, что студенты

очень любят порассуждать на филосовские темы “по поводу”, нередко даже

не читая произведения, и аргументируя свой ответ фразой : “А я так думаю”.

Тудентам

необходимо

предоставлять

такую

возможность

высказаться

оппонентам, что уже само по себе ведет к диспуту, к обсуждению, которое в

любом случае будет опираться на текст художественного произведения. В

конце диспута нужно предложить вопрос: “А как думает автор?” – и тем

самым еще раз обратить студентов к тексту, к живому слову писателя.

Одним из ярких, “благодатных” в этом отношении произведений

является роман Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”. Студенты не

всегда однозначно относятся к теории Раскольникова, его престпулению и

покаянию. Много споров вызывает жизненная позиция Мармеладова,

Сончеки, Лужина, Свидригайлова. Итог по роману подводится в виде урока-

семинара “Борьба идей в романе” и заключительной лекции “Преступление

Родиона Раскольникова, его теория в системе авторских опровержений и

доказательств”.

Эффективной формой работы является выпуск тематических листков с

той целью, чтобы каждый принял участие в этой работе не только как автор,

но и как член жюри. В ходе тайного голосования определяется 5-10 лучших

работ.

Тем

самым

преподаватель

получает

возможность

узнать,что

интересует студентов в творчестве того или иного автора (выявляются

наиболее популярные писатели, герои, наиболее интересные, волнующие

темы, проблемы) и в качестве “редактора”, и в качестве “читателя”.

У студентов хорошо развито логическое мышление, сформировано

умение анализировать, мыслить абстрактно, что ведет к конкретности,

четкости и краткости суждения. Например, при повторении курса русского

языка можно сгруппировать все орфограммы, пунктограммы в крупные бло-

ки «Орфограммы в корнях слов», «Орфограммы в приставках» и так далее,

«Знаки препинания в простом предложении», «Знаки препинания при обо-

собленных членах предложения» и так далее и в ходе повторения курса пред-

ставить современный русский язык в таблицах и схемах.

Опорные схемы можно использовать и на уроках литературы. Состав-

ление тезисного плана ответа на вопросы, развернутых тезисных планов со-

чинений, плана конспекта, самостоятельное составление плана лекции учите-

ля - все эти виды работ плана аналитического подхода способствуют разви-

тию логического опосредованного мышления и, безусловно, способствуют

более прочному запоминанию литературного материала.

Написание сочинения - рассуждения, простроенного по принципу тезис

- доказательства – вывод, также не вызывает затруднений у студентов. Хотя

нередко встречаются речевые ошибки, стилистические штампы типа «Из

этого можно сделать вывод…», «…автор этим хотел показать (доказать)…».

Поэтому работе над стилистикой приходится уделять особое внимание.

Говоря об опорных схемах, таблицах, конспектах, хочется особо оста-

новиться на ведении рабочей тетради по литературе. К аккуратности, четко-

сти записей необходимо учить студентов.

Четкое оформление темы, подбор и запись эпиграфа к творчеству

писателя, правильное оформление хронологических таблиц, конспектов,

планов ответа, сочинений, цитатных характеристик, разбивка на абзацы во

избежание “слепого текста”, выделение цветом выводов, пометки на полях.

Поля всегда широкие: если тетрадь действительно рабочая, они необходимы,

т.к., например, мы возвращаемся при подготовке к экзамену по литературе.

Список литературы

1.

Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного

произведения в школе.

2.

Маранцман В.Г. Восприятие учащимися литературного произведения и

методика школьного анализа / Под ред.А.М.Докусова.

3.

Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе.

4.

Медведев В.П. Изучение лирики в школе. М., 1984

5.

Корст Н.О. Анализ драматического произведения // Преподавание ли-

тературы в старших классах.

6.

Семанова М.Н. Творческая история произведений русских писателй.

7.

Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обуче-

ния.

8.

Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся

на уроках литературы.

9.

Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы.

М., 1981.

10.

Развитие речи учащихся 4-10 классов в процессе изучения литературы

в школе.

11.

Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы.

12.

Леонов С.А. Развитие устной речи учащихся старших классов на уро-

ках литературы.

13.

Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах.

14.

Активные формы преподавания литературы: лекции и семинары на

уроках в старших классах

15.

Чертов В.Ф.Семинарские занятия по русской литературе Х1Х века.



В раздел образования