Автор: Лепёха Татьяна Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Уссурийский агропромышленный колледж"
Населённый пункт: г. Уссурийск, Приморский край
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Рабочая тетрадь для выполнения лабораторных и практических работ по дисциплине Основы агрономии
Раздел: среднее профессиональное
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« УСУРИЙСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
УЧЕБНОГО ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА
по дисциплине Основы агрономии
студента_____________________________________
Выполнил студент
______________группы
_____________________
Проверил преподаватель
специальных дисциплин
Уссурийск 2024 г.
1
Практическая работа № 1
Тема: Сорняки, меры борьбы с ними
Наименование работы: изучение характеристики сорняков Приморского края
и мер борьбы с ними.
Цель: ознакомиться с характеристикой основных сорняков и мерами борьбы.
Норма времени: 4 часа.
Учебно-методическое оснащение: гербарий сорняков.
Особые правила техники безопасности:
Литература: Т.Г.Буч и др. «Сорные растения Приморского края и меры борьбы с н
Задание.
1.
Дать характеристику основным видам сорных растений Приморского края.
2.
Изучить и описать основные меры борьбы с сорняками.
3.
Охарактеризовать наиболее распространённые гербициды, применяемые на
посевах с/х культур.
Контрольные вопросы.
1 .
Что называется гербицидами?
2 .
Перечислите корневищные и корнеотпрысковые сорняки?
3.
Сорняки паразиты, определение и примеры?
Ход работы
1.
По первому заданию заполнить таблицу 1, пользуясь энциклопедией «Сорные
растения» Приморского края и меры борьбы с ними.
Сорняки
Семейство
Продолжите
льность
жизни
Что засоряет
Наличие
корневища
или
корнеотпрыс
ков
Цветение
1.Амброзия
полыннолистная
2.Бодяг
щетинистый
3. Горец
птичий
4.Звездчатка
средняя
5.Камелина
обыкновенная
6.Марь белая
7.Овсюг
(овес
дикий)
8. Одуванчик
монгольский
9.Паслён черный
10.Пастушья
2
сумка
11.Повилика
полевая
12.Пырей
ползучий
13.Соя дикая
14.Хвощ
полевой
15. Хмель
японский
16. Щетинник
сизый
17.Подорожник
большой
19.Щирица
запрокинутая
20.Ярутка
полевая
21.Череда
трехраздельная
22.Щавель
курчавый
23.Полынь
обыкновенная
24.Рогоз
широколистный
25.
Дурнишник
сибирский
2. По второму заданию описать краткую характеристику методам борьбы с сорняками.
Пользоваться конспектами и энциклопедией «Сорные растения Приморского края и меры
борьбы с ними» стр. 229-235.
А) Агротехнический метод
Б) Карантинные мероприятия
3
В) Биологические мероприятия
Г) Химический метод
3.
По
третьему
заданию
описать
основные
гербициды,
используя
выписки
с
характеристикой распространенных гербицидов в Приморском крае. Заполнить таблицу.
Название
гербицида
Культура,
обрабатываемый
объект
Вредный
объект
Способ, время
обработки
Норма
применения
(л/га, кг/га)
Контрольные вопросы
1.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________
4
2.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________
ВЫВОД:
_____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Практическая работа № 2
Тема: Обработка почвы.
Наименование работы: составление системы основной обработки почв под различные
культуры севооборота.
Цель занятия: научиться составлять систему основной обработки почвы.
Норма времени: 2 часа.
Учебно-методическое оснащение: индивидуальное задание, методические указания.
Особые правила техники безопасности: соблюдать внимательность.
Литература: «Основы агрономии» Третьяков стр.104-106, конспекты.
Задание.
1. Составить систему основной обработки почвы под различные культуры.
Контрольные вопросы.
1.
Перечислите приёмы поверхностной обработки почвы.
2.
Что такое боронование?
3.
На какую глубину необходимо проводить вспашку?
4.
Для какой цели проводят прикатывание?
ХОД РАБОТЫ.
1.
Условия задания
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________
5
Выполнение задания предоставить в таблицу.
№
Культура
Засорен-
ность
Механи
ч.
состав
Наименование
приемов
Сроки
проведе
ния
Глуби
на
(см)
Применение
оборудования
1
1.
2.
3.
2
1.
2.
3.
3
1.
2.
3.
4
1.
2.
3.
5
1.
2.
3.
6
1.
2.
3.
7
1.
2.
3
8
1
2
3
6
Контрольные вопросы
1.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________
ВЫВОД:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Практическая работа № 3
Тема: Обработка почвы.
Наименование работы: составление системы предпосевной обработки почвы
под различные культуры севооборота.
Цель занятия: научиться составить систему предпосевной обработки почвы.
Норма времени: 2 часа.
Учебно-методическое оснащение: методические указания, индивидуальное
задание.
Особые правила техники безопасности: соблюдать внимательность.
Литература: «Основы агрономии» Третьяков стр. 106-108, конспекты.
Задание.
1. Составить систему предпосевной обработки почвы.
Контрольные вопросы.
1.
Что такое рыхление почвы?
2.
Понятие поверхностной обработки почвы.
3.
На какую глубину необходимо проводить культивацию?
4.
для какой цели проводят ране весеннее боронование
Ход работы
1.
Условия задания
7
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________
Выполнение задания предоставить в таблицу.
№
Зяблевая
обработ
ка
Механи
ч.
состав
почв
Культу
ра
Приемы обработки
Сроки
проведен
ия
Глубин
а
(см)
Применение
оборудования
1
1.
2.
3.
4.
2
1.
2.
3.
4.
3
1.
2.
3.
4.
4
1.
2.
3.
4.
5
1.
2.
8
3.
4.
6
1.
2.
3.
4.
7
1.
2.
3
4.
8
1.
2.
3.
4.
Контрольные вопросы
1.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________
ВЫВОД:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9
Практическая работа № 4
Тема: Удобрения и их применение.
Наименование работы: изучение основных видов удобрений.
Цель занятия: изучить основные свойства минеральных удобрений.
Норма времени: 2 часа.
Учебно-методическое оснащение: методические указания, коллекции удобрений.
Особые правила техники безопасности: аккуратно обращаться с удобрениями.
Не брать в рот!
Литература: Дудина «Агрохимия и система удобрений» стр. 126-134, 144-155, 166-
168,177-183.
Задание.
1.
Описать характеристику основных свойств распространённых
минеральных удобрений.
2.
Изучить удобрения по внешнему виду.
Контрольные вопросы.
1.
Перечислите физиологически щелочные азотные удобрения.
2.
Какие фосфорные удобрения не растворяются в воде?
3.
Калийные удобрения, не содержащие хлор.
4.
Что означает комплексные удобрения?
Ход работы
1.
По первому вопросу описать характеристику основных свойств минеральных
удобрений.
Удобрения
Формула
Содержание
д.в. в %
Внешний
вид
Раствори
мость
Кислот
ность
АЗОТНЫЕ:
1. Аммиачная селитра
2. Мочевина
ФОСФОРНЫЕ:
1.Суперфосфат простой
2.Суперфосфат двойной
3. Фосфоритная мука
Калийные:
1. Калийная соль
2. Хлористый калий
3. Сульфат калия
Комплексные:
10
1. Аммофос
2. Нитрофоска
3. Калийная селитра
2.Рассмотреть удобрения по внешнему виду.
Контрольные вопросы
1.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________
ВЫВОД:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
___________________________________________________________
Практическая работа № 5
Тема: Удобрения и их применение
Наименование работ: расчёт доз удобрений под различные культуры.
Цель занятия: научиться рассчитать дозы удобрений под различные с/х культуры.
Нормы времени: 4 часа.
Учебно-методическое оснащение: методические указания, условия задач.
Литература: Дудина «Агрохимия и система удобрений» стр. 126-134, 144-155, 166-
168,177-183.
Задание.
1.
Рассчитать дозы удобрений по формуле:
а). без применения органических удобрений.
б).с применением органических удобрений.
2. Рассчитать дозы удобрений балансовым методом.
Контрольные вопросы.
1.
Под какие культуры обязательно нужно вносить органические удобрения?
11
2.
Когда лучше вносить органические удобрения?
3.
Сроки внесения азотных, фосфорных и калийных удобрений?
Ход работы
1.
По первому заданию переписать условия задач.
___а).________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________б)._________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
___________________
а). Решить задачу, применив первую формулу три раза.
Д
N
= ____________________________________________
Д
Р
=_____________________________________________
Д
К
=_____________________________________________
б). Решить задачу, применив вторую формулу три раза.
Д
N
= ____________________________________________
Д
Р
=_____________________________________________
Д
К
=_____________________________________________
2.По второму заданию переписать условия задач
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
12
__________________________________________________________________________
_________________________________________________
Расчёт доз минеральных удобрений на планируемый урожай балансовым методом
Показатели
Ед.
измер.
Культура
Культура
N
Р
2
О
5
К
2
О
N
Р
2
О
5
К
2
О
1.Планируемый урожай (из условий
задачи)
ц/га
2.Вынос 1 ц продукции (справочная
таблица)
кг
3.Вынос на планируемый урожай (п1х п
2)
кг
4.Содержание в пахотном слое почвы
(условие задачи)
мг на
100 г
почвы
5.Содержание в пахотном слое почвы (п
4 х 30)
кг/га
6.Коэффициент использования
питательных веществ из почвы
(справочная таблица)
%
7.Будет использовано из почвы
(п 5х п 6 : 100)
кг/га
8.Вынос с навозом при дозе _____ т/га
кг/га
9.Коэффициент использования
питательных веществ из навоза
(справочная таблица)
%
10.Будет использовано питательных
веществ из навоза (п 8 х п 9 : 100)
кг/га
11.Вынос NPK из почвы и навоза (п 7+
п 10)
кг/га
12.Требуется внести с минеральными
удобрениями (п 3 – п 11)
кг/га
13.Коэффициент использования
питательных веществ из минеральных
удобрений (справочная таблица)
%
14.Требуется внести питательных
веществ с учетом процента
использования из удобрений (п 12 х 100
: п 13)
кг
15.Содержание д.в. в минеральных
удобрениях и название удобрений
%
13
(справочная таблица)
16.Требуется внести минеральных
удобрений (п 14 : п 15)
ц/га
Контрольные вопросы
1.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________
ВЫВОД:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
___________________________________________________________
Лабораторная работа № 1
Тема: Семеноведение как наука. Посевные качества семян.
Наименование работы: Отбор средней пробы образца.
Цель занятия: освоить методику отбора среднего образца и составления средней пробы
семян для дальнейшего определения качества семян.
Норма времени: 2 часа.
Учебно-методическое оснащение: методические указания, инструкционно-
технологические карты, выписки из учебников, набор семян зерновых культур, щуп,
Литература:
1.Б.Д. Крючев «Практикум по растениеводству» стр. 3-9
Задание.
1.
Описать понятия: выемка (точечная проба), исходный образец (объединенная
проба), партия семян, контрольная единица.
2.
Зарисовать схемы отбора точечных проб семян.
3.
Изучить и описать методику отбора среднего образца из партии семян,
хранящихся насыпью.
4.
Изучить и описать методику отбора среднего образца из партии семян,
хранящихся в мешках.
5.
Заполнить акт отбора среднего образца и этикетку к средней пробе семян.
Контрольные вопросы.
14
1.
От какой партии зерна отбирают средний образец?
2.
Каким инструментом отбирают точечные пробы семян?
3.
Дайте понятие партии семян
Ход работы
1.
По первому заданию описать понятия:
Выемка (точечная проба) –
Исходный образец (объединенная проба) –
Партия семян –
Контрольная единица –
Пользоваться практикумом стр.3-9
2.
По второму заданию зарисовать схему отбора точечных проб семян
Пользуясь практикумом стр. 6, рис 2
3.
По третьему заданию описать методику отбора среднего образца из партии семян,
хранящихся насыпью.
Пользоваться практикумом стр.5
15
Метод квадратирования (зарисовать)
Зарисовать щупы и подписать стр. 6, рис 1,2
Заполнить таблицу 1. Размер контрольных единиц и средних проб семян, стр.5
Масса партии (контрольных единиц) и массы (объема)средних проб семян разных
культур
Культура
Масса партии
(контрольной
единицы), из
которой отбирают
одну пробу, т
Масса (объем) пробы для определения
Чистоты,
всхожести,
жизнеспособности
, массы 1000
семян, г
Влажности и
заселенности
вредителями
(объем посуды),
мл
Пшеница, рожь, ячмень,
овес, горох, подсолнечник,
кукуруза, соя
Просо, гречиха, свекла, лен
Клевер красный, люцерна,
донник, суданская трава
Горчица, могар, кострец,
клевер белый
Овсяница луговая,
тимофеевка луговая, брюква,
турнепс
4.
По четвертому заданию описать методику отбора среднего образца из партии
семян, хранящихся в мешках.
Пользоваться практикумом стр.6-7
16
Зарисовать щупы и подписать стр. 6, рис 4,5
Заполнить таблицу 2. Размер контрольных единиц и средних проб семян, стр.7
Число мешков, выделяемых для отбора точечных проб
Число мешков в партии
(контрольной единицы)
Для отбора выделяют
Мешков должно быть не
менее
5.
По пятому заданию заполнить акт отбора среднего образца и этикетку к средней
пробе семян.
Пользоваться бланками документов
Контрольные вопросы
1.________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3.________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Вывод
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 2
Тема: Семеноведение как наука. Посевные качества семян.
Наименование работы: Определение чистоты и массы 1000 семян
Цель: изучить методику определения чистоты и массы 1000 семян, определить чистоту и
массу 1000 семян зерновых культур
17
Норма времени: 2 часа.
Учебно-методическое оснащение: методические указания, инструкционно-
технологические карты, выписки из учебников, набор семян зерновых культур, сита,
шпатели,
Литература:
1.Б.Д. Крючев «Практикум по растениеводству» стр. 10-16
Задание.
4.
Изучить и описать методику определения чистоты семян зерновых культур
5.
Изучит и описать методику массы 1000 семян.
6.
Определить чистоту семян.
7.
Определить массу 1000 семян.
Контрольные вопросы.
4 .
Дайте определение чистоте семян.
5 .
Дайте определение массе 1000 семян.
6.
Для какой цели определяют массу 1000 семян и чистоту?.
Ход работы
1.По первому заданию изучить и описать методику определения чистоты семян зерновых
культур. Практикум стр. 10-15
2. По второму заданию изучит и описать методику определения массы 1000 семян.
Практикум стр. 16
18
3.По третьему заданию определить чистоту семян зерновых культур, пользоваться
вышеизложенной методикой. Заполнить таблицу 1
Анализ чистоты семян
Фракции семян
( )
1 навеска
2 навеска
средняя
г
%
г
%
г
%
1.навеска семян для
анализа (В)
2.семена основной
культуры (А)
3.отход
Далее определяют чистоту семян по формуле:
Ч= Ах100 где Ч – чистота семян (%),
В А – семена основной культуры (г)
В – навеска семян для анализа (г)
В конце сделать вывод по чистоте семян
4.По четвертому заданию определить массу 1000 семян пользуясь вышеизложенной
методикой. Заполнить таблицу 2
Культура
Масса 500 зерен
Масса 1000 семян
1 проба
2 проба
Контрольные вопросы
1.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вывод
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 3
Тема: Семеноведение как наука. Посевные качества семян.
Наименование
работы:
Определение
энергии
прорастания,
всхожести
и
жизнеспособности семян,
Цель:
изучить
методику
определения
энергии
прорастания,
всхожести
и
жизнеспособности семян и определить данные показатели.
19
Норма времени: 2 часа.
Учебно-методическое
оснащение:
методические
указания,
инструкционно-
технологические карты, выписки из учебников, набор семян зерновых культур,
фильтровальная бумага, чашки Петри, 0.1% раствор кислого фуксина, лабораторная
посуда
Литература:
1.Б.Д. Крючев «Практикум по растениеводству» стр. 10-16
Задание.
1.
Изучить и описать методику определения энергии прорастания и всхожести
семян.
2.
Изучит и описать методику определения жизнеспособности семян.
3.
Заложить семена зерновых на определения энергии прорастания и всхожести.
Данные опыта записать в таблицу 1
4.
Определить жизнеспособность семян. Полученные данные записать в таблицу
2
Контрольные вопросы.
1 .
Дайте определение энергии прорастания.
2 .
Дайте определение всхожести семян.
3.
Дайте определение жизнеспособности семян.
Ход работы
1.
По первому заданию изучить и описать методику определения энергии
прорастания и всхожести семян. Пользоваться практикумом стр.16-17
Из таблицы 7 на стр. 20 выписать условия проращивания семян для пшеницы, ячменя и
овса, заполнить таблицу 1
Культура
Условия проращивания
Срок определения, суток
Ложе
Температура
Освещенност
ь
Энергия
прорастания
Всхожесть
Пшеница
мягкая
Ячмень
Овес
НП –
20
МБ –
Р -
ВП –
С –
Т -
2.
По второму заданию изучит и описать методику определения жизнеспособности
семян. Пользоваться практикумом на стр.17
3.
По третьему заданию заложить семена зерновых культур на определения энергии
прорастания и всхожести. Данные опыта записать в таблицу 1
Через 3-4 дня подсчитываем энергию прорастания, через 7 дней всхожесть семян.
День закладки и день подсчета считают за один день.
Таблица 1
Вид анализа
Количество
дней от
начала
прорастания
Средние
данные в
%
% нормально проросших семян
1 проба
2 проба
3 проба
4 проба
шт.
%
шт.
%
шт.
%
шт.
%
Энергия
прорастания
Всхожесть
Описать понятия:
Нормально проросшие семена –
Не проросшие семена –
Невсхожие семена –
4.
По четвертому заданию определить жизнеспособность семян. Полученные данные
записать в таблицу 2
Вид анализа
Химикат для
анализа
Количеств
о семян для
анализа
1 проба
2 проба
Среднее
шт.
%
шт.
%
%
Жизнеспособность
21
Контрольные вопросы
1.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Вывод
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Практическая работа № 6
Тема: Семеноведение как наука. Посевные качества семян.
Наименование работы: Расчет нормы высева семян зерновых культур. Знакомство с
документами на семена.
Цель: ознакомиться с основными документами на семена, изучить методику расчета
нормы высева семян. Решить задачи по расчету нормы высева семян.
Норма времени: 2 часа.
Учебно-методическое
оснащение:
методические
указания,
инструкционно-
технологические карты, условия задач.
Литература:
1.Б.Д. Крючев «Практикум по растениеводству» стр. 27-29
Задание.
1.
Изучить документы на посевные качества семян. Оформить их.
2.
Решить задачи по расчету нормы высева семян используя формулы.
3.
Решить задачи по расчету нормы высева семян без применения формул.
Контрольные вопросы.
1 .
Где необходима этикетка?
2 .
Какие необходимы условия для расчета посевной годности семян
3.
Какие необходимы условия для расчета нормы высева семян.
Ход работы
1.
По первому заданию изучить документы на семена и записать для каких
целей каждый документ необходим. Заполнить бланки документов на семена.
22
2.
По второму заданию изучить формулы, применяемые для расчета нормы высева
семян.
А). ПГ= , где ПГ –
Ч –
В –
ПГ- процент чистых и всхожих семян в анализируемом образце, данные по чистоте
брать из справочной таблице.
Затем рассчитывают норму высева семян по формуле:
Н=
где Н –
К –
М –
Пример расчёта нормы высева семян можно посмотреть в практикуме на стр. 29
Б). если в задаче дана норма высева при 100% ПГ, а нужно найти норму высева при ПГ
ниже 100%, то необходимо воспользоваться следующей формулой:
Н
фак
=
где Н
фак
–
Н
при100%ПГ
–
ПГ –
Решить задачи предложенные преподавателем по выше изученным формулам.
3.
По третьему заданию решить ниже предложенные задачи без использования
формул, логическим путем.
Задача 1
Определить число семян на 1 га, если в посеве с междурядьем 15 см. в рядке на 1 п.
м. высевают в среднем 100 семян.
Задача 2
Сколько метров должен проехать агрегат из трех сеялок с шириной захвата 10.8 м,
чтобы высеять 170 кг, если норма высева 198 кг/га.
23
Задача 3
Норма высева семян зерновых 220 кг/га, масса 1000 семян 34 г, определить число
семян, посеянных на каждый гектар.
Задача 4
Посев кукурузы широкорядный пунктирный, с междурядьем 70 см, семена в рядке
падают через 20 см. Масса 1000 семян 350 г, определите норму высева семян на 1
га.
Задача 5
Определите фактическую норму высева ячменя, если агрегат из 2-х сеялок с общей
шириной захвата 7.2 м посеял 130 кг семян, проехав 750 м.
Задача 6
Способ посева узкорядный с междурядьем 7.5 см, на каком расстоянии друг от
друга в среднем должны падать семена в рядке, если на 1 га надо высеять 7 млн.
зерен?
Контрольные вопросы
1.______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Вывод
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
24
Лабораторная работа № 4
Тема: Общая характеристика зерновых культур.
Наименование работы: Родовые отличия зерновых хлебов по семенам и соцветиям
Цель: изучить хлеба 1 и 2 групп по семенам и соцветиям, научиться различать культуры
по семенам и соцветиям.
Норма времени: 2 часа.
Учебно-методическое
оснащение:
методические
указания,
инструкционно-
технологические карты, коллекция семян и соцветий хлебов 1 и 2 групп
Литература:
1.Б.Д. Крючев «Практикум по растениеводству» стр. 31-33, 39-43
Задание.
1.
Описать общие и отличительные признаки хлебов 1 и 2 групп.
2.
Определить хлеба по зерновке.
3.
Зарисовать анатомическое строение зерновки.
4.
Описать строение соцветий хлебов 1 и 2 групп.
5.
Определить хлеба по соцветиям.
Контрольные вопросы.
1 .
Почему хлеба 1 группы – растения раннего срока сева?
2 .
Какие семена глубже заделывают в почву – голозерные или пленчатые?
3.
Влияет ли число зерен в колосе на получение высокого урожая
Ход работы
1.По первому заданию заполнить предложенную таблицу (пользоваться конспектом)
Признаки
Хлеба 1 группы
Хлеба 2 группы
Морфологические
1.Название хлебов
2.Наличие на зерновке
бороздки и хохолка
3.Выполненность соломины
4.Тип соцветия
5.В колосе (метелке) лучше
развиты нижние или
верхние цветки
6.Количество зародышевых
корешков
Биологические
1.Требования к свету
2.Требование к воде
3.Отношение к длине дня
25
4.Наличие озимых и яровых
5.Развитие в начальной фазе
Агротехнические
1.Сроки посева
2.Способы посева
2.По второму заданию по выданной коллекции определить семена зерновых культур и
записать в тетрадь. Пользоваться практикумом на стр. 31, рис 5 и таблица 9 стр. 33.
В тетрадь записать голые, пленчатые и те и другие семена зерновых культур.
1. 5.
2. 6.
3. 7.
4. 8.
3.По третьему заданию зарисовать анатомическое строение зерновки, пользоваться рис.6
стр. 32, подписать основные части.
4.По четвертому заданию описать строение соцветий хлебов, заполнить таблицу, стр. 41-
42
Культура
Отличительные признаки
Соцветия
Число зерен в колоске
Окраска зерна
1.пшеница
2.рожь
3.ячмень
4.овес
5.кукуруза
6.сорго
7.просо
8.рис
5.По пятому заданию определить соцветия хлебов и записать в тетрадь.
1. 5.
2. 6.
3. 7.
4. 8.
26
Контрольные вопросы
1.____________________________________________________________________________
________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Вывод
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Практическая работа № 7
По дисциплине Основы агрономии
Тема: Общая характеристика зерновых культур.
Наименование работы: Фазы роста и развития зерновых хлебов
Цель:
изучить фазы развития зерновых хлебов, научиться определять хлеба по
проросткам, ушкам и язычкам
Норма времени: 2 часа.
Учебно-методическое
оснащение:
методические
указания,
инструкционно-
технологические карты, проростки хлебов
Литература:
1.Б.Д. Крючев «Практикум по растениеводству» стр. 32-39
Задание.
1.
Изучить и описать фазы роста и развития зерновых культур
2.
Изучить и описать отличительные признаки зерновых культур по ушка и язычкам
Контрольные вопросы.
1 .
Что нанимаете под общей кустистостью?
2 .
Что нанимаете под продуктивной кустистостью?
3.
Что нанимаете под подседом?
4.
Что нанимаете под подгоном?
Ход работы
1.По первому заданию необходимо описать фазы роста и развития зерновых культур по
предложенному плану:
А). Прорастание семян
Описать этапы прорастания семян, зарисовать проростки семян хлебных злаков, стр.32, 36
27
Б). Фаза всходы
Кратко описать, что происходит в эту фазу, затем заполнить таблицу, стр. 35-36
Культура
Количество
зародышевых
корешков
Признаки листьев
Окраска
Ширина
Опушение
1.пшеница
2.рожь
3.ячмень
4.овес
5.кукуруза
6.просо
7.сорго
8.рис
В). Фаза кущения
Кратко описать, что происходит в эту фазу, зарисовать фазу кущения и подписать
основные части. Стр.34 рис. 10, стр.36
Г). Фаза выхода в трубку
Кратко описать фазу, стр. 36
Д). Фаза колошения (выметывания)
Описать фазу, стр.36
28
Е). Фаза созревания
Описать периоды созревания: стр.36-37
Молочная спелость
Восковая спелость
Полная спелость
2.По второму заданию описать отличительные особенности зерновых культур по ушкам и
язычкам, заполнить таблицу, стр. 38 таб. 11
Показатели
Пшеница
Рожь
Ячмень
Овес
1.ушки
2.язычки
Зарисовать ушки и язычки хлебных злаков, стр. 39, рис. 13
Контрольные вопросы
1.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вывод
_____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Практическая работа № 8
Тема: Общая характеристика зерновых культур.
Наименование работы: Определение биологического урожая зерновых культур
Цель:
изучить методику определения биологического урожая зерновых культур,
научиться рассчитывать биологический урожай зерновых культур
Норма времени: 2 часа.
Учебно-методическое
оснащение:
методические
указания,
инструкционно-
технологические карты, условия задач
29
Литература:
1.Б.Д. Крючев «Практикум по растениеводству» стр. 61-62
Задание.
1.
Изучить и описать методику определения биологической урожайности зерновых
культур.
2.
Решить задачи по определению биологической урожайности зерновых культур.
Контрольные вопросы.
1 .
Для какой цели определяют биологический урожай зерновых культур?
2 .
Какие показатели необходимы для расчёта биологического урожая зерновых
культур?
3.
В какое время определяют биологический урожай?
Ход работы
1.По первому заданию изучить и описать методику определения биологического урожая
зерновых культур. Как это необходимо делать на поле. Уметь ответить на вопрос – для
какой цели определяют биологический урожай, стр. 61.
Затем записать формулу расчёта биологического урожая, стр. 62
У=
Где: У -
А -
Б –
В –
Г –
10000 –
2.По второму заданию необходимо рассчитать биологический урожай зерновых культур
(решить предложенную задачу). Для этого все данные условия задач внести в таблицу 1
Показатели
Культура
Пшеница
Ячмень
Овес
1.Уоличество растений на 1 м
2
2.Продуктивная кустистость
3.Число зерен в колосе
4.Масса 1000 семян
5.Биологический урожай (ц/га)
Заполнить таблицу, по формуле рассчитать биологический урожай зерновых культур.
30
Контрольные вопросы
1.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вывод
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
___________________________________________________________
Практическая работа № 9
Тема: Общая характеристика зерновых бобовых культур.
Наименование работы: Родовые отличия зернобобовых культур по семенам, плодам и
взрослым растениям
Цель: изучить строение семян и плодов зернобобовых культур, научиться определять
зернобобовые по семенам и плодам
Норма времени: 2 часа.
Учебно-методическое
оснащение:
методические
указания,
инструкционно-
технологические карты, коллекция семян и плодов
Литература:
1.Б.Д. Крючев «Практикум по растениеводству» стр. 150, 152, 147-178
Задание.
1.Зарисовать строение семян зернобобовых культур.
2.Описать и определить семена зернобобовых культур по семенам.
3.Описать зернобобовые культуры по плодам.
4.Описать характеристику взрослых растений зернобобовых культур.
Контрольные вопросы.
1.Перечислите з/б, у которых плоды опушены.
2.Особенности строения цветка.
3.З./б выносящие семядоли на поверхность.
4.Какие з/б образуют усики?
Ход работы
1.По первому заданию зарисовать строение семян. В практикуме стр. 114, рис 44 – 1, 3
31
2.По второму заданию заполнить таблицу 1, затем пользуясь коллекцией семян
определить семена з/б культур. Пользоваться практикумом стр. 111, таб. 35
Вид
Масса 1000
семян, г
Семена
Форма
Окраска
Семенной
рубчик
1.Горох посевной
2.Чечевица
крупносеменная
3.Чина посевная
4.Нут
5.Кормовые бобы
6.Вика посевная
7.Фасоль
8.Соя
9.Люпин
узколистный
Желтый
Белый
3.По третьему заданию описать характеристику плодов зернобобовых культур. Заполнить
таблицу 2, пользоваться практикумом стр. 113, таб. 36
Вид
Размер
Форма боба
Окраска, опушение
1.Горох посевной
2.Чечевица
крупносеменная
3.Чина посевная
4.Нут
5.Кормовые бобы
6.Вика посевная
7.Фасоль
8.Соя
32
9.Люпин
4.По четвертому заданию описать строение растений зернобобовых культур. Заполнить
таблицу 3. Пользоваться практикумом стр. 117, таб. 37, 118-131.
Вид
Стебель
Лист, форма
Прилистник
Опушение
листа
Наличие
усиков
Соцветие
Цветок
размер
окраска
1.Горох
посевной
2.Чечевица
крупносеменна
я
3.Чина
посевная
4.Нут
5.Кормовые
бобы
6.Вика
посевная
7.Фасоль
8.Соя
9.Люпин
Контрольные вопросы
1.____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
33
Вывод
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
___________________________________________________________
Практическая работа № 10
Тема: Происхождение, одомашнивание и хозяйственное использование картофеля.
Наименование работы:
Определение нормы посадки и биологического урожая
картофеля.
Цель: научиться рассчитывать норму посадки картофеля, изучить методику определения
биологического урожая и научиться рассчитывать урожай картофеля.
.
Норма времени: 2 часа.
Учебно-методическое
оснащение:
методические
указания,
инструкционно-
технологические карты, условия задач.
Литература:
1.Б.Д. Крючев «Практикум по растениеводству» стр. 161-162, 164-166
Задание.
1.Решить задачи по расчету нормы высева семян.
2.Изучить и описать методику определения биологического урожая картофеля.
3.Решить задачу по определению биологического урожая картофеля
Контрольные вопросы.
1.От чего зависит норма посадки картофеля?
2.Когда на практике определяют биологический урожай картофеля?
Ход работы
1.По первому заданию необходимо решить следующие задачи:
А). Переписать условие задачи и решить ее пользуясь методикой расчёта на стр. 162-163
практикума
Б). Решить предложенные задачи:
Определить расстояние между клубнями при посадке картофеля широкорядным способом
с междурядьем 70 см, если на 1 га высаживают 60 тыс. клубней картофеля.
В). Какую площадь можно засадить картофелем, если выход семенной фракции с 1 га
составляет 260 ц, схема посадки клубней 70х30 см. средняя масса клубня 65 г.
34
2.По второму заданию изучить и описать методику определения биологического урожая
на практике, пользоваться практикумом стр. 164-166
3.По третьему заданию решить предложенные задачи по расчету биологической
урожайности картофеля.
Контрольные вопросы
1.____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________2.___________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________
Вывод
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________
Практическая работа № 11
Тема:
Происхождение, одомашнивание и хозяйственное использование масличных
культур.
Наименование работы: Определение масличных культур по семенам и плодам
Цель: научиться определять масличные культуры по семенам и плодам
Норма времени: 2 часа.
Учебно-методическое
оснащение:
методические
указания,
инструкционно-
технологические карты, коллекция семян и плодов.
Литература:
35
1.Б.Д. Крючев «Практикум по растениеводству» стр. 188-207. Выписки из учебников.
Задание.
1.Изучить и описать особенности строения масличных культур.
2.Описать и определить масличные культуры по семенам и плодам.
Контрольные вопросы.
1.Перечислите масличные культуры семейства капустных.
2.Из семян, каких культур готовят техническое масло?
3.Какие масличные культуры используют на кормовые цели?
Ход работы
1.По первому заданию описать особенности строения масличных культур, заполнить
таблицу, пользоваться практикумом стр. 188-207
Культура
Семейство
Содержание
жира,%
Районы
возделывания
Форма
семядольного
листа
Опушение
листа
Высота
растения
Соцветие
Подсолнечник
Сафлор
Клещевина
Кунжут
Мак
Перилла
Рапс
Рыжик
Горчица белая
Горчица сизая
Ляллеманция
36
2.По второму заданию описать и определить семена и плоды масличных культур,
заполнить таблицу, пользоваться выписками из учебника.
Культура
Плоды
Семена
Тип
Форма
Окраска
Форма
Поверхность
Окраска
Подсолнечник
Сафлор
Клещевина
Кунжут
Мак
Перилла
Рапс
Рыжик
Горчица белая
Горчица сизая
Ляллеманция
Контрольные вопросы
1.____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________2.___________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Вывод
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
___________________________________________________________
Практическая работа № 12
Тема: Происхождение, одомашнивание и хозяйственное использование овощных культур.
37
Наименование работы: Определение овощных культур по семенам
Цель: научиться определять овощные культуры по семенам
Норма времени: 2 часа.
Учебно-методическое
оснащение:
методические
указания,
инструкционно-
технологические карты, коллекция семян.
Литература:
1.В.Ф. Белик и др. Овощеводство стр.29-30.
Задание.
1.Изучить и описать внешние признаки семян овощных культур.
2.Определить семена овощных культур.
Контрольные вопросы.
1.У каких овощных культур истинные семена?
2.Перечислите овощные семейства капустных.
3.Как называется плод у свеклы?
Ход работы
1.По первому заданию изучить и описать внешние признаки семян овощных культур,
заполнить таблицу, пользоваться учебником стр. 29-30
Семейство
Вид
культуры
Вид
посевного
материала
Характеристика посевного материала
форма
окраска
поверхность
Размер,
мм
Масса
1000
семян
Капустные
Капусты
Брюква
Редис
Редька
Репа
Пасленовые
Томаты
Баклажаны
Перец
Тыквенные
Огурец
Арбуз
38
Дыня
Тыква
Кабачки
Патиссоны
Бобовые
Горох
Фасоль
Сельдерейные
Морковь
Петрушка
Укроп
Сельдерей
Маревые
Свекла
2.По второму заданию по выданным коллекциям определить семена овощных культур
по внешнему виду.
Контрольные вопросы
1.____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Вывод
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
___________________________________________________________
Информационное обеспечение
39
Основные источники:
1.Основы агрономии: учебное пособие/ И.П. Козловская(и др); под ред. И.П. Козловской –
Ростов н/Д: Феникс, 2015. -339 с.
Дополнительные источники
1.Третьяков Н.Н.,Ягодин Б.Д., Туликов А.М. и др. Основы агрономии: Учебник –М.:
академия. 2010.
2.Гатаулина Г.Г. Технология производства продукции растениеводства – М: КолосС, 2003
3.Гатаулина Г,Г. Объедков М.Г. Практикум по растениеводству – М.: Колос, 2000
40