Напоминание

"Ударение"


Автор: Сорокина Ольга Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Мисковская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п. Мисково Костромской район
Наименование материала: Конспект урока русского языка
Тема: "Ударение"
Раздел: начальное образование





Назад




КОНСПЕКТ УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА

в 1 классе

«УДАРЕНИЕ»

Составлено и проведено

учителем начальных классов

Сорокиной О.П

Конспект урока русского языка в 1 классе

«Ударение»

Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги.

Цели

- формировать представления об ударении, ударном и безударном слогах;

- развивать умение находить в слове ударный слог;

- учить правильному произношению слов;

- познакомить с орфоэпическим словарём русского языка.

Задачи

познавательные

-развивать речь учащихся, обогащая словарный запас;

-организовать деятельность детей (умение ставить ударение в словах, применять на

практике, полученные на уроке знания);

- рассмотреть случаи, когда ударение в слове не ставится;

- раскрыть понятие «ударный» и «безударный» слоги

Личностные

- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся

(учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, делать вывод);

Регулятивные

- познавательная инициатива

Коммуникативные

- учить сотрудничеству с учителем и одноклассниками

Планируемые результаты

(универсальные учебные действия)

Предметные

-

закрепить

понятие

«ударение»,

его

смыслоразличительную

функцию,

свойство

разноместности

- упражнять в разграничении слов, различающихся ударением

-формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги

- развивать речь, обогащать словарный запас

- работать над нормами правильного произношения

Метапредметные

Регулятивные

- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие

коррективы;

Познавательные

- в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;

- составлять целое из его частей;

- на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные

- использовать в общении правила вежливости;

- участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);

- иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;

Личностные

- взаимодействие в группе, паре

Виды деятельности: самостоятельная, исследовательская, практическая.

Тип урока: Изучение нового материала

Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» для 1 класса В.П. Канакина, В.Г.

Горецкий,

карточки

для

индивидуальной

работы,

для

работы

в

паре,

группе,

демонстрационный материал

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Вот книжки на столе, тетрадки

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный!

- Свою работу на уроке мы с вами будем оценивать по индивидуальным листам.

! ! – все ясно

! – почти все ясно

? – есть вопросы

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Тему урока вы узнаете, выполнив задание:

- расставьте карточки с буквами по цветам радуги, закончим цепочку цветом, который в

радуге не встречается.

- Какое слово у нас получилось? (УДАРЕНИЕ)

- Скажите, мы уже встречались с таким понятием или нет?

- Что мы уже знаем об ударении?

- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

1. Узнаем, что такое … (ударение) и какова его роль

2. Будем учиться … (обозначать ударение в словах)

3. Вспомним … (в каких словах ударение не ставится).

3.Постановка учебной задачи

- в ходе урока мы должны ответить на следующие вопросы.

- Что такое ударение?

- Какой слог называется ударным, безударным?

- На какой звук может падать ударение?

- На какой слог может падать ударение?

- В каких словах ударение не ставится?

- Какова роль ударения?

- Я предлагаю вам два пути для достижения нашей цели:

1 – взять и просто прочитать в учебнике правило о роли ударения и его обозначении на

письме.

2 – самим докопаться до сути и найти ответы на поставленные в начале урока вопросы.

- А какой путь выберем?

4. Выявление места и причины затруднения

- Прочтите слова на доске: тетрадь, учебник, торты.

- Расставьте в них ударение.

- Где мы можем узнать, какой вариант правильный? (в словаре)

Есть специальный словарь – орфоэпический

5. Построение проекта выхода из затруднения

- На парте у вас карточки со словами ( кимоно, рябина, маяк, носорог, обезьяна)

- Проверьте правильность выполнения в орфоэпическом словаре и оцените свою работу на

листах.

6. Изучение нового материала

- Давайте ещё раз правильно произнесём слово торты и запомним его.

- Прислушаемся к тому, как мы произносим ударный слог

(Его мы произносим с большей силой и длительностью).

- Попробуем дать определение - ударный слог – (это слог, который произносится с большей

силой).

- Что такое безударный слог? (Это слог, который произносится с меньшей силой).

- Так что же такое ударение?

(Выделение в речи одного из слогов слова)

- Это наш первый вывод:

Ударение

выделение голосом одного из слогов в слове.

Ударный слог

это слог, который произносится с большей силой.

Безударный слог

это слог, который произносится с меньшей силой.

-Ответили мы на первый вопрос урока? А на второй? (да)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Мне нужны 2 помощника. 1 ученик у доски будет читать слова так, чтобы мы услышали

сильный ударный звук и записали букву этого ударного звука в тетрадь. Второй ученик будет

работать за доской для проверки.

Ученик, педагог, доска, Светлана, суббота, краски, утюг, диван

- Проверьте задание, оцените себя.

- Что вы заметили, выполняя это задание?

(Ударение падает на гласный звук)

Это наш второй вывод:

Ударение падает на гласный звук

- Ребята, а мы ответили на следующий вопрос урока? (да)

- теперь поиграем в игру «Стучалка»

- Я стучу по столу столько раз, сколько слогов в слове, причем один стук звучит сильнее – это

ударный слог. Вы должны записать эти схемы столбиком друг под другом, а затем подобрать

к ним слова с доски: папа, мука, потолок, головоломка

- Ребята, какой вывод мы должны сделать? (ударение может падать на первый слог, второй,

третий или четвертый.) Оцените свою работу.

Третий вывод:

Ударение может падать на любой слог

Физкультминутка

Продолжение работы по теме

-У вас на столах лежат листочки. Внимательно прочитайте и скажите, какое задание вам

нужно выполнить.

(«Найди лишнее») Подчеркните лишнее слово в каждой строчке, поставьте ударение.

(Работа в паре)

Груша, вишня, слива, берёза

Дача, кот, домик, крыша

- Какое слово лишнее в каждой строчке? Что вы можете сказать про эти слова? (в этих

словах ударение не ставится)

Сделайте четвертый вывод:

На письме значок ударения не ставится в словах с буквой Ё и в словах, состоящих из

одного слога.

Мы ответили на следующий вопрос? (да). Оцените свою работу.

- Ребята, мы уже знаем, что с помощью ударения мы выделяем в речи один из слогов слова.

Тогда возникает вопрос: а зачем нам это надо? Давайте попробуем на него ответить после

маленькой сценки.

Сценка.

Ученик читает инструкцию к витаминам: «Принимать по одной, после приема пищи

(начинает пищать)». Мама кричит: «Андрюша, что с тобой случилось?»

-Ребята, в чем запутался Андрей? Как ему помочь? (Анализ слова пищи)

- Посмотрите, какую роль может сыграть ударение, если перепрыгнет с одного слога на

другой.

- Давайте посмотрим, в каких еще словах ударение может изменить смысл слова. Для этого

поработаем в группе. Объединитесь в группы. Выберите командира.

-У вас на столах по два конверта: в конверте № 1 листок, на котором записаны слова. Эти

слова вы должны изменить с помощью ударения и записать их.

-А в конверте № 2 слова записаны с подсказками - картинками. Какой конверт вы выберите –

ваше дело. (Проверка).

-Какой вывод мы можем сделать: ударение меняет смысл слова.

- Оцените работу в группе

Пятый вывод:

Перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение)

всего слова.

Ответили мы на последний вопрос урока? (да)

- А давайте заглянем в учебник . Прочитаем как об этом говорится в стихотворении

Я. Козловского. (Читает.)

- О каких словах говорится в стихотворении?

7. Рефлексия

- Ответили ли мы на поставленные перед собой вопросы? (да)

- Ребята, умение правильно ставить ударение в жизни очень важно!

8. Итог урока

Закончите предложение:

Я сегодня узнал, что…

Я научился…

Мне было…

- Посмотрите на свой листок самооценки и оцените свою работу на уроке.

- Молодцы! Спасибо за урок!



В раздел образования