Авторы: Яворовская Дина Михайловна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка 4 курса и преподаватель физкультуры
Учебное заведение: ГБПОУ ПК №10
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Роль физической культуры в воспитании младших школьников"
Раздел: начальное образование
Роль физической культуры в воспитании младших школьников.
Младший школьный возраст – это возраст 6–11-летних детей,
обучающихся в 1 – 4 классах начальной школы. При поступлении ребенка в
школу, его жизнь очень меняется. Ведущей деятельностью становится
учение. У детей появляется новый круг общения (со сверстниками и
взрослыми людьми), а так же, новые важные общественно-значимые
обязанности.
У младших школьников, по сравнению сдошкольным возрастом,
замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается
окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное
развитие мышечной системы. В возрасте от 6 до 11 лет большинство детей
прибавляет в росте по 5-7 см в год. Вес в этом возрасте увеличивается в
среднем на 2-2,7кг в год. За период от 6 до 11 лет вес тела увеличивается
примерно от 18 до 36 кг. Рост костей особенно заметен, и он находится в
стадии формирования.
В этот период развития двигательные функции получают весьма
значительное развитие, особенно существенно совершенствуется
координация движений, чему способствуют занятия физической культурой.
Физкультура- одна из составляющих нашего здоровья. На уроках
физической культуры в школе, учитель выстраивает этот фундамент.
На уроках учитель помогает ребенку выправить спину, избавиться от
сутулости в плечах и впалой груди, формировать и отрабатывать физические
задатки, такие как: сила, быстрота, гибкость, ловкость.
Основная задача учителя - научить детей добросовестно, сознательно
относиться к выполнению физических упражнений и хорошо знать свой
организм, пытаться им управлять.
Физкультура- это не только выброс энергии и тренировка тела. Это сила
и энергия, настроение учащихся, необходимое при учебе.
Основой физической культуры является двигательное действие и
физические упражнения.
Благодаря физическим упражнениям улучшается физическое развитие,
формируются двигательные навыки, создается возможность для
осуществления нравственного, интеллектуального и эстетического
воспитания.
Физическая культура включает в себя множество важных аспектов:
-занятия физическими упражнениями
- знания о своем организме и его реакциях.
- знания о правильном питание
- умения применять эти знания в повседневной жизни.
Фундаментом школьной программы физического воспитания в
начальной школе являются легкоатлетические и гимнастические упражнения,
эстафеты, подвижные игры с предметом и без, посещение бассейна и ходьба
на лыжах.
Благодаря вышеперечисленным составляющим ребенок получает
возможность развивать выносливость и быстроту,усилить дыхательную,
сердечно- сосудистую системы, улучшить обмен веществ.
В начальной школе, физическое воспитание оказывает большое
влияние на умственную деятельность детей, ведь для умственной
деятельности организма необходимо правильное соотношение процессов
возведения и торможения в горе головного мозга.
В начальной школе уже со 2 урока снижается работоспособность
головного мозга, а к 4 уроку и вовсе, резко падает.
Именно поэтому так важна двигательная активность. Она снижает
тонус сосудов мозга, происходит улучшение мозгового кровотока и
происходит снабжение нервных клеток кислородом, выводя из них "шлаки".
Одним из средством физического воспитания является подвижные
игры, ведь они охватывают свойственные человеку естественные движения:
бег, ходьба, прыжки, метание, бросание и т.д.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности
школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их
воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность позволяет учителю выявить у своих учеников
потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. Во
внеурочной деятельности появляется возможность для формирования
отношений в классе, между учащимися и классным руководителем с целью
создания доброжелательных отношений и познания друг друга.
Благодаря игре происходит сплочение детского коллектива и
раскрепощение замкнутых детей.Игра для детей- важнейшее средство
выражения себя. Это возможность проверить свои сила и выносливость. В
ходе игры учитель получает возможность лучше узнать своих учеников, их
характер, темпераментальные особенности и организаторские качества.
Благодаря этому учитель находит грамотные пути работы с каждым
ребенком.
"Цель физического воспитания ребенка – развитие и укрепление его
физических сил и возможностей. Основа физического воспитания детей —
естественное стремление ребенка к движению, которое заставляет его играть,
быть непоседливым, за все хвататься, всегда действовать. В основе
физического воспитания детей лежит их естественное стремление к
движениям. Эти движения развиваются в играх, во всех разнообразных
проявлениях физических сил ребенка".
(Песталоцци)