Напоминание

"Использование интерактивных средств учителя-логопеда в ДОУ"


Автор: Кудина Маргарита Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ №34
Населённый пункт: Приморский край, с. Вольно-Надеждинское
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование интерактивных средств учителя-логопеда в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Кудина М.В.

учитель-логопед

МБДОУ ДСОВ № 34

с. Вольно-Надеждинское

Приморский край

В настоящее время ежегодно отмечается прирост большого количества

детей с различными нарушениями речи. Самым распространённым из них

является общее недоразвитие речи (ОНР), когда нарушена вся структура

речи. В соответствии с этим у логопеда возникает потребность в поиске

новых путей, способов в преодолении речевых дефектов. Среди огромного

разнообразия методов и приёмов обратимся к использованию

интерактивных средств обучения. Известно, что использование этого метода

у детей с речевой патологией поддерживает активность в общении,

улучшает внимание, предполагает большие возможности в разнообразии

предоставляемого учебного материала и повышает эффективность

логопедической работы в целом. В коррекционной работе можно

использовать мультимедийные презентации, компьютерные игровые

упражнения, что становится привычным явлением и неотъемлемой частью с

детьми, которые имеют нарушения речи. Данные средства обучения не

только значительно повышают эффективность занятия, но и позволяют его

сделать эмоциональнее, ярче, насыщеннее, увлекают и заинтересовывают

ребёнка способствуют повышению динамики коррекционного процесса,

помогают детям лучше усваивать новую информацию. Разнообразие таких

способов информации как аудио-, видео- материалы, графические

изображения и рисунки как детей, так и взрослых, речь взрослого и ребёнка,

многообразие тактильных ощущений позволяет задействовать как основные

сенсомоторные анализаторы дошкольника, что способствует лучшему

усвоению материала.

В своей работе я использую различные инструменты инсталляции:

затенение экрана, экранная лупа, ластик, маркеры, фигуры, подсветка,

клоны. При работе с интерактивной доской, как правило, глаза детей более

радостные, они просто загораются, в ответ на вопрос – множество поднятых

рук. Дети с большим удовольствием выходят выполнять задание. Очень

удобно и то, что множество заданий можно разместить на 1 страничке. Это

сокращает время и не даёт возможность отвлечься, потому что на доске

всегда что-то происходит. В этой статье позвольте поделиться опытом

работы логопеда на интерактивной доске. Предоставляю конспект

коррекционной образовательной деятельности по развитию лексико-

грамматического строя речи с детьми старшей логопедической группы.

Лексическая тема: «Сутки»

Цель: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

Закрепить одушевленные и неодушевлённые предметы

Закрепить интонационную выразительность

Закрепить формирование навыка простых предложений

Коррекционно-развивающие

Познакомить с понятием «сутки», «части суток

Развивать внимание, память

Коррекционно-воспитательные

Воспитывать интерес к природным изменениям

Оборудование: предметные картинки с изображением частей суток,

интерактивная доска, круги, схемы для каждого ребёнка.

Ход

Логопед здоровается: доброе утро улыбчивым лицам, доброе утро звери и

птицы! И каждый становится добрым доверчивым – пусть доброе утро

длится до вечера!

На экране появляется изображение улыбающегося солнышка, зверей, птиц и

детей присутствующих на занятии.

Оргмомент

Сядет тот, кто расскажет, кто или что её разбудил(ло). Ответы детей полным

предложением.

Логопед спрашивает: «Кто ещё может разбудить вас утром?» и «Что вас

может разбудить утром?»

Ответы детей: сестра, брат, бабушка, кошка, собака, попугай; будильник,

радио, телевизор, стук в дверь, шум дождя, солнышко, звук машин.

На экране появляется изображение перечисленных предметов.

Логопед: посмотрите в окно – наступило утро! А как мы можем определить,

что утро?

Дети: небо светлеет, становится голубым, солнце всходит

Логопед выставляет затемнение экрана, показывая голубизну неба.

Логопед: а что мы делаем утром?

Дети: встаём, умываемся, идём в детский сад, делаем зарядку, заправляем

постель, завтракаем

На доске появляются картинки с перечисленными действиями и

выставляется одна лишняя, например, просмотр телепередачи «Спокойной

ночи, малыши!»

Дети вычеркивают лишнюю картинку.

Логопед: что приходит на смену утру?

Дети: день

Логопед: а как узнать, что настал день?

Дети: небо ярче и светлее, солнышко светит сильнее, люди заняты работой.

Логопед: что выделаете днём?

Дети: играем, занимаемся, обедаем, гуляем, спим

Логопед: а почему мы это всё делаем днём?

Дети: светло, всё видно и можно сделать много дел.

Это время суток определяем жёлтым или оранжевым цветом.

Далее предлагаются картинки с изображением действий и предлагается

найти лишнюю. Лишней является та, где чистят зубы. Ребёнок удаляет

ненужную картинку.

Логопед предлагает словами-определениями описать солнышко

Дети: желтое, яркое, круглое, весёлое, тёплое

Физминутка

Солнце, как и люди, - ходит

То за облако - заходит,

Рано утром оно - всходит

То осветит нас – находит

Важно по небу - проходит

На ночь спать оно - уходит

Как дозорный всё - обходит

Нам оно вполне – подходит

По кругу располагаются картинки движения солнышка

Логопед: что происходит с солнышком потом?

Дети: солнышко скрылось, уснуло, закатилось

Логопед: солнышко уходит, а вместе с ним уходит и день. Когда солнышко

уходит за горизонт, можно наблюдать красивый закат.

Появляется картинка заката

Логопед спрашивает, какое наступает время суток с приходом заката

Дети отвечают: вечер

Логопед называет признаки вечера: небо темнеет. Чем вы занимаетесь в это

время?

Дети: гуляем, ужинаем, смотрим телевизор, готовимся ко сну.

Предлагается обозначить вечер серым цветом, на экране серого цвета

картинки с изображением действий, которые мы выполняем.

Логопед: а теперь всё во власти ночи

Ставим черный экран на ночь.

Логопед: солнце прячется за горизонт, и наступает мгла, и можно разглядеть

звёзды, выходит месяц. Днём из-за яркого солнечного освещения звёзд и

месяца не видно. Ночью люди отдыхают после трудового дня.

Дети повторяют части суток, разучивают пословицу: День да ночь – сутки

прочь!

Логопед предлагает детям поработать с кругами. Они разделены на 4 части,

каждая из которых закрашена в какой-то цвет: утро – в голубой, день – в

желтый, вечер – в серый, ночь – в чёрный.

Логопед составляет предложение, ребята определяют, когда это бывает,

поворачивая стрелочку на определенный сектор.

Примерные предложения. Мама сварила на завтрак гречневую кашу.

Началась передача «Спокойной ночи, малыши». После обеда дети вышли

гулять.

Логопед предлагает детям: а теперь вы придумайте предложения, а я

угадаю.

Итог занятия. О чём говорили? Что узнали нового? Что понравилось? Что

запомнилось? Что было трудно? Логопед хвалит детей.

Список литературы

1.

Н.К. Кадочникова. Использование интерактивной доски на

логопедических занятиях.// Логопед, 2012, № 1

2.

З.А. Репина, Л.Р. Лизунова. Компьютерные средства обучения и

вопросы их внедрения.// Гуманитарные науки, 2014, № 5.

3.

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Воспитание и обучение детей

дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием,

М., 2003.



В раздел образования