Напоминание

Современные цифровые технологии обучения в здравоохранении


Авторы: Садриева Альбина Маратовна, Буканова Светлана Анатольевна
Должность: преподаватели профессиональных модулей
Учебное заведение: ГАПОУ "Набережночелнинский медицинский колледж"
Населённый пункт: Набережные Челны Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: Современные цифровые технологии обучения в здравоохранении
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Современные цифровые технологии обучения в здравоохранении

С.А Буканова преподаватель высшей квалификационной категории

ГАПОУ «Набережночелнинский медицинский колледж»

А.М Садриева к.филос.н., преподаватель высшей квалификационной категории

ГАПОУ «Набережночелнинский медицинский колледж»

Краткая аннотация:

Быстрыми темпами идет развитие высокотехнологичной

медицины, которая предъявляет повышенные требования к качеству оказания медицинских

услуг. Здесь характерны новации с использованием идей виртуальности для понимания

специфики познавательных процессов. В системе здравоохранения появились и широко

внедряются разнообразные фантомы, модели, муляжи, тренажеры, виртуальные симуляторы

и другие технические средства обучения. Виртуальные тренажеры-симуляторы в настоящее

время занимают все большее пространство в образовательном процессе, поскольку их

использование позволяет повысить уровень знаний и эффективность обучения студентов

новым высокотехнологичным методикам, оценить выживаемость полученных знаний и

качество приобретенных навыков, спрогнозировать ход и результаты предстоящих реальных

манипуляций.

Эта

образовательная

методика

предусматривает

интерактивный

вид

деятельности путем создания клинической ситуации и приблизить имитацию деятельности к

реальности с высокой степенью достоверности.

Ключевые

слова:

Симуляционное

обучение,

образовательная

методика,

виртуальные технологии, виртуальные тренажеры,

пациент-ориентированное общение,

дебрифинг.

« Я услышал и забыл,

я увидел и запомнил,

я сделал и понял».

Конфуций

Одним из признаков последнего десятилетия в России стало стремительное внедрение

большого количества виртуальных технологий в различные сферы деятельности человека.

Информационные ресурсы, взаимодействуя с техническими средствами обработки и

передачи информации, порождают новую отрасль – индустрию информатики, оказывают

революционизирующее воздействие на традиционные отрасли. В современных условиях –

переход

к

использованию

модернизированной

индустриальной

и

информационной

инфраструктуры в развитии интеллектуальноемких, а главное эмоциональноемких сфер

деятельности: наука, образование, здравоохранение, спорт, культура (Д. В. Иванов). Здесь

характерны новации с использованием идей виртуальности для понимания специфики

познавательных процессов. Так, природа творческого воображения объясняется с помощью

гипотез:

множественности

константных

реальностей,

эмпирически

единственной

константной

реальности,

восходящей

и

нисходящей

виртуальных

реальностей,

трехуровневой структуры реальности, апперцепции как виртуса феномена виртуальной

реальности.

В

итоге

воображение

оценивается

в

качестве

универсального

трансцендентального

условия

интерактивного

существования

различных

реальностей

еловеческого бытия, творческое воображение – трехуровневой виртуальной реальности,

тождественной человеческому существованию в поле культурных символов.

1

Быстрыми темпами идет развитие высокотехнологичной медицины, которая

предъявляет повышенные требования к качеству оказания медицинских услуг. В системе

здравоохранения появились и широко внедряются разнообразные фантомы, модели, муляжи,

тренажеры, виртуальные симуляторы и другие технические средства обучения, позволяющие

с той или иной степенью достоверности моделировать процессы, ситуации и иные аспекты

профессиональной деятельности медицинских работников.

Симуляционное обучение

– это современная технология обучения и оценки

практических

навыков,

основанная

на

реалистическом

моделировании

клинической

ситуации. Согласно статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) обучение - это процесс

организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками.

Согласно статьи 2 указанного закона приборы и оборудование, необходимые для

организации образовательной деятельности, включены в понятие «средства обучения и

воспитания».

С

имуляционное

обучение

в

соответствии

с

положениями

Закона

об

образовании — это обучение с использованием средств обучения и воспитания, в данном

случае симуляционного оборудования.

Это обязательный компонент в профессиональной подготовке, использующий модель

профессиональной

деятельности

с

целью

предоставления

возможности

каждому

обучающемуся выполнить профессиональную деятельность или ее элемент в соответствии с

профессиональными стандартами оказания медицинской помощи. Цель, применения

симуляционного обучения – это приблизить имитацию деятельности к реальности с высокой

степенью достоверности. Эта образовательная методика предусматривает интерактивный

вид деятельности путем создания клинической ситуации.

В настоящее время об обязательном этапе симуляционного обучения и\или контроля,

для студентов говорится в приказе Министерства здравоохранения и социального развития

РФ от 15.01.2007 № 30 «Об утверждении порядка допуска студентов высших и средних

медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам»,

где упоминаются муляжи (фантомы, симуляторы).

По требованиям, предъявляемым к

результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена, будущие

медицинские

работники

должны

обладать

профессиональными

компетенциями:

1

Борчиков С. А. Творческое воображение. – М.: МАКС Пресс, 2001

квалифицированно оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах и

оказать медицинскую помощь при чрезвычайных ситуациях, поэтому симуляция, как метод

обучения позволяет приобрести студентам бесценный опыт.

Согласно части 1 статьи 38

Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в

Российской Федерации» (далее — Закон об охране здоровья) медицинские изделия

применяются для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации

заболеваний. С учетом положений статьи 2 указанного закона медицинские изделия

применяются при оказании медицинской помощи, которая оказывает непосредственное

воздействие на физическое или психическое состояние пациента. Поскольку симуляционное

оборудование используется в процессе обучения и не используется при оказании

медицинской помощи, то оно не оказывает влияние на здоровье и безопасность пациента.

Симуляционное обучение, как никогда, актуально в наши дни. К сожалению,

ежегодно в мире насчитывается сотни тысяч смертей, связанных с предотвратимыми

медицинскими

ошибками.

Поэтому

возникла

необходимость

повышения

качества

подготовки медицинских специалистов и повышения качества оказываемой медицинской

помощи.

Образовательные

организации

должны

выпускать

молодых

специалистов,

имеющих полный арсенал практических навыков, отвечающих современным потребностям

практического здравоохранения.

Виртуальные тренажеры-симуляторы в настоящее время занимают все большее

пространство в образовательном процессе, поскольку их использование позволяет повысить

уровень знаний и эффективность обучения студентов новым высокотехнологичным

методикам, оценить выживаемость полученных знаний и качество приобретенных навыков,

спрогнозировать ход и результаты предстоящих реальных манипуляций, отработать

последовательность действий в процессе выполнения, какого либо вмешательства. Все это

дает большие возможности медицинскому образованию в работе над повышением качества

оказания медицинской помощи, уменьшением числа возможных осложнений, а также

позволяет

проводить

аттестацию

студентов,

объективно

определяя

уровень

их

профессиональной подготовки.

Использование симуляционных методик в обучении также позволяет повысить и

эффективность пациент-ориентированного общения, так как возможна всесторонняя оценка

действий обучающихся без присутствия пациента. Симуляторы, тренажеры и манекены

легко воспроизводят практически любую клиническую ситуацию, и позволяют проводить

обучение медицинских работников устойчивым навыкам быстрой и согласованной работы

без риска для жизни пациента. Воссоздается проблема, в которой обучающийся должен

отреагировать так, как он бы это сделал в реальной обстановке.

Кроме того, сегодня в качестве ведущего инструмента достижения образовательных

результатов является решение клинических сценариев с использованием симулятроров-

тренажеров, что позволяет максимально отражать реальную профессиональную ситуацию.

Техника симуляционного обучения и клинического сценария позволяет дополнить

полученные теоретические знания, расширить клиническое мышление, которое так

необходимо при формировании профессиональных компетенций. Но не всегда в условиях

клинической

практики

есть

оптимальные

возможности

для

формирования

профессиональных навыков. На практических занятиях ребята отрабатывают простейшие

мануальные навыки, идет скоординированность движений при выполнении манипуляций,

приобретается базовый практический опыт.

Необходимо учитывать тот факт, что в средние профессиональные образовательные

организации, как правило, приходят студенты недостаточно мотивированные, не имеющие

полного представления о характере и содержании будущей профессии. Поэтому привлечение

обучающихся, с первых дней обучения, к работе с симуляционными фантомами и

тренажерами носит ярко выраженный практический акцент, и может решить проблему их

мотивации,

а

в

дальнейшем,

к

качественному

формированию

профессиональных

компетенций.

Кроме того, значительно снижается уровень тревоги и стресса при проведении первых

самостоятельных манипуляций при работе с пациентами в лечебных учреждениях.

При проведении симуляционного обучения студенты набираются практического

опыта без риска для пациента.

Добавление обучения на симуляционных фантомах и тренажерах – это один из

значимых решающих факторов результативности. Это позволяет студентам позаниматься

самостоятельно в удобное время дополнительно в кабинете практического обучения, тем

самым закрепляя и сохраняя полученные навыки. Преимущества, которые дает возможность

безопасной

и

многократной

тренировки

обучающихся,

гарантируют

положительные

результаты, что, безусловно, отразится на качестве медицинской помощи и приведет к

уменьшению количества ошибок в диагностической и терапевтической деятельности

персонала и медицинского учреждения в целом.

Во время моделирования клинических ситуаций студенты обучаются навыкам

общения. Технология симуляции, безусловно, является коммуникативной, поскольку

предполагает установление контакта и взаимодействие между участниками образовательного

процесса. Информация, проникая в сознание, инициирует его активную работу и, как

следствие, запускает обратный информационный процесс, ответную реакцию, действие.

Можно сочетать симуляцию с обучением работы в команде, сестринскому уходу и

оказанию доврачебной помощи на различных специальностях, как с участием студентов-

статистов, так и с использованием симуляторов. Например, на специальности акушерское

дело используются симуляторы, фантомы, для оказания акушерского пособия при

различных видах предлежания. Имеется симулятор новорожденного ребенка для оказания

неотложной реанимационной помощи. На практических занятиях используя имитаторы

трудных родов, проигрывают клинические ситуации, которые могут возникнуть во время

родового акта в профессиональной деятельности акушерок. Кроме того для профилактики

травматизма мягких родовых путей студенты обучаются на симуляторах-тренажерах

оказанию различных пособий с последующей имитацией восстановления тканей родового

канала.

В процессе симуляции, обучающиеся могут продемонстрировать свои навыки

и порефлексировать о своих недостатках, ошибках и способах их разрешения. Проводя

дебрифинг, обсуждая свои сильные стороны и сформированность профессиональных

компетенций в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом,

они приобретают практический опыт.

Правильно организованное имитационное обучение все шире внедряется, как

дополнительный

этап

медицинского

образования,

позволяющий

повысить

качество

подготовки медицинских специалистов. При симуляционном обучении профессиональный

навык может повторяться многократно до выработки его уверенного выполнения и полного

устранения ошибок. Но следует отметить, что симуляционные методики не смогут заменить

весь объем практической деятельности студентов-медиков, особенно ее клиническую часть,

обеспечивающую непосредственный опыт взаимодействия с пациентами. Однако разумное

сочетание симуляционных технологий обучения и клинической работы позволит повысить

уровень подготовки и профессионализм будущих специалистов, а также эффективность

оказания медицинской помощи населению в будущем.

Современное медицинское образование должно соответствовать

происходящей

технологической революции. Будущие специалисты ответственны за жизнь и здоровье

людей, поэтому профессиональное образование должно строиться на использовании

симуляционного компонента.

Список использованной литературы:

1.

Алексеева О.В., Носова М.Н., Улитина О.М., Лычёва Н.А., Бондарчук Ю.А.,

Шахматов И.И., Вдовин В.М., Шатилло Г.Ю., Киселёв В.и., Моисеева Т.Г., Блажко

А.А., Николаев В.Ю. Сумуляционные методики в учебном процессе медицинского

ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;

2.

Специалист медицинского симуляционного обучения /Под редакцией профессора

Свистунова А.А. Составитель Горшков М.Д. Москва.: РОСОМЕД, 2016 - 319с.

3.

Косаговская И.И., Волчкова Е.В., Пак С.Г. «Современные проблемы симуляционного

обучения в медицине», 2016.

4.

Приказ МЗ РФ № 239н от 19.03.2012 «Об утверждении Положения о порядке допуска

лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего

медицинского

и

фармацевтического

образования,

а

также

лиц

с

высшим

фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской фармацевтической

деятельности на должностях среднего медицинского фармацевтического персонала».

5.

Федеральный закон N 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской

Федерации».

6.

Федеральный закон

N 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в

Российской Федерации»



В раздел образования