Автор: Татьяна Николаевна Ангелова
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОАУ "СОШ"№76
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: методическая разработка урок для 9 класса
Тема: Урал. Особенности хозяйства. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития.
Раздел: среднее образование
Предмет: География
Учитель: Ангелова Татьяна Николаевна
Класс: 9 в
Тема урока: Урал. Особенности хозяйства. Социально-экономические и экологические
проблемы и перспективы развития.
Тип урока: изучения нового материала
Форма проведения: урок исследование
Цель:
познакомиться
с хозяйством Уральского экономического района, выявить проблемы
развития отраслей и наметить пути их решения.
Задачи:
Образовательные:
1.Изучить современное состояние отраслей промышленности Уральского района, выявить проблемы
и наметить пути их решения
2.Продолжить нарабатывать умения
учащихся работать с научно-популярной и специальной
литературой, тематическими картами, учить отбирать нужную информацию;
3. Повторить имеющие знания
Развивающие:
4. Продолжить формировать умение публично выступать перед аудиторией и умение слушать
выступающего и воспринимать информацию;
5. Продолжить формировать умение работать с атласами, делать выводы и устанавливать причинно-
следственные связи .
6.Нарабатывать навыки поиска информации в различных источниках информации.
Воспитательные:
7.Воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к природе Урала и его природному и
культурному наследию.
8. Показать учащимся 9 класса, какие преимущества имеет человек обладающий географическими
знаниями.
9. Отработать с учащимися алгоритм составления плана своего выступления.
10.Формирование коммуникативной культуры учащихся;
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная и групповая.
Методы обучения: частично- поисковый и практический.
Педагогические технологии: Личностно- ориентированное обучение,
проблемно- поисковая, формирование читательской грамотности,
элементы деловой игры,
технологии критического мышления.
Планируемые результаты:
Познавательные:
- формировать умение самостоятельно формулировать познавательную цель урока;
- искать и отбирать необходимую информацию, переносить информацию из одной знаковой системы
в другую ( из текста в графическую схему и наоборот, работать со схемами, таблицами, рисунками,
картами);
-развивать логическое мышления и умения устанавливать причинно-следственные связи;
Регулятивные:
- планирование своей деятельности ( что должен сделать, в какой последовательности:
познакомиться с источниками информации - проанализировать их – ответить на вопросы-
подготовить свое выступление);
- формировать умения осуществлять контроль своей деятельности, ее оценку на уроке и умение
осуществлять коррекцию своей работы.
Коммуникативные:
- умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
- развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, работать над
правильной речью;
- планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем.
Личностные:
- понимание и осознание роли Урала в экономике страны, его экономических и экологических
проблем;
Формирование уважительного отношения к своим одноклассникам их выступлениям, мнениям;
- формирование навыков сотрудничества при работе в команде, не создавать спорных ситуаций и
умения находить выход из них.
- научиться составлять алгоритм своих выступлений.
Оборудование:
1.Карты: Комплексная карта Урала
2. компьютер,проектор;
3.раздаточный материал;
5. Атласы по географии для 9 класса;
Ход урока:
1.Организационный момент.
Цель: настроить учащихся на внимательное восприятие учебного материала и творческую работу
2. Актуализация
-Нам прислали телеграмму инвесторы из Китая,их заинтересовал УЭР, просят помочь
определиться, куда инвестировать деньги. Мы должны помочь нашим друзьям определиться.
-Вспомним, что нам уже известно и без этого мы не сможем двигаться дальше (учащиеся
перечисляют)
III. Проверка ранее изученного: 1.Выйти к карте рассказать о составе УЭР и особенностях ЭГП
2.Работа с текстом
Вам необходимо быть предельно внимательными и найти ошибки в данном тексте и исправить их:
Уральский экономический район имеет не очень выгодное ЭГП: находится на западе европейской части
России, на юге граничит с Киргизией. Близость к сырьевым базам азиатской части страны.
В состав УЭР входят две республики (Удмуртия и Калмыкия), пять областей
(Свердловская, Пермская, Челябинская, Оренбургская, Курганская) и Коми-Пермяцкий автономный округ).
3.Рассказать какими минеральными ресурсами богат Урал.
Рассказывают и показывают у карты
1.
Две трети железорудных запасов Урала содержится на Качканарском месторождении.
2 Медные руды: Свердловская область (Красноуральск, Ревда), Челябинская область (Карабаш),
Оренбургская область (Медногорск).
3. топливные ресурсы: нефтью, углем, газом. Где сосредоточены месторождения нефти? Пермский край,
Удмуртия, Башкирия, Оренбургская область.
В Оренбургской области находится крупнейшее в
европейской части страны газоконденсатное месторождение. Небольшие запасы угля расположены в
Кизеловском (каменный уголь), Челябинском (бурый уголь - Копейск) бассейнах. 4.Урал обладает
крупными запасами калийных и поваренных солей. Назовите месторождение. Следует отметить также
Илецкое месторождение поваренной соли в Оренбургской области. Богат Урал и благородными
металлами (золотом, серебром, платиной). А о каком богатстве повествует писатель Бажов в своих
рассказах? (обращаю внимание на портрет Бажова). Ученики: о драгоценных и поделочных камнях.
Учитель:
Это
минералы.
Академик
Ферсман
(показываю
портрет)
назвал
Урал
«жемчужиной
минерального царства», «минералогическим раем». Здесь обнаружено более 5 тысяч минералов.
4. Определите регион России по его краткому описанию.
1)
Эта область расположена на границе Европы и Азии. Областной центр не является городом-
миллионером. Среди полезных ископаемых наибольшее значение имеют запасы природного
газа, железных и медных руд. В регионе функционирует один из крупных металлургических
комбинатов полного цикла. Среди отраслей лёгкой промышленности особую известность
получили пуховые изделия.
Так-как мы вспомнили, что уже изучили, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Итак,
тема нашего урока: ( ученики называют ) Тема урока: Урал. Особенности хозяйства. Социально-
экономические и экологические проблемы и перспективы развития.
IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: Создание у школьников соответствующе психологической установки на предстоящую
работу, вызвать интерес и раскрыть практическую роль знаний.
Название « Урал» знакомо почти каждому, и здесь нет ничего удивительного. Вот почти уже 300
лет он играет ведущую роль в судьбе России. На разных этапах развития он поставлял важнейшую
продукцию: пушнину, соль, разнообразные металлы, поделочные камни, оружие – всего и не
перечесть.
Исторически Урал для России – безусловно локомотив индустриально- промышленного
развития. И сегодня роль этого региона для экономики страны продолжает оставаться значимой.
Но в настоящее время экономика Урала переживает непростые времена. И сегодня на уроке мы
будем об этом говорить
Исходя из темы, какие задачи нам предстоит решить?
( ученики называют. Ко времени изучения данного района они уже как правило умеют это делать)
- познакомиться с современным состоянием отраслей промышленности Урала;
- выявить проблемы Урала и предложить пути их решения;
-выявить значение Уральского района для экономики страны.
Эпиграфом к уроку являются слова Твардовского
V.Изучение новой темы.
Урал - опорный край державы
Ее добытчик и кузнец
Ровесник нашей прежней славы
И славы нынешней творец!
Что в этом четверостишье главное?
Работаем Подскажите, что можно использовать на уроке?. Вы должны, используя учебник,
экономическую карту Урала, дополнительную информацию охарактеризовать отрасли
промышленности. Выявить проблемы в ее развитии и наметить пути решения этих проблем.На
столах рабочие листы, работаем в них.
Задание №1 Охарактеризует современное состояние черной металлургии Урала.
Охарактеризовать черную металлургию Урала. (с.272 учебника и знания которые получили ранее)
1.На каком сырье работают Уральские заводы.
2. Назовите центры черной металлургии
3. Проблемы и пути дальнейшего развития отрасли.
Задание 1. Определить центры черной металлургии (1-4) которые изображены на схеме. Грузопотоки каких
недостающих ресурсов и откуда обозначены стрелками (5-7)? Используйте текст параграфа и карты атласа.
1 –
2 –
3 –
4 –
5 –
6 –
7 –
-Почему «Добыча» чугуна на Урале зависела от урожая овса?
-Почему деятельность заводов приостанавливалась в летнее время?
Задание№2 «Охарактеризовать современное состояние цветной металлургии
Урала.Задание по группам 1 ряд-медь, 2ряд-никель, 3ряд-титан и магний
1.Какие
цветные
металлы
выплавляют
на
Урале?
(Медеплавильная-
г.Красноуральск, Верхняя Пышма, Ревда,Карабаш,Кыштым,Медногорск, Никелевая-
г.Орск,
Верхний
Уфалей;
титан
и
магний-г.Краснотурьинск;
цинк-г.Челябинск;
аллюминий-г.Североуральск,Каменск-Уральск) Особое внимание уделить факторам
размещения (медная, никелевая и цинковая ориентируется на месторождения руды, легкие
цв. металлы должны ориентироваться на дешевую электроэнергию ГЭС. но на Урале нет
их, поэтому тоже на сырье )
2.Какие проблемы испытывает отрасль в настоящее время?
3.Предложите пути решения этих проблем.
Задание
№3.
В настоящее время в районе работают почти 150 машиностроительных
предприятий, представляющих все подотрасли машиностроения.
Изучить
современное
состояние машиностроения Уральского э/района. Используя учебник с.273 и карты атласа
заполнить таблицу
Отрасль
машиностроения
Что производят
Центр
Тяжелое
машиностроение
Станки,горное
оборудование,металлургическое,энергетичес
кое
Екатеринбург,Орск,
Пермь,Нижний
Тагил,Магнитогорск
Автомобилестроени
е, тракторостроение
Тракторы
Легковые и грузовые автомобили
Челябинск
Миасс,Ижевск,Кург
ан
Промышленность
Урала
это
айсберг.
С
его
меньшей,
надводной
частью
мы
познакомились. На Урале имеется и «невидимая часть экономики»-это производство
«оборонное ВПК»
Физминутка(зрительная гимнастика)
Сообщение о ВПК Урала начинаем со стихотворения
Задание 4
Давайте назовем не менее 5 проблем Урала ,как социальных ,так и экономических и
экологических:
Прием Фишбоун. ( по мере
выступления
учащихся
сверху на
рыбьих костях
фиксировали проблемы Урала, а на нижних записывали предлагаемые пути решения
этих проблем. )
Хозяйство
1.из основных проблем Уральского экономического района является
демографический кризис, связанный с сокращением численности населения, старением
населения и низкой рождаемостью. Это приводит к уменьшению трудовых ресурсов и
угрозе устойчивости социально-экономического развития региона.
2.
является низкий уровень инновационного развития и недостаточное количество
инвестиций в исследования и разработки. Это затрудняет переход к новым
технологиям и снижает конкурентоспособность региона на мировом рынке.
3.
Кроме того, регион сталкивается с проблемами экологического характера,
связанными с загрязнением окружающей среды и ухудшением состояния
природных ресурсов, таких как леса и водные ресурсы.
4.
Многие месторождения на Урале находятся на стадии истощения
5.
Отвалы пустой породы, занимают огромные площади
-Подумайте, какие пути решения данных проблем можем предложить?
VI.Закрепление 1.Установить соответствие
А)Медная промышленность Б)Никелевая промышленность: В
)Черная металлургия г)
Транспортное машиностроение
1.Ижевск,Миасс,Курган;
2.
Краснотурьинск, Каменск-Уральский; 3. Красноуральск, Ревда,
Кировград ; 4. Орск ,Нижний Тагил, Магнитогорск, Новотроицк. А-3,б-2,в-4 г-1
2.(если позволяет время)
Определите город России по его краткому описанию.
Особенностью ЭГП этого города является положение на трассе Транссибирской
магистрали. Область, административным центром которой он является, на юго-востоке
граничит с одной из стран СНГ. Численность населения этого города превышает 1 млн
человек, он является одним из крупнейших промышленных городов России.
Крупнейшими промышленными предприятиями города являются металлургический
комбинат и тракторный завод.(Челябинск)
Рефлексия: Итак, делаем вывод, чем интересен УЭР для инвесторов?
У вас на столе лежат смайлы, зеленые-если на уроке было все понятно и желтые –если
остались вопросы. Подумайте, напишите на желтом смайлике ,что было не понятно
Д.З. п45,описать химическую промышленность Урала.
По желанию составить туристический маршрут по Уральскому Экономическому району.