Напоминание

Урал. Особенности хозяйства. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития.


Автор: Татьяна Николаевна Ангелова
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОАУ "СОШ"№76
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: методическая разработка урок для 9 класса
Тема: Урал. Особенности хозяйства. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития.
Раздел: среднее образование





Назад




Предмет: География

Учитель: Ангелова Татьяна Николаевна

Класс: 9 в

Тема урока: Урал. Особенности хозяйства. Социально-экономические и экологические

проблемы и перспективы развития.

Тип урока: изучения нового материала

Форма проведения: урок исследование

Цель:

познакомиться

с хозяйством Уральского экономического района, выявить проблемы

развития отраслей и наметить пути их решения.

Задачи:

Образовательные:

1.Изучить современное состояние отраслей промышленности Уральского района, выявить проблемы

и наметить пути их решения

2.Продолжить нарабатывать умения

учащихся работать с научно-популярной и специальной

литературой, тематическими картами, учить отбирать нужную информацию;

3. Повторить имеющие знания

Развивающие:

4. Продолжить формировать умение публично выступать перед аудиторией и умение слушать

выступающего и воспринимать информацию;

5. Продолжить формировать умение работать с атласами, делать выводы и устанавливать причинно-

следственные связи .

6.Нарабатывать навыки поиска информации в различных источниках информации.

Воспитательные:

7.Воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к природе Урала и его природному и

культурному наследию.

8. Показать учащимся 9 класса, какие преимущества имеет человек обладающий географическими

знаниями.

9. Отработать с учащимися алгоритм составления плана своего выступления.

10.Формирование коммуникативной культуры учащихся;

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная и групповая.

Методы обучения: частично- поисковый и практический.

Педагогические технологии: Личностно- ориентированное обучение,

проблемно- поисковая, формирование читательской грамотности,

элементы деловой игры,

технологии критического мышления.

Планируемые результаты:

Познавательные:

- формировать умение самостоятельно формулировать познавательную цель урока;

- искать и отбирать необходимую информацию, переносить информацию из одной знаковой системы

в другую ( из текста в графическую схему и наоборот, работать со схемами, таблицами, рисунками,

картами);

-развивать логическое мышления и умения устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные:

- планирование своей деятельности ( что должен сделать, в какой последовательности:

познакомиться с источниками информации - проанализировать их – ответить на вопросы-

подготовить свое выступление);

- формировать умения осуществлять контроль своей деятельности, ее оценку на уроке и умение

осуществлять коррекцию своей работы.

Коммуникативные:

- умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

- развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, работать над

правильной речью;

- планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем.

Личностные:

- понимание и осознание роли Урала в экономике страны, его экономических и экологических

проблем;

Формирование уважительного отношения к своим одноклассникам их выступлениям, мнениям;

- формирование навыков сотрудничества при работе в команде, не создавать спорных ситуаций и

умения находить выход из них.

- научиться составлять алгоритм своих выступлений.

Оборудование:

1.Карты: Комплексная карта Урала

2. компьютер,проектор;

3.раздаточный материал;

5. Атласы по географии для 9 класса;

Ход урока:

1.Организационный момент.

Цель: настроить учащихся на внимательное восприятие учебного материала и творческую работу

2. Актуализация

-Нам прислали телеграмму инвесторы из Китая,их заинтересовал УЭР, просят помочь

определиться, куда инвестировать деньги. Мы должны помочь нашим друзьям определиться.

-Вспомним, что нам уже известно и без этого мы не сможем двигаться дальше (учащиеся

перечисляют)

III. Проверка ранее изученного: 1.Выйти к карте рассказать о составе УЭР и особенностях ЭГП

2.Работа с текстом

Вам необходимо быть предельно внимательными и найти ошибки в данном тексте и исправить их:

Уральский экономический район имеет не очень выгодное ЭГП: находится на западе европейской части

России, на юге граничит с Киргизией. Близость к сырьевым базам азиатской части страны.

В состав УЭР входят две республики (Удмуртия и Калмыкия), пять областей

(Свердловская, Пермская, Челябинская, Оренбургская, Курганская) и Коми-Пермяцкий автономный округ).

3.Рассказать какими минеральными ресурсами богат Урал.

Рассказывают и показывают у карты

1.

Две трети железорудных запасов Урала содержится на Качканарском месторождении.

2 Медные руды: Свердловская область (Красноуральск, Ревда), Челябинская область (Карабаш),

Оренбургская область (Медногорск).

3. топливные ресурсы: нефтью, углем, газом. Где сосредоточены месторождения нефти? Пермский край,

Удмуртия, Башкирия, Оренбургская область.

В Оренбургской области находится крупнейшее в

европейской части страны газоконденсатное месторождение. Небольшие запасы угля расположены в

Кизеловском (каменный уголь), Челябинском (бурый уголь - Копейск) бассейнах. 4.Урал обладает

крупными запасами калийных и поваренных солей. Назовите месторождение. Следует отметить также

Илецкое месторождение поваренной соли в Оренбургской области. Богат Урал и благородными

металлами (золотом, серебром, платиной). А о каком богатстве повествует писатель Бажов в своих

рассказах? (обращаю внимание на портрет Бажова). Ученики: о драгоценных и поделочных камнях.

Учитель:

Это

минералы.

Академик

Ферсман

(показываю

портрет)

назвал

Урал

«жемчужиной

минерального царства», «минералогическим раем». Здесь обнаружено более 5 тысяч минералов.

4. Определите регион России по его краткому описанию.

1)

Эта область расположена на границе Европы и Азии. Областной центр не является городом-

миллионером. Среди полезных ископаемых наибольшее значение имеют запасы природного

газа, железных и медных руд. В регионе функционирует один из крупных металлургических

комбинатов полного цикла. Среди отраслей лёгкой промышленности особую известность

получили пуховые изделия.

Так-как мы вспомнили, что уже изучили, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Итак,

тема нашего урока: ( ученики называют ) Тема урока: Урал. Особенности хозяйства. Социально-

экономические и экологические проблемы и перспективы развития.

IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: Создание у школьников соответствующе психологической установки на предстоящую

работу, вызвать интерес и раскрыть практическую роль знаний.

Название « Урал» знакомо почти каждому, и здесь нет ничего удивительного. Вот почти уже 300

лет он играет ведущую роль в судьбе России. На разных этапах развития он поставлял важнейшую

продукцию: пушнину, соль, разнообразные металлы, поделочные камни, оружие – всего и не

перечесть.

Исторически Урал для России – безусловно локомотив индустриально- промышленного

развития. И сегодня роль этого региона для экономики страны продолжает оставаться значимой.

Но в настоящее время экономика Урала переживает непростые времена. И сегодня на уроке мы

будем об этом говорить

Исходя из темы, какие задачи нам предстоит решить?

( ученики называют. Ко времени изучения данного района они уже как правило умеют это делать)

- познакомиться с современным состоянием отраслей промышленности Урала;

- выявить проблемы Урала и предложить пути их решения;

-выявить значение Уральского района для экономики страны.

Эпиграфом к уроку являются слова Твардовского

V.Изучение новой темы.

Урал - опорный край державы

Ее добытчик и кузнец

Ровесник нашей прежней славы

И славы нынешней творец!

Что в этом четверостишье главное?

Работаем Подскажите, что можно использовать на уроке?. Вы должны, используя учебник,

экономическую карту Урала, дополнительную информацию охарактеризовать отрасли

промышленности. Выявить проблемы в ее развитии и наметить пути решения этих проблем.На

столах рабочие листы, работаем в них.

Задание №1 Охарактеризует современное состояние черной металлургии Урала.

Охарактеризовать черную металлургию Урала. (с.272 учебника и знания которые получили ранее)

1.На каком сырье работают Уральские заводы.

2. Назовите центры черной металлургии

3. Проблемы и пути дальнейшего развития отрасли.

Задание 1. Определить центры черной металлургии (1-4) которые изображены на схеме. Грузопотоки каких

недостающих ресурсов и откуда обозначены стрелками (5-7)? Используйте текст параграфа и карты атласа.

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

6 –

7 –

-Почему «Добыча» чугуна на Урале зависела от урожая овса?

-Почему деятельность заводов приостанавливалась в летнее время?

Задание№2 «Охарактеризовать современное состояние цветной металлургии

Урала.Задание по группам 1 ряд-медь, 2ряд-никель, 3ряд-титан и магний

1.Какие

цветные

металлы

выплавляют

на

Урале?

(Медеплавильная-

г.Красноуральск, Верхняя Пышма, Ревда,Карабаш,Кыштым,Медногорск, Никелевая-

г.Орск,

Верхний

Уфалей;

титан

и

магний-г.Краснотурьинск;

цинк-г.Челябинск;

аллюминий-г.Североуральск,Каменск-Уральск) Особое внимание уделить факторам

размещения (медная, никелевая и цинковая ориентируется на месторождения руды, легкие

цв. металлы должны ориентироваться на дешевую электроэнергию ГЭС. но на Урале нет

их, поэтому тоже на сырье )

2.Какие проблемы испытывает отрасль в настоящее время?

3.Предложите пути решения этих проблем.

Задание

№3.

В настоящее время в районе работают почти 150 машиностроительных

предприятий, представляющих все подотрасли машиностроения.

Изучить

современное

состояние машиностроения Уральского э/района. Используя учебник с.273 и карты атласа

заполнить таблицу

Отрасль

машиностроения

Что производят

Центр

Тяжелое

машиностроение

Станки,горное

оборудование,металлургическое,энергетичес

кое

Екатеринбург,Орск,

Пермь,Нижний

Тагил,Магнитогорск

Автомобилестроени

е, тракторостроение

Тракторы

Легковые и грузовые автомобили

Челябинск

Миасс,Ижевск,Кург

ан

Промышленность

Урала

это

айсберг.

С

его

меньшей,

надводной

частью

мы

познакомились. На Урале имеется и «невидимая часть экономики»-это производство

«оборонное ВПК»

Физминутка(зрительная гимнастика)

Сообщение о ВПК Урала начинаем со стихотворения

Задание 4

Давайте назовем не менее 5 проблем Урала ,как социальных ,так и экономических и

экологических:

Прием Фишбоун. ( по мере

выступления

учащихся

сверху на

рыбьих костях

фиксировали проблемы Урала, а на нижних записывали предлагаемые пути решения

этих проблем. )

Хозяйство

1.из основных проблем Уральского экономического района является

демографический кризис, связанный с сокращением численности населения, старением

населения и низкой рождаемостью. Это приводит к уменьшению трудовых ресурсов и

угрозе устойчивости социально-экономического развития региона.

2.

является низкий уровень инновационного развития и недостаточное количество

инвестиций в исследования и разработки. Это затрудняет переход к новым

технологиям и снижает конкурентоспособность региона на мировом рынке.

3.

Кроме того, регион сталкивается с проблемами экологического характера,

связанными с загрязнением окружающей среды и ухудшением состояния

природных ресурсов, таких как леса и водные ресурсы.

4.

Многие месторождения на Урале находятся на стадии истощения

5.

Отвалы пустой породы, занимают огромные площади

-Подумайте, какие пути решения данных проблем можем предложить?

VI.Закрепление 1.Установить соответствие

А)Медная промышленность Б)Никелевая промышленность: В

)Черная металлургия г)

Транспортное машиностроение

1.Ижевск,Миасс,Курган;

2.

Краснотурьинск, Каменск-Уральский; 3. Красноуральск, Ревда,

Кировград ; 4. Орск ,Нижний Тагил, Магнитогорск, Новотроицк. А-3,б-2,в-4 г-1

2.(если позволяет время)

Определите город России по его краткому описанию.

Особенностью ЭГП этого города является положение на трассе Транссибирской

магистрали. Область, административным центром которой он является, на юго-востоке

граничит с одной из стран СНГ. Численность населения этого города превышает 1 млн

человек, он является одним из крупнейших промышленных городов России.

Крупнейшими промышленными предприятиями города являются металлургический

комбинат и тракторный завод.(Челябинск)

Рефлексия: Итак, делаем вывод, чем интересен УЭР для инвесторов?

У вас на столе лежат смайлы, зеленые-если на уроке было все понятно и желтые –если

остались вопросы. Подумайте, напишите на желтом смайлике ,что было не понятно

Д.З. п45,описать химическую промышленность Урала.

По желанию составить туристический маршрут по Уральскому Экономическому району.



В раздел образования