Напоминание

"Донской край-наша малая Родина...."


Автор: Петрова Анна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №33" дошкольный уровень
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: Проект по краеведению
Тема: "Донской край-наша малая Родина...."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект (краеведение)

«Донской край - наша малая Родина…»

Тип проекта: творческий, познавательный.

По продолжительности: Краткосрочный (11.03.24 -15.03.2024)

Подготовительная группа

Подготовили: Петрова. А.А

г. Ростов-на-Дону

2024г.

Пояснительная записка:

В национальной доктрине образования Российской Федерации записано:

«Система образования признана обеспечить историческую преемственность

поколений и развитие национальной культуры, воспитания бережного

отношения к историческому и культурному наследию России».

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня

одна из наиболее актуальных. Все важнейшие правительственные

документы: Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина

образования в Российской Федерации, программа «Молодежь России»,

«Программа развития воспитания в системе образования России»,

направлены на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей

Родине, семье.

В средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли

воспитывать любовь к Родине. И не мало авторов, которые высказываются

негативно по этой теме. Говоря, что патриотизм должен войти в человека

естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их

благами, стать авторитетной, чтобы каждому из нас захотелось ее любить. Но

возникает вопрос: разве наша родная земля с уникальной природой, народ со

своими традициями и культурой не является благом?

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в

жизни общества, одним из центральных направлений работы с

подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к

его корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В связи с

этим нами была выбрана тема для проекта: «Традиции и быт донских

казаков».

Актуальность

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти

годы закладывается основы нравственности, формируется первоначальное

представление об окружающем, этические представления, воспитываются

патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению

ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие

дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы

связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют

живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом,

взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше

узнать о своём родном крае, об его историческом прошлом.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за

землю, на которой живёшь. Чувство патриотизма многогранно по

содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и

ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять,

приумножать богатство своей страны.

Дынный проект способствует приобщению детей к истокам культуры

Донского края. Воспитанию патриотических чувств, любовь к своей родине.

Разрабатывая проект, используя методику «трех вопросов»:

Что мы

знаем?

Мы живём в Ростовской области.

Наш край называют казачий.

Что мы

хотим

узнать?

Кого называют казаками?

История и быт казаков?

Быт и традиции казаков?

С

помощью

чего

узнаем?

Чтение и рассматривание книг, альбомов, просмотр

презентаций, дидактические игры.

Цель проекта:

Создание у детей представления о фольклоре и традиционной Куль культуре

донского казачества, как целостной многофункциональной системе

жизнеобеспечения народа.

Задачи проекта:

1.Создание условия для формирования у детей чувства любви к Родине;

2.Поддерживать познавательное отношение к окружающему миру донской

природы:

3.Способствовать обогащению представлений о прошлом малой родины

4.Формировать представления детей о родном крае и родном городе.

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

• Познавательная деятельность

• Речевая деятельность

• Художественно-творческая деятельность

• Игровая деятельность

• Работа с родителями

Ожидаемый результат:

Дети серьезно будут относится к изучению материалов по патриотическому

воспитанию, активно отвечать на вопросы и задавать их сами, с большим

желанием выполнять задания творческого характера. У воспитанников

появится интерес к историческому прошлому, желание знакомиться с

жизнью донских казаков, уважение к старшему поколению. Систематическая

и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, будет

способствовать обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много

нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях

Дона. Пополнение активного и пассивного словаря детей, будет

способствовать формированию наглядно-образного мышления детей. В игре

и труде между детьми улучшаться дружеские взаимоотношения.

Подготовительный этап:

Постановка цели и задачи

Разработка проекта

Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы,

иллюстрации, художественная литература), создание дидактических

игр.

Подбор материала для продуктивной деятельности.

Организация предметно-развивающей среды в группе.

План мероприятий:

День недели,

дата

Содержание ООД в

рамках проекта

(Совместная работа

педагога с детьми)

Свободная творческая

деятельность детей

11.03.2024г.

Понедельник

«Край где мы

живем»

Цель:

Сформировать

представление о

великих русских

богатырях.

Презентация: «Донской

край». Цель: создать

условия для

формирования у детей

дошкольного возраста

интерес к

истории Донского края.

Беседа на тему: «Как

воспитывали детей в

семье казаков»

Цель: создание условий

для развития

представлений о жизни

и быте казачьей семьи.

Рисование: «Курень казаков»

Цель:Учить детей создавать

образ казачьего дома.

Воспитывать интерес к

познанию родного края и

отображению представлений в

изобразительной

деятельности.

П/и (русская народная)

«Утка и селезень»

Цель: знакомить с русскими

народными играми; развивать

быстроту движения.

12.03.2024

Вторник.

«Волшебный

сундук.»

Беседа: «Одежда и

традиции Донского

казачества».

Цель: Познакомить с

основными

климатическими

особенностями края.

Привитие любви и

бережного отношения к

природным богатствам

родного края.

Воспитывать любовь к

родному краю.

Аппликация: «Костюм

казачки»

Цель: расширение и

углубление представлений

дошкольников об

особенностях культуры

казаков посредством

приобщения детей к

традиционным видам

декоративно-прикладного

искусства и включения их в

художественную деятельность

обеспечивающую

возможность проявления

творчества.

13.03.2024

Беседа: «Природа края»

Лепка: «Животные в лесу»

Среда

«Царство

зверей донского

края»

Цель: Расширять и

систематизировать

знания о мире Донского

края. Развивать

познавательный интерес

к объектам

окружающего мира.

Дидактическая игра:

«Собери семью

Цель: Познакомить детей с

приёмами лепки животных в

движении, вызвать интерес к

составлению коллективной

композиции из вылепленных

лесных животных.

Подвижные игры: «Лиса и

заяц», «Охотник и утка».

14.03.2024

Четверг.

«В гости к

казаку.»

Рассматривание

иллюстраций с одеждой,

бытом казака.

Цель: Продолжать

знакомить детей со

своеобразием жизни

людей на Дону, с

особенностями мужской

одежды.

Вызвать эмоциональную

отзывчивость к

созданию казачьего

костюма средствами

художественно-

продуктивной

деятельности.

Конструирование: «Двор с

хозяйственными

постройками донских казаков

»

Цель: формирование

конструктивных навыков.

15.03.2024.

Пятница.

«Казачьи

сказки»

Постановка

сказки: «Казак и лиса».

Цель: Создать условия

для повышения

художественной

активности детей,

ознакомление с

культурой и

бытом донских казаков.

Рассматривание книжек,

иллюстраций.

Цель: учить детей при

рассматривании любимых

книг и иллюстраций

радоваться от встречи с

знакомыми героями; учить

передавать свои впечатления

сверстникам.

Работа с родителями

Привлечение родителей к участию в проекте,

Наглядная консультации: для родителей;

«Без прошлого нет будущего», «Воспитание детей в казачьих семьях»;

«Казачьи игры и забавы».

Изготовление макетов и поделок на тему «Казачество»;

Результат:

Воспитанники узнают историю, культуру своего региона, города. Умение

видеть красоту родного края, бережного отношения к животным и растениям

Донского края. Знакомятся с обычаями и традициями донского казачества, с

играми и сказками казачат. Воспитание толерантности.

Используемая литература.

1.Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». - М.: ЦГЛ,

2004. - 156 с.

2. Журнал «Воспитатель ДОУ» №5 2015г.

3.Журнал «Воспитатель ДОУ» №6 2015г.

4. Журнал «Управление ДОУ» №8 2006г.

5. Журнал «Управление ДОУ» №7 2006г.

Приложение 1

Аппликация костюм казачки.

Рассматривание картин «Природа Донского края»

Рассматривание картин: «Животные в лесу»

Беседа «Кто живет в лесу?»

Отгадывание загадок про животных.

Рисование «Курень казаков»



В раздел образования