Автор: Петрова Анна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №33" дошкольный уровень
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: Проект по краеведению
Тема: "Донской край-наша малая Родина...."
Раздел: дошкольное образование
Проект (краеведение)
«Донской край - наша малая Родина…»
Тип проекта: творческий, познавательный.
По продолжительности: Краткосрочный (11.03.24 -15.03.2024)
Подготовительная группа
Подготовили: Петрова. А.А
г. Ростов-на-Дону
2024г.
Пояснительная записка:
В национальной доктрине образования Российской Федерации записано:
«Система образования признана обеспечить историческую преемственность
поколений и развитие национальной культуры, воспитания бережного
отношения к историческому и культурному наследию России».
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня
одна из наиболее актуальных. Все важнейшие правительственные
документы: Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина
образования в Российской Федерации, программа «Молодежь России»,
«Программа развития воспитания в системе образования России»,
направлены на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей
Родине, семье.
В средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли
воспитывать любовь к Родине. И не мало авторов, которые высказываются
негативно по этой теме. Говоря, что патриотизм должен войти в человека
естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их
благами, стать авторитетной, чтобы каждому из нас захотелось ее любить. Но
возникает вопрос: разве наша родная земля с уникальной природой, народ со
своими традициями и культурой не является благом?
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в
жизни общества, одним из центральных направлений работы с
подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к
его корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В связи с
этим нами была выбрана тема для проекта: «Традиции и быт донских
казаков».
Актуальность
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти
годы закладывается основы нравственности, формируется первоначальное
представление об окружающем, этические представления, воспитываются
патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению
ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие
дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы
связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют
живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом,
взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше
узнать о своём родном крае, об его историческом прошлом.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за
землю, на которой живёшь. Чувство патриотизма многогранно по
содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и
ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять,
приумножать богатство своей страны.
Дынный проект способствует приобщению детей к истокам культуры
Донского края. Воспитанию патриотических чувств, любовь к своей родине.
Разрабатывая проект, используя методику «трех вопросов»:
Что мы
знаем?
Мы живём в Ростовской области.
Наш край называют казачий.
Что мы
хотим
узнать?
Кого называют казаками?
История и быт казаков?
Быт и традиции казаков?
С
помощью
чего
узнаем?
Чтение и рассматривание книг, альбомов, просмотр
презентаций, дидактические игры.
Цель проекта:
Создание у детей представления о фольклоре и традиционной Куль культуре
донского казачества, как целостной многофункциональной системе
жизнеобеспечения народа.
Задачи проекта:
1.Создание условия для формирования у детей чувства любви к Родине;
2.Поддерживать познавательное отношение к окружающему миру донской
природы:
3.Способствовать обогащению представлений о прошлом малой родины
4.Формировать представления детей о родном крае и родном городе.
Методы реализации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательная деятельность
• Речевая деятельность
• Художественно-творческая деятельность
• Игровая деятельность
• Работа с родителями
Ожидаемый результат:
Дети серьезно будут относится к изучению материалов по патриотическому
воспитанию, активно отвечать на вопросы и задавать их сами, с большим
желанием выполнять задания творческого характера. У воспитанников
появится интерес к историческому прошлому, желание знакомиться с
жизнью донских казаков, уважение к старшему поколению. Систематическая
и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, будет
способствовать обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много
нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях
Дона. Пополнение активного и пассивного словаря детей, будет
способствовать формированию наглядно-образного мышления детей. В игре
и труде между детьми улучшаться дружеские взаимоотношения.
Подготовительный этап:
Постановка цели и задачи
Разработка проекта
Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы,
иллюстрации, художественная литература), создание дидактических
игр.
Подбор материала для продуктивной деятельности.
Организация предметно-развивающей среды в группе.
План мероприятий:
День недели,
дата
Содержание ООД в
рамках проекта
(Совместная работа
педагога с детьми)
Свободная творческая
деятельность детей
11.03.2024г.
Понедельник
«Край где мы
живем»
Цель:
Сформировать
представление о
великих русских
богатырях.
Презентация: «Донской
край». Цель: создать
условия для
формирования у детей
дошкольного возраста
интерес к
истории Донского края.
Беседа на тему: «Как
воспитывали детей в
семье казаков»
Цель: создание условий
для развития
представлений о жизни
и быте казачьей семьи.
Рисование: «Курень казаков»
Цель:Учить детей создавать
образ казачьего дома.
Воспитывать интерес к
познанию родного края и
отображению представлений в
изобразительной
деятельности.
П/и (русская народная)
«Утка и селезень»
Цель: знакомить с русскими
народными играми; развивать
быстроту движения.
12.03.2024
Вторник.
«Волшебный
сундук.»
Беседа: «Одежда и
традиции Донского
казачества».
Цель: Познакомить с
основными
климатическими
особенностями края.
Привитие любви и
бережного отношения к
природным богатствам
родного края.
Воспитывать любовь к
родному краю.
Аппликация: «Костюм
казачки»
Цель: расширение и
углубление представлений
дошкольников об
особенностях культуры
казаков посредством
приобщения детей к
традиционным видам
декоративно-прикладного
искусства и включения их в
художественную деятельность
обеспечивающую
возможность проявления
творчества.
13.03.2024
Беседа: «Природа края»
Лепка: «Животные в лесу»
Среда
«Царство
зверей донского
края»
Цель: Расширять и
систематизировать
знания о мире Донского
края. Развивать
познавательный интерес
к объектам
окружающего мира.
Дидактическая игра:
«Собери семью
Цель: Познакомить детей с
приёмами лепки животных в
движении, вызвать интерес к
составлению коллективной
композиции из вылепленных
лесных животных.
Подвижные игры: «Лиса и
заяц», «Охотник и утка».
14.03.2024
Четверг.
«В гости к
казаку.»
Рассматривание
иллюстраций с одеждой,
бытом казака.
Цель: Продолжать
знакомить детей со
своеобразием жизни
людей на Дону, с
особенностями мужской
одежды.
Вызвать эмоциональную
отзывчивость к
созданию казачьего
костюма средствами
художественно-
продуктивной
деятельности.
Конструирование: «Двор с
хозяйственными
постройками донских казаков
»
Цель: формирование
конструктивных навыков.
15.03.2024.
Пятница.
«Казачьи
сказки»
Постановка
сказки: «Казак и лиса».
Цель: Создать условия
для повышения
художественной
активности детей,
ознакомление с
культурой и
бытом донских казаков.
Рассматривание книжек,
иллюстраций.
Цель: учить детей при
рассматривании любимых
книг и иллюстраций
радоваться от встречи с
знакомыми героями; учить
передавать свои впечатления
сверстникам.
Работа с родителями
Привлечение родителей к участию в проекте,
Наглядная консультации: для родителей;
«Без прошлого нет будущего», «Воспитание детей в казачьих семьях»;
«Казачьи игры и забавы».
Изготовление макетов и поделок на тему «Казачество»;
Результат:
Воспитанники узнают историю, культуру своего региона, города. Умение
видеть красоту родного края, бережного отношения к животным и растениям
Донского края. Знакомятся с обычаями и традициями донского казачества, с
играми и сказками казачат. Воспитание толерантности.
Используемая литература.
1.Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». - М.: ЦГЛ,
2004. - 156 с.
2. Журнал «Воспитатель ДОУ» №5 2015г.
3.Журнал «Воспитатель ДОУ» №6 2015г.
4. Журнал «Управление ДОУ» №8 2006г.
5. Журнал «Управление ДОУ» №7 2006г.
Приложение 1
Аппликация костюм казачки.
Рассматривание картин «Природа Донского края»
Рассматривание картин: «Животные в лесу»
Беседа «Кто живет в лесу?»
Отгадывание загадок про животных.
Рисование «Курень казаков»