Напоминание

Психологическая готовность к школьному обучению


Автор: Фролова Наталья Александровна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ОП "Детский сад "Ромашка" комбинированного вида"
Населённый пункт: Город Ковылкино, Республика Мордовия
Наименование материала: Статья
Тема: Психологическая готовность к школьному обучению
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психологическая готовность к школьному обучению

Фролова Наталья Александровна, педагог-психолог, МБДОУ – «ЦРР-

детский сад «Сказка» ОП «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида»,

республика Мордовия, город Ковылкино

В статье определяются основные критерии готовности ребенка

дошкольника к школьному обучению.

Ключевые слова: школа, игра, способности

Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий

назад. (Вернее, была сформулирована как проблема, а существовала-то,

наверное, всегда.) Решением этой проблемы заняты ученые не только в

нашей стране, но практически во всех цивилизованных странах. Методы

обучения совершенствуются, современные дети тоже вроде бы развиваются

быстрее... Может быть, нечего им засиживаться дома - пусть идут учиться

раньше, чем прежде? А с другой стороны, если маленький ребенок не готов,

не окажутся ли запросы систематического обучения чрезмерными и не

приведут ли к нарушению его здоровья? Ведь у детей, не готовых к

систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период

приспособления к школе, у них гораздо чаще проявляются различные

проблемы при обучении. Среди них значительно больше неуспевающих - не

только в начальной школе, но и в старших классах. И именно у них чаще

всего отмечаются неполадки со здоровьем и, прежде всего, нервно-

психические нарушения.

Известно, что одна из самых больших школьных бед и для детей, и для

взрослых - неуспеваемость. Так вот: более половины не готовых к школе

детей плохо успевают! Значит, борьба за успеваемость в значительной

степени должна идти до школы.

Тревогу врачей и педагогов вызывают не только неуспевающие,

«неготовые» дети, но и хорошо успевающие. Именно эти дети выпадают из

поля зрения и родителей, и учителя. Тревожиться ведь, на первый взгляд, не

о чем - ребенок учится-то хорошо!

Но дело в том, что хорошая успеваемость ребенка - при недостаточной

психофизической готовности к обучению - достигается, как правило, очень

дорогой ценой, вызывая чрезмерное напряжение, приводя к утомлению (и

переутомлению), а в результате - к разного рода расстройствам, больше всего

нервно-психической сферы. Этим детям необходим особый, щадящий режим

и особое внимание родителей. Необходимо подчеркнуть: недостаточная

готовность к обучению вовсе не фатальное препятствие, которое ученику

никогда не одолеть. Можно одолеть - важно только знать и учитывать

особенности ребенка, на которые может опираться педагог.

Конечно, в каждом отдельном случае необходимо решить основной

вопрос: целесообразно ли данному ребенку идти в школу в 6 лет или лучше

провести еще год в детском саду или дома? У значительного числа

«неготовых»

детей

режим

детского

сада

лучше,

чем

в

школе;

он

способствует развитию и формированию школьно-значимых функций. И

через год учиться такому ребенку будет много легче.

Иногда этот год необходим просто для укрепления здоровья, иногда

требуется

специальный

комплекс

занятий

по

формированию

психологической готовности к школе, по развитию некоторых функций,

важных для успешного обучения. Однако многие родители не только

торопятся отдать ребенка в школу, но и настаивают на более интенсивной

программе трехлетнего обучения.

К концу дошкольного возраста ребенку уже мало одной игры - у него

формируется стремление к общественно значимой деятельности; оно и

становится предпосылкой готовности к обучению. Постепенно ребенок

начинает нуждаться в новых источниках знания, в новых отношениях, его

уже не удовлетворяет обычный статус маленького, он хочет учиться.

Что привлекает ребенка в школе?

Поначалу преимущественно внешние моменты школьной жизни -

школьная сумка, тетради, учебники, сама школа, новые друзья. Все это,

конечно, еще не отношение к новому виду деятельности, к учебе как таковой,

не желание учиться ради получения знаний, но это - основа желания

изменить свое место в обществе. Однако оно далеко не всегда совпадает с

возможностями ребенка. Хватит ли у него волевых сил для нового образа

жизни? Ведь необходимо многое: чтобы он сумел безболезненно принять

новые требования, суть самого процесса учения, требования учителя.

Наконец, чтобы отличал учительницу от бабушки, с которой можно

капризничать, а в школе этого делать нельзя.

Коллективная

деятельность

в

классе

предполагает

интенсивное

общение и совместную работу, как с другими учениками, так и с учителем.

Не все дети готовы к такой работе.

Умение сосредоточиваться и внимательно, не отвлекаясь, слушать

учителя, также не всем детям присуще: немало таких, кто не может и пяти

минут работать сосредоточенно. Причины такого невнимания могут быть

самыми разными: это и особенности высшей нервной деятельности, и

быстрая истощаемость и утомляемость из-за плохого здоровья, и собственно

психологическая

неготовность

-

слабые,

неразвитые

возможности

управления вниманием и запоминанием. Умения и способности действовать

по инструкции, управлять своим учебным процессом складываются, как

правило, не раньше 6 лет. И если мы заставим ребенка выполнять достаточно

длительную работу, да еще потребуем сосредоточенности на какой-либо

деятельности, а ребенок еще не готов к такой деятельности, - чем это может

кончиться?! Вот чем: ребенок начинает увиливать от занятий, а то и прямо

отказываться! Кстати, это еще наиболее безболезненный для него вариант...

А вот если родители давят и настаивают, занятия не только не пойдут впрок,

но могут привести к резкому ухудшению детского здоровья.

Еще одну из частых причин родительского замешательства можно

выразить в формуле: «Он столько знает, а учиться не может!». Увы,

определять готовность к школе лишь по запасу сведений и знаний - вечная

ошибка родителей! Услышав от педагогов или еще от кого-то сведущего, что

необходимые условия готовности к школе: знать то-то и то-то, родители в

своих стараниях не знают меры, а возможности детей в расчет не

принимаются. Такие родители, не научив ребенка толком шнурки завязывать,

запихивают в него всевозможные сведения, не считаясь с возрастными

особенностями. Учителя хорошо знают таких детей: они приходят в класс

читающими, считающими, словом, перспективными... Проходит полгода - и

их обгоняют те, кто не умел ни читать, ни считать! Часто они словно не

слышат учителя, если он не обращается непосредственно к ним, то есть не

работает с ними один на один: так они привыкли, занимаясь дома с мамой

или бабушкой. Дети быстро теряют интерес к учебе, если учитель не

обращает на них внимания (а он ведь не может разговаривать только с Колей

или Катей, когда в классе 30 ребят). И начинают «перспективные» отставать:

примерно с середины первого же учебного года учиться им становится все

труднее и труднее. А родители не могут понять, в чем дело.

Важная примета интеллектуальной готовности к школе - не просто

разрозненные знания, представления о предметах, их свойствах, а, прежде

всего, умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять, что,

отчего и почему.

Попробуем сделать некоторые обобщения.

Итак, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность

различать звуки; не учить писать, а создавать условия для развития тонко

координированных движений руки и пальцев. И еще: развивать способность

ребенка слушать, понимать смысл прочитанного, умение пересказывать.

Важен не объем знаний ребенка, а качество его мышления!

Необходимейшая предпосылка успешной адаптации к школе - уровень

физического и функционального развития ребенка, состояние его здоровья.

Эти показатели определяет врач, а родителям важно знать факторы риска в

развитии ребенка.

Они чрезвычайно разнообразны: это и заболевания матери в течение

беременности и родов, и родовые травмы, и болезни, перенесенные самим

ребенком (особенно на первом году жизни) до школы. Такой ослабленный

ребенок будет очень быстро утомляться, работоспособность его будет

снижена, и учебная нагрузка может оказаться не по силам, хотя по

паспортным данным он вроде бы уже подошел к школьному порогу...

Факторами риска могут быть и неблагоприятные условия, в которых

ребенок растет и развивается. Нет нужды объяснять, как пагубно сказывается

на развитии ребенка жизнь в обстановке постоянных конфликтов, ссор,

страха, безнадзорности, пьянства одного или обоих родителей. Родители

слышали от педагогов, что опасно и противоположное - гиперопека,

чрезмерное натаскивание ребенка. Но в чем тут опасность? В занятиях не по

возрасту? Не только. Главная, пожалуй, беда - отсутствие деловых контактов

со сверстниками. Именно необходимость считаться с мнением и желанием

других, подчиняться их требованиям, а не только своему желанию - и будет

самым трудным для таких детей в школе.

А что же делать с теми, кому уже семь, но они все равно не готовы к

школе? Во-первых, им лучше учиться по программе четырехлетней

начальной школы; во-вторых, им необходим так называемый щадящий

режим в семье - и непременная коррекционная работа. Таким детям вторую

половину дня желательно проводить не на продленке, а дома - это позволит

снять дополнительную психологическую нагрузку. Им необходимы: 2-

часовой дневной сон, 2,5-3-часовые ежедневные прогулки на воздухе,

достаточный по продолжительности (11 часов) ночной сон, полноценное

питание, а при необходимости - лечение.

Как помочь ребенку избежать трудностей в школьном обучении

Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что проблема

готовности ребенка к школе на сегодняшний день - основная для огромного

большинства родителей и воспитателей детей пяти-шестилетнего возраста.

Многие специалисты в области дошкольной педагогики и детской

психологии также обеспокоены вопросом,

как подготовить ребенка к

школе, чтобы он был способен справляться с все возрастающей школьной

нагрузкой, и, в то же время, не нарушить, не деформировать закономерный

процесс психофизиологического развития дошкольника.

Причина многих проблем в психофизиологическом развитии ребенка

(родившегося здоровым) видится в том, что современное общество слишком

рано начало предъявлять завышенные требования к интеллектуальному

развитию детей, забыв о том, что невозможно построить основательный дом,

не возведя под ним прочного фундамента.

Следующей

задачей

родителя

и

педагога

является

развитие

способности не торопить события, умения уважать сегодняшние интересы

ребенка. И вовремя переключаться, когда доминанта детского развития

переместилась из центра на периферию или наоборот.

Следующей задачей обучающих взрослых является систематическое

ведение дневника развития ребенка. Это поможет сориентироваться в той

уникальной, свойственной именно этому малышу, линии развития, его

скорости и темпах. В дневнике обязательно должна прослеживаться

динамика развития ребенка: малышу больше свойственно пошаговое

движение, или наблюдаются периоды замедления, скачков, регрессии.

Следующей

по

значимости

задачей

является

выбор

школы

в

соответствии с направленностью детских способностей. В первую очередь

необходимо не пытаться реализовать через ребенка свои амбиции, свои

несбывшиеся мечты, а трезво оценить наследственный фактор и актуальный

уровень развития различных способностей ребенка. Прогноз обучаемости по

тем или иным предметам может сделать только очень подготовленный

специалист.



В раздел образования