Автор: Фролова Наталья Александровна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ОП "Детский сад "Ромашка" комбинированного вида"
Населённый пункт: Город Ковылкино, Республика Мордовия
Наименование материала: Статья
Тема: Психологическая готовность к школьному обучению
Раздел: дошкольное образование
Психологическая готовность к школьному обучению
Фролова Наталья Александровна, педагог-психолог, МБДОУ – «ЦРР-
детский сад «Сказка» ОП «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида»,
республика Мордовия, город Ковылкино
В статье определяются основные критерии готовности ребенка
дошкольника к школьному обучению.
Ключевые слова: школа, игра, способности
Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий
назад. (Вернее, была сформулирована как проблема, а существовала-то,
наверное, всегда.) Решением этой проблемы заняты ученые не только в
нашей стране, но практически во всех цивилизованных странах. Методы
обучения совершенствуются, современные дети тоже вроде бы развиваются
быстрее... Может быть, нечего им засиживаться дома - пусть идут учиться
раньше, чем прежде? А с другой стороны, если маленький ребенок не готов,
не окажутся ли запросы систематического обучения чрезмерными и не
приведут ли к нарушению его здоровья? Ведь у детей, не готовых к
систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период
приспособления к школе, у них гораздо чаще проявляются различные
проблемы при обучении. Среди них значительно больше неуспевающих - не
только в начальной школе, но и в старших классах. И именно у них чаще
всего отмечаются неполадки со здоровьем и, прежде всего, нервно-
психические нарушения.
Известно, что одна из самых больших школьных бед и для детей, и для
взрослых - неуспеваемость. Так вот: более половины не готовых к школе
детей плохо успевают! Значит, борьба за успеваемость в значительной
степени должна идти до школы.
Тревогу врачей и педагогов вызывают не только неуспевающие,
«неготовые» дети, но и хорошо успевающие. Именно эти дети выпадают из
поля зрения и родителей, и учителя. Тревожиться ведь, на первый взгляд, не
о чем - ребенок учится-то хорошо!
Но дело в том, что хорошая успеваемость ребенка - при недостаточной
психофизической готовности к обучению - достигается, как правило, очень
дорогой ценой, вызывая чрезмерное напряжение, приводя к утомлению (и
переутомлению), а в результате - к разного рода расстройствам, больше всего
нервно-психической сферы. Этим детям необходим особый, щадящий режим
и особое внимание родителей. Необходимо подчеркнуть: недостаточная
готовность к обучению вовсе не фатальное препятствие, которое ученику
никогда не одолеть. Можно одолеть - важно только знать и учитывать
особенности ребенка, на которые может опираться педагог.
Конечно, в каждом отдельном случае необходимо решить основной
вопрос: целесообразно ли данному ребенку идти в школу в 6 лет или лучше
провести еще год в детском саду или дома? У значительного числа
«неготовых»
детей
режим
детского
сада
лучше,
чем
в
школе;
он
способствует развитию и формированию школьно-значимых функций. И
через год учиться такому ребенку будет много легче.
Иногда этот год необходим просто для укрепления здоровья, иногда
требуется
специальный
комплекс
занятий
по
формированию
психологической готовности к школе, по развитию некоторых функций,
важных для успешного обучения. Однако многие родители не только
торопятся отдать ребенка в школу, но и настаивают на более интенсивной
программе трехлетнего обучения.
К концу дошкольного возраста ребенку уже мало одной игры - у него
формируется стремление к общественно значимой деятельности; оно и
становится предпосылкой готовности к обучению. Постепенно ребенок
начинает нуждаться в новых источниках знания, в новых отношениях, его
уже не удовлетворяет обычный статус маленького, он хочет учиться.
Что привлекает ребенка в школе?
Поначалу преимущественно внешние моменты школьной жизни -
школьная сумка, тетради, учебники, сама школа, новые друзья. Все это,
конечно, еще не отношение к новому виду деятельности, к учебе как таковой,
не желание учиться ради получения знаний, но это - основа желания
изменить свое место в обществе. Однако оно далеко не всегда совпадает с
возможностями ребенка. Хватит ли у него волевых сил для нового образа
жизни? Ведь необходимо многое: чтобы он сумел безболезненно принять
новые требования, суть самого процесса учения, требования учителя.
Наконец, чтобы отличал учительницу от бабушки, с которой можно
капризничать, а в школе этого делать нельзя.
Коллективная
деятельность
в
классе
предполагает
интенсивное
общение и совместную работу, как с другими учениками, так и с учителем.
Не все дети готовы к такой работе.
Умение сосредоточиваться и внимательно, не отвлекаясь, слушать
учителя, также не всем детям присуще: немало таких, кто не может и пяти
минут работать сосредоточенно. Причины такого невнимания могут быть
самыми разными: это и особенности высшей нервной деятельности, и
быстрая истощаемость и утомляемость из-за плохого здоровья, и собственно
психологическая
неготовность
-
слабые,
неразвитые
возможности
управления вниманием и запоминанием. Умения и способности действовать
по инструкции, управлять своим учебным процессом складываются, как
правило, не раньше 6 лет. И если мы заставим ребенка выполнять достаточно
длительную работу, да еще потребуем сосредоточенности на какой-либо
деятельности, а ребенок еще не готов к такой деятельности, - чем это может
кончиться?! Вот чем: ребенок начинает увиливать от занятий, а то и прямо
отказываться! Кстати, это еще наиболее безболезненный для него вариант...
А вот если родители давят и настаивают, занятия не только не пойдут впрок,
но могут привести к резкому ухудшению детского здоровья.
Еще одну из частых причин родительского замешательства можно
выразить в формуле: «Он столько знает, а учиться не может!». Увы,
определять готовность к школе лишь по запасу сведений и знаний - вечная
ошибка родителей! Услышав от педагогов или еще от кого-то сведущего, что
необходимые условия готовности к школе: знать то-то и то-то, родители в
своих стараниях не знают меры, а возможности детей в расчет не
принимаются. Такие родители, не научив ребенка толком шнурки завязывать,
запихивают в него всевозможные сведения, не считаясь с возрастными
особенностями. Учителя хорошо знают таких детей: они приходят в класс
читающими, считающими, словом, перспективными... Проходит полгода - и
их обгоняют те, кто не умел ни читать, ни считать! Часто они словно не
слышат учителя, если он не обращается непосредственно к ним, то есть не
работает с ними один на один: так они привыкли, занимаясь дома с мамой
или бабушкой. Дети быстро теряют интерес к учебе, если учитель не
обращает на них внимания (а он ведь не может разговаривать только с Колей
или Катей, когда в классе 30 ребят). И начинают «перспективные» отставать:
примерно с середины первого же учебного года учиться им становится все
труднее и труднее. А родители не могут понять, в чем дело.
Важная примета интеллектуальной готовности к школе - не просто
разрозненные знания, представления о предметах, их свойствах, а, прежде
всего, умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять, что,
отчего и почему.
Попробуем сделать некоторые обобщения.
Итак, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность
различать звуки; не учить писать, а создавать условия для развития тонко
координированных движений руки и пальцев. И еще: развивать способность
ребенка слушать, понимать смысл прочитанного, умение пересказывать.
Важен не объем знаний ребенка, а качество его мышления!
Необходимейшая предпосылка успешной адаптации к школе - уровень
физического и функционального развития ребенка, состояние его здоровья.
Эти показатели определяет врач, а родителям важно знать факторы риска в
развитии ребенка.
Они чрезвычайно разнообразны: это и заболевания матери в течение
беременности и родов, и родовые травмы, и болезни, перенесенные самим
ребенком (особенно на первом году жизни) до школы. Такой ослабленный
ребенок будет очень быстро утомляться, работоспособность его будет
снижена, и учебная нагрузка может оказаться не по силам, хотя по
паспортным данным он вроде бы уже подошел к школьному порогу...
Факторами риска могут быть и неблагоприятные условия, в которых
ребенок растет и развивается. Нет нужды объяснять, как пагубно сказывается
на развитии ребенка жизнь в обстановке постоянных конфликтов, ссор,
страха, безнадзорности, пьянства одного или обоих родителей. Родители
слышали от педагогов, что опасно и противоположное - гиперопека,
чрезмерное натаскивание ребенка. Но в чем тут опасность? В занятиях не по
возрасту? Не только. Главная, пожалуй, беда - отсутствие деловых контактов
со сверстниками. Именно необходимость считаться с мнением и желанием
других, подчиняться их требованиям, а не только своему желанию - и будет
самым трудным для таких детей в школе.
А что же делать с теми, кому уже семь, но они все равно не готовы к
школе? Во-первых, им лучше учиться по программе четырехлетней
начальной школы; во-вторых, им необходим так называемый щадящий
режим в семье - и непременная коррекционная работа. Таким детям вторую
половину дня желательно проводить не на продленке, а дома - это позволит
снять дополнительную психологическую нагрузку. Им необходимы: 2-
часовой дневной сон, 2,5-3-часовые ежедневные прогулки на воздухе,
достаточный по продолжительности (11 часов) ночной сон, полноценное
питание, а при необходимости - лечение.
Как помочь ребенку избежать трудностей в школьном обучении
Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что проблема
готовности ребенка к школе на сегодняшний день - основная для огромного
большинства родителей и воспитателей детей пяти-шестилетнего возраста.
Многие специалисты в области дошкольной педагогики и детской
психологии также обеспокоены вопросом,
как подготовить ребенка к
школе, чтобы он был способен справляться с все возрастающей школьной
нагрузкой, и, в то же время, не нарушить, не деформировать закономерный
процесс психофизиологического развития дошкольника.
Причина многих проблем в психофизиологическом развитии ребенка
(родившегося здоровым) видится в том, что современное общество слишком
рано начало предъявлять завышенные требования к интеллектуальному
развитию детей, забыв о том, что невозможно построить основательный дом,
не возведя под ним прочного фундамента.
Следующей
задачей
родителя
и
педагога
является
развитие
способности не торопить события, умения уважать сегодняшние интересы
ребенка. И вовремя переключаться, когда доминанта детского развития
переместилась из центра на периферию или наоборот.
Следующей задачей обучающих взрослых является систематическое
ведение дневника развития ребенка. Это поможет сориентироваться в той
уникальной, свойственной именно этому малышу, линии развития, его
скорости и темпах. В дневнике обязательно должна прослеживаться
динамика развития ребенка: малышу больше свойственно пошаговое
движение, или наблюдаются периоды замедления, скачков, регрессии.
Следующей
по
значимости
задачей
является
выбор
школы
в
соответствии с направленностью детских способностей. В первую очередь
необходимо не пытаться реализовать через ребенка свои амбиции, свои
несбывшиеся мечты, а трезво оценить наследственный фактор и актуальный
уровень развития различных способностей ребенка. Прогноз обучаемости по
тем или иным предметам может сделать только очень подготовленный
специалист.