Напоминание

Природная зона "Степь"


Автор: Белова Оксана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ "СОШ №56 им.Хана В.Д."
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: конспект
Тема: Природная зона "Степь"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок окружающего мира в 4-м классе

на тему "Зона степей"

Цель урока:

сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.

Задачи урока:

1. Образовательные:

Познакомить с географическим положением степей, климатическими

условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

2. Развивающие:

Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с

помощью карты .

3. Воспитывающие:

воспитание аккуратности;

воспитание заботливого отношения к товарищам;

воспитание адекватной самооценки;

воспитание коммуникативности;

воспитание интереса к предмету.

Планируемые результаты:

Личностные

определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие

для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь

на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке

других участников группы и педагога, как поступить

организовать и упорядочить знания;

принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;

отстаивать свои права.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью

учителя;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и

следовать им;

- учиться работать в группе, брать на себя ответственность.

Познавательные УУД:

перерабатывать полученную информацию;

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные

получить представление о природной зоне степей;

познакомиться с географическим положением степей;

познакомиться с климатическими условиями зоны;

узнать особенности растительного и животного мира степей;

познакомиться с населением степей и его деятельностью;

познакомиться с экологическими проблемами зоны степей.

Оборудование:

карта природных зон;

материалы и задания;

игровое табло (ватманА1);

презентация "Степь";

кроссворд.

Основные этапы урока.

1. Организационная деятельность. Слово учителя. Распределение по группам.

2. Сообщение темы и целей урока (определяют дети ).

3. Работа над новой темой по группам с использованием раздаточного

материала.

4. Физминутка.

5. Анализ работы в группах.

6. Закрепление материала. Просмотр презентации "Степь".

7. Итоги работы в группах. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Ход урока

1.

Организационная деятельность. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята!

Мы сегодня с вами будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать

А чтобы урок пошёл впрок,

Активно в работу включайся дружок.

2.

Сообщение темы и целей урока.

-Ребята, с какими природными зонами вы познакомились на прошлых

уроках? Ответы детей: арктическая пустыня, тундра и зона лесов.

-– Какую зону мы исследовали на прошлом уроке? Проверка домашнего

задания:

-Давайте определим тему сегодняшнего урока. А узнаем мы тему урока

тогда, когда разгадаем кроссворд.

1.Листья с глянцем,

Ягодки с румянцем,

А сами кусточки не выше кочки (брусника)

(Дополнительная подсказка. Этот кустарничек растет в тундре и лесной

зоне.)

2.

Вроде сосны, вроде ёлок,

А зимою без иголок (лиственница)

( это хвойное дерево, древесина у неё прочная, не поддается

гниению)

3.

Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой (медведь)

4 В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к

нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый. А еще цветы

этого дерева заваривают и дают больным при простуде. ( липа)

4.

Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его узнать

по небольшим темным шишечкам на ветках. Это дерево растет и у

вас в лесу? (ольха)

Ключевое слово «Степь»

-Какая тема нашего урока? (зона степей)

- Какую цель мы поставим перед собой в начале нашего урока?

Ответы детей:

-Какие животные обитают в зоне степей?

Какие растения растут в степях?

Климатические особенности зоны.

Географическое расположение.

Население и экологические проблемы.

2. Открытие учащимися нового знания.

1-2. Географическое положение и климатические условия лесной зоны

- Кто может показать на карте зону степей?

1. Расскажите, где расположена зона степей.

2. Сравните площадь зоны степей с площадью зоны лесов.

3. Подумайте, какой климат в степной зоне.

(Заслушиваются ответы детей.)

- Молодцы! Справились с заданием. Подведём итог вашей работе.

Вывод: К югу от лесов, Солнце поднимается выше – дни длиннее. Лето в

степях более длинное, чем в зоне лесов. Средняя температура летом 22-24

градуса, в июле может подниматься до 40 градусов выше нуля. Лето сухое и

солнечное, дожди бывают редко, имеют ливневый характер. Летом часто

дуют суховеи. Суховей – сухой, горячий ветер, приходящий из пустыни.

Этот ветер приносит много неприятностей. Иногда суховеи переходят в

пыльные бури. Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне. Но

достаточно холодная, с морозами до 20-30 градусов. Снеговой покров

маленький.

Степная зона славится самой плодородной почвой - черноземом.

++++++++++++++++++

3. Растительный мир. Слайд 2

-Рассмотрите внимательно фото степи и расскажите, какие растения

там растут.

Здесь растут разнообразные травянистые растения. Слайд 3

- Присмотритесь, как растут здесь травы. Все ли они одинаковой высоты?

И почему? (ответы детей) Есть высокие травы – это свето- и

теплолюбивые травы. Они безбоязненно подставляют свои стебли и

листья жарким солнечным лучам.

Под ними ниже, в тени, растут травы, которым хватает света и тепла

под высокими. Еще ниже растут травы, которые довольствуются малым

светом и прохладой - это теневыносливые травы. Травы в степи, как

растения в лесу, растут ярусами - этажами - в зависимости от их

потребности в тепле, влаге и свете. Все они хорошо приспособлены к

жизни в степи.

Слайды 4 - 5

Некоторые из них – тюльпаны, ирисы – цветут весной, пока не наступила

летняя жара и в почве достаточно влаги. В этом проявляется их

приспособленность к жизни в степи. Но вскоре их надземные части

отмирают, а в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом

питательных веществ.

Слайд 6

Совсем по-другому приспособились ковыль, полынь и типчак. Их листья

узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю, чтобы

добывать влагу.

У ковыли и полыни листья не ярко-зеленые, а седоватые. Это потому

что они покрыты маленькими светлыми волосками, которые защищают

лист от горячего ветра и сберегают влагу. Светлый цвет тоже не

случаен, он не дает сильно нагреваться листу, отражая лишние лучи

Слайд 7

Рассмотрите корни степных трав на слайде. Что можете о них сказать?

- Верно. Корни хорошо развиты, имеют множество корневых побегов.

Как думаете, почему?

- В степи мало влаги, она глубоко в земле, поэтому нужны мощные

корни, чтобы достать ее из глубины.

- На одинаковую ли глубину уходят корни? Почему?

- Корни растений, как и они сами, располагаются на разной глубине.

Чем выше и мощнее растение, тем глубже и мощнее у них корни, т.к.

им больше нужно влаги. Чем меньше растение, тем меньше им нужно

влаги: ведь они растут в тени других.

- Как думаете, есть ли в степи деревья и кустарники?

- Где бы они могли расти?

Слайды 8

- В степях по берегам рек, озер, в низинах, где к поверхности близко

подходят грунтовые воды, растут деревья и кустарники. Кроме того, в

степи растут деревья, высаженные человеком в лесополосах, где за ними

ухаживают, пока они не окрепнут.

Вывод: В степях из-за нехватки влаги в жарком климате растет больше

всего травянистых растений. Степные травы хорошо приспособлены к

жизни в степи. Деревья и кустарники растут в степях там, где для них

хватает влаги.

+++++++++++++++++++++++

Физкультминутка.

Представьте себе, что вы – растения степи. (Дети приседают.)

Ранняя весна. Пошёл дождик. (Постукивают друг друга кончиками пальцев.)

Растут цветы. (Поднимаются.)

Расцветают. (Поднимают руки вверх, качаются влево-вправо.)

Жарко. Солнце так и жжёт землю. (Вздыхают.)

Подул лёгкий ветерок, всё сильнее и сильнее. (Массируют друг другу спину.)

Началась пыльная буря. (Опускают вниз руки, качают ими.)

Вдруг всё стихло. (Садятся на свои места.)

4. Животный мир

- А сейчас узнаем о животных степи

- Связаны ли между собой животный и растительный мир?

- Как?

- Раз в степи много трав, то должны быть и животные, жизнь которых

связана с травами. Это насекомые, питающиеся нектаром цветов: бабочки,

пчёлы, шмели. Слайд 9

Шмели живут под землей в норах, пчелы - в дуплах деревьев или в

больших норах в земле. Бабочки имеют удивительное зрение, они в

полете ориентируются по Солнцу, даже если его не видно за облаками,

они его видят. Расцветка крыльев у бабочки разная, и поэтому они

сливаются с цветами, маскируясь. Когда бабочка сидит на цветке, она

складывает крылья ребром к Солнцу, так она меньше отбрасывает тень.

Шмель имеет пеструю окраску, сливается с цветами, но окраска

тревожная, предупреждает: «Не тронь!»

В степях живёт множество насекомых: кобылки, кузнечики

Слайд 10

.

- Как различить кобылку и кузнечика?

- Различать их лучше всего по усикам: у кобылок они короткие, а у

кузнечиков длинные. Кобылки кормятся растительной пищей, а

кузнечики в основном поедают мелких насекомых.

Растениями и насекомыми кормятся птицы: Слайд 11 степной жаворонок,

журавль-красавка,

Слайд 12 серая куропатка, перепел.

Слайд 13 Дрофа – одна из самых крупных птиц нашей страны. Дрофа

довольно хорошо летает, но ещё лучше бегает на длинных сильных ногах.

Слайд 14 Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. Как вы думаете, почему?

(В степи почти нет деревьев, сплошной ковёр из травы.)

Слайды 15 - 16 В степной зоне много грызунов – хорьков,сусликов, хомяков,

полевых мышей. Живут они в норах под землей. Там не жарко летом,

не холодно зимой, нора - надежное убежище от хищников.

От жары и от хищников они могут спрятаться только в норах. Почему?

(Степь – открытое место. Высоких растений нет.)

Слайд 17 Живут в степной зоне пресмыкающиеся – ящерицы, степные

гадюки.

. Слайд 18 Живут в степи и более крупные животные - заяц-русак, Он

крупнее лесного зайца. Выдра.

- Окрас у степных животных часто под цвет растительности. Почему?

(Чтобы хищники их не заметили.)

Слайд 19 Грызунами, мелкими птицами питаются хищные животные -

хорь, куница, хищные птицы - орел, сыч. В связи с этим становится

понятна окраска грызунов и птиц - под цвет прошлогодней

выгоревшей травы. Перепелку и куропатку тоже трудно заметить - да

и передвигаться они стараются пешком, затаиваясь в травах. Летать

они умеют, но взлетают неохотно, чтобы не обнаружить себя.

На зиму, когда исчезают насекомые и семена трав на земле укроет

снег, многие птицы улетают в теплые страны.

Вывод: Животный мир степи тесно связан с ее травянистой

растительностью и хорошо приспособлен к условиям жизни.

+++++++++++++++++++++++

5. Использование природы степей человеком. Слайд 20

Степь - это житница России, она дает основную долю хлеба стране.

В степи хорошо развито земледелие. Люди выращивают зерновые,

кормовые, овощные культуры. В степях развели сады и виноградники.

В степи хорошо развито и животноводство.

6. Экологические проблемы степной зоны.

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная

причина – в распашке степных земель. Слайд 21

В степной зоне самая плодородная почва, т. к. она богата перегноем.

Перегной - это основа плодородия почвы, в нем содержатся многие

нужные растениям вещества. Чем больше перегноя, тем лучше почва. В

степной зоне очень много трав. Отмирая, они перегнивают и образуют

перегной, придающий почве темный цвет. Т.К. здесь выпадает мало

дождей, и они не вымывают перегной, он накапливается в почве,

повышая ее плодородие.

Именно поэтому люди превратили степи в поля. Во время полевых работ

погибают сами птицы и их гнёзда.

Следующая причина: на нераспаханных участках степей пасут скот.

Слайд 22 Неумеренный выпас приводит к разрушению почв, исчезают

многие растения, страдают дикие животные.

Слайд 23 С давних пор люди охотились на степных животных. Одни из них

совсем исчезли, а другие стали редкими. Сейчас охота на редких животных

запрещена, но этот запрет часто нарушают браконьеры.

- В результате деятельности человека некоторые виды животных и растений

внесены в Красную книгу России. Очень красивое растение пион

тонколистный. Слайд 24

На страницах Красной книги, Слайд 25 журавль-красавка, Слайд 26 дрофа,

Слайд 27 крупный кузнечик степная дыбка. )

Слайд 28 степной орёл

- Вы познакомились с проблемами, возникшими в степи по вине человека.

Очень важная задача – сберечь сохранившиеся степи с их удивительным

растительным и животным миром. Как? Что для этого нужно делать?

(Прекратить распахивать степи. Строго ограничить выпас скота.

Бороться с браконьерством.)

- А ещё как? Прочитайте на с.116 последний абзац. (Создавать

заповедники.)

- Что такое заповедник? (Заповедник – участок природы, где растения и

животные находятся в безопасности.)

- Некоторые степные животные вынуждены переселяться на поля. Так

поступают журавль – красавка, дрофа. Но обычно их гнезда погибают во

время полевых работ. Чтобы спасти этих птиц, их стали разводить в

питомниках. Выскажите предположение, как организована эта работа.

(ответы детей)

- А теперь давайте проверим наши предположения на «Страничках для

самопроверки». (с.220)

(Вот как в одном питомнике разводят дроф. Перед вспашкой поля

собирают яйца дроф и отправляют их в инкубатор. Когда

вылупившимся птенцам исполняется неделя, их помещают в вольеры с

травой, подкармливают насекомыми. Дрофята растут, учатся летать.

Подросших птиц выпускают на обработанные поля.)

I V. Включение нового знания в систему знаний.

1 Выполнение заданий на листочках

1. Южнее зоны лесов расположена зона степей. _______

2. В степной зоне холодное дождливое лето.___________

А какое лето в степи? (теплое, продолжительное, засушливое)_

3. Почва очень плодородная_____________

4.Тюльпоны и ирисы цветут в разгар лета. ________________

А когда они цветут?

5. Дрофа - это одна из мелких птиц нашей страны.

Что знаете о дрофе?

Какие экологические проблемы есть в степной зоне?

Взаимопроверка

V. Итоги урока.

Рефлексия

– Какова тема сегодняшнего урока?

– Все ли вопросы, которые мы с вами запланировали в начале урока,

успели рассмотреть?

– Что интересного вы узнали на уроке?

VI. Домашнее задание Учебник, с. 110–117, вопр. с.117.



В раздел образования