Автор: Карташкина Ольга Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Формирование танцевальных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством обучения сюжетным танцам»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка
Центрального района г. Волгограда»
Методическая разработка по теме:
«Формирование танцевальных умений у детей старшего дошкольного
возраста посредством обучения сюжетным танцам»
(методические рекомендации)
Автор:
Карташкина О.В.
музыкальный руководитель
высшая квалификационной категории
МОУ «Центра развития ребенка №2
Центрального района г. Волгограда»
Волгоград 2024
1.
Пояснительная записка
Актуальность.
В Концепции дошкольного воспитания рассматривается вопрос о роли
искусства в обогащении духовного мира ребенка. Именно в дошкольном
возрасте у детей возникает потребность в художественной деятельности, в
ходе
которой
закладываются
основы
эстетического
сознания
и
художественной культуры.
В связи с этим необходимо наполнять
жизнь
ребенка искусством, вводя его в мир музыки, сказки, театра, танца. Важно
обогащать формы ознакомления детей с искусством, создавая условия для
детского эстетического творчества.
С давних пор в педагогике для воспитания души и тела использовали
движения под музыку. Известна идея Л.С. Выготского о том, что человеком
ребенка делает его вхождение в культуру, освоение ее знаковых форм.
Существующими в культуре способами ребенок видит мир и взаимодействует
с ним.
Танец является видом искусства, в котором художественные образы
создаются
средствами
пластических
движений
и
выразительных
поз,
исполняемых в определенном ритме. Языком танца человек передает свое
эмоциональное состояние: радость, удивление, печаль, восхищение и т.д.
Танцевальное творчество обладает огромными возможностями для
полноценного эстетического совершенствования ребенка.
В период от 3 до 7 лет дети интенсивно растут и развиваются. В это
время
возрастает потребность в движении.
Эстетически оформленное
движение, в интересной игровой форме, с музыкальным сопровождением,
благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка.
Самой яркой формой проявления детской фантазии и творчества
является сюжетный танец. Он особо интересен ребенку, так как сочетает в
себе музыку, движение, драматизацию. Привлекательность сюжетного танца
обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей,
разнохарактерностью
персонажей
и
развитием
их
взаимоотношений.
Благодаря этим особенностям, в танце
создается своеобразная игровая
ситуация,
побуждающая
детей
к
творчеству
и,
следовательно,
способствующая их
развитию. Разнохарактерность персонажей устраняет
возможность подражания детей друг другу (ведь хищный волк не может
двигаться,
как
грациозная
лиса).
Это
побуждает
каждого
участника
самостоятельно следить за исполнением своих движений.
Сюжетные танцы всегда хорошо воспринимаются зрителями, но в
постановочной работе
наиболее сложны.
В первую очередь, трудность
заключается в выборе темы, доступной для понимания детей. Во вторую — в
подборе соответствующего музыкального материала.
В детском сюжетном танце действующих образов не должно быть
много, как правило — два или три (к примеру - мыши и кот; лиса, волк и
зайцы).
Композиция танца должна строиться по законам драматургии и содержать
экспозицию; завязку; развитие действия; кульминацию; развязку.
Сюжет
помогает ребенку видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать
выразительные движения как специфические средства, передающие его
содержание, т.е выступающие в качестве своеобразного языка.
Музыкальные произведения, предназначенные для сюжетных танцев
должны
содержать
яркие
и
узнаваемые
образы,
доступные
детям
по
содержанию, близкие их жизненному опыту и выраженные простыми ясными
средствами, побуждающие к движению, «подсказывающие» его.
Обучение сюжетному танцу создают благоприятные условия для развития
танцевального творчества детей дошкольного возраста, однако, разработок
танцевальных сюжетов, предлагаемых методическими сборниками – единицы.
Содержание сборников представлено плясками, образными или характерными
танцами,
в
которых
не
выявляется
значение
танцевальных
движений,
объединенных в бессмысленной последовательности. Танцевальная лексика их
ограничена, отсутствует последовательно развивающаяся сюжетная линия
танца. Всё это ведёт к низкому уровню эмоциональной самовыразительности в
танце, а следовательно и низкому уровню детского танцевального творчества.
В своей работе «Формирование танцевальных умений у детей
старшего дошкольного возраста посредством обучения сюжетным танцам», я
предлагаю танцевальные разработки, которые можно использовать на детских
утренниках и развлечениях, а также в повседневной работе по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста.
Основой для данной методической разработки является авторская
программа А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика».
Цель
работы:
использовать
характерные
танцевальные
движения
для
эмоционально-выразительной передачи художественного образа.
Задачи:
Развитие музыкальности:
- развитие способности воспринимать музыку, т.е. чувствовать её настроение и
характер, понимать её содержание;
- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха,
чувства ритма;
- развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
- развитие координации движений, гибкости пластичности;
- воспитание выносливости;
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Развитие
творческих
способностей,
потребности
самовыражения
в
движении под музыку:
- развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации.
Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие эмоциональной сферы и умение выражать чувства мимикой и
пантомимой;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
воспитание умения работать в группе;
формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового
общения с детьми и взрослыми.
Интеграция образовательных областей:
1. Познание
2.
Социализация
3.
Коммуникация
4.
Художественное творчество
5.
Здоровье
6.
Физическая культура.
Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.
Приёмы: демонстрация атрибутов, игровые упражнения, музыкальные игры с
правилами, объяснение, вопросы, рассматривание, сюрпризный момент, показ
способа действия, художественное слово, этюды.
При
подготовке
методической
разработки
мною
были
использованы
следующие учебно - методические и авторские пособия:
М.И.Родина, А.И.Буренина «Кукляндия»;
А.И.Буренина «Комуникативные игры – танцы для детей»;
Т.И.Суворова «Танцевальная ритмика».
2. Поэтапная система планирования работы с детьми по обучению
сюжетному танцу.
В методике работы над сюжетным танцем выделяют 3 этапа:
1. Знакомство с музыкальным сопровождением танца.
Цель: познакомить с музыкальным произведением, выявить его особенности.
Дети слушают произведение, анализируют. Отвечают на вопросы: какая
музыка? какое настроение? кого можно представить? какой характер
персонажа? какие средства выразительности использованы в музыке?
Образный рассказ педагога
Детям предлагается “изобразить” рассказ.
2. Разучивание танцевальных движений.
Цель: разучить танцевальные движения, используя выразительные средства
мимики, пантомимы.
а. Выразительный показ педагога и знакомство с движениями.
б. Словесные пояснения выразительных средств, для осознанного выполнения
движений.
в. Показ сверстникам движений, комбинаций.
г. Прием “провокаций”.
д. Этюды.
3. Постановка танца.
Цель:
запомнить
рисунок
танца,
последовательность
выполнения
танцевальных движений, комбинаций.
На
примере
разучивания
танца
“Клоуны”
можно
проследить
последовательность разучивания. На первом занятии
дети прослушали
музыкальную композицию
«На качелях» М. Протасова. Отметили, что
характер музыки легкий и веселый. Под нее хочется прыгать и шутить как
шутят на манеже клоуны. Настроение у клоунов радостное, так как музыка
задорная и
яркая.
Педагог,
показывая иллюстрации по теме,
образно
рассказывает про клоунов. Затем предлагает детям “изобразить” его рассказ.
Последующие 8 занятий
направлены на обогащение танцевальной
лексики новыми движениями, которые потребуются для танца; а также работу
над выразительностью образов. На этих же занятиях, с помощью словесных
пояснений, уточняем,
помогаем
детям осознать значение движений, и в
соответствии с этим корректируем исполнение. Например: в танце клоуны
должны показать удивление - когда они не находят головного убора (кепки)
на голове; просьбу - дать им шарик; обиду - что не дали шарик.
Объясняем детям технику исполнения движений, сопровождая работой
над выразительностью исполнения.
Для подвижности мышц лица используем в разминочной части занятия
игровое упражнение “Зеркало”. Дети, разбившись на пары, стоят друг против
друга и только с помощью мимики лица изображают разные состояния:
радость, удивление, страх, недоумение и т.д.
Работа над танцевальными движениями сводилась к тому, что мы
знакомили детей с новым движением, вспоминали простейшие движения,
известные по прошлому обучению, варьируя, усложняя, изменяя. Например:
к известному упражнению «пружинка» добавили движение «вынос ноги на
пяточку» и «скользящие» хлопки.
Очень нравились детям такие приемы как показ сверстников, а также
прием “провокации”(специальные ошибки при показе, допущенные с целью
активизации внимания детей и проверки усвоения движений).
В работе над образом мы также использовали жесты – движения,
содержащие эмоциональный оттенок, информацию о человеке, отношение к
окружающему, передаваемые при помощи движений рук, ног, тела и лица.
Разученные
на
занятиях
этюды,
помогали
детям
передать
характер,
настроение персонажа.
Таким образом хочется отметить, что качество выполнения детьми
танцевальных
движений
значительно
улучшилось.
Движения
стали
уверенными,
раскованными,
свободными.
На
детских
лицах
ярко
наблюдались различные эмоции, в глазах заинтересованность и осознанность
в выполнении движений.
Содержание дошкольного образования по музыкальному воспитанию
детей дошкольного возраста способствует развитию навыков танцевальных
движений и развивает танцевально – игровое творчество детей. Хочется
отметить, что обучение детей сюжетным танцам не только закрепляет
танцевальные навыки детей, но и способствует передаче эмоционально –
образного содержания танцевальной композиции, умения выразительно и
ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
3. Описание сюжетных танцев.
«Веснушки»
(песня «Веснушки» сл. Р. Паниной, муз. Варламова)
Экспозиция:
Вступление. Две девочки, взявшись за руки, выбегают подскоками. Пробегают
один круг по залу. У одной девочки на лице веснушки.
1 куплет. Останавливаются в середине зала. На 8 счетов, держась за руки, с
пружинкой, исполняют движение «моем окошки». Правой рукой - 2 раза, потом
левой рукой - 2 раза (движение повторяю 2 раза)
Руки двигаются то вперед, то назад.
Завязка:
Припев. Делаю «лодочку» руками и подскоки (8)
Одна девочка останавливается и замечает у подружки веснушки.
Удивляется и начинает их считать.
Развитие действия:
Проигрыш. Девочка дразнит свою подружку с веснушками и смеется над ней.
Девочка с веснушками удивляется, потом отворачивается и плачет.
2 куплет.
Выходят 2 девочки, тоже с веснушками. Подходят к
плачущей
девочке, узнают кто ее обидел. Она указывает на обидчицу.
2 девочки подходят к обидчице, она и над ними смеется. Они
показывают, что у них есть веснушки, а она останется без веснушек.
Кульминация:
Припев. Отворачиваются от обидчицы, берутся за руки и кружатся подскоками
по кругу.
Девочка, замечает, что с ней никто не дружит и начинает плакать.
Развязка:
3 куплет. Девочки с веснушками, замечают, что их обидчица плачет. Им
становиться жалко ее. Шепчутся. Берут оранжевые шарики, т.к. у девочки нет
веснушек, и дарят их ей. Девочка радуется, прыгает с шариками. Раздает
шарики каждой девочке. Девочки с шариками двигаются по залу подскоками и
выстраиваются в линию, лицом к зрителям. Кланяются и убегают на стульчики.
Атрибуты: оранжевые шарики.
Сюжетный танец по мотивам м/ф «Смешарики».
(музыка «Круговой галоп» Суворова диск № 1)
В танце участвуют Крош, Ежик, Бараш, Копатыч, Пин.
Экспозиция:
Перед танцем на стульчиках располагаются:
Бараш – изображает, что сочиняет стихи;
Копатыч – изображает спящего медведя;
Пин – что-то чинит.
Завязка:
1 часть. Под музыку с елкой выбегают Крош и Ежик. Ставят ее на середину
зала. Радуются, двигаясь вокруг елки подскоками. Надо елку украшать, а нечем.
Думают (ходят то в одну сторону, то в другую). Придумали (поднимают
правую руку вверх с указательным пальчиком). Берут корзинку.
Развитие действия:
2 часть. Идут к Барашу, обходят его стульчик и показываю на елку (скоро
Новый год, надо елку украшать). Бараш достает под стульчиком несколько
елочных игрушек и кладет их в корзинку, которую держит Крош. Бараш берет
за руку Ежика и «цепочкой» идут к Копатычу.
3 часть. Обходят стульчик Копатыча и будят его. Показываю на елку(скоро
Новый год, надо елку украшать). Копатыч достает под стульчиком несколько
елочных игрушек и кладет их в корзинку, которую держит Крош. Копатыч
берет за руку Бараша и «цепочкой» идут к Пину
4 часть. Обходят стульчик Пина. Он мастерит самолетик, используя молоток.
Показывают на елку (скоро Новый год, надо елку украшать). Пин кладет
самолетик в корзинку.
Кульминация:
Идут вместе украшать елку. Украсив елку, ходят вокруг нее хороводом.
Развязка:
В конце танца выстраиваются перед елкой и Пин всех фотографирует.
Атрибуты:
елка, стульчики, корзинка, новогодние игрушки, лист бумаги,
ручка-перо, детский молоток, самолетик, фотоаппарат.
Сюжетный танец «Малыш и Карлсон»
(песня «Карлсон» диск «Звонкие голоса»)
Экспозиция:
Без музыки выходит Малыш и на веревочке везет машину. У него сегодня день
рождения, должны прийти гости.
Завязка:
Вступление. (говорит Карлсон) Вылетает Карлсон и бегает вокруг Малыша.
Малыш, увидев Карлсона, прыгает от радости. Взявшись за руки кружатся
подскоками. Выбегают
двое детей, с подарками, поздравляют Малыша.
Малыш берет коробки конфет и благодарит детей.
Развитие действия:
1 куплет. Подлетает Карлсон, берет коробки конфет у Малыша и садится на
ковер. Сидя начинает изображать, что ест конфеты. Дети становятся вокруг
Карлсона и удивляются его аппетиту. Наевшись, Карлсон гладит живот и
просит Малыша нажать на кнопку. Карлсон кружиться на месте и все
выстраиваются. Карлсон впереди, а дети за ним.
Припев. Четыре «скользящих» хлопка, на вытянутых руках. Правая нога на
пятку, подскоки вправо вокруг себя. Четыре «скользящих» хлопка, на
вытянутых руках. Левая нога на пятку, подскоки влево вокруг себя. В конце
припева берутся за руки и скачу подскоками за Карлсоном.
2 куплет. Двигаются подскоками вокруг прыгающих мячей и лошадок. Дети
садятся кто на лошадок-качалок, кто мячи-прыгуны. Карлсон бегает вокруг
детей и разбрасывает игрушки.
Кульминация:
Припев.
Выходит Фрекин Бок и пугается. Топает ногой. Дети и Карлсон
убегают, оставляя одного Малыша. Она заставляет его навести порядок. Дети
решили напугать Фрекин Бок, одевают на себя накидку-приведения. Выходит
«приведение» и пугает Фрекин Бок. Она убегает. Дети радуются. Движутся
подскоками по кругу
Развязка:
Проигрыш. Выходит Фрекин Бок и несет торт со свечами. Малыш задувает
свечи. Все строятся за Фрекин Бок и подскоками выбегают из зала.
Атрибуты: детская машинка, конфетные коробки, два мяча-прыгуна, лошадка-
качалка, накидка-приведение, торт со свечами.
Сюжетный танец
«Клоуны».
(музыка диск М. Протасова «Прыг-скок», композиция «На качелях»)
Экспозиция:
1 часть. Двигаются по кругу подскоками четыре клоуна. Останавливаются в
середине зала.
Пружинка, вынос правой ноги на пяточку, пружинка, вынос левой ноги на
пяточку, пружинка, вынос правой ноги на пяточку, два скользящих хлопка в
право. (8)
Повтор движений с левой ноги (8)
Кружатся вокруг себя, кланяются и падают. Руки и ноги в стороны, качают
головой.
Завязка:
2 часть. Выбегает пятый клоун и снимает у всех клоунов кепки. Клоуны
щупают голову, вскакивают и бегут за своими кепками. Клоун с кепками резко
останавливается, остальные клоуны наталкиваются друг на друга падают и
садятся «паровозиком». Клоун с кепками машет рукой и одевает кепки. Берет
их за руки и поднимает всех сразу.
Развитие действия:
3 часть. Четыре клоуна повторяю танцевальные движения. Пружинка, правая
нога на пяточку, пружинка, левая нога на пяточку, пружинка, правая нога на
пяточку, два скользящих хлопка в право. (8)
Пружинка, вынос левой ноги на пяточку, пружинка, вынос правой ноги на
пяточку, пружинка, вынос левой ноги на пяточку, два скользящих хлопка
влево. (8)
Пятый клоун убегает за шариком. Выбегает с шариком и бегает подскоками
вокруг клоунов. Они просят дать им шарик. Пятый клоун дразнит клоунов и
шарик не дает.
4 часть. Клоуны, обидевшись, уходят и шепчутся. Пятый клоун движется
боковым галопом вправо и кружится подскоками в право, движется боковым
галопом влево и кружится подскоками влево. Четыре клоуна выносят большую
булавку и лопают шарик.
Кульминация:
5 часть.
Пятый клоун плачет, а четыре клоуна двигаются вокруг клоуна
боковым галопом. Пятый клоун снимает кепку, а там бантик. Клоуны
удивляются. Снимают одежду (на липучках), а там красивое платье. Клоуны от
удивления падают. Девочка-клоун кружится вокруг себя подскоками. Четыре
клоуна убегают и несут большую конфету наполненную шарами. Над головой
девочки-клоуна открывают конфету и на нее падают шары.
Развязка:
Мальчики-клоуны садятся на одно колено и хлопают девочке. Девочка-клоун
оббегает каждого мальчика и гладит их по голове. Девочка становится в
середине зала, топает ногой и мальчики выстраиваются за девочкой.
Подскоками друг за другом выбегают из зала.
Атрибуты: шарик, булавка большая, большая конфета наполненная шарами.
Сюжетный танец с куклами.
(музыка полька «Добрый жук»)
Экспозиция:
1 часть. Девочки с куклами оббегают зал подскоками и выстраиваются в
линию. Кружатся на месте с куклами, подскоками. Ставят куклы на ножки и
держат их за ручки, ведут их вперед, ровной линией. Разворачивают куклы и
ведут обратно. Куклы погуляли, девочки начинают их укачивать на ручках,
раскачиваясь то вправо, то влево.
Завязка:
2 часть.
Смотрят - куклы уснули. Палец правой руки подносят
к губам,
показывая этим движением, что куклы спят и шуметь не стоит. Несут и кладут
их на стульчики. За ведущей девочкой
двигаются по
кругу подскоками,
взявшись за руки. Забегают в круг, подняв руки вверх и выбегают из круга,
опустив руки вниз. Пока девочки выполняют танцевальные движения,
выбегают мальчики и прячутся за стульчиками. Наблюдают из-за стульев за
девочками. Замечая, что девочки их не видят, забирают куклы и прячутся опять
за стульчики.
3 часть. Девочки, за ведущей, скачут подскоками к стульчикам. Смотря на
стульчики, удивляются, что нет кукол. Поворачиваются к зрителям начинают
плакать (делают пружинку и кулачками как-бы трут глазки). Мальчики выходя
из-за стульчиков, обходят зал, показывая куклы девочкам. А девочки
продолжают плакать, не обращая внимания на мальчиков.
Кульминация:
Мальчики «шепчутся». Подбегают к девочкам, встают на одно колено и
протягивают куклу девочке. Девочки, увидев, что мальчики им возвращают
кукол, прыгают и хлопают в ладоши.
Развязка:
Девочки предлагают мальчикам потанцевать с куклами. (взявшись за руки,
кружатся в маленьких кружочках). Берут за руки куклу, мальчик с одной
стороны, девочка с другой стороны и
парами уходят из зала. Машут
свободными руками, прощаясь.
Атрибуты: стульчики, куклы.
Заключение.
Таким образом, изучив научно - методическую литературу, учебно –
методические и авторские пособия по данной проблеме, мы пришли к выводу о
том, что формирование танцевальных умений у детей старшего дошкольного
возраста посредством обучения сюжетным танцам помогает развитию многих
сторон личности ребенка: музыкально – эстетической, эмоциональной, волевой
и
познавательной.
Музыкально
–
ритмические
навыки
и
навыки
выразительного движения тесно взаимосвязаны и являются единым процессом
восприятия музыки и воспроизведения ее особенностей в разнообразных
движениях. Приемы и методы обучения движениям разнообразны, и ими
необходимо варьировать для достижения наилучших результатов.
Через движение дети легче усваивают язык музыки, выразительно
передают художественный образ в танце, игре, пантомиме, приобретают
определенный багаж образных танцевальных движений. Для формирования
танцевальных умений необходимо правильно подобрать сюжет танца, с учетом
возраста, исполнительских возможностей и двигательным опытом детей .
Данная
разработка
поможет
музыкальным
руководителям
грамотно
использовать в работе постановку сюжетных танцев.
1.
Список использованной литературы.
1. Буренина А. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для
детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Спб., 1997.
2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М.,
1999.
3. Ворожцова О. Музыка и игра в детской психотерапии. – М.,2004.
4. Горшкова Е. Учимся танцевать. Путь к творчеству. – М.,1993.
5. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 2000.
6. Дубогрызова Г.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей
дошкольного возраста. – Армавир., 2008.
7. Дубогрызова Г.Н. Практические занятия по курсу «Методика организации
педагогического процесса по музыкальному воспитанию дошкольников». –
Армавир., 1999.
8. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей
младшего возраста. – М., 2000.
9. Кулагина И.Е. Художественное движение. – М., 2003.
10. Конкевич С.В. Элементарное музицирование как средство творческого
развития ребенка.// Музыкальная палитра №3, 2004.
11.Матвеева
Р.А.
Обзор
программ
общеэстетического
и
музыкального
воспитания. //Музыкальный руководитель. 2009, №2,3,4.
12. Портнов Г.А., КореневаТ.Ф. Танцы народов мира. //Музыкальный
руководитель. 2007, №3-7.