Автор: Федорцева Тамара Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№37
Населённый пункт: Ленинск-Кузнецкий,Кемеровская обл.
Наименование материала: Конспект открытого занятия по экологии.
Тема: "Путешествие в мир воды"
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе с элементами
исследовательской деятельности.
Тема: «Путешествие в мир воды »
Составила:
Воспитатель МБДОУ№ 37
Федорцева Тамара Петровна,
г. Ленинск-Кузнецкий
2017г.
Цель: формирование знаний детей о воде и её свойствах.
Задачи:
познакомить детей со свойствами воды, видами водоемов;
развивать познавательную активность, речь, мышление;
воспитывать бережное отношение к воде;
Активизация словаря: водоем, родник, водопад, пресная вода, термос, пар,
газообразное состояние.
Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее,
льде, росе, дожде, снеге О. Троепольской, «Град» Е. Серова, «Дождь» А.
Барто, «Лед» Г. Ладонщикова, «Мороз» Н. Некрасова, «Облака» Я. Акима,
«Пар» Н. Михайловой, энциклопедии «Чудо повсюду» Т. Нуждиной.
Материал: глобус, иллюстрации водоемов, макеты агрегатных состояний
воды, экологический знак «Берегите воду», клей, корона для Королевы воды,
аудиозаписи: звуки воды, оборудование для проведения опытов, белые
халаты.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас в
гости к одной Королеве. Чтобы узнать к какой, отгадайте загадку.
Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
Правильно. Мы отправимся в гости к Королеве воды (одевает на голову
корону).
Королева вода: Здравствуйте дети, я Королева воды. Посмотрите, что я вам
принесла? (глобус). А что такое глобус? (модель планеты Земля). Какой он
формы? (круглой).
Королева вода: А кто знает, что на глобусе обозначено голубым цветом?
(моря, океаны, реки, озера). Какая вода в морях и океанах? (синяя, соленая).
Дети, а соленую воду можно пить? (нет), тогда какую воду вы пьете?
(пресную). В каких водоемах находится пресная вода? (водопадах, ручьях,
родниках, реках, озерах).
Королева вода: А что обозначено желтым цветом на глобусе? (суша).
Королева вода: На глобусе больше суши или воды? (воды).
II. Основная часть
1. Королева вода: Предлагаю отправиться в путешествие, вы хотите? (да).
Возьмитесь за руки, и мы поплывем. (музыкальное сопровождение).
Королева вода: Мы приплыли в Царство водоемов.
Королева вода: Дети посмотрите, что нас окружает в Царстве водоемов?
(родник, ручей, озеро, водопад, река, море, океан).
- Ребята предлагаю дать характеристику водоемам. Какой ручеек? (быстрый,
журчащий, красивый). А какой у нас океан? (безграничный, глубокий,
голубой) и т.д.
-Предлагаю сесть, послушать и угадать звуки Царства водоемов.
Игровое упражнение: «Угадай» (дети слушают и угадывают звуки воды:
ручей, шум волн, водопад и т.п.).
Королева вода: Дети, чтобы понять, что такое вода, приглашаю вас
продолжить путешествие в Научное царство.
- Ребята одевайте халаты, предлагаю превратиться в ученых и провести
опыты.
2. Королева вода: Дети, что вы видите в Научном царстве? (стаканы с водой
и молоком, ложки, салфетки, разные сосуды). Сколько стаканов стоит у
каждого ученого? (два).
1 опыт!
Сейчас предлагаю определить, есть ли у воды цвет. Опустите ложку в стакан
с водой, вы ложку видите? (Да). А теперь опустите в стакан с молоком, ложку
видно? (ложку не видно).
Какой можно сделать вывод?
Вывод: вода прозрачная, бесцветная.
Опыт 2!
-У меня на столе стоят разные сосуды, обратите внимание на их форму. Они
одинаковой формы и размера? (нет). Вода – это жидкость. Сейчас я буду
наливать воду в разные сосуды и мы посмотрим, что произойдет с водой.
Дети хотите посмотреть, что произойдет с водой если ее налить в резиновую
перчатку? (да), мне нужен помощник. Посмотрите, как вода заполняет
каждый пальчик перчатки, вода изменила свою форму? (да, вода приняла
форму перчатки и др. сосудов).
Вывод: вода- жидкость; вода не имеет формы и принимает форму того сосуда
или предмета, в котором находится.
Опыт 3! Самый интересный.
Посмотрите, что лежит на тарелке? (сахар)
-Построена башня из кубиков сахара.
-Внимательно смотрите, что я буду делать, и дома покажете родителям!
В стакан с водой добавляю красную гуашь, вода поменяла цвет? (да), гуашь в
воде растворилась? (да). Теперь аккуратно выливаю окрашенную воду в
тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, как окрашенная вода проникает в
сахар и смешивается с ним, что происходит с башней? (башня меняет цвет).
Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и
окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой, что
произойдет с башней? (рухнет).
Вывод: вода является хорошим растворителем.
4 опыт! Самый опасный.
- Что у меня в руках? (термос). Кто скажет, для чего нужен термос? (для
сохранения горячей воды). Детям можно брать и открывать термос с горячей
водой? (нет). Почему? (Если открыть термос будет выходить пар он такой же
горячий как вода, можно обжечься). Молодцы!
-Открываем термос с горячей водой, дети видите из термоса выходит пар. У
меня в руках чистое, сухое зеркало. Сейчас я поднесу к горлышку термоса
зеркало и мы посмотрим что с ним произойдет. Дети, посмотрите, что
появилось на зеркале? (На нем появились капельки воды).
Вывод: Пар — это вода в газообразном состоянии. Повторите!
Р.S. – Посмотрим, что стало с нашей башней.
3. Королева вода: Дети, предлагаю вам продолжить наше путешествие и
отправиться в Водяное царство.
Королева Вода: Ребята, вода существует в природе в трех состояниях. В
каких? (жидком, твердом и газообразном).
Королева вода: Дети назовите жидкое состояние воды в природе? (дождь,
роса). Посмотрите на тучку с дождем, на росу.
Королева вода: Дети назовите твердое состояние воды в природе? (град, снег,
лед, сосульки).
Королева вода: Дети, давайте превратимся в капельки и тоже побываем в
разных состояниях.
-Когда вода находится в твердом состоянии, то ее маленькие капельки, очень
плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.
Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком
льда.
-А когда вода находится в жидком состоянии, то ее капельки могут двигаться
и менять положение. Давайте возьмемся за руки и попробуем походить по
кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
-Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее капельки
разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие
капельки пара.
4. Королева вода: Дети, нам пора возвращаться в детский сад. Поплыли.
- Ребята, а у вас в детском саду есть вода? (да). Где? (в кране, в лейке, на
кухне, в туалете). Кому нужна вода? (детям, воспитателю, цветам, поварам,
растениям, рыбам и т.д.). Для чего нужна вода человеку? (пить, готовить
пищу, умываться, стирать, мыть посуду, поливать цветы и т.д.). Ребята можно
ли сказать, что вода большая труженица и помощница человека? (да).
- Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет, не кончается.
-От куда вода попадает в кран? (из реки).
-Те капельки, которыми мы моем руки, плавали в реке, потом человек
направил их в трубы. Посмотрите на картинку «Берегите воду».
-Как нужно относиться к воде, чтобы она вся не вытекла? (бережно). Не
оставлять открытые краны.
III часть. Практическая работа. Итог.
-Чтобы вы не забывали, как важно беречь воду, я хочу вам предложить самим
сделать экологический знак «Берегите воду».
Королева Вода: Ребята, что нового вы узнали? (узнали о природных
водоемах, свойствах воды, в каком состоянии бывает вода в природе, воду
надо беречь).
Королева Вода: Что произойдет, если вдруг не станет воды? (погибнут
животные, растения, рыбы, человек и т.д.).
Королева Вода: А какие меры нужно принимать, чтобы вода не ушла?
(закрывать кран).
Королева Вода: Мне понравилось с вами «путешествовать». Вы дружные,
активные, любознательные, умеете общаться.
Вода - это радость Земли,
Вода - это счастье Земли,
Вода - это чудо Земли,
Воду ты всегда береги!
До свидания ребята. (Воспитатель снимает корону «Королева вода»).