Автор: Данилова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 240
Населённый пункт: БАШКОРТОСТАН РЕСПУБЛИКА, УФА
Наименование материала: Тематическое занятие для детей старшего возраста на тему " Дом, в котором мы живем"
Тема: Конспект тематического занятия для детей старшего возраста на тему " Дом, в котором мы живем
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 240 г. УФА РБ
Тематическое занятие
для детей старшей группы на тему
«
Дом, в котором я живу»
Составила: Данилова Н.А.
Воспитатель
2024 г
Конспект тематического занятия для детей старшей группы
«Дом, в котором я живу»
Цель:
Познакомить детей с видами жилища разных времен, с разными типами домов и частями
дома. Пополнить знания о конструкциях домов. Развивать мышление, связную речь,
умения сравнивать, анализировать, творческое воображение, мелкую моторику. Учить
детей ориентироваться в видах жилых строений, особенностях профессии архитектор.
Продолжать учить детей составлять творческие рассказы, сложные распространенные
предложения.
Задачи:
Обучающие
- познакомить детей с видами жилища разных времен, понятиями
«Архитектор и архитектура».
- расширить ориентацию детей в пространстве и во времени;
- закрепить умение соотносить тип жилища и человека;
-развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и
общее) предметов, размышлять, обобщать результаты;
Развивающие:
- развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и
общее) предметов, размышлять, обобщать результаты;
- развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь-рассуждение, речь-
доказательство, речь-аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей
и явлений.
- развивать творческую активность детей в процессе продуктивной деятельности;
Воспитательные:
- углублять представления ребёнка о семье, предках, своём жилище.
- воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе
коллективного решения поставленных задач,
- воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.
- воспитывать заботливое отношение к своему дому;
Обогащать словарь детей: Жилище, древность, старина, настоящее, современность,
Предварительная работа: Чтение книг, рассматривание альбомов, иллюстраций с
архитектурными сооружениями, показ презентации по теме;
Ход проведения:
1. Беседа о доме.
— Дети, отгадайте, о чем эта загадка: «Как называется то место, из
которого человек уходит, но всегда возвращается?» (Дом)
— Что означает для вас это слово? Что бы вы рассказали о своем доме?
(Ответы детей.)
— Сколько этажей в вашем доме?
(Ответы детей.)
— А сколько комнат в вашей квартире?
(Ответы детей.)
— Мы с вами живем в городе, и наши дома многоэтажные. Дом еще
называют жилищем человека. А почему жилищем?
(Ответы детей.)
— Посмотрите на фото домов, которые есть в нашем городе. Чем они
отличаются друг от друга?
(Ответы детей.)
— Правильно. Одни дома построены из бетона, другие из кирпича, у них
разное количество этажей, наши дома разного цвета. А еще чем они
отличаются?
(Ответы детей.)
— Дома имеют разный внешний вид, у них разная архитектура.
Дети, я хочу рассказать вам о своем доме, где я жила, когда была такая, как
вы. А жила я в деревне. Деревенские дома отличаются от городских своей
архитектурой. Мой дом был сделан из камней, у него были стены толщиной
60 см и маленькие окна. Полы в доме были деревянные и покрашены
коричневой краской. А обогревался дом печкой, которую мама топила
каждый день дровами и углем. Дым из печи выходил в трубу, которая
находилась на крыше дома. У дома было деревянное крыльцо со
ступеньками. В таком доме летом было прохладно, потому что его стены
были из камней, а зимой тепло, потому что была печь, которая горела день и
ночь. Посмотрите фото моего дома.
(Показ фото или рисунка деревенского дома.)
— А кто из вас был в деревенском доме?
(Ответы детей.)
— Деревенские дома бывают деревянными и глиняными.
(Рассматривание рисунков.)
— Камень, глина, кирпич, дерево полезны для здоровья человека, так как
они считаются экологически чистым материалом. Вот какие разные
деревенские и городские дома. Сегодня в наших городах строят коттеджи. На
какие дома они похожи, на городские или деревенские? Кто может
рассказать о коттедже?
(Рассказ детей.)
2. Проблемная ситуация.
— Ребята, а всегда ли были дома, как вы думаете?
(Ответы детей.)
— Каким же был дом древнего человека?
(Ответы детей.)
3. Рассказ воспитателя о доме древнего человека.
— Домом древнего человека служила пещера. Люди искали сухие пещеры,
в которые не задувал ветер. На ночь вход в пещеру закладывали камнями или
загораживали ветками. Как вы думаете, для чего?
(Ответы детей.)
— Это делалось для того, чтобы защитить себя от диких животных. На
землю они клали подстилку из сухих листьев и потом на них стелили шкуры
животных. Стены пещер древние люди украшали рисунками. Во время охоты
люди жили в палатках. Палатка древнего человека — это палки, скрепленные
вверху и покрытые шкурами животных. Вы знаете, что у индейцев до сих пор
есть такие палатки, их называют типи. Это древнее жилище человека,
сохранившееся до наших дней.
(Показ рисунка.)
— Деревянные стойки вбивались в землю по кругу, а вверху связывались
кожаным ремнем. Снаружи все покрывали сшитыми шкурами, чаще из
бизона. Они были прочными, и через них не протекала вода. Посмотрите на
этот рисунок.
(Рассматривание рисунка вигвама.)
— Вы знаете, как называется это жилище?
(Ответы детей.)
— Это тоже жилище индейцев — вигвам. Чем оно отличается от типи?
(Ответы детей.)
— У вигвама прямые стены и куполообразная крыша в отличие от типи.
Сверху шкур снаружи вигвам обшивали корой березы, которую соединяли
при помощи костяной иглы и тонких кожаных ремешков. А зимой внутри
вигвама каркас из дерева и на него вешали чехол из пушистых звериных
шкур. Как вы думаете, в каком жилище было теплее?
(Ответы детей.)
— Правильно, в вигваме, потому что у него оказывалось три стены.
В нашей стране на Севере тоже сохранились древние дома. Может быть,
вы слышали о домах из снега?
(Ответы детей.)
— Такие дома называют иглу. Их и сейчас строят зимой охотники. Иглу
сооружают из больших выпиленных из снега глыб. Вход в ледяную хижину
делают очень низким, чтобы в нее не задувал ветер.
(Рассматривание рисунка иглу.)
— Вот такие дома были у древних людей, которые сохранились и до
нашего времени.
4. Проблемная ситуация.
— Дети, представьте себе, что вы оказались на необитаемом острове, где
всегда тепло и растут пальмы и различные цветы. Но бывают сильные дожди.
Из чего бы вы построили себе дом?
(Ответы детей.)
— Построили вы себе дом из пальмовых листьев, но подул сильный ветер,
и ваш дом разрушился. Вы расстроились и пошли гулять по острову, и вдруг,
о чудо! На берегу лежат ящики с пепси-колой и жвачками. Теперь у вас есть
еда, а дома нет. Из чего же можно построить новый дом?
(Из бутылок, слепив их жвачками.)
— По телевизору я видела, как один мужчина построил в деревне большой
красивый дом из стеклянных бутылок.
5. Высказывания о доме.
— Дети, есть высказывания о доме, давайте подумаем об их смысле.
Дома строят для того, чтобы в них жить, а не чтобы смотреть. (Ф. Бэкон)
Дом человека — его крепость. (Э. Коук)
Дом там, где наше сердце. (Плиний)
Глупый человек строит свой дом на песке. (Библия)
(Рассуждения детей.)
6. Рисование своего дома.
— Когда вы вырастете, у вас будет свой дом. Какой он будет? Давайте об
этом помечтаем и нарисуем на бумаге.
7. Рассказы детей по рисунку о своем доме.