Автор: Кабанова Лариса Дмитриевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 333"
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Для чего нужны слёзы"
Раздел: дошкольное образование
Кабанова Лариса Дмитриевна,
музыкальный руководитель МБДОУ
«Детский сад № 333» г.о. Самара
Конспект непосредственной образовательной деятельности
«Для чего нужны слезы»
для детей подготовительной к школе группы.
Цель.
Воздействовать
на
духовное
развитие
ребёнка
через
восприятие
музыки,
литературы и живописи.
Задачи.
Формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях.
Учить изображать эмоции цветом.
Развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде
искусства.
Оборудование.
Мультимедийная установка.
Музыкальный центр.
Слайды: картина «Зима» И.И. Шишкина, тающие сосульки, Пьеро, фотографии людей
плачущих от счастья.
Видеоролик «Весна идёт»
Аудиозаписи: В. Моцарт Реквием Lacrimosa,
М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов».
Краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки, бумага для рисования.
Ход занятия.
На экране слайды с изображением Пьеро.
Музыкальный руководитель. – Ребята, вы узнали этого героя? Посмотрите в его глаза,
какие они? А почему Пьеро плачет? А вас когда-нибудь обижали до слез? Кто плакал из
близких, какие слёзы у мамы?
Рассказы детей.
Музыкальный
руководитель.
–
Сейчас
я
прочитаю
стихотворение
В.Солоухина
«Обиженная девочка».
После прочтения спросить: Какими слезами плакала девочка?
Музыкальный руководитель. – А может быть иногда можно сдержаться и не заплакать?
Тогда на душе будет горько - горько! И никто не узнает, что тебе очень плохо и обидно.
Если рядом кто-то плачет, мы сразу замечаем это и спрашиваем: «Что случилось?», «Кто
обидел?» или «Что болит у тебя?» Человек умеет разговаривать и поэтому расскажет нам
обо всем. А животные? Плачут ли они и почему? Кто их может обидеть?
Музыкальный руководитель. – Да, ребята! К сожалению, это бывает в нашей жизни.
Когда мы бываем грубыми и даже жестокими к «нашим меньшим братьям». Вы видели,
когда обижали кошку или собачку? А слезы у них вы видели?
Музыкальный руководитель. – Послушайте одну историю про собаку.
Чтение. С. Есенин «Песнь о собаке».
(Звучит Реквием Lacrimosa на 4 куплета стихотворения).
После прочтения проанализировать содержание человеческой жестокости.
Музыкальный руководитель.– Ребята, с чем сравнил поэт собачьи слёзы?
Музыкальный руководитель. – Да, собака плакала горючими слезами (слёзы блестят и
звезды в небе блестят - отсюда сравнение). Мне её очень жалко, потому что она не может
рассказать о своем горе. Не могут рассказать и деревья о своем горе. Они ведь тоже
живые, а если живые, значит, тоже плачут.
На экране картина И.И.Шишкина «Зима»
Читается стихотворение А.Фета.
Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель, и с каждою минутой
Сердито рвёт последние листы,
И за сердце хватает холод лютый.
Они стоят. Молчат. Молчи и ты.
Музыкальный руководитель. - Отчего же застыли слезы на деревьях?
Музыкальный руководитель. – Да, ребята, деревья плачут не только от зимней стужи,
иногда они плачут и от боли. Вам приходилось видеть, как весной с берез капает сок? Это
те же самые слезы, только сладкие на вкус. Человек, который взял нож и жестоко поранил
ствол дерева, не подумал, что оно заплачет. Не слышат плача деревьев и те дети, которые
рвут листья, гнут и ломают ветки (разговор из опыта детей). Но деревья живут рядом с
нами, они так же переживают и чувствуют, а, значит, плачут. Мы сейчас говорили с вами о
2
горьких
слезах
–
слезах
боли
и
обиды.
Каким
цветом
вы
их
себе
представляете?
Нарисуйте.
Дети рисуют.
Музыкальный руководитель. - Но что я вижу? У нашего Пьеро появилась голубая,
прозрачная слеза. Он нам сказал, что все живое плачет не только от горя, но и от радости.
Звучит фрагмент балета М.П.Мусоргского.
На экране изображение тающих сосулек.
Читается отрывок Г. Поташниковой «Сосульки».
«Смотрите, ребята, весна идет. Вот и солнышко. И теплее стало. Согрелась самая
маленькая капелька, посверкала на солнце – кап, и спрыгнула на землю.
- Тепло! Тепло! – зазвенела она по камешкам. А тут и следующая согрелась и
спрыгнула вниз. И побежали, побежали ручьями капельки и зажурчали. Заплакала природа
голубыми слезами радости. Ручейки сплелись в бурлящий поток и окунулись в море
весенних солнечных слез».
На экране видеоролик «Весна идёт»
Музыкальный руководитель. – Но плачут ли так люди? Оказывается, люди тоже плачут
от счастья. Это происходит тогда, когда душа наполняется светом, восторгом, счастьем. И
тогда чувство радости переполняет людские сердца, и на глазах выступают слезы. Это
слезы любви. Вспомните, когда люди плачут от радости?
На экране фотографии людей плачущих от счастья.
Музыкальный руководитель. – Да, это радость, что солдат вернулся с войны живой,
радость от встречи после долгой разлуки, слёзы умиления и восторга на лицах ваших
бабушек и мам на ваших праздниках, слёзы гордости на глазах спортсменов, выигравших
соревнования.
Так для чего нужны слёзы? Для того, чтобы поделиться переживаниями, которые
происходят у нас в душе, чтобы люди не были черствыми, отзывались на чужую боль,
любили друг друга, природу, животных, окружающий нас мир, чтобы мы смогли увидеть,
кому плохо и помочь ему. Слёзы очищают душу. Ведь недаром в народе говорят: «Поплачь
– легче станет».
3