Напоминание

"Эстетическое воспитание на уроках изобразительного искусства"


Автор: Перегудова Наталья Петровна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "Новосёловская школа"
Населённый пункт: пгт.Новоселовское Раздольненского района Республики Крым
Наименование материала: Статья
Тема: "Эстетическое воспитание на уроках изобразительного искусства"
Дата публикации: 12.01.2018
Раздел: среднее образование





Назад




Перегудова Н.П.

учитель ИЗО

МБОУ «Новосёловская школа»

Раздольненского района Республики Крым

СТАТЬЯ

«Эстетическое воспитание на уроках

изобразительного искусства».

Известно, что воспитание гармонично развитой личности – основная

задача педагогики. Всесторонне развитие личности подразумевает

формирование умственных, нравственных, эстетических, трудовых и

физических качеств личности в их тесной взаимосвязи. Значит, чтобы

личность развивалась гармонично, необходимо уделить в воспитании по

возможности равное внимание всем этим пяти аспектам.

Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего

развития человека.

Эстетика пронизывает всю нашу жизнь и призвана облагораживать ее.

Эстетическое восприятие окружающего зависит от духовного развития

человека, от его мировоззрения, общеобразовательного уровня, условий его

воспитания, характера.

Под выражением «эстетическое воспитание» подразумеваются чувства

красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать

красоту в общественной жизни, природе и искусстве.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс

формирования эстетической культуры личности, развития ее природных

задатков и способностей в области искусства, стремления и умения жить по

«законам красоты». Поэтому задача педагога – помочь юному человеку

научиться видеть прекрасное в искусстве, в окружающей действительности и

получать удовольствие от его восприятия. Ведь прекрасное воздействует на

ум, душу, волю, обогащает духовный мир человека. Эстетическое воспитание

в общеобразовательных учреждениях направлено на формирование высшей

человеческой чувственности, без которой нет и быть не может ни познания,

ни понимания истины, красоты, добра, справедливости и утверждения их в

жизни. Помогая человеку ориентироваться в художественных ценностях,

эстетическое воспитание образует связь между личностью и обществом,

выступает средством социализации личности.

Немалую роль играет здесь и развитие творческих способностей самого

ребенка: обучение игре на музыкальных инструментах, пению, хореографии,

приемам изобразительного искусства.

Единство учебной, воспитательной и развивающей работы предполагает

эстетическое воздействие на учащихся в процессе преподавания всех

учебных дисциплин. Значение имеет все – содержание учебного материала,

пути и способы преподнесения его детям, красочная образная речь учителя,

эстетично оформленная наглядность, современные технические средства,

четкость, ритмичность урока.

В основном задачи эстетического воспитания в образовательном

процессе решаются через такие дисциплины, как музыка, изобразительное

искусство, литературное чтение, окружающий мир и трудовое обучение.

Общение с миром искусства – это не только развлечение. Разные виды

искусства пользуются разными «знаковыми системами»: слуховыми

образами (музыка), зрительными (живопись), словесными (литература).

Предмет «Изобразительное искусство» преследует цель эстетического,

художественного, эмоционального развития детей, учит видеть красоту

окружающего мира. Красота выступает своеобразным регулятором

человеческих взаимоотношений. Человек часто интуитивно тянется к добру

благодаря красоте. Поэтому проблема эстетического образования и

воспитания детей является актуальной и значимой для современного учителя.

Эстетическое воспитание школьников на уроках изобразительного искусства

осуществляется по следующим основным направлениям: создание

благоприятных условий труда; постановка цели занятия; замысел объекта

изображения; эстетический анализ предметов.

Основными условиями для формирования и развития творческих умений

и навыков учащихся являются:

формирование у учащихся эстетической восприимчивости;

умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе,

повседневной жизни;

развитие и совершенство эмоциональной сферы школьников:

развитие у них эстетических чувств и переживаний;

содействие развитию элементарных творческих

способностей (наклонностей) и художественных навыков.

Детская фантазия не знает границ: дети рисуют акварелью, гуашью,

восковыми мелками, угольками, карандашом, занимаются лепкой,

конструированием, аппликацией, вышивкой, используют природный

материал. С каким интересом ученики работают на этих уроках.

Основная цель занятий изобразительного искусства – обогащение

чувственного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта детей;

развитие художественно-образного мышления, способностей к

художественному творчеству. В соответствии с этим необходимо учителю

направить свою работу на развитие эстетического отношения к явлениям

окружающей жизни и искусства; на обогащение эмоционального мира

ребёнка; на развитие творческого восприятия произведений искусства.

Осуществляя эстетическое воспитание, учителю необходимо учитывать

возрастные особенности развития мышления, восприятия, памяти,

воображения детей и строить воспитательный процесс в соответствии с

этими особенностями.

Методами эстетического воспитания могут быть повседневные

наблюдения за явлениями природы, зарисовки птиц и животных,

индивидуальные и групповые тематические беседы, убеждение, метод

положительного примера и приучения, методы одобрения и осуждения и др.

Для эстетического воспитания важно обращаться к художественным и

литературным произведениям, видеозаписям, фотографиям, музыке и

фольклору.

Формами эстетического воспитания выступают уроки, экскурсии в

природу, в зоопарк, в картинную галерею, в художественные музеи, на

художественные выставки, внеклассная работа по изобразительному

искусству, включающая устройство выставок изобразительного творчества

учащихся.

Создание художественного образа на уроках изобразительного искусства

– один из основных методов развития чувств, обучения изобразительному

языку, восприятия произведений искусства.

Игра является организационной формой познания мира: в игре ребенок

узнает, познает, участвует, переживает, чувствует.

Внесение в урок элементов игры, других приемов, заставляют ребят

чувствовать, переживать. На уроках, на которых присущи элементы игры,

приобретаются

знания,

умения

и

навыки,

из

которых

в

процессе

практической работы

складывается творчество. Поэтому игра – это самая

простая форма организации радости на уроке

Урок изобразительного искусства можно «обыграть» по-разному:

Игра – путешествие (на другую, неизведанную планету; полет на

воздушном шаре, игра в «цветы», в «зонтики» и т.д.).

Игра

сказка (передающая

придуманные

учителем

или

самими

ребятами

события,

происходящие

с

персонажем,

каким-либо

природным

явлением).

При

объяснении

правильности

рисования

дерева – рассказываю сказку о зернышке, как оно упало в землю, как

оно росло и т.д., сказку о снежной бабочке, о паучке, который не хотел

жить серой жизнью

Игра

«Собери

пазл». «В

одном

городе

ночью

в

музей

забрался

волшебник – злой колдун, который ненавидел красоту. Он заморозил

их, затем дотронулся до них и они рассыпались как осколки зеркала.

Жители города опечалены. Как помочь им? Давайте попробуем спасти

картины – соберем осколки и узнаем картину…»

Игра – фантазия («Давайте нарисуем сон, это то, чего нет на самом

деле, значит во сне может происходить все что угодно …»).

Игра – «Найди лишний предмет» – кто быстрее определит лишний

предмет.

Дидактические

игры

на

закрепление изученных

тем,

жанров

изобразительного искусства (натюрморта, портрета, пейзажа), знаний

основ композиции. Это может быть работа с раздаточным материалом –

картинки

с

изображением

людей,

природы,

предметов

быта.

Дети

должны

выбрать

и

классифицировать

их

на

группы

жанры

(индивидуально, а лучше в группах) и т.д.

Очень важным в системе художественно-эстетического образования

является развитие детского изобразительного творчества. Изобразительная

деятельность в силу её специфики даёт большие возможности для

эстетического развития личности.

Закономерно, что именно в искусстве наиболее полно и часто

проявлялась свободная творческая индивидуальность, а один из основных

вопросов современного общественного прогресса – это вопрос о развитии

творческих способностей личности. Поэтому, когда мы говорим об

эстетическом воспитании средствами искусства, речь идет о личности,

способной осознать подлинно человеческого отношения к миру, природе,

ценности красоты, истины, добра, правды, творчества!

Изобразительное искусство развивает зрительную память,

наблюдательность, пространственное воображение, мелкую моторику

пальцев, глазомер, усидчивость, чувство ритма и гармонии, учит детей

видеть красоту окружающего мира и добиваться совершенствования в своей

работе.

Осуществляя эстетическое воспитание учащихся, школа воспитывает у

них не только умение понимать произведения изобразительного искусства, но

и пробуждает у школьников любовь к творениям живописи, скульптуры,

архитектуры, прикладного искусства и др.

Встреча с прекрасным в жизни и искусстве вызывает у детей

эстетическое чувство. Это чувство никогда не может быть беспредметным и

бессодержательным. Воздействуя на чувства и вызывая их, прекрасное

рождает мысли, формирует интересы. В процессе эстетического восприятия

ребенок делает свои первые обобщения. У него возникают сравнения и

ассоциации. Желание узнать, о чем рассказывает картина, заставляет детей

присматриваться к краскам, линиям и формам.

Уроки творчества, уроки-конкурсы, школьные вернисажи – вот итог

совместной творческой деятельности, результат от создания атмосферы

творческого развития и самосовершенствования.



В раздел образования