Авторы: Поденщикова Татьяна Николаевна, Вдовина Светлана Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Полазненский детский сад №7"
Населённый пункт: Пермский край, г.Добрянка, пгт.Полазна
Наименование материала: Статья
Тема: "Семейный театр, как форма развития одарённости дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Семейный театр, как форма
развития одарённости дошкольников»
Современное
состояние
системы
образования
характеризуется
всё
большим
вниманием
к
поддержке
и
развитию
внутреннего
потенциала
развития личности ребёнка. Самым сенситивным периодом для развития
проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст.
Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом,
который
при
благоприятных
условиях
эффективно
развивается
и дает
возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Так как приоритетным направлением, по которому работает наш
детский
сад,
является
художественно-эстетическое,
то
педагогический
коллектив на протяжении многих лет ведет целенаправленную работу по
созданию условий для обогащенного развития способностей каждого ребёнка
в разных видах деятельности.
Одним из основных видов деятельности с детьми нашего дошкольного
учреждения
является
театрализованная
деятельность.
Наш
опыт
работы
показал,
что
успешность
овладения
театрализованной
деятельностью
и
проявление
творческих
способностей
детьми
во
многом
зависит
от
отношения к ней родителей.
Так несколько лет назад в нашем детском саду был создан «Семейный
театр».
Организаторами
«Семейного
театра»
выступили
музыкальный
руководитель и воспитатели.
Цели, которые мы преследовали, организуя «Семейный театр»,
были следующие:
развитие
конструктивного
взаимодействия
с
семьями
воспитанников, возрождение традиций совместного проведения семейного
досуга и лучших традиций домашнего театра;
развитие
воспитательного
потенциала
семьи,
гармонизация
отношений в семье между взрослыми и детьми, между самими взрослыми;
повышение
уровня
эстетического
развития
детей
и
взрослых
(педагогов и родителей) средствами театрального искусства;
содействие формированию основ семейной театральной
культуры;
В
основу
работы
положена
Программа
«Чудо
по
имени
Театр»
Натальи Викторовны Додокиной и Елены Сергеевны Евдокимовой.
Занятия проводятся с родителями 2 раза в месяц во вторую половину
дня в удобное для семей время, дети берутся на репетиции чаще. Во время
занятий большое внимание уделяется развитию мимики, жестов, движений,
речи.
Взаимодействие педагогов с родителями и детьми в семейном театре
осуществляется
в форме творческих занятий в театральных мастерских,
объединенных в соответствии с логикой решаемых задач в три раздела:
«Театр и куклы», «Фольклор и театр», «Детские Праздники и развлечения».
Внедрение семейного театра в работу детского сада проходило в три
этапа:
1этап. Организационно-исследовательский.
Цели данного этапа:
изучение воспитательных возможностей семьи и детского сада в
контексте театральной деятельности;
ознакомление членов семьи с планом занятий,
согласование и достижение договоренности сторон относительно
места и времени проведения встреч, обсуждение плана занятий.
2 этап. Поддерживающе-развивающий.
Цель данного этапа:
реализация программы «Чудо по имени Театр», направленной на
развитие взаимодействия семьи и детского сада;
оказание поддержки семье со стороны педагогов в стремлении
узнать новое о театральном искусстве, о формах проведения досуга с детьми
и получить опыт театральных постановок в детском саду и дома;
помощь
в
развитии
творческих
способностей,
социально-
коммуникативных компетенций всех участников семейного театра в детском
саду.
Мы используем в своей работе следующие формы и методы:
занятия в мастерской
встречи с творческими коллективами
театральными студиями, режиссерами и актерами театров
посещение спектаклей
совместная
творческая
деятельность
(изготовление
костюмов,
масок, кукол, декораций)
организация
театральных
постановок
с
участием
детей,
родителей и педагогов в детском саду
домашние представления
3этап. Конструктивно-рефлексивный.
Цели этого этапа:
реализация самостоятельных творческих семейных проектов в
детском саду (через объединение нескольких семей)
проведение критического анализа и оценки достижений взрослых
и детей, а также достигнутого уровня взаимодействия семьи и детского сада.
Совместно
с
родителями
в
2015
году
был
написан
социально-
культурный проект «Семейный театр – театр для всех!», который получил
грант 50 тысяч рублей.
В результате чего пополнен: кукольный фонд, приобретены костюмы,
парики, грим, изготовлена новая ширма.
Качественные изменения:
пополнилось научно-методическое и дидактическое обеспечение,
специализированная литература, разработаны планы занятий по программе,
произошло
развитие
кадрового
потенциала
(у
педагогов
повысился интерес к театрализованной деятельности, прослушаны лекции
профессионального режиссера и т. д.);
наблюдается
тенденция
к
развитию
межведомственных
связей
ДОУ с другими культурными и образовательными учреждениями поселка,
района и края;
повысилась
педагогическая
культура
родителей,
как
в
общих
вопросах
воспитания,
так
и
в
вопросах
театрализованной
деятельности,
приобщения детей к художественной культуре;
педагоги группы перевели родителей и детей от наблюдения за
игровыми
действиями
педагога,
к
прямому
включению
в
процесс
театральной деятельности в детском саду.
Приведем
описательные
примеры
изменений,
произошедших
с
участниками
благодаря
использованию
технологии
«Семейный
театр
в
детском саду».
Дети, посещающие Семейный театр, занимают призовые места на
конкурсах муниципального и областного уровня. Отследив судьбу наших
выпускников,
которые
тоже
когда-то
посещали
Семейный
театр,
можно
увидеть,
что
большое
количество
детей,
посещают
музыкальную
школу,
школу
танцев,
изобразительную
и
вокальную
студию
и
имеют
высокие
награды на конкурсах уже краевого и всероссийского уровня. Поэтому мы
можем
с
уверенностью
сказать,
что
Семейный
театр
–
это
не
только
интересное,
увлекательное
времяпровождение
как
для
детей,
так
и
для
взрослых, но ещё в
Семейном театре мы видим потенциал работы по
выявлению и дальнейшей поддержке одаренных и способных ребят.
Цели и задачи работы в этом направлении на будущее:
необходимость первоначальной подготовки педагогов о методах
и приемах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства.
взаимодействие с другими социальными институтами.
поддержка родителей одарённых детей.
осмысление
воспитательного
потенциала
семейных
театров
и
представление своего опыта коллегам.
Семейный театр - является
базой для формирования творческих
способностей и развития одарённости детей.