Напоминание

"Семейный театр, как форма развития одарённости дошкольников"


Авторы: Поденщикова Татьяна Николаевна, Вдовина Светлана Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Полазненский детский сад №7"
Населённый пункт: Пермский край, г.Добрянка, пгт.Полазна
Наименование материала: Статья
Тема: "Семейный театр, как форма развития одарённости дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Семейный театр, как форма

развития одарённости дошкольников»

Современное

состояние

системы

образования

характеризуется

всё

большим

вниманием

к

поддержке

и

развитию

внутреннего

потенциала

развития личности ребёнка. Самым сенситивным периодом для развития

проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст.

Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом,

который

при

благоприятных

условиях

эффективно

развивается

и дает

возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Так как приоритетным направлением, по которому работает наш

детский

сад,

является

художественно-эстетическое,

то

педагогический

коллектив на протяжении многих лет ведет целенаправленную работу по

созданию условий для обогащенного развития способностей каждого ребёнка

в разных видах деятельности.

Одним из основных видов деятельности с детьми нашего дошкольного

учреждения

является

театрализованная

деятельность.

Наш

опыт

работы

показал,

что

успешность

овладения

театрализованной

деятельностью

и

проявление

творческих

способностей

детьми

во

многом

зависит

от

отношения к ней родителей.

Так несколько лет назад в нашем детском саду был создан «Семейный

театр».

Организаторами

«Семейного

театра»

выступили

музыкальный

руководитель и воспитатели.

Цели, которые мы преследовали, организуя «Семейный театр»,

были следующие:

развитие

конструктивного

взаимодействия

с

семьями

воспитанников, возрождение традиций совместного проведения семейного

досуга и лучших традиций домашнего театра;

развитие

воспитательного

потенциала

семьи,

гармонизация

отношений в семье между взрослыми и детьми, между самими взрослыми;

повышение

уровня

эстетического

развития

детей

и

взрослых

(педагогов и родителей) средствами театрального искусства;

содействие формированию основ семейной театральной

культуры;

В

основу

работы

положена

Программа

«Чудо

по

имени

Театр»

Натальи Викторовны Додокиной и Елены Сергеевны Евдокимовой.

Занятия проводятся с родителями 2 раза в месяц во вторую половину

дня в удобное для семей время, дети берутся на репетиции чаще. Во время

занятий большое внимание уделяется развитию мимики, жестов, движений,

речи.

Взаимодействие педагогов с родителями и детьми в семейном театре

осуществляется

в форме творческих занятий в театральных мастерских,

объединенных в соответствии с логикой решаемых задач в три раздела:

«Театр и куклы», «Фольклор и театр», «Детские Праздники и развлечения».

Внедрение семейного театра в работу детского сада проходило в три

этапа:

1этап. Организационно-исследовательский.

Цели данного этапа:

изучение воспитательных возможностей семьи и детского сада в

контексте театральной деятельности;

ознакомление членов семьи с планом занятий,

согласование и достижение договоренности сторон относительно

места и времени проведения встреч, обсуждение плана занятий.

2 этап. Поддерживающе-развивающий.

Цель данного этапа:

реализация программы «Чудо по имени Театр», направленной на

развитие взаимодействия семьи и детского сада;

оказание поддержки семье со стороны педагогов в стремлении

узнать новое о театральном искусстве, о формах проведения досуга с детьми

и получить опыт театральных постановок в детском саду и дома;

помощь

в

развитии

творческих

способностей,

социально-

коммуникативных компетенций всех участников семейного театра в детском

саду.

Мы используем в своей работе следующие формы и методы:

занятия в мастерской

встречи с творческими коллективами

театральными студиями, режиссерами и актерами театров

посещение спектаклей

совместная

творческая

деятельность

(изготовление

костюмов,

масок, кукол, декораций)

организация

театральных

постановок

с

участием

детей,

родителей и педагогов в детском саду

домашние представления

3этап. Конструктивно-рефлексивный.

Цели этого этапа:

реализация самостоятельных творческих семейных проектов в

детском саду (через объединение нескольких семей)

проведение критического анализа и оценки достижений взрослых

и детей, а также достигнутого уровня взаимодействия семьи и детского сада.

Совместно

с

родителями

в

2015

году

был

написан

социально-

культурный проект «Семейный театр – театр для всех!», который получил

грант 50 тысяч рублей.

В результате чего пополнен: кукольный фонд, приобретены костюмы,

парики, грим, изготовлена новая ширма.

Качественные изменения:

пополнилось научно-методическое и дидактическое обеспечение,

специализированная литература, разработаны планы занятий по программе,

произошло

развитие

кадрового

потенциала

педагогов

повысился интерес к театрализованной деятельности, прослушаны лекции

профессионального режиссера и т. д.);

наблюдается

тенденция

к

развитию

межведомственных

связей

ДОУ с другими культурными и образовательными учреждениями поселка,

района и края;

повысилась

педагогическая

культура

родителей,

как

в

общих

вопросах

воспитания,

так

и

в

вопросах

театрализованной

деятельности,

приобщения детей к художественной культуре;

педагоги группы перевели родителей и детей от наблюдения за

игровыми

действиями

педагога,

к

прямому

включению

в

процесс

театральной деятельности в детском саду.

Приведем

описательные

примеры

изменений,

произошедших

с

участниками

благодаря

использованию

технологии

«Семейный

театр

в

детском саду».

Дети, посещающие Семейный театр, занимают призовые места на

конкурсах муниципального и областного уровня. Отследив судьбу наших

выпускников,

которые

тоже

когда-то

посещали

Семейный

театр,

можно

увидеть,

что

большое

количество

детей,

посещают

музыкальную

школу,

школу

танцев,

изобразительную

и

вокальную

студию

и

имеют

высокие

награды на конкурсах уже краевого и всероссийского уровня. Поэтому мы

можем

с

уверенностью

сказать,

что

Семейный

театр

это

не

только

интересное,

увлекательное

времяпровождение

как

для

детей,

так

и

для

взрослых, но ещё в

Семейном театре мы видим потенциал работы по

выявлению и дальнейшей поддержке одаренных и способных ребят.

Цели и задачи работы в этом направлении на будущее:

необходимость первоначальной подготовки педагогов о методах

и приемах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства.

взаимодействие с другими социальными институтами.

поддержка родителей одарённых детей.

осмысление

воспитательного

потенциала

семейных

театров

и

представление своего опыта коллегам.

Семейный театр - является

базой для формирования творческих

способностей и развития одарённости детей.



В раздел образования