Напоминание

Выполнение работ по приготовлению бетонной смеси по заданному составу ручным способом


Автор: Охлопков Леонид Алексеевич
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП ОУ №317
Населённый пункт: г.Якутск
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Выполнение работ по приготовлению бетонной смеси по заданному составу ручным способом
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема урока: Выполнение работ по приготовлению бетонной смеси по заданному составу

ручным способом.

Цель урока: Обучающиеся-закрепить знания и навыки учащихся по теме «Выполнение работ

по приготовлению бетонной смеси по заданному составу ручным способом».

1.

Развивающая - формирование умений и навыков самостоятельной работы при

приготовлении бетонной смеси.

2.

Воспитательная-формирование интереса к выбранной профессии, аккуратности,

бережливого отношения к оборудованию, настойчивости в достижении цели.

3.

Методическая - развитие самостоятельности при решении производственно-

технических задач.

Тип урока: Урок повторения трудовых процессов и операций

Методы обучения:

Словесный: рассказ с элементами беседы, фронтальный опрос, инструктаж.

Наглядный: демонстрация ролика, раздаточный материал, наблюдения студентов, тренажер,

планшеты.

Практический: самостоятельная работа «штукатурные слои», игра «Узнай свой инструмент».

Видеометод: Презентации.

Межпредметные связи: «Материаловедение».

Материально-техническое оснащение урока:

1.

Наглядные пособия: Бетоны. Технические требования. Методы испытаний.

Сравнительный анализ российских и европейских строительных норм, 2017 г.

2.

Индивидуальный раздаточный материал: инструкционные карты; информационные

карты, правила техники безопасности, карточки рефлексии, карточки-задания, наряды,

таблица «Технологическая последовательность выполнения операций по подготовке

бетонной смеси», набор инструментов для подготовки бетонных составов.

3.

Материалы: цемент, вода, гравий или щебень, строительный песок.

4.

Инструменты: (лабораторная бетономешалка, ведра, лопаты, сетка для просеивания

песка, кружка или лейка для воды.

5.

Приспособления: ведро, емкость для раствора, емкость для воды;

6.

Оборудование: ноутбук и мультимедийный проектор.

Содержание учебной работы:

1.

Состав бетона.

2.

Способы замешивания.

3.

Особенности приготовления бетонной смеси вручную.

1.Организационный момент: 5 минут

1.

Приветствие и проверка явки обучающихся к уроку;

2.

Осмотр внешнего вида обучающихся, наличие спец. одежды

3.

Психологическая подготовка к восприятию урока

4.

организация внимания, устранение отвлекающих факторов

5.

по карточкам рефлексии обучающиеся дорисовывают 1-го смайлика, отмечают свое

настроение на начало урока.

6.

Объяснение хода и последовательности проведения урока - разбивка на 3 звена.

Вводный инструктаж:

На доске пишут тему урока: «Выполнение работ по приготовлению бетонной смеси по

заданному составу ручным способом». Сообщаю цель и задачи урока.

Актуализация знаний и опыта работы по замешиванию бетона

1.

Какие виды приготовления бетона вы знаете? (Ручная , механизированная и

автоматизированная)

2.

Какие материалы необходимы для изготовления бетона? (цемент, вода, гравий или

щебень, строительный песок)

3.

Какие приспособления нужны для ручного приготовления бетона? (ведро, емкость для

раствора, емкость для воды)

Ход урока

1. Общая информация о необходимости знания техники приготовления бетонной смеси

ручным способом.

Строительство объекта начинается с возведения фундамента, компонентами которого

являются бетон и армирующий материал. Как правило, на заводе по изготовлению бетона

делают отгрузку только больше 1 куба раствора. Это объясняется высокой ценой доставки.

Исходя из этого, часто замешивание смеси для строительства или ремонта проводят

вручную. Лучше всего создание раствора производится при помощи бетономешалки: ручной

или механической. Однако часто при строительстве сооружения частного предназначения

возникает проблема с добычей оборудования. Поэтому необходимо знать и уметь

замешивать бетон ручным способом.

2. Состав и маркировка бетона. Техника безопасности при проведении бетонных работ.

Особенность данного материала заключается в его универсальности, в частности,

относительно разнообразности созданных изделий. Так, строительные работы могут

проводиться как для возведения фундамента, стен, крыши, так и для укладки тротуарной

плитки, создания ваз и кухонных столешниц.

На первый взгляд, изготовление бетонной смеси не являет собой сложный процесс, однако

следует учитывать ряд критериев, которые определяют его пригодность и качество. В

зависимости от предназначения материала, входящие компоненты могут отличаться.

Ключевыми компонентами, входящими в состав бетона, остаются цемент и вода, отвечающие

за монолитность структуры и образующие в тандеме цементный камень. Однако при

затвердении такой камень подвержен деформированию, усадка может приближаться к

значению 2 мм на метр.

Процесс происходит неравномерно, в материале возникают внутренние напряжения,

результатом которого являются микротрещины. Сколько не всматривайся, визуально их

заметить невозможно, но качество цементного камня будет невысоким. Чтобы свести

деформации к минимуму, в раствор включают заполнители в виде песка, керамзита, гравия

или щебня.

Назначение заполнителей – образовать структурную арматуру, которой придется принять

напряжение материала от усадки. В результате усадка значительно уменьшается, в то время

как прочность бетона возрастает, а ползучесть снижается.

Цемент в порошковом состоянии производится путем измельчения известняковых

материалов, мела, гипса и мергеля. Данная консистенция вредна для легких, поэтому следует

избегать вдыхания. Также следует запомнить, что при взаимодействии цемента с кожей

может появиться раздражение.

Исходя из этого, операции по созданию бетона проводятся в перчатках и респираторе.

Для маркировки бетона используют цифровое обозначение, которое следует за буквой «М».

Существует обширная линейка бетона: от М-75 до М-1000. Набор цифр указывает на

расчетное сопротивление бетона своему сжатию (измеряется в кгс/см2) на момент его

полного затвердения, т. е. через 28 дней. Например, для марки М300 это значение

приближено к 300 кг/см

2

. Таким образом, чем больше цифровой показатель в маркировке, тем

прочней бетон.

М-100 и М-150 − применяется для устройства подушек под основание фундамента;

М-200 − самая распространенная марка, применяется для заливки фундаментов,

половых стяжек, устройства подпорных стенок, отмостков и дорожек;

М-250 и М-300 − промежуточные марки между М-200 и М-350;

М-350 − самая востребованная марка, которую используют для возведения

монолитных фундаментов, несущих конструкций, дорожных покрытий;

М-400 и М-450 используются редко, преимущественно в строительстве

гидросооружений;

М-500 и М-550 служит для строительства объектов, к которым применяются

специальные требования (это дамбы, плотины, метро и пр.).

Что касается воды для бетона, то единственным условием является ее чистота, а именно,

отсутствие солей и кислот. Данная характеристика требует использования водопроводной

воды, а не колодезной или родниковой. Также с целью повышения особенностей по

эксплуатации смеси применяются добавки. Главными критериями, которые поддаются

изменению, являются пластичность и текучесть. Кроме того, возможно воздействие на

процессы затвердения бетона, что особенно важно при жаркой погоде. Еще один тип добавок

влияет на гидроизоляцию и морозостойкость конструкции.

От того насколько ответственно вы относитесь к замешиванию раствора, зависит дальнейшая

судьба и прочность. Следует выбрать удобный для вас способ производства, правильно

составить пропорцию основных компонентов и добиться нужной консистенции.

1.

Приготовление бетонной смеси. Способы замешивания

Для выполнения небольших строительных работ количество компонентов удобно измерять в

ведрах. Так проще и быстрее замесить бетон хорошего качества. Сколько ведер материалов

потребуется для того, чтобы приготовить рабочий состав, зависит от объема работ. Здесь

важно учитывать то, что все составляющие бетонного теста имеют разную объемную массу:

ведро цемента весит примерно 15 кг, ведро песка — около 19 кг, а масса щебня

приблизительно 17,5 кг.

Оптимальные пропорции компонентов в одном кубе бетонного теста с использованием ведер

примерно таковы: 2:5:9, где соответственно цемент/песок/щебень. Отмерив компоненты,

начинают приготовление бетонного раствора м 200, который можно использовать как для

заливки фундамента, так и для стяжки полов, возведения крылец и пр. Воду в бетонный

состав, как правило, добавляют в количестве, равном половине объема цемента.

Приготовление рабочего раствора производят непосредственно перед началом

бетонирования в том количестве, сколько его планируется выработать за 2 часа.

Приготовление бетона с использованием ведер актуально в следующих случаях:

- для выполнения небольших по объему работ;

- когда заливка фундамента осуществляется этапами;

- недоступность строительной площадки для спецтехники (бетономешалок);

- отдаленность от заводов, поставляющих готовый состав.

Технология изготовления бетона состоит из таких этапов:

- смешиваются сухие материалы: цемент, наполнитель и песок;

- полученная консистенция тщательно перемешивается до однородного состояния;

- понемногу добавляют воду.

По своей консистенции раствор должен напоминать густую сметану и не быть слишком

жидким. Замешивание, как правило, происходит при плюсовой температуре. Проверка

готовности происходит путем сжатия небольшого количества смеси в руке. При этом бетон

должен образовать определенную форму, в которой будет заметно небольшое количество

влаги. Отвердение материала требует плюсовых температур окружающей среды, поскольку

его промерзание может привести к потере прочности. Следует контролировать количество

цемента в бетоне. Его избыток приводит к образованию трещин при усадке бетона. Готовая

смесь пригодна к эксплуатации на протяжении нескольких часов после смешивания. А теперь

обсудим детально ручной способ изготовления бетонного раствора и его пропорции.

Мастер предлагает выполнить задание проблемного характера.

Группа подразделяется на 2 звена.

Каждому звену предлагается отобрать ручные бетонные инструменты, в том числе, для

выполнения своего задания (замешивания бетона).

Второму звену необходимо выбрать материалы для замешивания бетона.

После обсуждения в звене один обучающийся должен назвать инструменты, для

замешивания бетона, дать ему характеристику, рассказать о назначении; другой - должен

показать порядок замешивания бетона.

1.

Предостеречь от типичных ошибок.

2.

Сообщить обучающимся критерии оценок

3.

Выдача задания.

Вопросы по Т. Б.

1.

Выбрать из приложения ТБ для работы с инструментом для замеса бетона –

первое звено.

2.

Выбрать ТБ из приложения для проведения приготовления бетона – второе

звено.

2.

Пропорции бетонного раствора.

Даже опытный бетонщик не может дать ответ на вопрос: «Сколько компонентов в весовом

эквиваленте необходимо взять для замеса идеального раствора?». Слишком все

приблизительно, так как в каждом конкретном случае составные части имеют различную

влажность и размеры фракций. Остается одно – придерживаться рекомендуемых пропорций.

Соотношение компонентов по объему удобнее отмерять ведрами.

Таблица пропорции цемента М-400, песка и гравия:

Таблица пропорции цемента М-500, песка и гравия:

Перевод в килограммы

Измерение компонентов ведрами удобно производить непосредственно на строительной

площадке. Однако, приобретая материалы, мы привыкли оперировать килограммами. Как

произвести расчет того, сколько и каких компонентов должно быть в одном кубе бетона?

Первоначально следует определиться с долями, приходящимися на ингредиенты.

Если исходить из пропорции 1:3:5, необходимой для устройства фундамента, то долей 9

(1+3+5). В одном кубе 1 000 000 куб. см, разделим это число на 9 долей, получается 111111

куб. см. В 1 куб. см содержание цемента равно 3,33 г, тогда в 1 куб. м его 333 кг.

3.

Приготовление бетонного раствора вручную.

Для работы необходимы два ведра и пара лопат. Одно из ведер и одна лопата

предназначены только для цемента, они должны быть абсолютно сухими. Вторая пара

инструментов служит для песка и щебенки.

Выделяют два типа ручного замешивания:

1.

В емкость с водой добавляется цемент в определенной пропорции. Консистенция

тщательно перемешивается и в нее засыпается наполнитель и песок. Смесь снова

тщательно перемешивания до получения однородной массы;

2.

В емкости смешиваются сухие компоненты. В центре создается углубление, в которое

наливается вода. Перемешивание происходит постепенно от краев к центру.

Необходимо постоянно контролировать пластичность смеси путем добавления воды.

Процедура происходит следующим образом:

- Для замешивания бетона используют широкую емкость. Песок и щебень основательно

перемешивают, создавая на поверхности борозды, в которые всыпают цемент. Все

компоненты перемешивают столько раз, сколько потребуется для образования массы

однородной по цвету.

- Смеси придают форму конуса, делают в нем углубление и заливают воду. Состав с краев

конуса ссыпают в углубление с водой, она должна полностью пропитаться. Затем из массы

вновь формируют конус и повторяют прежние действия до тех пор, пока бетонное тесто не

приобретет требуемую консистенцию. (Однородную, без комков)

Внимание - В процессе замешивания воду необходимо добавлять малыми порциями,

излишнее количество жидкости сведет все усилия к нулю.

Важно! Помните, что приготовленная смесь очень быстро застывает, поэтому использовать

ее нужно в течение получаса. Ни в коем случае не следует пытаться при затвердевании

разбавить ее водой.

Соблюдение пропорций позволит получить бетонную смесь желаемой пластичности,

однородности, с отсутствием пустот. А это значит, что конструкции уготовлен внушительный

эксплуатационный срок.

4.

Заключительный инструктаж:

Подвести итоги урока:

а) Правильная технология изготовления бетона – это залог надежности и долговечности

бетонной конструкции. В частности, под бетонными конструкциями имеют ввиду фундамент,

стены и перекрытия.

Б) Опрос для закрепления пройденного материала.

1. Какие марки бетона вы знаете и от чего зависит маркировка бетона?

1. К самостоятельной работе бетонщика допускаются лица, достигшие 18 лет, признанные

годными к данной работе медицинской комиссией, прошедшие обучение безопасным

методам и приемам производства работ и инструктажи по безопасности труда и имеющие

удостоверение на право работы бетонщиком.

2. Приступающий к работе бетонщик должен пройти вводный инструктаж по безопасности

труда, производственной санитарии, оказанию доврачебной помощи, пожарной безопасности,

экологическим требованиям, условиям работы, первичный инструктаж на рабочем месте, о

чем должна быть сделана запись в соответствующих журналах с обязательной подписью

инструктируемого и инструктирующего. Повторный инструктаж проводится не реже 1 раза в 3

месяца. Внеплановый инструктаж проводят при введении в действие новых или

переработанных стандартов или других нормативных документов по охране труда, при

изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования и

инструмента, замене материалов, при нарушении работниками требований безопасности

труда, по требованию органов надзора, при перерывах в работе более чем на 30 календарных

дней. Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ.

3. До начала работы рабочие места и проходы к ним необходимо очистить от посторонних

предметов, мусора, грязи, а в зимнее время – от снега и льда и посыпать их песком.

4. Находиться в опасной зоне работы подъемных механизмов, а также стоять под поднятым

грузом запрещается.

5. Включать машины, электроинструменты и осветительные лампы можно только при помощи

пускателей рубильников. Не допускать на участке наличия плохо изолированных

электропроводов, неограждённых электрических устройств.

6. При работе с электроинструментом бетонщик должен пройти обучение и иметь вторую

квалификационную группу по электробезопасности.

7. Перед пуском оборудования следует проверить надежность ограждений во всех открытых

вращающихся и движущихся частях.

8. При обнаружении неисправности механизмов и инструментов, с которыми работает

бетонщик, а также ограждений, необходимо прекратить работу и немедленно сообщить об

этом мастеру.

9. При получении инструмента надо убедиться в его исправности, неисправный инструмент

надлежит сдать в ремонт.

10. При работе с ручным инструментом (скребки, бучарды, лопаты, трамбовки) необходимо

следить за исправностью рукояток, плотностью насадки на них инструментов, а также за тем,

чтобы рабочие поверхности инструмента не были сбиты, затуплены и т.д.

11. Электрифицированный инструмент, а также питающий его электропровод должны иметь

надежную изоляцию. При получении электроинструмента следует путем наружного осмотра

проверить состояние изоляции провода. Во время работы с инструментом надо следить за

тем, чтобы питающий провод не был поврежден.

Задания к открытому уроку « Бетонные работы ручным и механизированным способом

замешивания».

Вариант №1

1. Перечислите виды бетонов

2. Какие марки цемента применяют для изготовления лёгких бетонов.

3. Перечислить последовательность действий при изготовлении цементного раствора ручным

способом.

Вариант №2

1.Инструменты и механизмы (не менее 3-х) для приготовления бетонной смеси

механизированным способом.

2. Какие марки цемента для изготовления тяжёлых бетонов.

3. Перечислить последовательность действий при изготовлении цементного раствора

механизированным способом.

Вариант №3.

1. Напишите составляющие компоненты цементного раствора.

2. Какие заполнители применяют при изготовлении сверхтяжёлых бетонов.

3.Техника безопасности при приготовлении цементного раствора механизированным

способом .



В раздел образования