Автор: Николаев Алексей Геннадиевич
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП ОУ №317
Населённый пункт: г.Якутск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Пояснительная записка учебной программы 16675 Повар, кондитер
Раздел: среднее профессиональное
Учебная программа «Спецтехнология» 16675 Повар, кондитер
Пояснительная записка
Рабочая
программа
индивидуальных
и
групповых
занятий
«Технология
приготовления
пищи»
составлена
на
основе
примерной
профессиональной
образовательной программы по профессии 16675 Повар, кондитер в соответствии с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
профессионального
образования по профессии 16675 Повар,
Форма обучения – очная.
Программа включает в себя разделы «Организация общественного питания»,
«Физиология питания», «Основы кулинарии», «Основы кондитерского дела».
Обучение школьников технологии приготовления пищи строится на основе
освоения процессов преобразования и использования продуктов питания, изменения их
свойств, пищевой ценности от воздействия кулинарной обработки.
Содержанием программы предусматривается изучение материала по следующим
образовательным линиям:
культура и эстетика труда,
работа с инструкционно-технологической документацией,
использование здоровьесберегающих технологий,
влияние технологических процессов на окружающую среду.
Исходя
из
необходимости
учёта
образовательных
потребностей
личности
учащегося, его семьи и общества, достижений педагогической науки, учебный материал
отобран с учётом следующих положений:
распространённость изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и
домашнего хозяйства, и отражение в них современных научно-технических
достижений;
возможность
освоения
содержания
на
основе
включения
учащихся
в
разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую
направленность;
выбор объектов деятельности на основе изучения общественных, групповых
или индивидуальных потребностей;
возможность
реализации
общетрудовой
и
практической
направленности
обучения, наглядного представления методов и средств осуществления
технологических процессов;
возможность
познавательного,
интеллектуального,
творческого,
духовно-
нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Теоретическое обучение направлено на формирование у учащихся знаний основ
технологии производства продуктов питания, мучных кулинарных и кондитерских
изделий. Рассматриваются также вопросы организации предприятий общественного
питания.
Теоретические занятия сочетаются с практическими работами по приготовлению
блюд,
изготовлению
кондитерских
изделий.
Учащиеся
осваивают
технологию
изготовления простых кулинарных изделий, способы украшения блюд и т.д. Особое
внимание уделяется формированию у школьников правильных приёмов работы (поза,
темп, ритм движений и др.). Предусмотрена работа с нормативно-технологической
документацией, сборниками рецептур блюд и кулинарных изделий, которые определяют
технологию приготовления, нормы вложения сырья и выход готовых изделий, нормы
взаимозаменяемости продуктов.
Первостепенное значение отводится изучению требований организации рабочего
места и безопасности труда.
Программа призвана развивать творческие способности учащихся, формировать
художественный
вкус,
приобщать
учащихся
к
рационализаторской
деятельности,
содержанием которой может быть усовершенствование инструментов и приспособлений,
рабочего места, технологического процесса, планирования работы.
В программе обращается внимание на соблюдение правил техники безопасности
при механизированном и ручном производстве, а также выполнение правил санитарии и
личной гигиены, как основы качества готовой продукции.
В процессе преподавания используются разнообразные формы и методы обучения
(лекции, беседы, семинарские занятия), а также метод проектов.
Результаты освоения программы
В целом программа направлена на освоение учащимися социально-трудовой,
ценностно-смысловой,
личностно-развивающей,
коммуникативной
и
культурно-
эстетической компетентности. Система учебных занятий планируется с учётом возрастной
специфики старших классов.
Учащиеся должны знать/понимать:
ассортимент, товароведную характеристику и требования к качеству различных
видов продуктов питания;
способы минимизации отходов при подготовке продуктов;
температурный режим и правила приготовления продуктов;
правила проведения бракеража;
способы сервировки, варианты оформления и подачи блюд различной
сложности, температуру подачи;
правила хранения, сроки реализации и требования к качеству готовых блюд;
виды технологического оборудования и производственного инвентаря, правила
их безопасного использования;
уметь:
проверять органолептическим способом качество продуктов и сырья;
выбирать производственный инвентарь и оборудование для подготовки сырья и
приготовления блюд;
производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов
овощей и плодов;
готовить и оформлять основные простые блюда и гарниры из традиционных
видов овощей и грибов;
производить подготовку зерновых продуктов, жиров, сахара, муки, яиц,
молока для приготовления блюд и гарниров;
готовить и оформлять каши и гарниры из круп, простые блюда из бобовых
культур, кукурузы, макаронных изделий;
готовить и оформлять простые блюда из яиц и творога;
готовить и оформлять простые мучные блюда из теста с фаршем;
готовить бульоны и отвары, простые супы;
готовить простые холодные и горячие соусы;
готовить и оформлять простые холодные блюда и закуски;
готовить и оформлять простые хлебобулочные изделия;
готовить и оформлять основные мучные кондитерские изделия;
готовить и использовать в оформлении простые и основные отделочные
полуфабрикаты;
готовить и оформлять отечественные классические торты и пирожные;
организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения;
анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль,
оценку
и
коррекцию
собственной
деятельности,
нести
ответственность за результаты своей работы;
осуществлять
поиск
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения профессиональных задач;
использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности;
работать в команде, эффективно общаться с коллегами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
использовать инструменты, приспособления, оборудование для приготовления,
повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при
обработке пищевых продуктов;
соблюдать правила этикета за столом;
составлять меню с учетом химического состава и калорийности продуктов
питания;
приготавливать блюда по готовым рецептам, включая блюда национальной
кухни;
выпекать хлебобулочные и кондитерские изделия, сервировать стол, оформлять
приготовленное блюдо.
Содержание программы
Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования. Введение в
специальность. Раздел включает изучение правил безопасного труда с колющими и
режущими инструментами, с электроприборами и горячими жидкостями; освоение
навыков работы, правильных приёмов при кулинарной обработке продуктов. Изучение
санитарных требований к оборудованию, помещению, работникам кухни. Ознакомление с
профессиями работников общественного питания.
Организация общественного питания.
Типы предприятий общественного питания, их структура
и организация работы,
правила
обслуживания
посетителей,
ценообразование,
овладение
навыками
использования столового белья, оформлением и правилами сервировки стола.
Физиология питания.
Пищевые вещества и их значение в питании.
Обмен веществ. Понятие о рациональном питании, химическом составе,
калорийности продуктов и готовых блюд. Составление меню дневного рациона с учетом
химического состава и калорийности продуктов питания и готовых блюд.
Основы кулинарии.
Виды кулинарной обработки продуктов. Практическое выполнение простой и
фигурной нарезки овощей. Тепловая обработка продуктов.
Классификация кулинарных блюд.
Значение холодных блюд и закусок. Технология их приготовления. Практическое
приготовление салатов и бутербродов, их оформление и подача.
Значение, классификация, технология приготовления супов. Практическое
приготовление прозрачных, заправочных, пюреобразных супов, их оформление и способы
подачи.
Блюда и гарниры из овощей, круп, бобовых культур, макаронных изделий, их
пищевая
ценность
и
технология
приготовления.
Практическое
приготовление
самостоятельных блюд и гарниров из них.
Соусы. Их значение и технология приготовления. Практическое приготовление
блюд с соусами.
Блюда из яиц и творога, их пищевая ценность и технология приготовления.
Практическое приготовление блюд из яиц и творога.
Классификация и ассортимент изделий из теста. Практическое приготовление
кулинарных блюд и изделий из дрожжевого и бездрожжевого теста с фаршами и без них.
Основы кондитерского дела.
Ассортимент мучных кондитерских изделий.
Используемое сырьё, качественные характеристики, свойства, условия и сроки
хранения сырья.
Технология приготовления сдобного теста
Практическое приготовление простых мучных кондитерских изделий.
Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования.
Вводное занятие. Проведение инструктажа по технике безопасности. Требования
санитарии и гигиены.
Организация общественного питания.
Виды банкетов. Правила оформления и обслуживания банкетов, юбилеев,
праздников.
Физиология питания.
Особенности диетического питания. Составление меню для различных видов
диет.
Основы кулинарии.
Причины порчи пищевых продуктов и способы их сохранения. Консервирование
овощей и фруктов.
Пищевая ценность и использование рыбы. Приготовление рыбных блюд.
Пищевая ценность и использование мяса. Приготовление мясных блюд.
Сельскохозяйственная птица, пищевая ценность, технология приготовления
блюд. Практическое приготовление блюд из птицы.
Сладкие блюда, их значение и классификация. Практическое приготовление
сладких блюд, их оформление и подача.
Напитки,
их
классификация.
Практическое
приготовление
горячих
и
прохладительных напитков, их оформление и подача.
Основы кондитерского дела.
Ассортимент
мучных
кондитерских
изделий.
Технология
приготовления
различных видов теста и отделочных полуфабрикатов. Правила оформления пирожных и
тортов. Практическое приготовление и оформление мучных кондитерских изделий