Автор: Борисова Людмила Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 56 УИМ"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Урок литературного чтения 2 класс
Тема: Ненецкая народная сказка "Айога"
Раздел: начальное образование
Раздел
Ф.И.О. педагога
Борисова Л.М.
Дата
16.02.24
Класс:
Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
Тема урока
Бытовые сказки. Нанайская народная сказка «Айога»
Цели обучения
2.1.2.1 пересказывать подробно содержание произведения/эпизод свободно или по готовому плану/инсценирование.
2.2.4.1 понимать и определять жанровые особенности произведений малых
жанров устного народного творчества, сказки, рассказа, стихотворения
(с помощью учителя).
2.3.2.1 писать творческие работы разных жанров по образцу– загадки/сказки
или по готовым рифмовкам– считалочки(с помощью учителя).
Цели урока
Все учащиеся смогут:
Узнать о бытовых сказках и её героях.
Большинство учащихся смогут
Отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Подтверждать свое мнение отрывками из текста.
Рассказать об отличиях бытовых сказок.
Объяснять смысл пословиц.
Некоторые учащиеся смогут:
Оценить поступки героев как «хорошие» или «плохие» с точки зрения, принятых обществом норм.
ХОД УРОКА
Этап урока/Время
Действия педагога
Действия
ученика
Оценивание
Ресурсы
Создание
положительного
эмоционального
настроя
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Обучающиеся
приветствуют
учителя и
выполняют
самооценку
готовности к
уроку.
ФО «Кулак –
ладонь».
Кулак – готовы
Ладонь
–
требуется
время
Актуализация
жизненного опыта.
Целеполагание
Давайте попробуем поставить учебную задачу на урок,
связав ее с темой «Сказки».
. Составление постера «Сказки».
СКАЗКИ
Составляют
постер.
ФО «Большой
палец»
доска, таблицы со
словами
волшебные о животных бытовые
Вывод: Сказки- это один из жанров устного народного
творчества. Они бывают народные и авторские,
волшебные, бытовые, а также сказки о животных.
С какими сказками мы уже познакомились?
Целеполагание.
Какова наша цель?
(познакомиться со сказкой, выяснить к какому типу
она относится, выяснить признаки этого типа сказок)
1).
Работа с пословицами.
Красота без ума пуста
Хороша очами, да не хороша речами
Снаружи красота, внутри пустота
Учащимся предлагается прочитать
пословицы на слайде и сделать вывод, какой темой они
объединены и в чем заключена настоящая красота
человека.
2. Прочитайте вопрос. Выскажите своё мнение.
Там, где плещет Амур, сверкая,
На берегах сибирских вод,
В краю, занесенном снегами,
Нанайский народ живет.
- О каком народе говорится в стихотворении?
-Нанайцы – коренные жители Хабаровского, Приморского
края, острова Сахалин. (Картинки). Их 12000 тысяч.
Рыбачат, охотятся на белку, соболя, ездят на собачьих
упряжках, сочиняют сказки.
-Какую сказку будем читать? НАНАЙСКАЯ НАРОДНАЯ).
Расшифруйте название сказки (АЙОГА).
Какова наша цель?
(познакомиться со сказкой, выяснить к какому типу
она относится, выяснить признаки этого типа сказок)
Объясняют
смысл
пословиц
Высказывают
свое мнение,
аргументирую
т его
ФО «Сигналы
рукой».
презентация
доска, фигуры с
буквами
Работа над новой
темой
Словарная работа
Селение, поселок оседлых народностей Приамурья и
ФО «Сигналы
рукой».
Учебник.
Сахалина
устройство, с помощью которых мнут, разминают
что-н., в данном случае разминают кожу оленей,
чтобы она стала более мягкой
Чтение сказки
Вопросы по тексту:
Где жил нанаец?
Кем он мог гордиться?
С кем могла сравниться красотой девочка? (текст)
Почему Айога загордилась?
В каком зеркале она себя увидела и залюбовалась? Почему
она не смотрелась в зеркало?
Почему заленилась девочка?
Как обращается Айога к матери?
Почему мама не дает лепешку дочери?
Хочется ли лепешки девочки? Докажи.
Почему мама не пожалела свою дочку и не дала ей
лепешку?
Почему мать отдала лепешку соседской девочке?
Работа в группах по одному вопросу каждой
группе(поток)
Проверка ответов
Чтение по ролям (Группы)
Подготовьте следующий отрывок к чтению по ролям до
слов «Вот однажды…».
- Какие действующие лица участвуют в диалоге?
– Каким тоном будете читать за Айогу?
– Каким голосом будем читать за мать?
- За соседскую девочку будет читать
Проверка. (ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ)
Послушайте, оцените, как ребята передадут характер
героинь голосом.
Сравните, как читали группы по критериям, которые вы
видите на экране.
- Как этот отрывок характеризует Айогу и соседскую
Читают по
ролям,
оценивают
ФО групп по
заданным
критериям
Презентация к уроку.
Учебник
учебник
девочку?
- Какие действующие лица противопоставляются в сказке?
Рабочая тетрадь работа в паре,
Чтобы вы еще добавили?
( Карточки – ЛЕНИВАЯ, ГРУБАЯ, ТРУДОЛЮБИВАЯ,
ЛАСКОВАЯ, УСЛУЖЛИВАЯ, ЩЕДРАЯ, ЗЛАЯ, ДОБРАЯ,
ХВАСТЛИВАЯ, КРИКЛИВАЯ, СПОКОЙНАЯ,
ЗЛОБНАЯ)
Физминутка
Гуси серые летели,
На лужайку тихо сели.
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.
Оцени, была ли Айога действительно красивой девочкой?
Как вы думаете, почему именно в гуся превратилась
Айога?
Рабочая тетрадь Синквейн
№3 в рабочей тетради – выбери пословицу
Какой вывод мы можем сделать? Чему учит нас эта
сказка?
Эта
сказка
учит не быть самовлюблёнными, гордыми и
эгоистичными, помогать родным и развивать внутреннюю
красоту. В народе не любили ленивых, заносчивых,
горделивых, поэтому конец сказки печальный: девочка
наказана.
Могла ли такая история произойти в реальной жизни?
Тогда к какому типу сказок мы ее отнесем
Чем бытовая сказка отличается от волшебной?
Работа по учебнику с 80 – вывод
Дополнение кластера
Написание письма Айоге
Чтение советов Айоге
Домашнее задание – индивидуальные карточки
работу группы
по критериям
составляют
характеристик
у героиням
Составляют
синквейн
объясняют
признаки
бытовой
сказки
ФО Словесное
оценивание
устное
взаимооценива
ние
ФО Словесная
похвала
ФО Устное
взаимооценива
Рабочая тетрадь
Рабочая тетрадь
Доска, таблицы со
словами
Рабочая тетрадь
(Даются комментарии по домашнему заданию)
Читатель – исследователь!
Если тебя заинтересовала тема нашего разговора, дома
выполни любое задание на выбор:
№ 1.Перескажи сказку от лица главной героини
№ 2. Подбери и запиши подходящие к сказке пословицы:
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
__
№ 3. Изобрази на рисунке душу Айоги в виде растения,
животного или другого предмета. Обоснуй выбор
предмета.
№ 4. Придумай своё продолжение сказки.
IX. Итог.
- Как вы думаете, Айога:
А) твоя современница,
Б) девочка, которая жила много столетий назад,
В) девочка, которая никогда не существовала, ее просто
выдумали?
А в наши дни встречаются люди, которые любуются
только собой, никого вокруг не замечая?
Прочитайте вопрос: МОЖНО ЛИ ГОРДИТЬСЯ
КРАСОТОЙ?
Изменилось ли ваше первоначальное мнение?
В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни,
что ждет человека, который не видит кроме себя никого и
ничего? (Одиночество).
XI.Оценивание. Рефлексия. Прогнозирование
ние
карточки
Подведём итоги работы на уроке. Продолжи фразу:
- Я похвалю своего одноклассника за то, что…
- Самым сложным на уроке было…
- Самым интересным на уроке было…
- Урок заставил меня задуматься о том, что…
-Посмотрите на кластер и сформулируйте цель следующего
урока
Помните, дети, что сказка – ложь, да в ней намек, добрым
молодцам урок.
подводят итог
урока, делают
вывод,
определяют
цель
следующего
урока
ФО по
критериям
презентация