Автор: Исмагилов Вадим Римович
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГАПОУ БАК
Населённый пункт: рп.Чишмы Республика Башкортостан
Наименование материала: рабочая программа учебной дисциплины
Тема: " Материаловедение "
Раздел: среднее профессиональное
Филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения
Башкирский агропромышленный колледж р.п. Чишмы
РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ПЦК общепрофессиональных И.о. заведующего филиалом ГАПОУ БАК
дисциплин и профессиональных модулей р.п. Чишмы
Протокол №1 от «26» августа 2024 г. ___________ Л.М.Валиахметова
Председатель ПЦК
_________________
С.А. Хайруллина
«26» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.05 Материаловедение
специальность 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной
техники и оборудования
2024-2028 учебные годы
2024 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.05 Материаловедение
разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС)
по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)
35.02.16
Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, укрупненная
группа:35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
(
Приказ Минпросвещения России от
14.04.2022 N 235) с учетом Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
03.07.2024 № 464"О внесении изменений в федеральные государственные
образовательные стандарты среднего профессионального образования" (Зарегистрирован
09.08.2024 № 79088)
Организация - разработчик: Филиал ГАПОУ БАК р.п. Чишмы
Разработчики: Исмагилов В.Р.- преподаватель
Рассмотрено и утверждено на заседании
педагогического совета
Протокол №4 от «28»августа 2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………….4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………7
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………12
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………….13
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.05 Материаловедение является обязательной частью
МДМ 01 ПООП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.16 Эксплуатация
и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения при
производстве, ремонте и модернизации сельскохозяйственной техники;
- выбирать способы соединения материалов и деталей;
- назначать способы и режимы упрочения деталей и способы их восстановления при
ремонте сельскохозяйственной техники исходя из их эксплуатационного назначения;
- обрабатывать детали из основных материалов;
- проводить расчеты режимов резания.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- строение и свойства машиностроительных материалов;
- методы оценки свойств машиностроительных материалов;
- области применения материалов;
-классификацию и маркировку основных материалов, применяемых для изготовления
деталей сельскохозяйственной техники и ремонта;
- методы защиты от коррозии сельскохозяйственной техники и ее деталей;
- способы обработки материалов;
- инструменты и станки для обработки металлов резанием, методику расчета режимов
резания;
- инструменты для слесарных работ.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1, ОК 2, ОК
7, ОК 9, ПК 1.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.10, ЛР4, ЛР6, ЛР13, ЛР14
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК, ОК
Умения
Знания
ОК 01.
Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам
распознавать
задачу
и/или
проблему
в
профессиональном
и/или
социальном контексте;
актуальный профессиональный
и
социальный
контекст,
в
котором приходится работать и
жить
ОК 02.
Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
определять задачи для поиска
информации
номенклатура информационных
источников,
применяемых
в
профессиональной
деятельности;
ОК 07.
Содействовать
сохранению
соблюдать
нормы
экологической безопасности;
правила
экологической
безопасности
при
ведении
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях
профессиональной
деятельности;
ОК 09.
Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
оформлять результаты поиска,
применять
средства
информационных
технологий
для
решения
профессиональных задач
формат
оформления
результатов
поиска
информации,
современные
средства
и
устройства
информатизации
ПК 1.2 Проводить
техническое
обслуживание
сельскохозяйственной
техники при
эксплуатации, хранении и
в особых условиях
эксплуатации, в том числе
сезонное техническое
обслуживание.
Визуально
определять
техническое
состояние
сельскохозяйственной техники
и оборудования, устанавливать
наличие
внешних
повреждений, диагностировать
неисправности и износ деталей
и узлов
Технические
характеристики,
конструктивные
особенности,
назначение,
режимы
работы
сельскохозяйственной
техники
и оборудования
ПК 2.3 Определять
способы ремонта
(способы устранения
неисправности)
сельскохозяйственной
техники в соответствии с
ее техническим
состоянием и ресурсы,
необходимые для
проведения ремонта.
Выявлять
причины
неисправностей
сельскохозяйственной техники
Подбирать
ремонтные
материалы,
выполнять
техническое
обслуживание
машин
и
сборочных единиц.
Технические
характеристики,
конструктивные
особенности,
назначение,
режимы
работы
сельскохозяйственной техники
ПК 2.4
Выполнять
восстановление
работоспособности или
замену детали (узла)
сельскохозяйственной
техники.
Подбирать
ремонтные
материалы,
выполнять
техническое
обслуживание
машин
и
сборочных единиц.
Технические
характеристики,
конструктивные
особенности,
назначение,
режимы
работы
сельскохозяйственной техники
ПК 2.10
Оформлять
документы
о
проведении ремонта
сельскохозяйственной
техники и оборудования,
составлять
техническую
документацию на
списание
сельскохозяйственной
техники, непригодной к
эксплуатации, готовить
предложения по
повышению
эффективности
Осуществлять
проверку
работоспособности
и
настройку
инструмента,
оборудования,
сельскохозяйственной техники
Проводить
обкатку
и
испытания
машин
и
их
сборочных
единиц,
и
оборудования
Технические
характеристики,
конструктивные
особенности,
назначение,
режимы
работы
сельскохозяйственной техники
технического
обслуживания и ремонта
сельскохозяйственной
техники и оборудования в
организации.
ЛР
4
Проявляющий
и
демонстрирующий
уважение
к
людям
труда,
осознающий
ценность
собственного
труда.
Стремящийся
к
формированию
в
сетевой
среде
личностно
и
профессионального конструктивного «цифрового следа».
ЛР 6 Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий
познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и профессионального
маршрута,выбранной квалификации
ЛР 13 Демонстрирующий готовность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной
деятельности
ЛР 14 Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
54
в т.ч. в форме практической подготовки
22
в т. ч.:
теоретическое обучение
31
практические занятия
22
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
1
Самостоятельная работа
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
Объем, акад. ч
/ в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад ч
Код ПК,
ОК, ЛР
1
2
3
Раздел 1. Металловедение
25
Тема 1.1 Строение и
свойства
машиностроительных
материалов
Содержание учебного материала
2
ПК 1.2
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.10
ОК 01
ОК 02
ОК 07
ОК 09
ЛР
4,6,13,14
1. Классификация металлов. Атомно–кристаллическое строение металлов. Анизотропность и
ее значение в технике. Аллотропические превращения в металлах.
2
В том числе практических занятий
2
1.Типы сплавов: механические смеси, твердые растворы, химические соединения
2
Тема 1.2
Сплавы
железа с углеродом
Содержание учебного материала
6
ПК 1.2
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.10
ОК 01
ОК 02
ОК 07
ОК 09
ЛР
4,6,13,14
1.
Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов.
2
2.
Углеродистые стали и их свойства. Классификация, маркировка и область применения
углеродистых сталей.
2
3.
Легированные стали. Классификация, маркировка и область применения легированных
сталей.
2
В том числе практических занятий
4
1.Исследование структуры железоуглеродистых сплавов, находящихся в равновесном
состоянии.
2
2.
Расшифровка различных марок сталей и чугунов.
2
Тема 1.3.
Обработка
деталей из основных
материалов
Содержание учебного материала
4
ПК 1.2
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.10
ОК 01
ОК 02
ОК 07
ОК 09
Способы обработки материалов. Основы термической обработки металлов. Классификация
видов термической обработки металлов. Превращения при нагревании и охлаждении стали.
Химико-термическая обработка металлов: цементация, азотирование, цианирование и
хромирование.
4
ЛР
4,6,13,14
В том числе практических занятий
2
Термическая обработка углеродистой стали. Закалка и отпуск стали.
Химико-термическая обработка легированной стали.
2
Тема 1.4 Цветные
металлы и сплавы
Содержание учебного материала
3
ПК 1.2
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.10
ОК 01
ОК 02
ОК 07
ОК 09
ЛР
4,6,13,14
1.
Сплавы цветных металлов: сплавы на медной основе, сплавы на основе алюминия и титана.
Маркировка, свойства и применение.
3
В том числе практических занятий
2
1.
Изучение микроструктур цветных металлов и сплавов на их основе.
Расшифровка различных марок сплавов цветных металлов.
2
Раздел 2. Неметаллические материалы
24
Тема 2.1. Пластмассы,
антифрикционные,
композитные материалы
Содержание учебного материала
4
1.
Виды пластмасс: термореактивные и термопластичные пластмассы. Способы переработки
пластмасс и их области применения в автомобилестроении и ремонтном производстве
Характеристика и область применения антифрикционных материалов.
Композитные материалы. Применение, область применения
для внесения удобрений
4
ПК 1.2
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.10
ОК 01
ОК 02
ОК 07
ОК 09
ЛР
4,6,13,14
В том числе практических занятий
2
1.
Определение видов пластмасс и их ремонтопригодности.
Определение строения и свойств композитных материалов
2
Тема 2.2.
Автомобильные
эксплуатационные
материалы
Содержание учебного материала
3
ПК 1.2
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.10
ОК 01
ОК 02
ОК 07
ОК 09
ЛР
4,6,13,14
1.
Автомобильные бензины и дизельные топлива.
Характеристика и классификация автомобильных топлив.
Автомобильные масла. Классификация и применение автомобильных масел. Автомобильные
специальные жидкости.
Классификация и применение специальных жидкостей.
3
В том числе практических занятий
2
1.
Определение качества бензина, дизельного топлива.
Определение качества пластичной смазки.
2
Тема 2.3 Обивочные,
прокладочные,
уплотнительные и
электроизоляционные
материалы
Содержание учебного материала
3
ПК 1.2
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.10
ОК 01
ОК 02
ОК 07
ОК 09
ЛР
4,6,13,14
Назначение и область применения обивочных материалов. Классификация обивочных
материалов.
Назначение
и
область
применения
прокладочных
и
уплотнительных
материалов.
Классификация прокладочных и уплотнительных материалов
Назначение и область применения электроизоляционных материалов.
3
Самостоятельная работа обучающихся
2
Опорный конспект на тему: "Классификация электроизоляционных материалов"
Тема 2.4. Резиновые
материалы
Содержание учебного материала
2
1.
Каучук строение, свойства, область применения.
Свойства резины, основные компоненты резины. Физико-механические свойства резины.
Организация экономного использования автомобильных шин.
2
ПК 1.2
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.10
ОК 01
ОК 02
ОК 07
ОК 09
ЛР
4,6,13,14
В том числе практических занятий
2
1.
Устройство автомобильных шин. Увеличение срока службы шин за счет своевременного и
качественного ремонта
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
Опорный конспект на тему: "Изменение свойств резины в процессе старения, от температуры,
от контакта с жидкостями."
Тема 2.5.
Лакокрасочные
материалы
Содержание учебного материала
2
1.
Назначение лакокрасочных материалов. Компоненты лакокрасочных материалов.
Требования к лакокрасочным материалам.
2
В том числе практических занятий
2
1.
Подбор лакокрасочных материалов. Способы нанесения лакокрасочных материалов на
металлические поверхности
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
Опорный конспект на тему:
Маркировка, способы приготовления красок и нанесение их на
поверхности.
Раздел 3. Обработка деталей на металлорежущих станках
4
Тема 3.1Способы
обработки материалов
.
Содержание учебного материала
2
ПК 1.2
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.10
ОК 01
ОК 02
ОК 07
ОК 09
Виды и способы обработки материалов.
Инструменты для выполнения слесарных работ.
Оборудование и инструменты для механической обработки металлов.
Выбор режимов резания.
2
В том числе практических и лабораторных занятий
2
1.
Расчет режимов резания при механической обработке металлов на различных станках.
2
ЛР
4,6,13,14
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
1
Всего:
54
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Для
реализации
программы
учебной
дисциплины
предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Механических испытаний материалов», оснащенный оборудованием и
техническими
средствами
обучения,
оснащенный
в
соответствии
с
п.
6.1.2.1
образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для
использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Адаскин А. М. Материаловедение (металлообработка): учебное пособие/ А. М.
Адаскин, В. М. Зуев. – М.: ОИЦ «Академия», 2014. – 288 с.
2.
Основы материаловедения (металлообработка): учебное пособие / под ред. В. Н.
Заплатина. - М.: ОИЦ «Академия», 2013. – 272 с.
3.
Рогов, В. А. Современные машиностроительные материалы и заготовки: учебное
пособие/ В. А. Рогов, Г. Г. Позняк. – М.: ОИЦ «Академия», 2013. – 336 с.
4.
Черепахин
А.А., Материаловедение: учебник/ А.А. Черепахин. – М.: ОИЦ
«Академия», 2014. – 320 с.
5.
Чумаченко Ю. Т. Материаловедение для автомехаников:учеб. пособие/ Ю. Т.
Чумаченко, Г. В. Чумаченко, А. И. Герасименко. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2013. -
408 с.
3.2.2.
Электронные издания (электронные ресурсы)
1.Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. –
Санкт-Петербург, 2010-2016.
2.Электронно-библиотечная
система
«Университетская
библиотека
онлайн
[Электронный ресурс]. – Москва, 2001-2016.
3.Издательский центр «Академия» [Электронный ресурс] : сайт. – Москва, 2016. –
4.Электронная
библиотечная
система
Издательства
«Проспект
Науки»
[Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2010-2016.
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Справочное пособие по материаловедению (металлообработка): учебное пособие
для нач. проф. образования / под ред. В. Н. Заплатина. – М.: Издательский центр
«Академия», 2012. – 224 с.
2.
Лабораторный
практикум
по
материаловедению
в
машиностроении
и
металлообработке/ под ред. В. Н. Заплатина. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
– 240 с.
3.
Оськин В.А. Практикум по материаловедению и технологии конструкционных
материалов/ В.А. Оськин, В.Н. Байкалова.– М.:КОЛОСС, 2012. -160с.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
строение и свойства
машиностроительных
материалов
Перечислены все свойства
машиностроительных
материалов и указано
правильное их строение
тестовый контроль
методы оценки свойств
машиностроительных
материалов
Метод оценки свойств
машиностроительных
материалов выбран в
соответствии с поставленной
задачей
устный опрос, тестовый
контроль,
самостоятельная работа
области применения
материалов
Область применения
материалов соответствует
техническим условиям
материалов
устный опрос, тестовый
контроль,
самостоятельная работа
классификацию и
маркировку основных
материалов
Классификация и маркировка
соответствуют ГОСТу на
использование материалов
устный опрос, тестовый
контроль,
самостоятельная работа
методы защиты от
коррозии
Перечислены все основные
методы защиты от коррозии и
дана их краткая характеристика
устный опрос, тестовый
контроль, контрольная
работа, самостоятельная
работа
способы обработки
материалов
Соответствие способа
обработки назначению
материала
практические , устный
опрос, тестовый
контроль
Перечень умений,
выбирать материалы на
основе анализа их
свойств для конкретного
применения
Выбор материала проведен в
соответствии со свойствами
материалов и поставленными
задачами
практические работы,
самостоятельная работа,
тестовый контроль
выбирать способы
соединения материалов
Выбор способов соединений
проведен в соответствии с
заданием.
практические работы,
самостоятельная работа
обрабатывать детали из
основных материалов
Выбор метода обработки
детали соответствует типу и
свойствам материала
самостоятельная работа