Напоминание

" Материаловедение "


Автор: Исмагилов Вадим Римович
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГАПОУ БАК
Населённый пункт: рп.Чишмы Республика Башкортостан
Наименование материала: рабочая программа учебной дисциплины
Тема: " Материаловедение "
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения

Башкирский агропромышленный колледж р.п. Чишмы

РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ПЦК общепрофессиональных И.о. заведующего филиалом ГАПОУ БАК

дисциплин и профессиональных модулей р.п. Чишмы

Протокол №1 от «26» августа 2024 г. ___________ Л.М.Валиахметова

Председатель ПЦК

_________________

С.А. Хайруллина

«26» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ОП.05 Материаловедение

специальность 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной

техники и оборудования

2024-2028 учебные годы

2024 г.

Рабочая программа учебной дисциплины

ОП.05 Материаловедение

разработана на

основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС)

по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)

35.02.16

Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, укрупненная

группа:35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство

(

Приказ Минпросвещения России от

14.04.2022 N 235) с учетом Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от

03.07.2024 № 464"О внесении изменений в федеральные государственные

образовательные стандарты среднего профессионального образования" (Зарегистрирован

09.08.2024 № 79088)

Организация - разработчик: Филиал ГАПОУ БАК р.п. Чишмы

Разработчики: Исмагилов В.Р.- преподаватель

Рассмотрено и утверждено на заседании

педагогического совета

Протокол №4 от «28»августа 2024г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………….4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………7

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………12

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………….13

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОП.05 Материаловедение является обязательной частью

МДМ 01 ПООП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.16 Эксплуатация

и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения

учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения при

производстве, ремонте и модернизации сельскохозяйственной техники;

- выбирать способы соединения материалов и деталей;

- назначать способы и режимы упрочения деталей и способы их восстановления при

ремонте сельскохозяйственной техники исходя из их эксплуатационного назначения;

- обрабатывать детали из основных материалов;

- проводить расчеты режимов резания.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- строение и свойства машиностроительных материалов;

- методы оценки свойств машиностроительных материалов;

- области применения материалов;

-классификацию и маркировку основных материалов, применяемых для изготовления

деталей сельскохозяйственной техники и ремонта;

- методы защиты от коррозии сельскохозяйственной техники и ее деталей;

- способы обработки материалов;

- инструменты и станки для обработки металлов резанием, методику расчета режимов

резания;

- инструменты для слесарных работ.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1, ОК 2, ОК

7, ОК 9, ПК 1.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.10, ЛР4, ЛР6, ЛР13, ЛР14

1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и

знания

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01.

Выбирать

способы решения задач

профессиональной

деятельности

применительно к

различным контекстам

распознавать

задачу

и/или

проблему

в

профессиональном

и/или

социальном контексте;

актуальный профессиональный

и

социальный

контекст,

в

котором приходится работать и

жить

ОК 02.

Использовать

современные средства

поиска, анализа и

интерпретации

информации и

информационные

технологии для

выполнения задач

профессиональной

деятельности

определять задачи для поиска

информации

номенклатура информационных

источников,

применяемых

в

профессиональной

деятельности;

ОК 07.

Содействовать

сохранению

соблюдать

нормы

экологической безопасности;

правила

экологической

безопасности

при

ведении

окружающей среды,

ресурсосбережению,

применять знания об

изменении климата,

принципы бережливого

производства,

эффективно

действовать в

чрезвычайных

ситуациях

профессиональной

деятельности;

ОК 09.

Пользоваться

профессиональной

документацией на

государственном и

иностранном языках

оформлять результаты поиска,

применять

средства

информационных

технологий

для

решения

профессиональных задач

формат

оформления

результатов

поиска

информации,

современные

средства

и

устройства

информатизации

ПК 1.2 Проводить

техническое

обслуживание

сельскохозяйственной

техники при

эксплуатации, хранении и

в особых условиях

эксплуатации, в том числе

сезонное техническое

обслуживание.

Визуально

определять

техническое

состояние

сельскохозяйственной техники

и оборудования, устанавливать

наличие

внешних

повреждений, диагностировать

неисправности и износ деталей

и узлов

Технические

характеристики,

конструктивные

особенности,

назначение,

режимы

работы

сельскохозяйственной

техники

и оборудования

ПК 2.3 Определять

способы ремонта

(способы устранения

неисправности)

сельскохозяйственной

техники в соответствии с

ее техническим

состоянием и ресурсы,

необходимые для

проведения ремонта.

Выявлять

причины

неисправностей

сельскохозяйственной техники

Подбирать

ремонтные

материалы,

выполнять

техническое

обслуживание

машин

и

сборочных единиц.

Технические

характеристики,

конструктивные

особенности,

назначение,

режимы

работы

сельскохозяйственной техники

ПК 2.4

Выполнять

восстановление

работоспособности или

замену детали (узла)

сельскохозяйственной

техники.

Подбирать

ремонтные

материалы,

выполнять

техническое

обслуживание

машин

и

сборочных единиц.

Технические

характеристики,

конструктивные

особенности,

назначение,

режимы

работы

сельскохозяйственной техники

ПК 2.10

Оформлять

документы

о

проведении ремонта

сельскохозяйственной

техники и оборудования,

составлять

техническую

документацию на

списание

сельскохозяйственной

техники, непригодной к

эксплуатации, готовить

предложения по

повышению

эффективности

Осуществлять

проверку

работоспособности

и

настройку

инструмента,

оборудования,

сельскохозяйственной техники

Проводить

обкатку

и

испытания

машин

и

их

сборочных

единиц,

и

оборудования

Технические

характеристики,

конструктивные

особенности,

назначение,

режимы

работы

сельскохозяйственной техники

технического

обслуживания и ремонта

сельскохозяйственной

техники и оборудования в

организации.

ЛР

4

Проявляющий

и

демонстрирующий

уважение

к

людям

труда,

осознающий

ценность

собственного

труда.

Стремящийся

к

формированию

в

сетевой

среде

личностно

и

профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 6 Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий

познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и профессионального

маршрута,выбранной квалификации

ЛР 13 Демонстрирующий готовность вести диалог с другими людьми, достигать в нем

взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной

деятельности

ЛР 14 Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию

успешной профессиональной и общественной деятельности

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

54

в т.ч. в форме практической подготовки

22

в т. ч.:

теоретическое обучение

31

практические занятия

22

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

1

Самостоятельная работа

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем, акад. ч

/ в том числе в

форме

практической

подготовки,

акад ч

Код ПК,

ОК, ЛР

1

2

3

Раздел 1. Металловедение

25

Тема 1.1 Строение и

свойства

машиностроительных

материалов

Содержание учебного материала

2

ПК 1.2

ПК 2.3

ПК 2.4

ПК 2.10

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ОК 09

ЛР

4,6,13,14

1. Классификация металлов. Атомно–кристаллическое строение металлов. Анизотропность и

ее значение в технике. Аллотропические превращения в металлах.

2

В том числе практических занятий

2

1.Типы сплавов: механические смеси, твердые растворы, химические соединения

2

Тема 1.2

Сплавы

железа с углеродом

Содержание учебного материала

6

ПК 1.2

ПК 2.3

ПК 2.4

ПК 2.10

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ОК 09

ЛР

4,6,13,14

1.

Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов.

2

2.

Углеродистые стали и их свойства. Классификация, маркировка и область применения

углеродистых сталей.

2

3.

Легированные стали. Классификация, маркировка и область применения легированных

сталей.

2

В том числе практических занятий

4

1.Исследование структуры железоуглеродистых сплавов, находящихся в равновесном

состоянии.

2

2.

Расшифровка различных марок сталей и чугунов.

2

Тема 1.3.

Обработка

деталей из основных

материалов

Содержание учебного материала

4

ПК 1.2

ПК 2.3

ПК 2.4

ПК 2.10

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ОК 09

Способы обработки материалов. Основы термической обработки металлов. Классификация

видов термической обработки металлов. Превращения при нагревании и охлаждении стали.

Химико-термическая обработка металлов: цементация, азотирование, цианирование и

хромирование.

4

ЛР

4,6,13,14

В том числе практических занятий

2

Термическая обработка углеродистой стали. Закалка и отпуск стали.

Химико-термическая обработка легированной стали.

2

Тема 1.4 Цветные

металлы и сплавы

Содержание учебного материала

3

ПК 1.2

ПК 2.3

ПК 2.4

ПК 2.10

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ОК 09

ЛР

4,6,13,14

1.

Сплавы цветных металлов: сплавы на медной основе, сплавы на основе алюминия и титана.

Маркировка, свойства и применение.

3

В том числе практических занятий

2

1.

Изучение микроструктур цветных металлов и сплавов на их основе.

Расшифровка различных марок сплавов цветных металлов.

2

Раздел 2. Неметаллические материалы

24

Тема 2.1. Пластмассы,

антифрикционные,

композитные материалы

Содержание учебного материала

4

1.

Виды пластмасс: термореактивные и термопластичные пластмассы. Способы переработки

пластмасс и их области применения в автомобилестроении и ремонтном производстве

Характеристика и область применения антифрикционных материалов.

Композитные материалы. Применение, область применения

для внесения удобрений

4

ПК 1.2

ПК 2.3

ПК 2.4

ПК 2.10

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ОК 09

ЛР

4,6,13,14

В том числе практических занятий

2

1.

Определение видов пластмасс и их ремонтопригодности.

Определение строения и свойств композитных материалов

2

Тема 2.2.

Автомобильные

эксплуатационные

материалы

Содержание учебного материала

3

ПК 1.2

ПК 2.3

ПК 2.4

ПК 2.10

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ОК 09

ЛР

4,6,13,14

1.

Автомобильные бензины и дизельные топлива.

Характеристика и классификация автомобильных топлив.

Автомобильные масла. Классификация и применение автомобильных масел. Автомобильные

специальные жидкости.

Классификация и применение специальных жидкостей.

3

В том числе практических занятий

2

1.

Определение качества бензина, дизельного топлива.

Определение качества пластичной смазки.

2

Тема 2.3 Обивочные,

прокладочные,

уплотнительные и

электроизоляционные

материалы

Содержание учебного материала

3

ПК 1.2

ПК 2.3

ПК 2.4

ПК 2.10

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ОК 09

ЛР

4,6,13,14

Назначение и область применения обивочных материалов. Классификация обивочных

материалов.

Назначение

и

область

применения

прокладочных

и

уплотнительных

материалов.

Классификация прокладочных и уплотнительных материалов

Назначение и область применения электроизоляционных материалов.

3

Самостоятельная работа обучающихся

2

Опорный конспект на тему: "Классификация электроизоляционных материалов"

Тема 2.4. Резиновые

материалы

Содержание учебного материала

2

1.

Каучук строение, свойства, область применения.

Свойства резины, основные компоненты резины. Физико-механические свойства резины.

Организация экономного использования автомобильных шин.

2

ПК 1.2

ПК 2.3

ПК 2.4

ПК 2.10

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ОК 09

ЛР

4,6,13,14

В том числе практических занятий

2

1.

Устройство автомобильных шин. Увеличение срока службы шин за счет своевременного и

качественного ремонта

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

Опорный конспект на тему: "Изменение свойств резины в процессе старения, от температуры,

от контакта с жидкостями."

Тема 2.5.

Лакокрасочные

материалы

Содержание учебного материала

2

1.

Назначение лакокрасочных материалов. Компоненты лакокрасочных материалов.

Требования к лакокрасочным материалам.

2

В том числе практических занятий

2

1.

Подбор лакокрасочных материалов. Способы нанесения лакокрасочных материалов на

металлические поверхности

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

Опорный конспект на тему:

Маркировка, способы приготовления красок и нанесение их на

поверхности.

Раздел 3. Обработка деталей на металлорежущих станках

4

Тема 3.1Способы

обработки материалов

.

Содержание учебного материала

2

ПК 1.2

ПК 2.3

ПК 2.4

ПК 2.10

ОК 01

ОК 02

ОК 07

ОК 09

Виды и способы обработки материалов.

Инструменты для выполнения слесарных работ.

Оборудование и инструменты для механической обработки металлов.

Выбор режимов резания.

2

В том числе практических и лабораторных занятий

2

1.

Расчет режимов резания при механической обработке металлов на различных станках.

2

ЛР

4,6,13,14

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

1

Всего:

54

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.

Для

реализации

программы

учебной

дисциплины

предусмотрены

следующие специальные помещения:

Кабинет «Механических испытаний материалов», оснащенный оборудованием и

техническими

средствами

обучения,

оснащенный

в

соответствии

с

п.

6.1.2.1

образовательной программы по специальности.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации

имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для

использования в образовательном процессе.

3.2.1. Основные печатные издания

1.

Адаскин А. М. Материаловедение (металлообработка): учебное пособие/ А. М.

Адаскин, В. М. Зуев. – М.: ОИЦ «Академия», 2014. – 288 с.

2.

Основы материаловедения (металлообработка): учебное пособие / под ред. В. Н.

Заплатина. - М.: ОИЦ «Академия», 2013. – 272 с.

3.

Рогов, В. А. Современные машиностроительные материалы и заготовки: учебное

пособие/ В. А. Рогов, Г. Г. Позняк. – М.: ОИЦ «Академия», 2013. – 336 с.

4.

Черепахин

А.А., Материаловедение: учебник/ А.А. Черепахин. – М.: ОИЦ

«Академия», 2014. – 320 с.

5.

Чумаченко Ю. Т. Материаловедение для автомехаников:учеб. пособие/ Ю. Т.

Чумаченко, Г. В. Чумаченко, А. И. Герасименко. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2013. -

408 с.

3.2.2.

Электронные издания (электронные ресурсы)

1.Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. –

Санкт-Петербург, 2010-2016.

2.Электронно-библиотечная

система

«Университетская

библиотека

онлайн

[Электронный ресурс]. – Москва, 2001-2016.

3.Издательский центр «Академия» [Электронный ресурс] : сайт. – Москва, 2016. –

4.Электронная

библиотечная

система

Издательства

«Проспект

Науки»

[Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2010-2016.

3.2.3. Дополнительные источники

1.

Справочное пособие по материаловедению (металлообработка): учебное пособие

для нач. проф. образования / под ред. В. Н. Заплатина. – М.: Издательский центр

«Академия», 2012. – 224 с.

2.

Лабораторный

практикум

по

материаловедению

в

машиностроении

и

металлообработке/ под ред. В. Н. Заплатина. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.

– 240 с.

3.

Оськин В.А. Практикум по материаловедению и технологии конструкционных

материалов/ В.А. Оськин, В.Н. Байкалова.– М.:КОЛОСС, 2012. -160с.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

строение и свойства

машиностроительных

материалов

Перечислены все свойства

машиностроительных

материалов и указано

правильное их строение

тестовый контроль

методы оценки свойств

машиностроительных

материалов

Метод оценки свойств

машиностроительных

материалов выбран в

соответствии с поставленной

задачей

устный опрос, тестовый

контроль,

самостоятельная работа

области применения

материалов

Область применения

материалов соответствует

техническим условиям

материалов

устный опрос, тестовый

контроль,

самостоятельная работа

классификацию и

маркировку основных

материалов

Классификация и маркировка

соответствуют ГОСТу на

использование материалов

устный опрос, тестовый

контроль,

самостоятельная работа

методы защиты от

коррозии

Перечислены все основные

методы защиты от коррозии и

дана их краткая характеристика

устный опрос, тестовый

контроль, контрольная

работа, самостоятельная

работа

способы обработки

материалов

Соответствие способа

обработки назначению

материала

практические , устный

опрос, тестовый

контроль

Перечень умений,

выбирать материалы на

основе анализа их

свойств для конкретного

применения

Выбор материала проведен в

соответствии со свойствами

материалов и поставленными

задачами

практические работы,

самостоятельная работа,

тестовый контроль

выбирать способы

соединения материалов

Выбор способов соединений

проведен в соответствии с

заданием.

практические работы,

самостоятельная работа

обрабатывать детали из

основных материалов

Выбор метода обработки

детали соответствует типу и

свойствам материала

самостоятельная работа



В раздел образования