Напоминание

Связь гендерных стереотипов и коммуникативной толерантности студентов


Автор: Макасеева Диана Александровна
Должность: студент
Учебное заведение: Белгородского государственного национального исследовательского университета
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: Связь гендерных стереотипов и коммуникативной толерантности студентов
Раздел: высшее образование





Назад




СВЯЗЬ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ И КОММУНИКАТИВНОЙ

ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Макасеева Диана Александровна

Белгородский государственный национальный исследовательский

университет, студент, город Белгород, Россия

Научный руководитель: Овсяникова Елена Алексеевна

Белгородский государственный национальный исследовательский

университет, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры

возрастной и социальной психологии, город Белгород, Россия

Аннотация: работа посвящена изучению связи гендерных стереотипов

и коммуникативной толерантности студентов.

По результатам нашего

исследования, у студентов с андрогинным и недифференцированным

полоролевым типом уровень коммуникативной толерантности выше, чем у

студентов с феминным и маскулинным гендерным типом.

Ключевые

слова:

гендерные

стереотипы,

коммуникативная

толерантность, общение, студенты, межличностные отношения.

THE RELATIONSHIP BETWEEN GENDER STEREOTYPES AND

STUDENTS' COMMUNICATIVE TOLERANCE

Makaseeva D.A.

Belgorod State National Research University, student, Belgorod, Russia

Scientific supervisor: Ovsyanikova E. A.

Belgorod State National Research University, Candidate of Psychological

Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Age and

Social Psychology, Belgorod, Russia

Abstract: the work is devoted to the study of the relationship between gender

stereotypes and students' communicative tolerance. According to the results of our

study, students with an androgynous and undifferentiated gender role type have a

higher level of communicative tolerance than students with a feminine and

masculine gender type.

Keywords: gender stereotypes, communicative tolerance, communication,

students, interpersonal relationships.

Исследование процесса общения среди студентов в социальной

психологии имеет высокую актуальность, поскольку оно затрагивает ряд

важных аспектов в современном образовании и обществе. Эффективная

коммуникация

среди

студентов

способствует

их

психосоциальному

благополучию

и

приобретению

навыка

общения,

необходимого

для

дельнейшего развития. Социальные навыки и умения взаимодействия с

окружающими имеют важное значение для дальнейшего развития студентов.

Социум постоянно меняется, и с ним меняются и стили общения, что

обуславливает

необходимость

исследования

факторов,

оказывающих

влияние на способы взаимодействия между студентами [1; 2].

Вопросами

изучения

межличностного

общения

занимались

как

отечественные, так и зарубежные авторы такие как Б. Г. Ананьева, А. А.

Бодалева, А. А. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, Б. Д. Парыгина, А. В. Петровского,

а также зарубежных ученых: М. Аргайла, Э. Банлаки, Э. Берна, А. Джерарда,

И. Джоунса, М. Кроута, Ф. Ленарда, Г. Олпорта, А. Олсена, Я. Яноушека и

др.

Однако, не смотря на достаточную проработанность проблемы, вопросы

роли гендерных стереотипов в процессе общения у студентов требуют

дальнейшего исследования [3].

Цель

статьи

исследовать

связь

гендерных

стереотипов

и

коммуникативной толерантности студентов.

В нашем исследовании мы использовали методики исследования:

полоролевой опросник (С.С. Бем); и тест-опросник «Коммуникативной

толерантности» (В.В. Бойко). В качестве статистического критерия анализа

полученной информации применялся коэффициент корреляции Пирсона.

Исследование проводилось на базе НИУ «БелГУ» среди студентов 2

курса, в количестве 60 человек.

Приступим к обсуждению полученных результатов эмпирического

исследования.

С

помощью

полоролевого

опросника

(С.С.

Бем)

мы

определили, каковы доминирующие характеристики гендерных стереотипов

(рис.1).

девушки

юноши

0

10

20

30

40

50

60

70

80

63,89

22,22

25

13,89

75

Феминный

Андрогинный

Недифференцированный

Маскулинный

Рис.1. Выраженность показателей гендерных характеристик студентов (%)

На основе представленных данных рис.1 можно сделать следующие

выводы:

75% юношей проявляют маскулинную идентичность, девушки этого

типа не показали.

63,89% девушек проявляют фемининную идентичность, у

юношей этот тип не обнаружен.

22,22% девушек и 25% юношей обладают

андрогинным типом гендерной идентичности, то есть имеют черты обоих

полов.

13,89% девушек имеют недифференцированный тип гендерной

идентичности,

то

есть

сочетают

характеристики

разных

гендерных

стереотипов.

Далее мы провели оценку уровня развитости коммуникативной

толерантности студентов. Результаты исследования представлены в таблице

1.

Таблица 1

Распределение студентов по уровню коммуникативной толерантности (%)

Уровень

коммуникативной

толерантности

девушки

юноши

общее

%

%

%

Высокая

69,44

25,00

51,67

Средняя

30,56

75,00

48,33

Низкая

-

-

-

Итого

100

100

100

Результаты, представленные в таблице 1 видно, что большая часть

респондентов (51,67%) обладает высокой коммуникативной толерантностью,

что говорит о готовности принимать людей с их различиями. Однако почти

половина

студентов

(48,33%)

демонстрирует

средний

уровень

коммуникативной толерантности, что может указывать на потенциальные

конфликты из-за трудностей в принятии чужих ценностей и личностных

особенностей.

Интересно отметить, что девушки демонстрируют более высокий

уровень коммуникативной толерантности по сравнению с юношами: у 69%

девушек выявлен высокий уровень толерантности, свидетельствующий о

принятии других людей и меньшей склонности к конфликтам. Среди юношей

только 25% показали высокий уровень коммуникативной толерантности, что

может

объясняться

вспыльчивостью

и

юношеским

максимализмом,

характерными для этого возраста.

Для определения наличия связи между

гендерными нормами у юношей

и девушек и уровнем коммуникативной толерантности

был использован

коэффициент

корреляции

Пирсона.

Полученные

результаты

расчета

коэффициента корреляции Пирсона представлены в таблице 2.

Таблица 2

Расчет коэффициента корреляции Пирсона

Корреляции

Толерантность

Гендер

Толерантность

Корреляция Пирсона

1

-,712**

Знач. (двухсторонняя)

,000

N

60

60

Гендер

Корреляция Пирсона

-,712**

1

Знач. (двухсторонняя)

,000

N

60

60

**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

Коэффициент корреляции Пирсона показывает степень линейной

зависимости между двумя переменными. В данном случае коэффициент

корреляции между толерантностью и гендером составляет −0,712−0,712, что

указывает на сильную отрицательную корреляцию. Это означает, что с

увеличением одного показателя другой уменьшается, и наоборот.

Значение p (значимость двухсторонняя) равно 0,000, что значительно

меньше

стандартного

порога

значимости

0,05.

Это

подтверждает

статистическую значимость полученной корреляции на уровне 0,01. Таким

образом, можно утверждать, что существует значимая связь между уровнем

коммуникативной толерантности и гендером респондентов.

У студентов с андрогинным и недифференцированным полоролевым

типом уровень коммуникативной толерантности выше, что способствует

принятию

индивидуальных

особенностей

и

снижению

вероятности

конфликтов. Студенты с феминным и маскулинным гендерным типом

демонстрируют более низкий уровень толерантности, что увеличивает риск

недопонимания и конфликтов.

Следовательно,

выдвинутая гипотеза о том, что существует связь

гендерных стереотипов и коммуникативной толерантности подтверждается.

Библиографический список:

1. Клецина И.С. Гендерные нормы как социально-психологический

феномен: монография. – М: Проспект, 2017. – 144 с.

2. Семенова Л.Э. Содержание основных моделей процесса гендерной

социализации в современном обществе // Ярославский педагогический

вестник. – 2011. – No3. – С. 143-147

3. Титова, О. И. Взаимосвязь гендерных норм и отношения к

социальному взаимодействию / О. И. Титова, Е. С. Лалетина / Иркутск, 25–27

ноября 2021 года. – Иркутск: Аспринт, 2021. – С. 135-141.



В раздел образования