Авторы: Попова Нина Ивановна, Белоусова Светлана Николаевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Троицкий технологический техникум"
Населённый пункт: Челябинская область. г. Троицк
Наименование материала: Литературно-музыкальная композиция
Тема: Тема: "Сударыня масленица"
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Троицкий технологический техникум
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА
Внеклассного мероприятия
Литературно-музыкальная композиция
Тема: «Сударыня-Масленица»
Выполнили: Попова Н.И.
Белоусова С.Н.
2020
Аннотация
Методическая разработка «Сударыня-Масленица» посвящена старинному
русскому обряду проводов зимы и встречи весны.
В течении столетий обряды сохранили глубокие корни, несущие извечную
мудрость народного отношения к природе, обществу, близким. Пройдя
сложный путь развития, они донесли до наших дней светлую духовность,
бережность в познании мира, которые сегодня являются неотъемлемой
частью нашей культуры.
Задача этой литературно-музыкальной композиции заключается в том,
чтобы помочь формированию культурных, этических, эстетических устоев и
мировоззренческих позиций молодого поколения.
Оборудование
1.
Плакат «Сударыня-Масленица»
2.
Газеты о празднике «Масленица» - 6 шт.
3.
Выставка книг о народных традициях, праздниках.
4.
Репродукции картин русских художников; А. Серов «Взятие Снежного
городка», Б.М. Кустодиев «Масленица»
5.
Выставка изделий русского народного творчества (рушники; расписной
самовар, Павлово-Посадские платки; деревянная расписная посуда).
6.
Чучело Масленицы.
7.
Русские народные костюмы (сарафаны, рубашки, кушаки).
8.
Чайные столы (блины, мед, варенье, чай, сушки).
9.
Музыкальное оформление (русские народные песни).
10.Реквизиты для игр (снежки, канат)
Введение
«Неизвестно ,каков будет человек через 1000 лет,
но если отнять у современного человека этот нажитой
и доставшийся ему в наследство скарб праздников,
обрядов – тогда он все забудет и всему разучится,
и должен будет все начинать сначала»
В.О. Ключевский
Народные традиции, обряды – неотъемлемые спутники жизни общества.
Начиная от плясок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая
Святками, Масленицей, Пасхой и прочими торжествами нынешних дней,
происходило осмысление человеком природы и своего места и роли в ней.
Современная обрядность развивается в двух направлениях. Первое –
утверждение совершенно новых по форме и содержанию праздников и
обрядов. Второе – возрождение и переосмысление, и отбор всего лучшего,
наиболее ценного, что оказалось неподвластно времени и сохранило, пройдя
через столетия, первозданную и вечную мудрость и высокое духовное
воздействие на душевный мир сегодняшних людей.
Народные традиции, наполненные новым смыслом, помогают создать
такую атмосферу, в которой и живется радостно, и работается с полной
отдачей сил.
Целью данной методической разработки является знакомство с целым
миром старинных русских обычаев и обрядов.
Основными задачи литературно-музыкальной композиции являются:
Показать, что огромный мир старинных русских обычаев и обрядов -
это проявление народного творчества;
Показать, что обряды и праздники – немаловажный фактор
формирования духовного мира человека;
Показать, что праздники, обычаи, обряды позволяют укреплять связь
каждого отдельного человека с обществом, формировать свободное,
открытое, радостное отношение к жизни, любовь к своей стране,
уважение к обществу, частичкой которого каждый индивид является,
что определяет идеологический и социальный статус всего общества и
каждого его члена.
СУДАРЫНЯ-МАСЛЕНИЦА
Преподаватель:
Здравствуйте дорогие гости!
Мы рады приветствовать вас в этом зале!
Преподаватель:
Каждая страна, каждый народ имеет свои традиции, обряды
обычаи, которые передаются из поколения в поколение.
Наша страна богата самыми разными традициями, обычаями.
Но не всегда мы, а особенно молодое поколение знает о них.
1 Ведущий:
Из далеких языческих времен пришла к нам русская масленица.
У древних славян это был многодневный весенний праздник,
знаменовавший собой проводы зимы. Народ любил его и величал
ласковыми словами: «честная масленица», «веселая»,
«касаточка», «перепёлочка», «ясочка».
После крещения Руси этот Языческий праздник сохранился, хотя
и приобрел некоторые новые черты.
2 Ведущий:
Масленица– это веселый и разудалый русский карнавал,
который длился обычно 8 дней. В народе эта неделя получила
название сырная неделя. В это время все пировали и предавались
удовольствиям. А главным угощением были блины и оладьи.
Блины пекли в течение всей сырной недели.
3 Ведущий:
Знаете ли вы, почему на Масленицу готовят именно блины?
Этот обряд связан с огнем. У нас Солнце обожествлялось из
древне и, чтобы ускорить его пробуждение, люди стремились
помочь Солнцу забраться повыше на небо. Для этого Ярило-
Солнце задабривали блинами, по форме напоминающими
солнечный круг.
К нему обращались так:
Свет и Сила,
Бог Ярило!
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше!
4 Ведущий:
Русские писатели отмечают широкий размах этого праздника,
участие в нем всех – и старого, и малого, и простолюдина, и
знатного. В помещичье – дворянской семье Лариных в поэме
Ф.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины,
У них на масленицы жирной
Водились русские блины
1 Ведущий:
Смена забав и веселья в течение недели имела определенную
последовательность, что закрепилось в названиях дней
масленицы.
2 Ведущий:
Понедельник назывался встречей. В этот день из соломы делали
чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду,
насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по
деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где
начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день
«встречи», отличает жизнерадостный, мажорный тон:
(вносят чучело и говорят слова:)
А мы Масленицу встречали,
На горушке побывали,
Блином гору выстилали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали.
3 Ведущий:
Масленица была самым веселым, разгульным праздником. В
народе говорили: «Хоть с себя заложить, а Масленицу
проводить». Считалось, что если плохо отпраздновать её, то
придется жить в горькой беде. Самая примечательная черта
праздника – обжорство. Это должно символизировать сытую
жизнь в течение года.
4 Ведущий:
Вторник-заигрыш. С этого дня начинались разного рода
развлечения: катание на санях, народные гуляния, представления.
В больших деревянных балаганах давали представления во главе
с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались
большие группы ряженых, маскированных, разъезжавших по
знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые
домашние концерты. Большими компаниями катались по городу
на тройках и на простых розвальнях. Было в почете и другое
нехитрое развлечение – катание с обледенелых гор.
1 Ведущий:
М. Забылин, автор книги «Русский народ. Его обычаи, обряды,
предания, суеверия и поэзия», вышедший в 1980 г., пишет «В
Петербурге в прежнее время масличное гуляние было
устраиваемо на Исаакиевской площади. Тут были устраиваемы и
балаганы, и ледяные горы, и карусели. А по окраинам или вне
пределов той местности, назначенной для удовольствия публики,
так называемой горной, была установлена езда в экипажах,
прогулка аристократии и вообще богатого народа.
2 Ведущий:
Екатерина II после своей коронации в Москве дала народу на
масленице маскарад, режиссером которого был известный актер
конца XVIIIвека Федор Волков. Вот как описывается это
увеселение в романе В. Я. Шишкова «Емельян Пугачев: » «Двор
продолжал веселиться во всю. Московский люд в конце концов
тоже получил свою долю удовольствий. Наступила масленица.
По Москве появились афиши, что три последних дня масляной
недели с десяти часов утра ежедневно по улицам Немецкой, двум
Басманным, Мясницкой и Покровке будет ездить большой
маскарад под названием «Торжествующая Минерва», в коем
изъявится «гнусность пороков и стезя наук и добродетели». На
смотренье маскарада и на вечернее катанье с гор приглашались
«всякого звания люди». А на тех гуляньях в особом театре
представят, мол народу разные игрища, кукольные комедии,
фокус – покус и прочее…»
3 Ведущий:
Среда – лакомка. Она открывала угощение во всех домах
блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с
вкусной едой, пекли блины, в деревнях вскладчину варили пиво.
Повсюду появились шатры, торговые палатки. В них продавались
горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые
орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом,
из кипящего самовара можно было выпить чаю.
(Входят ряженые, поют)
Как на Масляной неделе
Мы блинчиков захотели
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Наша старшая сестрица
Печь блины – то мастерица.
Ой, блин, блины,
Вы блиночки мои.
На поднос она кладет
И на стол сама несет.
Ой, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины,
Вы блиночки мои.
(разносят гостям блины)
Викторина.
(проводят преподаватели)
А пока вы отведываете наши блины, зададим мы вам несколько вопросов.
1.
Скажите из какой муки и теста готовили блины на Масленицу (ответ:
пшеничной, яичной, овсяной, гречневой, из пресного или кислого
теста)
2.
Что символизирует блин? (ответ: солнце; поклонились богу солнца
Ярле).
3.
С чем принято было есть блины? (ответ: с красной и черной икрой, с
соленой семгой, с маслом, медом, со сметаной, с различными
вареньями, с кашами).
4.
А какие пословицы, поговорки, шутки и загадки вы знаете о
Масленице и блинах? (ответ: « Не все коту Масленицы», «Будет и
Великий пост», «Не житье, а Масленица», «Хоть с себя что
заложить, а Маслину проводить», «Без блина не маслена», « Без
кота мышам масленица», «Первый блин комом», «Что на
сковороду наливают, да вчетверо сгибают»?
4 Ведущий:
Четверг именовали разгулом, переломом, широким четвергом.
Именно тогда проходили жаркие масленичные кулачные бои,
игра в снежки, взятие снежного городка.
1 Ведущий:
В стихотворении М.Ю. Лермонтова « Песня про купца
Калашникова», автор так пишет:
«… Как сходились, собирались,
Удалых бойцы московские
На Москву – реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
И велел… царь Иван Васильевич
Клик кликать звонким голосом:
«Ой, уж вы где, добрые молодцы?
Вы потешьте царя нашего батюшку!
Выходите –ка во широкий круг;
Кто побьет кого, того царь наградит;
А кто будет побит, тому Бог простит».
(Игры: борьба, перетягивание каната, игра в снежки.)
2 Ведущий:
Пятница масленичной недели была тещины вечера.
Этот праздник был более семейным, поскольку теща приглашала
своих дочерей с мужьями в гости на блины. В доме царило
веселье, смех, звучали поговорки, прибаутки, которые
воспринимались без обиды.
(инсценировка)
Стук в дверь. Входят теща с зятем.
Зять: Теща, это я, зять, в гости пришел.
Теща, люли, поджаривай блины.
Теща (угощает зятя блинами, приговаривая).
Теща для зятя пирог пекла
В этом пироге три осьмины муки,
Соли да крупы на четыре рубля,
Яучку да мачку на семь рублей,
Маслица с яйцом на восемь рублей.
Думала теща – семерым пирог не съесть!
А зятюшка сел – да с присеста и съел.
(угощает блинами)
Теща: Смотри, зятюшка, как бы тебя не разорвало!
Зять: Ничего, маменька, не будь скуповата:
Кадушка моя еще скуповата.
Теща: Что не ешь? Аль крестить звали?
Зять: Нет, теща, твои слова в горле застряли.
Теща: Какой ты, Ванюша, худющий и тощий!
И щек совсем не видать со спины.
(кормит блинами)
3 Ведущий:
Суббота – золовкины посиделки:
Молодые невестки принимали у себя родных. К субботе
Масленица начинала потихоньку затихать.
В субботу полагалось немного отдохнуть, временно
прекращались шествия ряженых, катания с гор, шли к золовкам, к
молодым сестрам недавно женившихся парней. Там не
полагалось особых угощений, кроме чая с пирогами, но можно
было хорошо повеселиться.
4 Ведущий:
«Золовкины посиделки» - это игровые песни, игры в жмурки, в
третьего лишнего, в фантики. Это также и прежде всего
кадрильные и частушечные вечера.
Из «тихих» игр особенной любовью молодежи Урала на рубеже
XIX–XX столетий пользовались, « Прислала барыня голик да
веник» и « Я садовником родился».
(Игры- проводят 2 студентов)
1.
– Ета вот садитеся, садитеся…
Вы играете, я вожу. Подхожу к вам теперича. « Прислала барыня
голик да веник, сто рублей денег…
Просила не смеяться, не улыбаться, черно с белым не носить,
«да» и «нет» не говорить. Вы поедите на бал? Ежели к примеру,
вы скажите «да», то значит проиграли; пожалуйте фантик. А надо
сказать: «Поеду»
- Вы поедите на бал?
- У чем вы поедете?
- В белом платье?
Нет? Да?
- Пестром?
(надо запутать или рассмешить).
- Пестром?
- Как поедите?
-В карете? Да? Нет?
- Свиньей, Да? Нет?
(пока с кем разговариваешь, не сделает ошибку).
2.
Вторая игра. В садовника.
Я – «садовник», а все загадывают имя цветка, кто какое хочет. «Я
садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне
надоели, кроме…»ландыша» - тут нужно не моргать, а сразу
вскрикнуть «Ой»!
- Что с тобой?
- Влюблен?
- В кого? ( в Анютины глазки») и т. д.
(Если во время не отзовется фантик с него, а его надо выкупить,
известное дело, али песней, али рассказать че»).
(Исполнение частушек).
I
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться
Вас народу очень много -
Можем постесняться.
II
Выхожу и начинаю
Первую – начальную.
Не могу развеселить
Подруженьку печальную.
III
Подарил милый колечко,
Я надела – велико!
Он завлек моё сердечко,
Сам уехал далеко.
IV
Скоро свет, скоро свет,
Скоро рассветает,
Скоро масленка уйдет,
Кто нас покатает.
1 Ведущий:
Содержание последней частушки не случайно. «золовкины
посиделки» действительно длились до утра, и это была
единственная ночь в году, когда замужние молодые женщины
могли не ночевать дома.
2 Ведущий:
Воскресенье –последний день Масленицы, проводы, целовник,
прощеный день.
В воскресенье масленичной недели «Сударыню -Масленицу»
взгромождали на сани, а в сани впрягались трое молодых парней,
которые возили ее по зимним улицам. За околицей устраивали
большой костер. Угощали чучело Масленицы блином, а затем
торжественно сжигали ее на костре со словами: «Гори, блины,
гори, Масленица!» Такое ритуальное сжигание чучела
Масленицы имело древний языческий смысл: уничтожение
символа зимы было необходимо для воскрешения его силы
весной в злаках.
-Масленка, Масленка,
Гостья нагостилась,
С зимушкой простилась.
С крыши капели,
Грачи прилетели.
Воробьи чирикают,
Они весну кликают.
-Прошла Масленица,
Кончилось гуляньице,
Обманула, провела,
Нагуляться не дала!
Прощай зима холодная,
Приходи лето красное!
-Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
Ты не в среду пришла
И не в пятницу,
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделюшку веселье.
Ты пришла с добром,
с хмельным пивом и вином.
Со блинами, пирогами
Да со оладьями.
Блины масленые.
Шаньги мазаные
Мы катаемся с горы
От зари и до зари.
А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша Масленица!
(Уходят ряженые и уносят чучело Масленицы)
1 дев. ряж:
Прости, прости, Масленица,
До великого заговенья, до Христова Дни!
(появляются теща с зятем)
Зять (теще):
Ты прости меня, теща, да прости душа,
Да на семь недель до великого дня!
Теща:
Мы с тобой, зятек, не ругались, мы с тобой, зятек, не бранились!
Бог тебя простит, и ты прости меня!
(обнимаются)
1 дев. ряж:
Чего это все друг у друга прощение просят и целуются?
2 дев. ряж:
А настало Прощенное воскресенье.
И все другу друга должны прощения просить.
1(все: зять, теща, ряженые):
Простите нас, люди добрые, если чем вас обидели.
Преподаватели:
Ну вот и отметили мы с вами Масленицу, да узнали кое- что
новое об этом празднике.
А ведь масленаянеделя еще впереди.
Не все блины еще съедены и не все песни спеты.
Желаем вам всегда хранить в сердце красоту народных русских
традиций, радость души, которая всегда была свойственна нам.
С весной вас, с весенними праздниками, с солнечным теплом и
весельем.
Счастливого вам праздника!
А теперь по русскому обычаю –чай!
Заключение
Вот и завершилось историческо6е, загадочное путешествие к истокам
одного их русских народных праздников – Масленица.
Мы с вами заглянули в глубь веков, вспомнили традиции, обряды русского
народа.
Студенты принимали активное участие в подготовке этого праздника:
оформляли газеты, пекли блины, собирали русские обрядовые песни,
наряжали чучело Масленицы. Каждый сделал для себя какие-то открытия,
получил удовольствие от праздника.
Обряды, ритуалы, показанные в литературно-музыкальной композиции
«Сударыня-Масленица», обладают способностью группового воздействия,
утверждают стальные стереотипы поведения, соответствующие данным
общественные отношениям нормы нравственности и ценностные
ориентации.
Список литературы
1.
Локалова М.С. Праздник в подарок. – Ярославль: Академия развития,
2001г. – 336с.
2.
Пузикова Л.Б. Праздники в вашем доме. – Ростов Н/Д: «Феникс»,
2000г. – 320с.
3.
Школьные годы чудесные: Сценарии школьных праздников,
конкурсов. - Ростов Н/Д: «Феникс», 2002г. – 320с.
4.
Молодежные праздники: Литературно- музыкальный альманах, №6,7,
2001 г., с.51-59.
Приложение