Автор: Попова Нина Ивановна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Троицкий технологический техникум"
Населённый пункт: Челябинская область. г. Троицк
Наименование материала: статья
Тема: Художественная литература как средство патриотического воспитания молодежи на уроках литературы
Раздел: среднее профессиональное
Художественная литература как средство патриотического воспитания
молодёжи на уроках литературы.
Патриотическое воспитание... Патриотизм... Стоит ли в наше время уделять
этому вопросу серьезное значение? Что такое патриотизм?
Я считаю, что патриотизм это чувство привязанности к тем местам, где
человек родился и вырос; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее
чести и достоинства, свободы и независимости гордость за социальные и
культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа,
его обычаям и традициям.
Чувство патриотизма одно из самых глубоких и естественных чувств
человека. Оно входит в сознание каждого с первыми звуками родного языка, с
трепетной любовью к матери. Патриотизм не есть нечто отделенное от
идейной убежденности человека и его нравственных принципов.
Чтобы полюбить Родину сильно и страстно, как саму жизнь, надо знать её
прошлое, задумываться над настоящим, верить в будущее. Важно не
допустить искажения исторических фактов, передать подрастающему
поколению правду о событиях далёких лет, воспитать в студентах высокую
нравственность.
В словаре Ожегова говорится: «Патриотизм это чувство любви к Родине,
деятельность, направленная на служение интересам Отечества. Патриотизм-
одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями»
К сожалению, сегодня мы все чаще сталкиваемся с явлениями, когда
патриотизм подменяется другими понятиями. Молодые люди не хотят идти
служить в армию, так как служба в армии, профессия военного перестали
быть престижными. Одновременно утрачиваются чувство патриотизма,
дружественные связи между народами. И хотя Российская Федерация
является многонациональным государством, внутри страны все чаще
возникают конфликты на национальной почве.
Как же решить проблему патриотического воспитания студентов?
Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце студента богат.
Важнейшее место среди них, на мой взгляд, занимают уроки литературы.
Именно художественная литература призвана воспитывать личность,
оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных
ориентиров, ведь у преподавателя- словесника всегда в руках книги, которые
помогают воспитывать истинного человека, человека духовного.
Художественная литература любого народа содержит богатейший материал
для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма.
Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины, рассказы,
стихотворения.
Произведения русских писателей — это произведения, проверенные
временем, и они существуют не только для удовольствия, но и для опыта, для
извлечения уроков, для воспитания личности.
В книгах многих русских писателей созданы образы положительных героев.
Достаточно вспомнить романы И.С. Тургенева «Накануне», «Отцы и дети»,
«Рудин», произведение Н.Г. Чернышевского «Что делать», роман А.М.
Горького «Мать», стихотворения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А.
Некрасова. Огромный воспитательный потенциал таит в себе лирика поэтов
Серебряного века, произведения таких авторов, как М.А. Шолохов, М.А.
Булгаков, А.И. Солженицын, проза писателей-фронтовиков...
Моя задача на уроках литературы заключается в том, чтобы создать в
процессе анализа образа положительного героя такие учебные ситуации,
когда студенты размышляют о смысле существования человека в обществе, о
его ответственности за своё поведение
В деятельности по воспитанию гражданско-патриотических чувств
обучающихся используются различные формы учебных и внеклассных
занятий: лекция, семинар, беседа, экскурсия. Также большой интерес у
студентов вызывают нетрадиционные уроки: урок-путешествие в мир
художника слова, урок-диспут, брейн-ринг, соревнование, «круглый стол»,
литературное кафе. При подготовке и проведении таких уроков студенты
реализуют свои творческие способности, проявляют инициативу и
самостоятельность, отстаивают собственную точку зрения, спорят, находят
истину, формируются как личность, как гражданин, как патриот.
Одной из основных задач патриотического воспитания является воспитание у
студентов любви к Родине, родному краю, родной природе, чувства гордости
за свою Родину. Без любви к Родине и уважения к её истории, культуре
невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины. Для
достижения этих задач уроки литературы имеют богатейшие возможности
через изучение программных произведений А.С. Пушкина, М.Ю.
Лермонтова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А. Ахматовой, М. Цветаевой,
М.А. Булгакова, А.И. Куприна, С Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака.
После разговора о том, как писатели и поэты раскрывают в своём творчестве
основную тему - тему любви к Родине, отчему краю, студенты пишут
сочинения патриотического содержания: «Моя Родина», «Как прекрасна
земля!», «Мой дом моя Россия», «Мой родной город».
Ратные подвиги литературных героев вызывают у студентов чувство
искреннего восхищения, они получают конкретные представления о таких
чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и
мужество в отстаивании ее чести и независимости, заставляют студентов
задуматься об истинных человеческих ценностях, таких, как верность
данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, желание творить добро,
чувство чести и достоинства, чувство патриотизма.
Беседуя со студентами о романе Л.Н. Толстого «Война и мир», использую
компьютерную презентацию и музыкальное сопровождение, чтобы показать
героизм русского народа в Отечественной войне 1812 года, которая
всколыхнула лучшие силы народа, дала мощный толчок общественному
сознанию.
На этих уроках веду разговор о значении Бородинской битвы, о Толстом не
только как о художнике слова, но и участнике битв на Кавказе; провожу
параллель с современностью, ставлю перед студентами вопросы: «Почему
чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и
сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы
часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?» и
слова Толстого «Одно слово - Москва! Всем народом навалиться хотят».
Анализ текста дополняют иллюстрации к роману и отрывки из кинофильма.
Основной целью таких уроков является воспитание патриотических чувств
на примере жизни Пьера Безухова, Андрея Болконского, героев, прошедших
через многие испытания, в том числе через войну 1812 года. Материал уроков
способствует не только патриотическому воспитанию, но и развитию
творческих способностей студентов, а также побуждает их к осмыслению
жизни героев и осмыслению собственной жизни.
«Пройдя через войну 1812 года, испытав лишения плена, приняв
каратаевский взгляд на мир, то есть любовь к земной жизни, ко всем людям,
веру в лучшее, полное согласие с жизнью, Пьер приходит к убеждению, что
смысл жизни это добро, любовь к людям, своей земле, это «простота, добро и
правда». В качестве домашнего задания ребята пишут сочинение как
раскрывается тема патриотизма в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Зачитаю некоторые выдержки из работ
«Что такое патриотизм по Толстому? Это естественное движение души,
которое заставляет человека не думать о себе «при сознании общего
несчастья». Война 1812 года, коснувшаяся всех, показала, насколько русские
любят свое Отечество.»
Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у студентов
чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим
свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и
литературы в этом плане невозможно переоценить.
Дорога к их сердцам лежит через память о тех, кто погиб за наше Отечество.
Память вбирает в себя многое: и чувство благодарности к героям войны, и
чувство долга, и неприятие зла, и стремление утвердить справедливость в
мире. Донести до студентов мысль о том, что война в действительности зло,
жестокость, смерть помогают книги о Великой Отечественной войне.
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет
войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне,
рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к
родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Произведения таких поэтов как Алексей Сурков
Вся ночь пролетела как страшный бред,
Расстрел назначили рано
А было ему 16 лет,
Разведчику-партизану.
Александр Твардовский
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой Отчизне
С честью дольше служить...
И беречь ее свято,...
В память воина-брата, Что погиб за нее.
К. Симонов «Жди меня и я вернусь...
Только очень жди...
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
М. Джалиль (цикл «Маобитская тетрадь»)
Видео «Варварство».
В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и
переживания каждого солдата-воина.
Лебедев-Кумач «Священная война»...
Уроки литературы по произведениям Ю. Бондарева «Горячий снег», В.
Быкова «Сотников», Б. Васильева «А зори здесь тихие», Э. Казакевича
«Звезда» и других писателей дают богатый материал для воспитания
патриотических чувств учащихся, формируют у них гражданскую позицию.
(Клип «Баллада о матери»)
В изображении «такой» войны учащиеся способны увидеть, почувствовать
то, что побуждает их к глубоким душевным переживаниям.
«Раньше, читая военную прозу, - пишет одна из студенток, я меньше
всего думала о том, какое время воспитало наших воинов, в чем были
истоки героизма советских людей. Но, окунувшись в мир
«лейтенантской прозы», я поняла, что о наших защитниках, по существу,
ничего и не знала. Когда читаешь книги о войне, слова восхищения
застревают комом в горле Хочется плакать над каждым солдатом, ведь в
их судьбах отразилась судьба всей страны, надорванная жизнь людей...».
При изучении произведений о Великой Отечественной войне использую
такие методические средства, как репродукции картин и фотографий с
военной тематикой, презентации, экранизации художественных фильмов,
выставки литературы по данной тематике, песни и музыку военных лет,
выпуск боевых листов, иллюстрации к стихам о войне, участие в акциях
«Письмо ветерану», «Интервью C фронтовиком», конференции,
ЗАЧИТЫВАЮ ОТРЫВКИ ИЗ ПИСЕМ выполнение проектов.
«Здравствуйте, дорогой мне человек! Здравствуйте, победитель! Писать
Вам - и честь, и высокая ответственность. Я - тот, кому Вы подарили
счастливую жизнь, тот, над нем сияет безоблачное небо!»
Есть такая профессия Родину защищать. На суше и на море, в воздухе и под
водой защищают они независимость нашего Отечества. В годы ВОВ
профессией по защите Родины овладел каждый советский человек и
нынешнему поколению продолжать традиции по защите Родины...» Нет в
России семьи такой, где б непамятен был свой герой...»
(Фрагмент из фильма «Офицеры» и песня.)
Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение
на уроках литературы творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к
историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических
деятелей, дать характеристику историческому герою. Использование
музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать
особый эмоциональный настрой урока, пробудить в душе обучающихся
самые светлые чувства.
Таким образом, трудно переоценить значение художественной литературы и
ее преподавание в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Студенты, изучая литературные произведения, понимают, что патриотизм это
не отвлеченное понятие, а способность человека отдавать себя служению
народу, Родине; понимают, что на Руси всегда было делом чести отдавать
долги; что самый святой долг - долг памяти. Долг нашим отцам, дедам и
прадедам, от которых по наследству получили самое дорогое - Русь-матушку.
Давно заросли раны на полях сражений. Давно сняли гимнастерки участники
войны. Многие не вернулись с войны, среди них поэты и писатели. Все на
земле стирается, кроме памяти. Но сколько бы не прошло лет со дня Победы,
наша память должна хранить это событие, оно всегда будет теребить наши
души.
Именно поэтому важно воспитание памятью.
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна...
Клип песни «И все о той весне»)
Таким образом, работая со студентами, особое внимание уделяю подбору
литературных произведений, соответствующие целям и психологическим
особенностям ребят, которые формируют бережное отношение к прошлым
заслугам наших воинов-ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов,
заставляют задуматься о таких понятиях, как Отечество, патриотизм,
толерантность.
Список использованной литературы
1. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С.
Буторина, Н.П. Овчинникова - СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
2. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания
граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. - 2005. - №6. - С. 59-63
3. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое
пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. М.: Айрис-пресс, 2005. - 64 с.
4. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской
педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. - 2007. - №1. - С. 93-
101
5. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты
уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А. Пашкович. Волгоград: Учитель,
2006. - 169 с.
6. Суходольская С.А. Воспитание гражданственности на уроках русского
языка и литературы - Дрофа, 2007, с 69(4)