Напоминание

Механизмы достижения результатов освоения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» с учетом профессиональной направленности по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»


Автор: Белоусова Светлана Николаевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Троицкий технологический техникум"
Населённый пункт: Челябинская область. г. Троицк
Наименование материала: статья
Тема: Механизмы достижения результатов освоения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» с учетом профессиональной направленности по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Механизмы достижения результатов освоения дисциплины «Основы

безопасности жизнедеятельности» с учетом профессиональной

направленности по специальности 08.02.01 Строительство и

эксплуатация зданий и сооружений»

В современных условиях усложнения техносферы, увеличения

напряженности профессиональной деятельности специалистов существенно

возрастает социальное и производственное значение состояния здоровья

каждого человека. Здоровье становится приоритетной общественной и

профессиональной ценностью. В связи с этим исключительную важность

приобретает высокая профессиональная готовность специалистов различного

профиля к принятию решений и действиям согласно нормам безопасного

ведения работ, предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС), а при их

возникновении – к проведению соответствующих мероприятий по

ликвидации их негативных последствий, и прежде всего к оказанию первой

помощи пострадавшим.

Задача ОБЖ на 1-м курсе начать формировать основы безопасного

ведения профессиональных работ, в том числе на примере современных

производств. Интенсивная подготовка должна опираться на технологию

интенсивного обучения, которая предполагает перенос внимания с

активности преподавателя на активность обучающихся.

Важен также отбор методов и форм интенсификации обучения по

ОБЖ. Формы реализации интенсивной подготовки: к ним можно отнести

бинарные и дуальные занятия , межпредметные индивидуальные проекты.

Одним из ключевых механизмов реализации предметного содержания ОБЖ

с учетом профессиональной направленности осваиваемой ООП СПО

становится организация учебной деятельности в форме практической

подготовки. Рекомендуемым форматом практической подготовки

определены прикладные модули. Они связаны с будущей

профессиональной деятельностью, направлены на формирование,

закрепление, развитие практических навыков и компетенций, связанных с

принятием эффективных решений в опасных и чрезвычайных ситуациях по

профилю соответствующей образовательной программы. Прежде всего в

рамках ОБЖ обучающиеся должны освоить алгоритмы работы с рисками

(идентификация опасностей, анализ и оценка риска, выбор методов и средств

их минимизации), модели поведения в ЧС и способы оказания первой

помощи пострадавшим на производстве.

Еще один элемент практической

подготовки – индивидуальный проект. Он представляет собой особую форму

организации деятельности обучающихся – учебное исследование или

учебный проект. Проекты, выполняемые обучающимися, могут быть

отнесены к одному из типов: исследовательский; практико-

ориентированный, творческий. Исследовательский проект – предполагает

доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, проведение

экспериментов, научное описание изучаемых явлений. Например,

«Идентификация и оценка рисков в профессиональных видах деятельности»,

«Сравнительный анализ практик обеспечения безопасности на

производстве» (возможно, здоровье сберегающих практик),

«Моделирование ситуаций возникновения пожаров (терактов) на объектах

будущей деятельности», «Критический анализ систем пожарной

безопасности на конкретном производстве».

Практико-ориентированный проект направлен на решение практических

задач. Например, «Разработка рекомендаций по обеспечению комплексной,

экологической и биологической безопасности проектов (или объектов,

процессов).

Творческий проект направлен на развитие у обучающихся интереса,

формирование навыков поиска информации и творческих способностей.

Например, «Разработка Web-сайта по охране труда, статистике травматизма в

профессии», «Разработка имитационной игры по отработке алгоритма

поведения при пожаре на строительной площадке», «Создание карты

безопасных производств в регионе», «Разработка модели, дизайна

безопасного рабочего места».

Темы индивидуальных проектов:

1. Создание условий для безопасного хранения и сохранности складируемых

строительных материалов и оборудования без потери эксплуатационных

свойств (на примере краски или сухих смесей)

2.Оценка технического состояния и реконструкции здания

железнодорожного вокзала

3. Обеспечение безопасности при выполнении строительно-монтажных работ

при возведении кровли четырехэтажного жилого дома

4. Разработка новых средств индивидуальной защиты для работы с

лакокрасочной продукцией

Преимущественные

способы

реализации

профессиональной

направленности подготовки по ОБЖ:1) через содержание и подбор заданий;

2)

через

учебные

ситуации,

имитирующие

ситуации

практической

деятельности (разбор кейсов); 3) через практико-ориентированные модули в

рамках ОД.

Приведем пример прикладной задачи и заданий, требующих для своего

решения привлечение понятий и способов из ОБЖ к теме «Оказание первой

помощи при потере сознания». Учебная задача для обучающихся техников-

строителей «Вы работаете на строительной площадке при температуре

воздуха +32 С. У коллеги случился тепловой удар”.

Задание 1. Должны ли вы ему оказывать помощь? Каков должен быть

алгоритм действий по оказанию ему первой помощи. Как организуется

режим работы в жаркую погоду?

Задание 2. Разработка междисциплинарного проекта «Профилактика

теплового удара при работе на строительной площадке в жаркую погоду»

(связанные дисциплины физика, охрана труда, МДК)

Пример кейса: В ходе проведения строительно-ремонтных работ в девяти

этажном доме, строители поднимали сухие смеси в пассажирском лифте.

Лифт, получив перегрузку, застрял между 6-7 этажами. В лифте находились

трое строителей. Студент-практикант, строитель средних лет, мастер

производства 68 лет. При остановке лифта погас свет, и мужчина

пенсионного возраста запаниковал, от нехватки воздуха у него поднялось

давление и участилось сердцебиение.

- Выявите причины аварийности на производстве.

-

Окажите

первую

психологическую

помощь

с

учетом

возрастных

особенностей?

Задание. Тема: Оказание первой помощи при травмах, ранениях, переломах.

При

выполнении

строительно-монтажных

работ,

строитель

упал

со

строительных лесов, повредил ногу (закрытый перелом). Расскажите

алгоритм оказания первой помощи пострадавшему. Окажите помощь

пострадавшему. Расследуйте деятельность структурного подразделения при

выполнении строительно-монтажных и отделочных работ с точки зрения

охраны труда

Тема: Противопожарная безопасность (на примере строительной площадки).

Разбор ситуации «Пожар на строительной площадке». Описать алгоритм

действий при пожаре, возможные ошибки персонала при организации

тушения возгорания, эвакуации рабочих.

Кейс или задание

Задача на ОК 07. В ходе проведения ремонтно-строительных работ на крыше

жилого дома, расположенного на берегу водоема, где купаются местные

жители, привезли цистерну с горячим битумом. Один из строителей, уходя

на обед, допустил оплошность и не докрутил вентиль на цистерне, из-за чего

произошла утечка битума, он растекся в водоем. Каковы будут ваши

действия как мастера строительного производства?

Относительно сохранения окружающей среды, ресурсосбережения и

локализации ЧС?

Задача на ПК 3.5. Один из сотрудников строительной бригады, мастером,

который вы являетесь, проводя отделочные работы, незаконно сливал

остатки лакокрасочных материалов и растворителя и хранил все пластиковые

бутылки с краской и химикатами в бытовке. Один из строителей курил в

бытовке, и пропитанная растворителем тряпка от искры вспыхнула. Возник

пожар. В бытовке есть огнетушитель и на щитке строительной площадки

есть инвентарь для пожаротушения. Какова будет последовательность ваших

действий?

Практико-ориентированные

модули:

1)

примыкают

к

основным

тематическим разделам;2) показывают,

где

студент может опробовать /

испытать / продемонстрировать предметные умения и элементы общих

компетенций,

чтобы

продвинуться

в

профессиональном

направлении;

предлагается на выбор студента.

В прикладное содержание могут быть включены следующие виды

работ:

- разработка проектов / исследований / творческих работ;

- прохождение практикумов / тренингов / деловых игр;

- решение / разработка кейсов;

- решение / разработка прикладных задач;

- решение / разработка проектных, задач;

Тема работы указывает на цель данного вида работы и касается области

профессии. Например:

1.

Прохождение практикума «Определение вредных и опасных

факторов на стройплощадке».

2.

Выполнение творческой работы «Создание ролика по типу Тик-

ток о вредных и опасных факторах работы каменщика» (для подготовки к

производственной практике).

3.

Разработка проектов «Формирование и презентация описаний

(видео) опасных и вредных факторов в мастерских каменной кладки или

строительных материалов»;

4.

Проведение

исследования

“Причины

травматизма

на

производственной

практике

техника-строителя.

«Моделирование

безопасного рабочего места каменщика»

5.

Разработка проекта «Создание макета «бытовки» для безопасного

хранения строительных материалов» (с соблюдением требований по охране

труда, безопасности жизнедеятельности и экологической безопасности)

В заключение отметим следующие положения:

1. Основными подходами в отборе содержания ОБЖ с учетом профиля

профессиональной подготовки являются междисциплинарный и практико-

ориентированный.

2. Новые механизмы отбора и реализации предметного содержания ОБЖ и

достижения требуемых результатов образования включают: синхронизацию

предметных, метапредметных, личностных результатов и ОК, ПК

специальности или профессии; интенсивную подготовку на основе учета

преемственных связей и применения интеграции общеобразовательной

подготовки и профессионального обучения; практическую подготовку в

форме прикладных модулей.

3. Реализуемые в рамках прикладных модулей задания, кейсы, разработанные

на основе реальных опасных и чрезвычайных рабочих ситуаций; организация

практических работ (особенно в форме экскурсий) по изучению аспектов

личной безопасности в учебно-производственных мастерских, учебно-

опытных хозяйствах и иных структурных подразделениях образовательной

организации, а также в условиях профильных организаций; разработка

индивидуальных проектов на материале обеспечения безопасности на

будущем рабочем месте, способствуют опережающему входу обучающихся

в профессию, опережающему вхождению в профессию, знакомству с

возможными рабочими местами в регионе, устойчивому профессиональному

самоопределению.

Вывод.

Важнейшим условием реализации профессиональной направленности

является работа в единой команде с преподавателями профессионального

цикла при конструировании заданий, выполнении индивидуальных проектов

или проведении интегрированных занятий.



В раздел образования