Автор: Маркина Лариса Асканазовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РО "РКМиА"
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методическая разработа по дисциплине Профессиональная адаптация
Тема: Асоциальное поведение молодежи
Раздел: среднее профессиональное
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Ростовский колледж металлообработки и автосервиса»
(ГБПОУ РО «РКМиА»)
Методическая разработка
по дисциплине «Профессиональная адаптация»
«Асоциальное поведение молодежи»
Составитель: Маркина Л.А.
Ростов-на-Дону
2024 г.
Асоциальное (аморальное) поведение – поведение, уклоняющееся от
выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее
благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как
агрессивное
поведение,
вовлеченность
в
азартные
игры
на
деньги,
бродяжничество,
иждивенство.
В
подростковом
возрасте
наиболее
распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или
отказ от обучения, граффити, сленг, татуировки. У детей чаще встречаются
побеги
из
дома,
бродяжничество,
злословие,
ложь,
воровство,
вымогательство или попрошайничество. Границы асоциального поведения
особенно изменчивы, поскольку на него более всего влияет культура и время.
Отклонения
в
поведении
учащегося
являются
результатом
взаимодействия конкретных социальных условий и личности с присущими
ей качествами.
Психологические особенности личности мало влияют на
выбор
тех
или
иных
поступков.
Если
особенности
возраста,
пола,
физического развития, темперамента учитываются в процессе обучения и
воспитания детей, то это положительно влияет на их нравственное
формирование.
Если
же
нет
-
это
приведет
к
неблагоприятным
результатам. Решающую роль в выборе линии поведения играют социально
обусловленные качества личности.
При работе с такими учащимися применяются следующие формы:
воспитательная,
коррекционно-педагогическая,
медицинская
и
психологическая.
К
воспитательной
и
коррекционно-педагогической
относятся:
социальная
диагностика,
организационно-воспитательная деятельность,
коррекционная работа просветительская работа, работа с учащимися, работа
с педагогическим коллективом работа с родителями.
Педагогическая
помощь: создание
благоприятных
условий
для
развития личности ребенка; постоянное отслеживание пробелов в знаниях,
умениях и навыках учащихся с нарушениями в поведении; определение
системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие
синдрома «неудачника»; забота об укреплении положения детей в классном
коллективе, организация помощи в выполнении общественных поручений;
формирование положительной Я-концепции. Создание личности обстановки
успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности; анализ каждого этапа,
результата деятельности ученика, его достижений; оказание педагогической
помощи родителям школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его
положительные качества, контролировать его поведение и занятия в
свободное время.
С точки зрения психологии асоциальность или асоциальное поведение
можно охарактеризовать как несоблюдение социальных норм и правил,
которые позволяют членам общества мирно сосуществовать друг с другом.
Люди, ведущие асоциальный образ жизни, не поддерживают общественные
стандарты и моральные установки, склонны «отделяться» от социума, имеют
свою систему ценностей и приоритетов.
Асоциальность проявляется в социальном безразличии, неспособности
сопереживать другим людям и формировать с ними близкие отношения,
пренебрежением моральными и нравственными нормами.
Асоциальный образ жизни — это особый стиль жизни, который
присущ личностям, отвергающим социальные и нравственные нормы.
Однако ведение асоциального образа жизни — не всегда отрицательное
явление. Например, интровертам комфортнее находиться в одиночестве, они
сторонятся активного участия в жизни общества. При этом, такие личности
не представляют никакой опасности для других людей.
Если говорить о подростках, то чаще всего к асоциальному поведению
подростков призывают сложившиеся вокруг него социальные факторы:
трудности
в
общении
со
сверстниками,
принадлежность
к
какой-то
субкультуре,
неуверенность
в
своей
личности,
замкнутость,
низкая
самооценка, неблагополучная семья.
Профилактические мероприятия: ликвидация пробелов в знаниях;
борьба
с
прогулами,
обеспечивающими
успешную
профилактику
правонарушений; организация досуга и широкое вовлечение учащихся в
спорт, художественное творчество, кружковую работу – одно из важных
направлений воспитательной деятельности, которая способствует разыитию
творческой
инициативы.
Часто
дети
думают,
что
они
неудачники.
Необходимо создать условия для снятия синдрома неудачника. Приведу
пример из своей воспитательной работы.
Сама я веду много лет театральную студию «Возрождение» в
колледже. Мы ставим спектакли, сценки, обучаю детей сценической речи и
сценическому движению. Много детей приходит желающих. Но есть дети
замкнутые, всего бояться. Несколько лет назад, к нам пришла в колледж
такая девочка замкнутая, глаза опущенные, всего боялась и ничего не хотела.
«Я ничего не могу» – был ее лозунг. Жила она с бабушкой, так как родителей
не было. Много раз я с ней беседовала и приглашала к нам в студию, но она
не соглашалась. Однажды, я убедила ее со мной почитать стихи, и что у нее
все получится. Она согласилась. А через некоторое время пришла на занятия
в бабушкином теплом платке. И меня осенило: «Предложить ей сыграть роль
бабушки» в спектакле «Снежная королева», как раз мы его тогда ставили на
Новый год. Я предложила, но Юля отказалась. Пришлось потратить немало
времени, уговорить ее и убедить, пока она согласилась. Стали репетировать.
Получалось не сразу. Она очень стеснялась играть роль при других детях. Но
понемногу стала привыкать. Потом вдруг снова отказалась. Я выждала
время и сказала ей: «Спектакль на носу, и кроме тебя никто не сыграет эту
роль лучше». И снова мы репетировали. Как она осмелела, очень хорошо
сыграла свою роль. А потом ей понравилось, и она стала просить еще роли.
Это дало ей толчок. Она стала учиться на отлично, окончила колледж, пошла
работать. Мы до сих пор общаемся. Так что действительно привлечение
детей в творчество это большое дело, и оно дает свои результаты.
В заключении хочется сказать что для таких детей необходима
пропаганду здорового образа жизни: т.е. необходимо обратить внимание на
следующие жизненные ситуации:
а) научиться жить без сигарет, алкоголя и наркотиков;
б) научиться милосердию и доброте;
в) больше бывать на природе и заботиться о своем здоровье;
г) любить природу, братьев наших меньших, заботиться о них.
д) заниматься спортом;
е) поменьше играть в компьютерные игры.
В профилактике асоциального поведения правовое воспитание имеет
большое значение, его широкая пропаганда, среди учащихся и их родителей
играет огромную роль.