Автор: Аванесова Ирина Гургеновна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ "Гармония"
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: План-конспект открытого урока
Тема: Развитие технических навыков и формирование выразительных приемов у учащихся средних классов программы "Фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств «Гармония»
фортепианное отделение
План – конспект открытого урока по предмету
«Специальность и чтение с листа»
на тему:
«Развитие технических навыков и формирование
выразительных приёмов у учащихся средних классов
программы ДПОП «Фортепиано»
Выполнила:
Аванесова И.Г.
Преподаватель высшей квалификационной категории
МАУ ДО «ДШИ «Гармония»
г. Калининград, 2024г.
1
Открытый урок.
Дата проведения: 11.12.2024 г.
Тема:
«Развитие технических навыков и формирование выразительных
приёмов у учащихся средних классов программы ДПОП «Фортепиано»
Тип: комбинированный
Форма: урок
Продолжительность: 40 мин.
Цель: Развить технические навыки и выразительные приёмы пианиста.
Задачи урока:
Образовательные:
-Анализ художественных средств выразительности, развитие
драматургического мышления.
- Работа над исполнительскими проблемами,
- Оттачивание деталей, работа над звукоизвлечением
Развивающие:
- Интенсивное формирование слуховых представлений.
- Анализ интонационного строя, фразировки и формы произведения.
- Использование динамики для раскрытия художественного образа.
Группа: 9 – 11 лет учащиеся ДШИ «Гармония» г. Калининграда Речкова Анна
Гулина Екатерина.
Техническое оснащение урока: фортепиано, стул, нотные пособия.
Ход проведения урока
1.
Организационный момент Подготовка учащихся к уроку, приветственное
слово преподавателя, озвучивание темы урока. - 1 мин.
2.
Теоретические знания. - 5 мин. (на каждого ученика)
Анализ художественных средств выразительности, развитие технических
навыков приёмов.
3.
Актуализация знаний. Применение наглядно – игровых форм в работе. – 8
мин. (на каждого ученика)
Учитель: Что такое техника? «Техника – это туше, аппликатура, знание
правил фразировки» - писала французская пианистка Маргарита Лонг». Точная
естественная фразировка помогает преодолению трудностей, дурная – мешает
развитию беглости, т. к. влечёт за собой неправильные лишние движения. Грубая
«долбёжка» мало приносит пользы. Любые быстрые пассажи должны быть
хорошо «пропеты», пальцы, чётко переступая, берут, осязая дно клавиш, мягкая
кисть сообразно фразировкой помогает объединённым движениям. По мере
приближения темпа степень плотности опоры пальцев несколько ослабляется,
2
облегчается
звук,
но
цепкость
кончиков
пальцев,
чёткость
артикуляции
сохраняется.
Техника - Это сумма навыков и умений, без которых невозможно достичь
свободы и естественности игры на фортепиано. Однако понимания и одного
умения мало. Необходимы навыки, когда руки привычно исполняют свои
движения.
Мы
должны
выполнять
многие
движения
не
задумываясь,
автоматически, на подсознательном уровне. Технику необходимо развивать с
первых шагов обучения игре на инструменте на специальном материале этюдов и
пьес.
В исполнении ученицы 3 класса Речковой Анны мы послушаем пьесы Р.
Шумана «Смелый наездник» и Д. Кабалевского «Печальная история».
Итак, слушаем пьесу «Смелый наездник» - эта небольшая миниатюра,
входящая в цикл «Альбом для юношества», сочинённого Робертом Шумана,
сегодня является одним из самых исполняемых произведений, входящим в
педагогический репертуар детских музыкальных школ. Пьеса написана в простой
трёхчастной форме с репризой, которая точно повторяет первую часть.
Мелодия смелого наездника начинается с затакта. Она в непрерывной
ритмической пульсации в трёхдольном размере, порывистыми скачками по звукам
тонического трезвучия устремляется вверх. Живой характер и восторженность
музыке придаёт её стаккатное изложение
.
Интонационную
обаятельность
мелодической линии добавляет сфорцандо на первых долях во втором, третьем,
шестом и седьмом тактах. Однако следует заметить, что это не предполагает
резкое акцентирование, а лишь небольшое выделение, то есть его без ослабления
нужно выдерживать до конца.
Несмотря на выбранную композитором минорную тональность, «Смелый
наездник» - это весёлая и бойкая по своему характеру пьеса, в которой Шуман
колоритно
нарисовал
маленького
«отважного
всадника».
Взволнованный
наездник, преодолевая препятствия и подпрыгивая в седле, торопится к месту
назначения. Он, непрерывно подгоняя своего коня, смело мчится вперёд. В
музыке,
отображающей
ритм
резкой
скачки,
отчётливо
слышится
топот
лошадиных копыт.
Средний раздел миниатюры можно рассматривать как контраст первой части.
Во-первых, он написан в мажоре, а во-вторых, мелодия из верхнего голоса
передана в нижний. Из-за этого характер музыки меняется и становится более
воодушевлённым и темпераментным.
Основные
трудности,
возникающие
при
исполнении
пьесы
«Смелый
наездник».
Надлежит
найти
уравновешенность
громкости
звучания
мелодии
и
аккомпанемента.
3
Для изящного и яркого исполнения данного произведения необходимо хорошее
владение кистевым стаккато, при этом не забывать о значимой роли пальцев,
которые должны быть весьма активными. Во время исполнения ученица
исполнила
пьесу
в
быстром
темпе,
что
привело
к
зажатости
всего
пианистического аппарата, я порекомендовала, сыграть в медленном темпе и
следить за свободой в плечах и работать активней пальцами соблюдая динамику
крещендо при движении мелодической линии вверх.
При изучении текста, ученица столкнулась с технической трудностью во
второй части пьесы в 12 и 16 тактах. Нам пришлось, изучать отдельными руками.
Во второй части, мелодию ведёт левая рука и нужно уметь быстро переключатся
вести мелодию с левой руки в правую. В данной ситуации, я предложила ученице
уделить большое внимание левой руке т.к. правая рука легко ложится по звукам Т-
3, и мы это играли и учили с закрытыми глазами, что помогает в основном
сосредоточиться на сложных скачках в левой руке.
А сейчас Речкова Анна исполнит пьесу Д. Кабалевского «Печальная история».
Я думаю, прослушав, эту пьесу у всех эта музыка выражает печальное
настроение. Неслучайно, пьеса так и называется «Печальная история», это
грустный рассказ, в котором ребёнок на что-то жалуется, о чём-то переживает,
горюет. Мелодия звучит то грустно и спокойно (начало пьесы), то очень жалобно,
обиженно (9-16-й такты), то настойчиво и очень печально (26-33 такты).
Прослушав пьесу, были даны рекомендации преподавателя:
1.
В музыке, как и в чтение литературного произведения, существуют различные
знаки препинания. При окончании предложения, мы ставим точку, и интонацию
голоса мы постепенно снижаем. В музыке так же в конце фраз, обязательно
интонация должна затихать, и последние звуки всегда звучат – тише.
2.
В конце пьесы в правой руке звучит постоянно одна нота «Ля бемоль», нота
напоминает звучание тревожного колокола или какого – то душевного крика.
Обязательно, все эти ноты, которые звучат на одной высоте, не должны звучать
одинаково, а обязательно с каждым взятием звуки должны звучать с усилением
звучания, т.е. на крещендо.
Гулина Екатерина нам исполнит пьесу – «Старинная французская песенка» П.
И. Чайковского.
«Старинная французская песенка» - написана в тональности соль минор и
заключена в простую репризную форму. Первая часть пьесы, выдержанная в 3-х
голосном изложении полифонического склада. Во второй части нежный и
задумчивый характер пьесы меняется. Музыка оживляется, из-за аккомпанемента,
исполняемого стаккато, тема становится взволнованной и даже приобретает
тревожный оттенок. Её дальнейшее развитие приводит к кульминации (22 такт).
4
Затем наступает успокоение и во втором предложении раздела вновь звучит
проникновенная мелодия первой части.
Основные трудности при разучивании пьесы:
Одна из первых задач, стоящих перед юным музыкантом в работе над этим
произведением, - научится красиво вести мелодическую линию, добиваться
певучего звука и соответственно плавного легато.
Полифоническое изложение пьесы требует особого внимания. Ученик должен
слушать каждый голос и следить за тем, чтобы основная мелодия звучала ярче.
Определённую сложность в пьесе представляет аккомпанемент во второй
части. Стаккато должно быть исполнено легко, но в то же время достаточно цепко.
Список используемой литературы
1.
К. Игумнов «Мои исполнительские и педагогические принципы» под
редакцией Я. Мильштейна – М., 1966.
2.
К. Мартинсен «Индивидуальная фортепианная техника на основе
звукотворческой воли» - М., 1966.
3.
Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» - М., Музыка, 1987.
4. «Детский альбом» П. И. Чайковского в педагогическом репертуаре
музыкальных
школ.
Методические
указания
в
помощь
педагогам
пианистам. Москва 1972
5. А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано». Москва 1978.
6. Б. Милич «Воспитание ученика-пианиста». Москва 2002.
7. Е. Тимакин «Воспитание пианиста» - М., 1989.
.
5