Автор: Мышкина Наталья Александровна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ №29 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий у детей старшей логопедической группы по лексической теме:"Дикие животные"
Тема: Конспект занятия по формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи у детей подготовительной логопедической группы с ОНР III уровня.
Раздел: дошкольное образование
Цель. Познакомить с темой «Дикие животные»
Задачи.
Ход занятия.
1.
Логопед
Если соберете картинку, то узнаете тему нашего занятия.
Кто изображен на картине?
Дети. Дикие животные.
2.
Сегодня мы продолжим знакомиться с дикими животными.
Ответьте на вопрос: Кто из зверей мог бы так сказать?
Мой
длинный
пушистый
хвост
служит
мне
рулем.
(Бел-
ка, лиса.) Мой густой рыжий мех лучше всех. ( Лиса). Мое логово заметить
не просто. (Волк.)
Мое дупло расположено высоко. (Белка.)
Мои острые иголки защищают меня от врагов. (Еж, дикобраз.)
Мои
острые
когти
помогают
мне
забираться
на
дерево.
(Рысь.)
Мои
копыта
помогают
мне
добывать
пищу
из-под
сне-
га. (Олень.)
3.
Поиграем в игру «Один — много».
Один заяц — зайцы — много зайцев
один медведь — медведи — много медведей
один медвежонок — медвежата — много медвежат
одна ежиха — ежихи — много ежих
одна косуля — косули — много косуль
одна росомаха — росомахи — много росомах
4.
Ответьте на вопросы какой? какая? какое? какие? Кто больше
вспомнит слов?
Зверь
(какой?)
(дикий,
лесной,
хищный,
умный,
дерзкий,
смелый,
миролюбивый,
независимый,
подвижный,
осторожный,
травоядный,
всеядный,
опасный,
редкий,
страшный,
неприметный,
свирепый,
беспощадный, любопытный)
лиса (какая?) (рыжая, огненно-рыжая, черно-бурая, рыжевато-красная,
хитрая, осторожная, пушистая, ловкая, быстрая, чуткая, гибкая, бойкая,
любознательная, предприимчивая)
белка (какая?) (рыжая, серая, серебристо-серая, незаметная, маленькая,
пушистая, ловкая, цепкая, шустрая, проворная)
шерсть у зверей (какая?) (грубая, мягкая, лохматая, гладкая, пушистая,
теплая, мохнатая, пышная, шелковистая, плотная, густая, редкая, жесткая,
длинная, короткая, рыжая, серая, зимняя, летняя,
5.
Назовите
слова,
противоположные
по
значению,—
«слова-
неприятели».
Ловкий — неуклюжий
густой — редкий
сильный — слабый
сытый — голодный
нападать — защищаться
уснуть — проснуться
схватить — выпустить
стремительно — неподвижно
трусливый — смелый
бегом — шагом
стаей — поодиночке
Физкультминутка
МЕДВЕДЬ
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)
Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)
А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)
А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя
за нос и щёки)
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову).
6. Скажите по-другому.
Заяц, зайка, зайчишка, зайчонок, заинька, заюшка
волк, волчица, волчонок, волчишко, волчище
лис, лиса, лисица, лисонька, лисичка, лисенок,
медведь, медведица, медвежонок, медвежище
еж, ежик, ежиха,
барсук, барсучиха, барсучок, барсучонок
лось, лосиха, лосенок
7.
Скажите ласково.
Серый — серенький
белый — беленький
хитрый — хитренький
толстый — толстенький
слабый — слабенький
шустрый — шустренький
8.
Ответьте на вопрос: Кто из зверей мог бы так сказать?
Мой длинный пушистый хвост служит мне рулем. (Белка, лиса.)
Мой густой серебристый мех лучше всех. (Серебристая лиса.)
Моя непромокаемая шкура защищает меня от холода. (Белый медведь.)
Мое логово заметить не просто. (Волк.)
Мое дупло расположено высоко. (Белка.)
Мои острые иголки защищают меня от врагов. (Еж, дикобраз.)
Мои острые когти помогают мне забираться на дерево. (Рысь.)
9.
Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями. На память о нашем
занятии выберите медальон с изображением следов диких животных.